Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности с эмоциональным выгоранием сотрудников организации

Работа №137791

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа в формате PDF
Аннотация
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы индивидуально-типологических особенностей личности и эмоционального выгорания 7
1.1 Проблемы эмоций. Эмоциональное выгорание в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2 Проблемы индивидуально-типологических особенностей личности 16
1.3 Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности с эмоциональным выгоранием 27
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности с эмоциональным выгоранием 32
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 32
2.2 Результаты исследования по изучению взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности с эмоциональным выгоранием 34
2.3 Анализ взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности с эмоциональным выгоранием 47
2.4 Рекомендации по предотвращения эмоционального выгорания сотрудников 57
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение А Результаты личностного опросника Айзенка EPI 72
Приложение Б Результаты опроса по индивидуально-типологическому опроснику Л.Н. Собчик 75
Приложение В Фаза «Напряжения» 77
Приложение Г Фаза «Резистенции» 80
Приложение Д Фаза «Истощения» 83

Актуальность исследования. Специфика профессиональной
деятельности фармацевтического работника в последние десятилетия
пережила сильные изменения. В настоящее время, данная работа, подразумевает частое и плотное общение сотрудника аптеки с субъектами трудовой деятельности. От успешности этого общения напрямую зависит
материальное вознаграждение работника, а также прибыль организации. С другой стороны, большое количество эмоциональных контактов в течение рабочего дня, так или иначе, сопряжено с постепенным накоплением стресса.
Повышенная эмоциональная нагрузка, и аккумуляция стресса, могут приводить к возникновению симптомов эмоционального выгорания, что напрямую отражается на качестве выполняемой работы сотрудником
организации.
Изучением роли индивидуально-типологических особенностей, как предпосылок изменений личности, занимались такие ученые как О.В. Полунина, Н.Е. Водопьяновой, В. Бойко, И.А. Акиндинова, А.А. Баканова, М.А. Дмитриева, М.А. Воробьева, А. Пайнс, М.В. Борисовой
В дополнение к растущим техническим требованиям, требования к коммуникативным навыкам фармацевтических работников также растут. На
работнике аптеки, лежит высокая ответственность за результат коммуникаций с покупателем. Все это является причиной напряжения для
сотрудника, который обязан эффективно вступать в различные эмоциональные связи с клиентами в условиях полной самоотдачи и
повышенной концентрации внимания.
Очевидно, что отрицательные эмоции могут стать причиной
отрицательных психологических проявлений у сотрудника организации, что в
результате может негативно повлиять на работу организации и принести ей
убытки. Чаще всего, эти негативные проявления, проявляются в накоплении симптомов выгорания.
Изучением эмоций занимались такие ученые как В.В. Вилюнас, К. Обуховский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, П.К. Анохина, П.В. Симонова, К.Э. Изарда, Ф. Крюгер. Однако, по мнению самих ученых, проблема эмоций до сих пор остается открытой из-за сложностей в их изучении.
Проблема эмоционального выгорания, рассматривалась зарубежными учеными достаточно давно. Начиная с 70-х годов прошлого века, проблемой выгорания занимались такие ученые как Х. Фрейденберг, К. Маслач,
Дж. Гринберг, А.М. Пайнс, Э. Аронсон, Д. Дирендонк, Б. Шауфели, Х. Сиксма, С. Джексон, Э.Ф. Иванецки, Р.Л. Шваб, Б. Перлман, Е.А. Хартман, С. Майер, Дж. Сонек [27].
В отечественной психологии только последнее десятилетие появилось повышенное внимание ученых к этой проблеме. Вопросом выгорания занимались отечественные ученые, такие как И.О. Мезенцева, В. Бойко,
Т.В. Форманюк, Е.С. Лаврентьева, Ю.В. Сорокина, Е.К. Николаева, Л.А. Базалева, Б.Г. Ананьеваю [15].
В то же время в аптечных организациях и среди фармацевтических работников существует выраженный спрос на практические исследования выгорания для лучшего понимания этой проблемы и возможных способов
решения [15].
Учитывая эти обстоятельства и тот факт, что эта профессия носит сложный и многосторонний характер, мы считаем целесообразным посвятить себя изучению проблемы выгорания в профессиональной среде фармацевтических работников.
Цель исследования – изучить взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности с эмоциональным выгоранием сотрудников организации.
Объект исследования – эмоциональное выгорание.
Предмет исследования – взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности с эмоциональным выгоранием сотрудников организации

