Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности эмоционального выгорания педагогов при различных уровнях ответственности

Работа №119438

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕ­ДАГОГА И ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИО­НАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1. Проблема профессионального выгорания в исследованиях отечественных и зарубежных авторов 9
1.2. Профессиональное выгорание педагога, факторы выгорания 12
1.3. Профессиональное выгорание и ответственность 17
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ­НОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ОТ­ВЕТСТВЕННОСТИ
2.1. Организация метода исследования, описание выборки (данные, возраст, стаж, семейное положение, пол) 31
2.2. Результаты экспериментального исследования профессионального вы­горания у школьных педагогов и ответственного отношения их к трудовой деятельности 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ВЫВОДЫ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Одной из задач современной теории и практики профессиональной де­ятельности является выявление, изучение и описание факторов, негативно влияющих на ее успешность и продуктивность. Решение этой задачи суще­ственно скажется в целом на образовательном процессе в нашей стране и во­оружит педагогов технологиями, средствами и приемами как профилактики, так коррекции профессионального выгорания.
Это, несомненно, скажется на физическом и психологическом здоровье педагогов, а в конечном итоге на продуктивности их деятельности. При по­иске и выявлении профилактических мер и технологий коррекции и психоло­гического сопровождении специалистов-педагогов в первую очередь следует знать и иметь точные представления об феномене выгорания, этиологических факторах его возникновения и протекания.
Изменения социальных отношений на производстве, в учебной и про­фессиональной деятельности, состоящие в трансформировании условий тру­да, условий обучения, условий быта вызывают трудности в приспособлении к ним, и особенно у молодого населения, когда вступают в противоречия процессы социализации и социально-психологической адаптации.
Известно, что накопление профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций, т.е. опыта, ведет не только к развитию профессиональных спо­собностей, но и к формированию адаптационных механизмов: физиологиче­ских, психологических, социально-психологических, которые позволяют преодолеть адаптационные барьеры, свойственные той или иной профессии, и тем самым не только повышают эффективность профессиональной дея­тельности, но и являются источником адекватных профилактических мер и основой коррекционной работы при возникновении профессионального вы­горания.
В современных исследованиях (Никифоров Г.С., Водопьянова Н.Е., Бойко В.В. и др.) подчеркивается, что успешность в формировании психоло­гических и педагогических технологий, препятствующих профессионально­му выгоранию приведет к накоплению, а в дальнейшем и присвоению специ­алистами профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, т.е. опыта и готовности, которые приведут к развитию не только профессиональ­ных способностей, но и к формированию адаптационных механизмов: фи­зиологических, психологических, социально-психологических, которые, в свою очередь, позволят преодолеть адаптационные барьеры, свойственные той или иной профессии. Это же обеспечит повышение эффективности про­фессиональной деятельности.
Однако, формирование этих же механизмов с целью адаптации и более экономного расходования ресурсов субъекта может вести к снижению про­дуктивности ряда профессиональных видов деятельности, развитию нега­тивного стресса, а позднее эмоциональному «сгоранию».
В качестве одного из частных проявлений этой тенденции может рас­сматриваться феномен профессионального выгорания (Никифоров Г.С.). Од­ними из первых в отечественной психологии здоровья и психологии профес­сиональной деятельности на это обратили внимание Г.С. Никифоров, Н.Е. Водопьянова, В.В. Бойко.
Г.С. Никифоровым высказано суждение, что профессиональное выго­рание объясняется «выработкой» профессиональных ресурсов и снижением в результате этого трудоспособности у специалистов. Однако такое суждение нуждается в проверке и выявлении рисков, возмущений, ведущих к профес­сиональному выгоранию.
Большинство ученых, исследовавших проблему эмоционального и профессионального выгорания, считает, что этот недуг присущ любой про­фессии. Поэтому важно знать социально-психологические, личностные и профессиональные условия и факторы, влияющие на профессиональное вы­горание с целью предупреждения, профилактики и оказания психологиче­ской поддержки.
Однако, большинство же ученых подчеркивает мысль, что профессио­нальное выгорание свойственно тем профессиям, в которых происходит ин­тенсивное, продолжительное взаимодействие между субъектами деятельно­сти. Это касается профессий «человек - человек», к которым относится и профессия педагога.
Среди таких профессий называют в первую очередь деятельность педа­гога. Большая часть исследований в отечественной и зарубежной психологии и педагогике направлена на изучение вопросов выгорания именно в этой профессии.
Наиболее опасно психическое выгорание в начале своего развития, так как чаще всего оно протекает бессимптомно и,в первую очередь, его замеча­ют коллеги по работе.
