Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К БРАКУ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Работа №106584

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2021
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы готовности к браку 7
1.1 Теоретическое исследование психологических особенностей
психологической готовности к браку в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2 Готовность к браку: понятие и структурные компоненты 11
1.3 Психологические особенности молодого и юношеского возраста 19
1.4 Неконструктивные установки на брак 31
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей готовности к браку у юношей и девушек 35
2.1 Организация и методы исследования по определению уровня
готовности к браку 35
2.2 Сравнительный анализ особенностей готовности к браку 36
2.3 Разработка рекомендаций по формированию готовности к браку
в юношеском возрасте 50
Заключение 56
Список используемой литературы 59


Совместная жизнь людей постоянно создает ситуации несовпадения интересов, необходимости нахождения компромиссов, поэтому семейные отношения - это место частого возникновения разногласий, и не каждый брак выдерживает это испытание. Но в то же время именно супружеские отношения дают возможность учиться эти трудности преодолевать, расти над собой и стремиться к большему. Семья, по определению, является группой людей, связанных конкретными отношениями. Это фундаментальная ячейка социальной системы, с которой мы наиболее тесно связаны. Семья влияет на личное, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие.
Психологический климат семьи является изменяемым вследствие влияния на него членов семьи. От усилий и вклада каждого будет зависеть его благоприятность. Брак основывается на совместимости людей как личностей и от того, как этим людям удастся найти подход друг к другу. Совместная жизнь требует от супругов взаимного уважения, доверия, понимания, умения находить компромиссы и улаживать конфликты.
Актуальность. Межличностные отношения всегда занимали большое место в жизни людей, а исследования по ним продолжают набирать популярность. Понимание того, как быть психологически готовым к созданию семьи - важный аспект на пути каждого человека, имеющего намерение вступить в брак или же пока только в парные отношения. Семья является одним из важнейших социальных институтов, который требует постоянного научного исследования. Рост числа разводов, особенно в первые годы супружеской жизни, свидетельствует о необходимости и актуальности поисков путей сохранения семьи путем подготовки к ее созданию, изучению проблемных моментов, в частности, изучению основных подходов к ее созданию, формированию у молодежи адекватного образа будущего брачного партнера.
Таким образом, актуальность данной работы определяется необходимостью исследования факторов, играющих роль в создании брачных взаимоотношений людей.
Степень разработанности темы исследования. Большой вклад в изучение межличностных отношений мужчин и женщин внесли такие учёные, как: Л.С. Выготский, З. Фрейд, Б.Г. Ананьев.
Цель исследования - выявить особенности психологической готовности юношей и девушек к созданию семьи, определить степень мотивации и разработать рекомендации по повышению уровня готовности к браку.
Объект исследования - психологическая готовность к созданию семьи.
Предмет исследования - психологическая готовность к созданию семьи у юношей и девушек.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что мотивация готовности к браку в юношеском возрасте имеет свои психологические особенности, а также половую специфику, где у девушек наблюдается большая психологическая готовность к браку, чем у юношей.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить работы отечественных и зарубежных исследователей на тему психологической готовности к браку;
- определить функции и структурные компоненты готовности к браку;
- разобрать проблемы, наиболее часто встречающиеся в семейных отношениях на раннем периоде;
- провести эмпирическое исследование, использую методы диагностики;
- разработать рекомендации по формированию психологической готовности к браку у юношей и девушек.
Методы и методики исследования: теоретические (анализ и синтез научных трудов по теме исследования), эмпирические (анкетирование, тестирование), математическая и графическая обработка полученных эмпирических данных.
Для диагностики степени готовности юношей и девушек к браку были использованы следующие методики:
- опросник «Мотивы вступления в брак» по С.И. Голод;
- опросник «Мотивационная готовность к браку» С.В. Жолудевой;
- тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда;
- методика исследования семейных установок А.Н. Сизанова;
- методы математической статистики - сравнительный анализ с помощью параметрического критерия t-стъюдента и критерий ф-угловое преобразование Фишер.
Методология исследования: при написании данной выпускной квалификационной работы выступили труды учёных: Л.С. Выготского, С.В. Жолудева, Г.С. Костюк, А. Маслоу, И.Ф. Юнда.
