БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ
1.1. Экономическая сущность и классификация банков с государственным участием 6
1.2. Виды участия государства в банковском секторе в разных странах 12
1.3. Роль банков с государственным участием в решении общеэкономических проблем 23
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ
2.1. Организационно-экономическая характеристика крупнейших банков с государственным участием 30
2.2. Анализ деятельности крупнейших российских банков с государственным участием 39
2.3. Перспективы развития деятельности банков с государственным участием 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ
1.1. Экономическая сущность и классификация банков с государственным участием 6
1.2. Виды участия государства в банковском секторе в разных странах 12
1.3. Роль банков с государственным участием в решении общеэкономических проблем 23
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ
2.1. Организационно-экономическая характеристика крупнейших банков с государственным участием 30
2.2. Анализ деятельности крупнейших российских банков с государственным участием 39
2.3. Перспективы развития деятельности банков с государственным участием 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях недостаточного развития банковской инфраструктуры финансовых услуг для предприятий и населения, низкого уровня участия коммерческих банков в развитии экономики и социальной сферы, возрастает роль банков с государственным участием в решении народнохозяйственных задач. Принято считать, что гос. участие в банковской системе сказывается на ее стабильности и надежности. Кроме того, создание банков с государственным участием, как правило, объясняется тем, что существуют сектора экономики, финансирование которых потенциально либо невыгодно, либо слишком рискованно для частных финансовых институтов, - например, сельское хозяйство и торговля. Роль государственных кредитных организаций в банковской системе РФ оценивается неоднозначно. С одной стороны, во времена кризиса именно они получают в первую очередь государственную поддержку в виде кредитов под низкий процент, обеспечивая тем самым ликвидность платежной системы. Такие банки служат оплотом надежности для частных компаний и частных вкладчиков, проводят государственную политику по снижению процентных ставок для реального сектора экономики, задают общий уровень цен ипотечного кредитования.
Степень научной разработанности.
Теоретическое развитие вопросов теории и практики государственного участия в капитале банков рассматривались в работах российских учёных: Г.Н. Белоглазовой и Л.П. Кроливецкой, В.Я. Горфинкеля, Е.Ф. Жукова и Л.М. Максимова, B.C. Захарова, О.И. Лаврушина, С.Р. Моисеева, А.Ю. Симановского, Л.С. Тарасевича и А.И. Майзеля, Б.Б. Рубцова; в таких периодических изданиях, как «Банковское дело», «Деньги и кредит», «Современные проблемы науки и образования», а также освещались на Международных научных конференциях.
Цель исследования - оценить перспективы влияния деятельности банков с гос. участием на экономику России. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить сущность и классификацию банков с государственным участием и определить их роль в решении общеэкономических проблем;
- проанализировать организационно-экономическую характеристику деятельности крупнейших банков в Российской Федерации и оценить ключевые показатели их деятельности;
- исследовать влияние деятельности банков с гос. участием на социально-экономическое развитие РФ и обосновать необходимость их существования.
Объектом исследования является деятельность четырех банков с государственным участием - АО «Россельхозбанк», ПАО Банк ВТБ, АО «Газпромбанк» и ПАО Сбербанк.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе реализации роли банков с государственным участием в экономике России.
Теоретическую основу проведённого исследования составили фундаментальные исследования как отечественных, так и зарубежных учёных.
В качестве информационной базы для работы использовались нормативные документы, такие как Гражданский Кодекс РФ, Распоряжения Правительства РФ, Инструкции Банка России и ФЗ, работы и статьи отечественных и зарубежных авторов в области финансов и банковского дела (Грязнова А.Г., Козлова Е.П., Галанина Е.Н., Лапидус М.Х., Лаврушин О.И., Стоян И.И. и другие), различные периодические издания («Агрокредит. Экономика и финансы в сельском хозяйстве», «Актуальные вопросы современной науки», «Рейтинги и ренкинги российских коммерческих банков»), обзоры банковского сектора, данные статистики Росимущества, а также тематические публикации с ресурсов Интернет.
Методологическую базу исследования составили общенаучные и специальные методы и приемы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация и абстрагирование, соотношение общего, особенного и единичного, метод системного подхода, исторической и логической оценки экономических явлений.
Практическая значимость работы определяется тем, что на основании проделанного анализа теоретических и практических основ роли банков в кредитовании реального сектора экономики, соответствующей практики банков АО «Россельхозбанк», ПАО Банк ВТБ, АО «Газпромбанк» и ПАО Сбербанк.