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведения эмпирического исследования, среди
фармацевтических работников, была выявлена взаимосвязь индивидуальнотипологических особенностей личности и эмоционального выгорания. Нами
была выдвинута гипотеза о том, существует ряд индивидуальнотипологических факторов, которые взаимосвязаны с эмоциональном выгоранием сотрудников организации: высокий уровень интроверсии, нейротизма, будет взаимосвязан с развитием эмоционального выгорания.
Условно поделив респондентов на две группы интровертов и
экстравертов, был проведен сравнительный математический анализ методом
Манна-Уитни. По результатам математической обработки опроса по
индивидуально-типологическому опроснику Л.Н. Собчик, различия между
двумя группами заключаются только в параметрах интроверсии и
экстраверсии. Остальные индивидуально-типологические особенности
респондентов, не имеют статистических значений. Это значит, что остальные
индивидуально-типологические особенности по Л.Н. Собчик, среди групп
интровертов и экстравертов, которые могли бы влиять на эмоциональное
выгорание, не имеют статистических различий между испытуемыми
группами. Далее, по результатам обработки данных, полученных при помощи
методики определения степени эмоционального выгорания В.В. Бойко, было
установлено, что среди группы интровертов и экстравертов имеются
значимые различия в следующих симптомах: «психосоматические и
психовегетативные нарушения», «расширение сферы экономии эмоций» и
«эмоциональный дефицит».
Симптом «расширение сферы экономии эмоций» говорит о том, что
резвившееся эмоциональное выгорание начинает влиять на человека вне
работы. Среди группы интровертов, этот симптом выражен значительно, в
сравнении с группой экстравертов. Частое общение с людьми на рабочем месте, приводит к пресыщению человеческими контактами. На интровертов
такая нагрузка общением, приводит к избеганию контактов вне рабочего
времени.
Симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения» среди
группы интровертов также развит значительно выше, чем среди
экстравертов. Этот симптом говорит о том, что личность не в состоянии
справиться с эмоциональной нагрузкой, и эта нагрузка распределяется на
другие системы организма. Человек начинает себя чувствовать плохо как в
физическом так и в психическом плане. Это может выражаться в головной
боли, бессоннице, учащенном сердцебиении, чувстве беспокойства, страха и
прочих симптомах.
Симптом «эмоциональный дефицит» среди группы интровертов также
развит сильнее, чем среди экстравертов. Этот симптом говорит о том, что
личность не в состоянии сопереживать и сочувствовать субъектам своей
профессиональной деятельности. При дальнейшем развитии эмоционального
выгорания, этот симптом может переходить в грубость и резкость на рабочем
месте.
Таким образом, можно отметить, что выявлена связь возникновения
следующих симптомов эмоционального выгорания и интровертированности:
«Расширение сферы экономии эмоций», «Эмоциональный дефицит»,
«Психосоматические и психовегетативные нарушения». Остальные
симптомы эмоционального выгорания, одинаково выражены как среди
интровертов, так и среди экстравертов: значимых различий после
математической обработки полученных данных не выявлено.
Отсюда можно сделать выводы, что для интровертов работа сферы
человек – человек, приносит больше внутреннего дискомфорта. По своей
природе, интроверты не склонны отдавать столько эмоций, сколько требует
от них такая работа. Это приводит к эмоциональному истощению
интровертов, происходит «отравление» людьми. От такого воздействия
выгорания, интроверты начинают еще больше закрываться от внешнего мира, минимизирует общение в кругу семьи, чтобы восстановить свои внутренние ресурсы. Наличие психосоматических симптомов, также говорит о том, насколько сильно воздействие такого стресса.



. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. М. : Издво ЭКСМО-Пресс, 2001. 480 с.
2. Акиндинова И. А., Баканова А. А. Эмоциональное выгорание в
профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика //
Педагогические вести. 2003. №5. С. 34.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001.
288 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреев. М. : Неон,
2014. 234 с.
5. Базалева Л. А. Исследования эмоциональности «выгорания» у
матерей в психологии личности // Вестник Адыгейского государственного
университета. Серия: Педагогика и психология. 2010. Вып. 1. С. 174-182.
6. Батаршев А. В. Современные теории личности / А. В. Барташев.
Краткий очерк. М. : Орион, 2012. 344 с.
7. Белоус В. В. Структурно-функциональная характеристика
интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 1994. №3. С. 130-
136.
8. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в
профессиональном общении. СПб. : Питер, 1999. 434 с.
9. Бойко В. В. Энергия эмоций. СПб. : Питер, 2004. 474 с.
10. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других /
В. В. Бойко. М. : Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 238 с.
11. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы
формирования личности. М. : Академия педагогических и социальных наук,
1995. 351 с.
68
12. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена
эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. №2.
С. 96-105.
13. Вилюнас В. Психология эмоций / Тексты под ред. В. К. Вилюнаса,
Ю. Б. Гиппенрейтер. М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1984. 288 с.
14. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и
профилактика. СПб. : 2005. 336 с.
15. Водопьянова Н. Е. Синдром психического выгорания в
коммуникативных профессиях / Н. Е. Водопьянова // Психология здоровья /
Под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Издательство СПбГУ, 2000....55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