Теоретическая значимость: в работе проведён анализ теоретического материала по теме исследования, дано определение понятию «готовность», рассмотрены аспекты формирования готовности к браку в юношеский период. Аналитические данные могут служить диагностическим и прогностическим целям.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы специалистами, а также самими молодыми людьми для повышения уровня психологической готовности к браку.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, теоретической главы, эмпирической главы с исследованием и рекомендациями, заключения, списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема готовности к семье и браку - это крайне актуальная проблема современного русского общества, поскольку институт брака претерпел ряд значительных трансформаций. Причиной этому явились политические и социальные изменения, переоценка жизненных ценностей и формирование новых стереотипов в сознании людей. Во многом, в качестве причины изменения отношения к институту брака рассматривается психологическая незрелость или неготовность личности к созданию семьи.
Согласно исследованиям социологов и психологов, не только в мире, но и в нашей стране, в частности, наблюдается тенденция увеличения числа разводов. Демографы указывают на то, что бракоразводный процесс проходит почти половина всех пар, заключивших брак. Особенно этому подвержены молодые семьи, не преодолевшие срок 5 лет, так как именно они сталкиваются с первыми трудностями и зачастую не могут их преодолеть. А это в свою очередь становится причиной других социальных проблем.
Только зародившаяся семья представляет собой еще не до конца стабильную ячейку общества, на нее влияют разнообразные внутренние и внешние факторы. Каждый партнер раскрывается со временем и иногда это может быть не очень приятным и неожиданным «сюрпризом». Так, несовпадение целей супругов, неконструктивные установки на брак, мотивация и ожидания.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме психологической готовности к браку в юношеском возрасте были проанализированы работы многих исследователей, психологов, социологов, таких как А.А. Бодалев [5], Т.В. Андреева [3], А.Г. Харчев, К. Витакер [7], С.В. Ковалев, Е.Г. Силяева.
Изучив разные исследования, методики и выводы, можно с уверенностью сказать, что проблема готовности к браку активно изучается вот уже почти целый век. Эта отрасль изучения неразрывно связана с возрастными аспектами и половыми различиями, а это в свою очередь требует дополнительного изучения из-за большого количества входящих данных.
В результате нашего исследования особенностей готовности к браку в юношеском возрасте было определено.
Девушки демонстрируют большую степень готовности к браку, нежели юноши того же возрастного диапазона. Также они больше значимости уделяют заботе о детях, романтической составляющей, доминирующей роли мужчины в семье. Девушки зачастую проявляют повышенную готовность брать на себя ответственность за семью. Низкие значения у девушек имеют установки на традиционные представления о роли женщины.
Сравнительный анализ семейных установок позволил определить, что девушки в большей степени, чем юноши, позитивно и доброжелательно относятся к людям», придают детям большую и значимую роль, подвержены эмоциональной и психологической зависимости от супруга, ориентируются на традиционно представляемую романтическую любовь.
По результатам трех методик можно сказать, что юноши немного меньше торопятся создать семью и оттягивают время до того момента, пока не смогут с уверенностью сказать, что им по плечу обеспечить свою семью всем необходимым, от того нередко прогнозируют свой брак на возраст после 30 лет. Для них также немалым критерием выбора партнера является направленность на определенного человека, то есть родственную душу, друга и товарища, чтобы можно было доверять. Внешняя привлекательность немного более значима, чем для девушек. У юношей менее выражены шкалы «позитивное отношение к людям», «альтернатива между чувством долга и удовольствием».
У юношей наиболее легкое отношение к разводу, чем у девушек, они более бережливо относятся к деньгам и финансовому состоянию, к семье у них более эгалитарное отношение, считают, что она должна быть в традиционном распределении ролей, там, где мужчина - добытчик, а жена ведет быт и занимается детьми.
Но в тоже время прослеживается тенденция отхождения от традиционных представлений, особенно у девушек, большинство опрашиваемых предпочли позицию равноправия и высказывали свое согласие с тем, что могут зарабатывать больше мужчины, в то время как он возьмет на себя домашние обязанности или как минимум разделит их пополам.
По результатам видно, что любовь в этом возрасте является эмоциональной основой, фундаментом, который помогает преодолевать трудности и подталкивает людей к нахождению путей решения возникающих проблем вместе.
