Работа в формате PDF
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы брака и семьи. Особенности готовности личности к браку в ранней взрослости 8
1.1 Понятие, функции и стадии развития брака и семьи 8
1.2 Психологические особенности ранней взрослости 15
1.3 Понятие психологической готовности к браку и семье 19
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей готовности к браку у юношей и девушек 27
2.1 Организация и методы исследования по определению уровня
готовности к браку в ранней взрослости 27
2.2 Сравнительный анализ особенностей готовности к браку у юношей и девушек 28
2.3 Практические рекомендации по формированию
положительной мотивации личности к созданию брака 36
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Актуальность выбранной для работы темы обуславливается тем, что
сейчас, институт семьи и брака несмотря на то, что продолжает быть одним
из главных аспектов социума, но на данном этапе стремительно
преобразовываются другие ценности и приоритеты как у девушек, так и у
парней.
Главенствующую роль приобретают вопросы самореализации
личности, а также определения себя и своего дела. Таким образом семья, как
ценность, отходит на второй план.
Отметим, что многие ученые и психологи не согласны с данным
фактом и по-прежнему придерживаются мнения, что семья является базой
для формирования личности не только в психическом смысле, но также и
физическом. В юности молодежь и подростки не всегда задумываются о
сущности семьи, её важности для них самих.
С целью подготовки к будущей семейной жизни важно понимать
личностные убеждения и установки, осознавать свои ценности, а также
сущность брака и семьи в целом.
Также, учитывая современные социально-экономические условия,
сложившиеся в обществе, нельзя не отметить, что вопросы семьи и брака
приобретают все более и более высокую значимость, особенно в контексте
задач, которые ставит государство.
Чтобы реализовать крепкую семью, где люди будут поддерживать друг
друга и иметь единые ценности, важно создавать психологическую
готовность к реализации семьи и приобретения новой социальной роли.
Например, по мнению В. Сатира, реализация семьи является самым
сложным делом на планете для человека. Мы также поддерживаем его слова.
Обращаем внимание, что исследованием рассматриваемой темы и
проблемы занимались следующие доктора и эксперты: важно отметить
значимость вклада И. Юнда, Е. Дубовской, Ю. Алёшиной, Э. Эриксона и
многих других. А также, стоит отметить и вклад Джеймса Биррена, так как
именно он значится одним из некоторых учёных, являющиеся авторами
периодизации периода ранней взрослости.
Цель этой работы - выявить особенности психологической готовности
личности в период ранней взрослости к созданию семьи.
Объект данной работы – психологическая готовность личности к браку.
Предметом работы является – психологическая готовность личности к
браку в период ранней взрослости.
В качестве гипотезы работы выступает предположение, что
– ведущими мотивами для юношей и девушек в период ранней
взрослости являются «любовь» и «общие интересы»;
– среди установок в семейной паре у юношей более выражены будут
установки на «сексуальную жизнь», «долг и удовольствие» и
«отношение к людям», а для девушек – «отношение к детям»,
«отношение к любви» и «отношение к людям»;
– уровень готовности к семейной жизни у респондентов будет
находится в большей степени на «удовлетворительном» и «и
достаточном» уровне.
В связи с этим были определены следующие задачи исследования,
которые необходимо решить:
1. Исследовать теоретическую базу и сущность готовности к созданию
семьи;
2. Рассмотреть главные психологические отличительные черты данного
возраста;
3. Изучить отличительные черты психологической готовности к
созданию семьи в период ранней взрослости;
4. Провести исследование среди молодёжи ранней взрослости;
5. Сделать выводы на основе проведённого исследования....
Семья является самой начальной ступенью, которая помогает
социализироваться любому человеку.
Семья – это люди, которые находятся с нами с первых минут нашей
жизни и до самых последних. Сперва, в качестве семьи выступают родители,
а также братья и сестры, бабушки, дедушки и так далее. Именно здесь
происходит формирование основных знаний, установок и суждений о мире и
семье, которые остаются с нами надолго.
Далее, мы создаем самостоятельно свою семью, которая включает в
себя не только супруга, но также и детей. В процессе её построения
применяются все накопленные ранее навыки и знания, которые впоследствии
перенимают наши дети.
