Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития памяти у младших школьников 8
1.1 Анализ проблемы развития памяти у младших школьников
в научной литературе 8
1.2 Психолого-педагогические особенности развития памяти
у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 13
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти у младших школьников во внеурочной деятельности 22
2.1 Исследование начального уровня развития памяти
у младших школьников 22
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы
по развитию памяти у младших школьников по внеурочной деятельности 33
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
по развитию памяти у младших школьников 39
Заключение 48
Список используемой литературы 49
Приложение А Диагностическая карта методик 51
Приложение Б Стимульный материал для диагностики оперативной зрительной памяти 52
Приложение В Протокол диагностики «10 слов» 53
Приложение Г Протокол диагностики «Арифметический тест Векслера» 54
Приложение Д Результаты игровой деятельности в рамках проведения внеклассных мероприятий 55
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение развития памяти у детей младшего школьного возраста необходимо проводить постоянно, так как до сих пор в научных трудах приводится множество гипотез определения, теорий и модели памяти. Изучение механизмов памяти в трудах многих ученых, педагогов и психологов привело к тому, что они смогли выделить три основных уровня изучения механизмов, а также закономерностей развития памяти: биохимический, психологический и нейрофизический. В когнитивной психологии выделили формирование кибернетического подхода к изучению памяти.
Общее понятие памяти можно сформулировать так,
физиологическойосновой развития памяти является сохранение и актуализация поученных знаний в мозге человека. Таким образом в современной психологии под понятием «память» подразумевают форму психического отражения, которая не только закрепляет, сохраняет, но и может воспроизвести полученные данные через определённый промежуток времени.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286, говорится, что для гармоничного развития личности необходимо использовать системно-деятельностный подход для всех учащихся. Для этого в ФГОС НОО включены две части вариативная и инвариантная.
В результате чего каждая организация может составлять программы по внеурочной деятельности в соответствии с социальным заказом конкретной школы, а также с учётом потребностей экономического развития региона.
В младшем школьном возрасте развитие памяти у детей стоит на разных уровнях, особенно это заметно, когда ученики находятся на начальном этапе, то есть перейдя из дошкольного старшего возраста в младший школьный. Заметны различия в развитии памяти между теми детьми кто посещал дошкольные учреждения и, кто не посещал.
Важность развития памяти заключается в следующем, современные понятия о том, как развивать память и в каком возрасте, какую методику применять очень разняться, так как нужно учитывать какие виды памяти необходимо развивать в первую очередь, какие во вторую.
Вопрос развития памяти у детей младшего школьного возраста интересовал и интересует до сих пор многих психологов, педагогов.
Очень важная роль в общем развитии памяти принадлежит именно младшему школьному возрасту. Так как особенностью этого возраста является становление новой системы психических функций, в центре этих функций стоит память.
Изучением развития памяти у младших школьников занимались такие известные ученые как Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.И. Самохвалова, А.Р. Лурия и другие.
Благодаря экспериментальной психологии, которая смогла выделить такие функции как произвольная и логическая память мы можем сказать, что исследования высших психологических функций, являются ключом к пониманию их природы, строению, способу деятельности и также ко всей проблемы психологии человека.
Память включает ряд процессов - это запоминание, узнавание и воспроизведение.
В ходе своей жизни и деятельности человек разрешает многие встающие перед ним задачи более и менее глубоко переживая трудности, но он не ставит изначально себе такие задачи и цели, и все равно запоминает многое, причём непроизвольно запоминается.Однако потребности человеческого ума не позволяют ограничиваться только непроизвольным запоминанием.
На основе вышеизложенного, было установлено что исследования в развитии памяти младшего школьника проводятся постоянно и требуют постоянной коррекции и нахождения новых методов развития памяти, в том числе инновационных с использованием интерактивных технологий.
Все это позволило нам обозначить проблему исследования: какие комплексы упражнений необходимы для устойчивого развития памяти у детей младшего школьного возраста?
...
В результате проведения данной работы удалось реализовать
поставленные изначально все цели и задачи.
Был проведен анализ проблемы развития памяти у младших школьников. В результате него выяснилось, что изначально память у детей дошкольного возраста больше развивается непроизвольная, а затем уже в младшем школьном возрасте наиболее эффективно начинает развиваться произвольная память. Поэтому для гармоничного развития памяти необходима систематическая работа над разными видами памяти.
Для проведения исследования развития памяти необходимы были объекты для исследования. Ими выступили учащиеся 2 класса, они были разделены на две группы по 15 человек. Обе группы были продиагностированы с помощью трех методик. В результате были выявлено то что память учащихся недостаточно развита.
В результате диагностики было принято решении о создании краткосрочной программы по развитию памяти младших школьников. Программа внеурочной деятельности «Цветной мир» была разработана на 16 часов по 2 часа 2 раза в неделю. Занятия проводились на базе общеобразовательной школы, через 2 часа после основной урочной деятельности.
В результате проведения опытно-экспериментальной работы, которое проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный, удалось доказать, что развитие произвольной памяти у школьников младшего школьного возраста во внеурочной деятельности будет наиболее эффективен при использовании различных комплексов мероприятий и игровых технологий.
1. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в
разновозрастных группах : пособие для учителей образовательных
организаций. М. : Просвещение, 2014. 176 с.
2. Большунов Я. В. К характеристике структуры произвольного воспроизведения / Я. В. Большунов // Вопросы психологии. 1978.
3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. М. : «Просвещение», 2010.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 Т. М., 1982. Т. 1. С. 154.
5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
6. Изюмова С. А. Человеческая память и формирование ее индивидуальных когнитивных стратегий. М. : РУДН, 2014. 436 с.
7. Коджаспирова Г. М. Педагогика. М., 2003.
8. Корж И. Н., Лупенко Е. А., Сафуанова О. В. Сенсорно-мнемические задачи и индивидуально-личностные особенности // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 5. С. 27-31.
9. Леонтьев А. И. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций. М.; Л. : Учпедгиз, 1931. 280 с.
10. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М. : Изд. МГУ, 1968. 90 с.
11. Ляудис В. Я. Память в процессе развития. М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2011. 288 с.
12. Нечаев Н. Н. О возможности реинтеграции культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и теории деятельности А. Н. Леонтьева // Вопросы психологии. 2018. № 2. С. 3-18.
13. Никишина Н. А. Особенности структурной организации функциональных систем познавательных способностей, как факторы их эффективности. Дисс.... канд. психол. наук. М., 2007. 271 с.
14. Осинина Т. Н. Историческая память как ядро общественного сознания / Т. Н. Осинина // Вестник ГГТУ. 2017. № 1. С. 41-45.
15. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1961.
... всего 21 источник