Для обоих полов сексуальная сфера не является табуированной, а также одинаково значимой.
Ориентируются на определенный тип брака 20% юношей и 40% девушек. Мотивация на сам факт брака выявлена у 6% юношей и 6% девушек.
В целом, девушки характеризуются большей готовность к семейной жизни, чем юноши, что подтвердило нашу гипотезу.



1. Адлер А. Наука жить: Пер. с англ. и нем. К. : Port-Royal. 2009. 288 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968, 339с.
3. Андреева Т. В. Образы партнера по общению и супруга у студентов университета // Ананьевские чтения 2018: Материалы научно-практической конференции. СПб. : 2018. 256 с.
4. Берн Ш. М. Гендерная психология. СПб. : Прайм-Еврознак, 2001. 320 с.
5. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 124 - 126.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
7. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М. : 1998. 288 с.
8. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб. : Союз, 2006. 143 с.
9. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб. : Прополис, 2018. 272 с.
10. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М. : 1991. 234 с.
11. Дементьева И. Ф. Первые годы брака: проблемы становления молодой семьи. М.: Знание. 2001. 267 с.
12. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб. : Питер, 2008. 176 с.
13. Занюк С. С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг Киев. : Эльга-Н : Ника-Центр, 2001. 351 с.
14. Зритнева Е. И. Семьеведение: учеб. пособие для студентов вузов М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. 246 с.
15. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2012. 460 с.
16. Каган В. Е. Психосексуальное воспитание детей и подростков. Л., 1990. 145 с.
17. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М. : 1987. 159 с.
18. Колесов Д. В. Подросток - взросление и здоровый образ жизни. М.: Грааль, 2001. 100 с.
19. Кон И. С. Психология ранней юности. М. : Просвещение, 1985. 255 с.
20. Костюк В. Н. Изменяющиеся системы. М. : 1993. 347 с.
21. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестн. Московского ун-та. Сер.14. Психология. 1979. №2. С.3-13.
22. Лисовский В. Т. Любовь, брак, семья. Социологическое исследование. СПб. : Наука, 2003. 368 с.
23. Майерс Д. Социальная психология. СПб. : 2017. 245 с.
24. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478с.
25. Ростовская Т. К., Кучмаева О. В. Представления молодых
россиян о семейной жизни: социологический ракурс [Электронный ресурс] // URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/predstavleniya-molodyh-rossiyan-o-
semeynoy-zhizni-sotsiologicheskiy-rakurs (дата обращения: 19.09.2021).
26. Семья как социальный институт [Электронный ресурс] // URL: https:ZZlektsii.org/6-96616.html (дата обращения: 19.09.2021).
27. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . М. : Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.
28. Силяева Е. Г. Современные исследования семейно-брачных отношений // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для вузов под ред. Е.Г. Силяевой. М. : 2002. 192с.
29. Тихомирова В. В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи // Социологические исследования. 2010. № 2. С. 118-124.
30. Федотова Н. Ф. Ролевые ожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на развитие супружеских отношений // Семья и личность (психолого-педагогические, социальные и психологические проблемы): Тезисы докладов всесоюзной конф.; г. Гродно. М. : 1991. С.100-104.
31. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе М., 1989. 208 с.
32. Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений / З. Фрейд; сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. 448 с.
33. Фромм Э. Искусство любить. М.: АСТ, 2011. 223 с.
34. Харчев А. Г., Мацконский М. С. Современная семья и ее проблемы. Соц.-демограф. исследование. М. : 1978. 235 с.
35. Чумакова Д. М. Семейные отношения и психологические характеристики религиозности родителей // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. М. : Российское психологическое общество, 2012. Т. III. С. 289.
36. Шапиро Б. Ю. Психологические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни. М.: Знание, 1983. 40 с.
37. Юнда И. Ф., Юнда Л. И. Социально-психологические основы семейной жизни. Киев, 1990. 53 с.
38. Юнг К. Г. Психологические типы. М. : Издательство ACT, 1998. 720 с.
39. Янкова З. А., Ачильпедиева Е. Ф., Лосева O. K. Мужчина и женщина в семье. М. : Финансы и статистика, 1983. 80 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