Объем и структура ВКР. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 57 наименований, и шести приложений. В первой главе определены теоретические аспекты деятельности банков: сущность банков с государственным участием, их классификация и роль в решении общеэкономических проблем. Во второй главе производится оценка их деятельности, организационно-экономическая характеристика и определение влияния деятельности банков с гос. участием на социально-экономическое развитие РФ. В работе содержится 10 таблиц и 1 рисунок. Общий объем работы составляет 61 страница.
Степень научной разработанности.
Теоретическое развитие вопросов теории и практики государственного участия в капитале банков рассматривались в работах российских учёных: Г.Н. Белоглазовой и Л.П. Кроливецкой, В.Я. Горфинкеля, Е.Ф. Жукова и Л.М. Максимова, B.C. Захарова, О.И. Лаврушина, С.Р. Моисеева, А.Ю. Симановского, Л.С. Тарасевича и А.И. Майзеля, Б.Б. Рубцова; в таких периодических изданиях, как «Банковское дело», «Деньги и кредит», «Современные проблемы науки и образования», а также освещались на Международных научных конференциях.
Цель исследования - оценить перспективы влияния деятельности банков с гос. участием на экономику России. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить сущность и классификацию банков с государственным участием и определить их роль в решении общеэкономических проблем;
- проанализировать организационно-экономическую характеристику деятельности крупнейших банков в Российской Федерации и оценить ключевые показатели их деятельности;
- исследовать влияние деятельности банков с гос. участием на социально-экономическое развитие РФ и обосновать необходимость их существования.
Объектом исследования является деятельность четырех банков с государственным участием - АО «Россельхозбанк», ПАО Банк ВТБ, АО «Газпромбанк» и ПАО Сбербанк.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе реализации роли банков с государственным участием в экономике России.
Теоретическую основу проведённого исследования составили фундаментальные исследования как отечественных, так и зарубежных учёных.
В качестве информационной базы для работы использовались нормативные документы, такие как Гражданский Кодекс РФ, Распоряжения Правительства РФ, Инструкции Банка России и ФЗ, работы и статьи отечественных и зарубежных авторов в области финансов и банковского дела (Грязнова А.Г., Козлова Е.П., Галанина Е.Н., Лапидус М.Х., Лаврушин О.И., Стоян И.И. и другие), различные периодические издания («Агрокредит. Экономика и финансы в сельском хозяйстве», «Актуальные вопросы современной науки», «Рейтинги и ренкинги российских коммерческих банков»), обзоры банковского сектора, данные статистики Росимущества, а также тематические публикации с ресурсов Интернет.
Методологическую базу исследования составили общенаучные и специальные методы и приемы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация и абстрагирование, соотношение общего, особенного и единичного, метод системного подхода, исторической и логической оценки экономических явлений.
Практическая значимость работы определяется тем, что на основании проделанного анализа теоретических и практических основ роли банков в кредитовании реального сектора экономики, соответствующей практики банков АО «Россельхозбанк», ПАО Банк ВТБ, АО «Газпромбанк» и ПАО Сбербанк.
Объем и структура ВКР. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 57 наименований, и шести приложений. В первой главе определены теоретические аспекты деятельности банков: сущность банков с государственным участием, их классификация и роль в решении общеэкономических проблем. Во второй главе производится оценка их деятельности, организационно-экономическая характеристика и определение влияния деятельности банков с гос. участием на социально-экономическое развитие РФ. В работе содержится 10 таблиц и 1 рисунок. Общий объем работы составляет 61 страница.
В настоящее время в России не существует специального законодательства, регулирующего создание и деятельность кредитных организаций с государственным участием. Формы, объемы и порядок участия федерального имущества в уставных капиталах кредитных организаций определяются отдельными для каждого банка федеральными законами. Участие субъектов РФ и органов местного самоуправления своим имуществом и денежными средствами в формировании уставных капиталов кредитных организаций возможно лишь на основании особого законодательного акта субъекта РФ или решения органа местного самоуправления.
В результате такого подхода в банковской системе России имеет место применение различных стандартов в статусе, порядке создания, функционирования и ликвидации кредитных организаций с участием государства.
В связи с этим рядом экономистов высказывается мнение о необходимости издания специального закона о государственных банках с разработкой на его основе унифицированной нормативной базы, регулировать деятельность всех банков с государственным участием. На мой взгляд, более приемлемым является предложение Е.Б. Солохиной о включении в ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» специальной главы «Кредитные организации с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и субфедеральных образований», в которой необходимо определить статус этих кредитных организаций, цели их деятельности и функции в банковской системе, а также особенности их регулирования и надзора. Необходимым, на мой взгляд, является и законодательное закрепление понятия банка с государственным участием, а также субъектов, ответственных за управление государственной долей.