Таким образом, молодежь в процессе формирования семьи
руководствуется моделью и суждениями, которые были приняты у
родителей, это может происходить даже неосознанно. Именно поэтому
важно осознавать важность и ценность семьи, а также изучить главные этапы
ее развития, возможные конфликты и кризисные периоды.
Если родители существовали в уважительных и доверительных
отношениях, с большей вероятностью юноши и девушки смогут также
построить гармоничные взаимоотношения с будущим партнером. Портрет
отца и матери для каждого является приоритетным образом мужа и жены, но
стоит отметить, что существующий в голове образ сильно идеализирован.
На основании результатов проведенных опросов и исследований,
можно сделать вывод, что у молодых людей, имеющих знания и
определенные представления о будущей семье, в приоритете стоит
личностный рост, развитие себя в качестве профессионала, а также вопросы,
связанные с поиском своего предназначения.
Итоги исследования доказывают, что выдвинутая в начале данной
работы гипотеза верна, когнитивная составляющая готовности к браку
является достаточно сформированной у молодых людей, но при этом следует
обратить внимание на эмоциональную, которая развита в меньшей степени.
Чтобы повысить уровень психологической готовности к созданию
семьи важно реализовывать целенаправленную деятельность со
школьниками и учениками, в результате которой девушки и юноши получат
необходимые знания о браке и о взаимоотношениях между супругами.
Например, хорошей результативностью обладают лекции и беседы в учебных
заведениях.
Проведение данной работы поможет значительно сократить количество
разводов в стране и повысить качество брачных отношений, что позитивно
повлияет на социальную сферу всего государства.
Рассматривая практическую важность данной работы для психологов,
отметим, что она выражается в полезности разнопланового материала и
методик, представленных в работе. На основании материалов возможно
реализовывать просветительскую и психологическую работу с молодежью от
18 до 25 лет, которые обучаются в школах, а также в высших и
средне-специальных учебных заведениях.
Особенно полезным будет также данный материал преподавателям. С
его включением в педагогическую деятельность возможно будет
организовывать классные часы и уроки, где будет рассматриваться роль
семьи и особенности взаимоотношений между супругами.
Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
624 с.
2. Андреева Т. В. Психология семьи: учебное пособие / Т. В. Андреева.
3-е изд., перераб. и доп. Москва; Санкт-Петербург [и др.] Питер, 2014. 346 с.
3. Антонов A. В. Кризис института брака в современной России: реальность или вымысел? / А. В. Антонов, А .Г. Лактюхина // Вопросы статистики.
2015. № 7. С. 21-31.
4. Бурмистрова Е. А. Современная семья: психология отношений / Екатерина Бурмистрова, Михаил Бурмистров. – 2-е изд. Москва: ДАРЪ, 2017.
543 с.
5. Векилова С. А. Психология семьи: учеб. и практикум для вузов /
С. А. Векилова. М.: Юрайт, 2020. 308 с.
6. Волченкова Е. В. Классификация и характеристика мотивов вступления в брак. Киров: Вятский государственный гуманитарный университет.
2014. №2 (34). С. 31-36.
7. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ /
С. И. Голод. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1998. 272 с.
8. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для
студентов пед. институтов / И. В. Гребенников. М.: Просвещение, 1991.
158 с.
9. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – 3 изд., испр.
и доп. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 135 с.
10. Дубровина И. В. Проблемы психологической готовности студенческой молодежи к семейной жизни // Вопросы психологии. 2015. №4. С. 146-
161.
46
11. Ерина И. А. Психологические условия готовности молодежи к браку и семейным отношениям // Гуманитарные науки. 2018. №4 (44). С. 135-
139.
12. Заиграева Н. В. Актуальные проблемы подготовки современной
молодежи к семейной жизни // Современные проблемы высшего образования: материалы VІІ Международной научно-методической конференции.
Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2015. С. 223-228.
13. Захарова Г. И. Психология семейных отношений: учебное пособие /
Г. И. Захарова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. 63 с.
14. Зритнева Е. И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни. Дисс. канд. пед. наук, Ставрополь, 2000. 212 с.
15. Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни / Е. С. Калмыкова, Д. Я. Рай-городский. Самара: Бахрах М, 2002....35