Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика мер административного пресечения 9
1.1 Понятие, значение и правовая природа мер административного
пресечения 9
1.2 Классификация мер административного пресечения 23
Глава 2 Особенности отдельных видов мер административного пресечения 32
2.1 Общие меры административного пресечения 32
2.2 Специальные меры административного пресечения 32
Глава 3 Проблемы применения мер административного пресечения и пути их решения 48
3.1 Совершенствование материально-правовых оснований применения специальных мер административного пресечения сотрудниками
полиции 48
3.2 Проблема обеспечения законности применения мер административного пресечения 56
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 68
Согласно обзору деятельности судов общей юрисдикции за 2021 год (данные за 2022 год в настоящее время ещё не опубликованы), только судами общей юрисдикции было рассмотрено 8 907 200 дел об административных правонарушениях, что на 18,7 % больше, чем в предшествующем 2020 году [39]. При этом в данный показатель не входят дела об административных правонарушениях, рассмотренные арбитражными судами и
уполномоченными несудебными органами и должностными лицами. В свою очередь, в рамках производства по делам об административных правонарушениях, уполномоченным органам предоставлены права по применению мер административного принуждения и пресечения, которые направлены на обеспечение надлежащих условий для рассмотрения дела.
Неотъемлемой характеристикой меры пресечения, как и любой другой меры принуждения, выступает то, что она прямо или косвенно связана с ограничением прав и свобод лица, в отношении которой она применяется. При этом, центральная роль человека, его прав и свобод в построении правового государства выделяется в научной литературе [45 с. 48-52]. Соответственно, необоснованное либо чрезмерное ограничение прав и свобод человека, в том числе, в процессе применении мер административного пресечения ставит под угрозу реализацию идеи правового государства. В свою очередь, построение правового государства в одинаковой степени предполагает необходимость применения адекватных мер пресечения в целях поддержания соответствующего правопорядка, защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом ценностей, и, с другой стороны, - предполагает в процессе их применения максимально возможного соблюдения прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых они применяются (лицо, применяющее меры пресечения должно стремиться к максимально возможной минимизации причиняемого вреда)...
В результате проведённого исследования, были сделаны следующие выводы и предложения.
Меры административного пресечения необходимо определить как меру государственного принуждения оперативного характера, направленную на полное прекращение правонарушения (преступления, административного правонарушения, иного противоправного поведения), которые применяются компетентными должностными лицами органов исполнительной власти в процессе осуществления государственно-властных полномочий. Применение мер административного принуждения возможно только в процессе реализации исполнительной власти, в противном случае, таки меры становятся уже не мерами административного пресечения, а иными мерами государственного принуждения.
Основной целью меры административного пресечения выступает незамедлительное прекращение совершаемого правонарушения. Мера административного пресечения может быть применена в период времени с момента начала административного правонарушения и до момента его завершения (фактического прекращения противоправного действия). Кроме того, применение мер административного пресечения в значительной степени будет способствовать ликвидации негативных последствий от
правонарушения, привлечение правонарушителя к предусмотренной законом ответственности, а также достигать цели общей и индивидуальной превенции.
Значение мер административного пресечения заключается в том, что их законное, эффективное и в то же время, взвешенное применение, позволяет восстановить состояние правопорядка, формирует уважение к закону и к государству, которое таким образом его обеспечивает. В наиболее идеальном представлении применение мер административного пресечения должно быть опосредованной реакцией общества на допускаемое противоправное
поведение, в целях защиты такого общества и его представителей от нежелательного поведения...
1. Алексеева М. В., Смоленский М. Б. Административное право: учебник. М.: КноРус, 2017. 185 с.
2. Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). М.: Проспект, 2012. С. 382.
3. Административное прав: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. 736 с.
4. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. 640 с.
5. Административное право: учебник / под общ. ред. А. С. Телегина; Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Пермь, 2020. 340 с.
6. Административное право России. Ч. 1. Государственное управление и административное право: учебник / под ред. А.П. Коренева. М.: Московская академия МВД России, ЦЮЛ «Щит», 2002. 345 с.
7. Барашев В.В. Институт административного принуждения: соотношение материального и процессуального права: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт МВД России, 2007. 177 с.
8. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. М.: Норма, 2014. 622 с.
9. Бочаров С.Н., Брунер Р.А., Зырянов С.М. Административное право Российской Федерации: курс лекций. М., 2015. 526 с.
10. Большой толковый словарь русского языка: А-Я / под ред. С. А. Кузнецова. Санкт-Петербург: Норинт, 1998. 1534 с.
11. Васюхно И.О. Меры административно-правового пресечения, применяемые органами внутренних дел Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. 31 с.
12. Дубровский Д.С. Правовое регулирование в Российской Федерации мер административного пресечения, ограничивающих свободу личности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 39 с.
13. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково
словообразовательный. М.: Рус. яз., 2000. Т. 2. 1084 с.
14. Зубач А.В., Кисин В.Р., Ковшевацкий В.И. Кафедра административного права московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя: история и современность // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3. С. 8-12.
15. Зорькин В.Е. Институт административно-правового пресечения:
Лекция // Ставропольский филиал Краснодарского университета МВЛ РФ. URL: https://xn--80ae7bem.xn--d1alsn.xn--b1aew.xn--
p1ai/upload/site122/document_file/AP_l.19.pdf (дата обращения: 13.05.2023)...65