Несмотря на то, что эффективность деятельности банков с государственным участием в России доказана, среди экономистов есть противники участия государства в капитале банковского сектора. Они уповают на то, что государственные банки, прежде всего, препятствуют добросовестной конкуренции на рынке банковских услуг из-за получаемых со стороны государства преференций, льгот, административной поддержки; они содействуют неэффективному использованию бюджетных средств и коррупции, а также сдерживают формирование полноценного финансового рынка и системы рыночного распределения ресурсов в стране. В связи с этим хотелось бы отметить, что в современных условиях развития интеграции и глобализации на мировых финансовых рынках важнейшим плюсом доминирования на российском банковском рынке банков с государственным участием является тот факт, что государственные банки сдерживают экспансию иностранных банков, темпы роста присутствия которых на российском банковском рынке весьма существенны. Кроме того, они способны противостоять финансовым кризисам и оказать финансовую поддержку другим кредитным институтам страны, подпитывая их ликвидность. Как отмечают некоторые авторы в период низкой хозяйственной конъюнктуры госбанки совершают кредитование в меньшей степени, чем другие участники рынка, стабилизируя тем самым национальную экономику.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что банки с государственным участием - это банки, в капитале которых участвуют организации, представляющие государство. Зачастую банки с государственным участием за рубежом не показывают высокие показатели деятельности (доходность, рентабельность, ликвидность) из-за того, что кредитуют убыточные, инновационные отрасли, крупные инвестиционные проекты, срок окупаемости которых находится на длительном горизонте, что вынуждены нести более высокие социальные расходы, чем другие банки. При этом они играют стратегическую или значительную социальную роль, получая ряд преференций от государства, позволяющих продолжать свою деятельность.
В связи с этим они могли бы выполнять функции банков развития, инновационных институтов, участвовать в реализации других проектов, кредитование которых для коммерческих банков слишком рискованно. Масштабы задач, решаемые банками с государственным участием в каждой из стран, различны и определяются рядом взаимосвязанных факторов: исторически сложившимися условиями в стране, современной стадией развития экономики, местом банковской системы в народном хозяйстве, конкурентоспособностью национальной экономики, социальными, экономическими, культурными и другими факторами. Соответственно, уровни участия государства в банковской системе каждой из стран различны.
Каждый рассмотренный банк играет большую роль для народного хозяйства РФ: ПАО Сбербанк обслуживает преимущественно физ. лица, АО «Россельхозбанк» развивает сельское хозяйство, Газпромбанк - газовую и нефтяную промышленности, Банк ВТБ - государственно-частные проекты. Государство принимает полное участие в управлении АО «Россельхозбанк» (100% акций), частичное участие в управлении АО Газпромбанк (45,7%) и ПАО ВТБ (60%).
Анализ ключевых показателей банков показал, что около 70% занимают вклады ПАО Сбербанк, ПАО ВТБ, АО «Россельхозбанк» и АО Газпромбанк в общем объеме банковского сектора экономики, это 45,4 трлн. рублей. Больше половины (18,7 трлн. рублей) это вклады ПАО Сбербанк. Активы исследуемых банков в сумме на начало 2017 года составили 42% от ВВП России. Объем кредитного портфеля крупнейших банков с гос. участием по отношению к КП банковского сектора и к ВВП активно снижается на протяжении исследуемого периода (с 40 до 42%).
Таким образом, роль банков с государственным участием в экономике России возрастает. С одной стороны, потенциальные клиенты доверяют таким банкам из-за высокой доли участия государства в их капитале, что говорит о надежности банка, а с другой, за счет инвестирования в государственные инвестиционные проекты, а также поддержки значимых для государства отраслей.
В современных условиях развития интеграции и глобализации на мировых финансовых рынках важнейшим плюсом доминирования на российском банковском рынке банков с государственным участием является тот факт, что государственные банки сдерживают экспансию иностранных банков, темпы роста присутствия которых на российском банковском рынке весьма существенны банки, контролируемые государством, финансируют крупные инвестиционные проекты федерального значения. Эти две причины обуславливают благоприятные перспективы развития банков с государственным участием.
В результате такого подхода в банковской системе России имеет место применение различных стандартов в статусе, порядке создания, функционирования и ликвидации кредитных организаций с участием государства.
В связи с этим рядом экономистов высказывается мнение о необходимости издания специального закона о государственных банках с разработкой на его основе унифицированной нормативной базы, регулировать деятельность всех банков с государственным участием. На мой взгляд, более приемлемым является предложение Е.Б. Солохиной о включении в ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» специальной главы «Кредитные организации с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и субфедеральных образований», в которой необходимо определить статус этих кредитных организаций, цели их деятельности и функции в банковской системе, а также особенности их регулирования и надзора. Необходимым, на мой взгляд, является и законодательное закрепление понятия банка с государственным участием, а также субъектов, ответственных за управление государственной долей.
Несмотря на то, что эффективность деятельности банков с государственным участием в России доказана, среди экономистов есть противники участия государства в капитале банковского сектора. Они уповают на то, что государственные банки, прежде всего, препятствуют добросовестной конкуренции на рынке банковских услуг из-за получаемых со стороны государства преференций, льгот, административной поддержки; они содействуют неэффективному использованию бюджетных средств и коррупции, а также сдерживают формирование полноценного финансового рынка и системы рыночного распределения ресурсов в стране. В связи с этим хотелось бы отметить, что в современных условиях развития интеграции и глобализации на мировых финансовых рынках важнейшим плюсом доминирования на российском банковском рынке банков с государственным участием является тот факт, что государственные банки сдерживают экспансию иностранных банков, темпы роста присутствия которых на российском банковском рынке весьма существенны. Кроме того, они способны противостоять финансовым кризисам и оказать финансовую поддержку другим кредитным институтам страны, подпитывая их ликвидность. Как отмечают некоторые авторы в период низкой хозяйственной конъюнктуры госбанки совершают кредитование в меньшей степени, чем другие участники рынка, стабилизируя тем самым национальную экономику.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что банки с государственным участием - это банки, в капитале которых участвуют организации, представляющие государство. Зачастую банки с государственным участием за рубежом не показывают высокие показатели деятельности (доходность, рентабельность, ликвидность) из-за того, что кредитуют убыточные, инновационные отрасли, крупные инвестиционные проекты, срок окупаемости которых находится на длительном горизонте, что вынуждены нести более высокие социальные расходы, чем другие банки. При этом они играют стратегическую или значительную социальную роль, получая ряд преференций от государства, позволяющих продолжать свою деятельность.
В связи с этим они могли бы выполнять функции банков развития, инновационных институтов, участвовать в реализации других проектов, кредитование которых для коммерческих банков слишком рискованно. Масштабы задач, решаемые банками с государственным участием в каждой из стран, различны и определяются рядом взаимосвязанных факторов: исторически сложившимися условиями в стране, современной стадией развития экономики, местом банковской системы в народном хозяйстве, конкурентоспособностью национальной экономики, социальными, экономическими, культурными и другими факторами. Соответственно, уровни участия государства в банковской системе каждой из стран различны.
Каждый рассмотренный банк играет большую роль для народного хозяйства РФ: ПАО Сбербанк обслуживает преимущественно физ. лица, АО «Россельхозбанк» развивает сельское хозяйство, Газпромбанк - газовую и нефтяную промышленности, Банк ВТБ - государственно-частные проекты. Государство принимает полное участие в управлении АО «Россельхозбанк» (100% акций), частичное участие в управлении АО Газпромбанк (45,7%) и ПАО ВТБ (60%).
Анализ ключевых показателей банков показал, что около 70% занимают вклады ПАО Сбербанк, ПАО ВТБ, АО «Россельхозбанк» и АО Газпромбанк в общем объеме банковского сектора экономики, это 45,4 трлн. рублей. Больше половины (18,7 трлн. рублей) это вклады ПАО Сбербанк. Активы исследуемых банков в сумме на начало 2017 года составили 42% от ВВП России. Объем кредитного портфеля крупнейших банков с гос. участием по отношению к КП банковского сектора и к ВВП активно снижается на протяжении исследуемого периода (с 40 до 42%).
Таким образом, роль банков с государственным участием в экономике России возрастает. С одной стороны, потенциальные клиенты доверяют таким банкам из-за высокой доли участия государства в их капитале, что говорит о надежности банка, а с другой, за счет инвестирования в государственные инвестиционные проекты, а также поддержки значимых для государства отраслей.
В современных условиях развития интеграции и глобализации на мировых финансовых рынках важнейшим плюсом доминирования на российском банковском рынке банков с государственным участием является тот факт, что государственные банки сдерживают экспансию иностранных банков, темпы роста присутствия которых на российском банковском рынке весьма существенны банки, контролируемые государством, финансируют крупные инвестиционные проекты федерального значения. Эти две причины обуславливают благоприятные перспективы развития банков с государственным участием.
Подобные работы
- Банки с государственным участием в развитии реального сектора экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Банки с государственным участием в развитии реального сектора экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИ-ЕМ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВ С
ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018