Со времен известного российского врача А. Семашко любую патоло­гию легче предупредить, чем лечить, поэтому уже на ранних этапах развития этого заболевания важно выявить и идентифицировать те условия и факторы, которые приводят к этому психологическому недугу.
Известно, что проблема профессионального или эмоционального выго­рания состоит в различном терминологическом обрамлении и различном толковании феномена выгорания. Это и синдромом эмоционального сгора­ния, и синдромом эмоционального выгорания, профессионального выгора­ния, и психическое выгорание. Для нашей работы существенно различие по­нятий: «профессиональное выгорание» и «эмоциональное выгорание». Не­смотря на значительные совпадения в определении этих дефиниций, следует обратить внимание на то, что в определении эмоциональное выгорание от­сутствует или сглажена первопричина выгорания.
Учитывая актуальность, недостаточную разработанность проблемы и противоречия, встречающиеся в научной литературе, сформулирован науч­ный аппарат представленного исследования.
Объект исследования: профессиональное выгорание педагога.
Предмет исследования: связь ответственности как личностного свой­ства с компонентами профессионального выгорания у педагогов.
Цель исследования: выявить особенности профессионального выго­рания педагогов и установить связь между его компонентами и разными уровнями ответственности педагогов.
Задачи исследования:
1. В процессе теоретического анализа проблемы профессионального выгорания выявить противоречия в трактовке дефиниций выгорания и установить мало изученные вопросы для возможного их решения;
2. Выявить особенности профессионального выгорания педагогов.
3. Опытным путем выявить педагогов с развившейся симптоматикой профессионального выгорания и определить особенности их син­дромов.
4. Выявить педагогов с различными уровнями ответственности и от­ношения к трудовой деятельности.
5. Определить связь между профессиональным выгоранием и разными уровнями ответственности педагогов к работе.
Гипотеза исследования: предполагаем, что между профессиональным выгоранием и ответственным отношением педагогов к работе существует определенная зависимость.
В проведенном исследовании принимали участие педагоги школы № 7 г. Сызрани, имевшие высшее педагогическое образование, в количестве 40 человек, средний возраст от 24 до 46 лет, стаж работы педагогической дея­тельности от 6 до 18 лет.
Работа была выполнена в 3 этапа.
Для доказательства гипотезы и решения, поставленных в работе задач было использовано: изучение философской, психологической литературы по теме исследования; в работе использован количественный и качественный анализ полученных результатов.
Методики изучения профессионального выгорания: «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко), «Опросник поведения и переживания, связанного с работой» (AVEM), разработан У. Шааршмидтом и А. Фишером в Германии..
При исследовании ответственности использовали «Бланковый тест от­ветственности» и тест «Суждений ответственности».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Американский ученый Д. Мак Клелланд полагает, что характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достижения и ответственности являются: 1) предпочтение работать в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности) 2) мотивация достижения не всегда приводит к более высоким, чем у других ре­зультатам. А высокие результаты не всегда есть следствие актуализирован­ного мотива достижения 3) взятие на себя личной ответственности за выпол­нение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности 4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий 5) стремятся к поиску более эффективных, но­вых способов решения задач, то есть склонны к новаторству.
В ряде немногочисленных исследований, преимущественно зарубеж­ных работах, в частности, в работе Т.И. Ронгинской, применяется для диа­гностики эмоционального выгорания и профессионального выгорания Опросник, разработанный немецкими исследователями У. Шааршмидтом и А. Фишером.
Его ценность состоит в том, что он направлен на диагностику профес­сионального выгорания, т.е. его можно трансформировать под любую про­фессию.
Цитируемый и использованный в нашей работе Опросник подвергнут частичной трансформации с целью приблизить его к профессиям медицин­ских работников. В результате таких изменений (повторяю, несущественных и незначительных) модернизированный текст вопросов - утверждений был приближен к профессиональной деятельности медицинских сестер и пись­менные ответы на вопросы - утверждения явились основой для последую­щей психологической профилактики и реабилитации медицинских сестер.
После анализа письменных ответов (фактически анкет) нами были проведены беседы с педагогами с целью получения дополнительной инфор­мации о состоянии психического напряжения, отношения к своей професси­ональной деятельности, выяснения обстоятельств плохого самочувствия на работе и быту, описания симптоматики, сопровождающей стрессовое состо­яние.
Такой дополнительный подход при диагностической работе с педагога­ми позволил сделать более объективными результаты письменного опроса. Причины неблагополучия психологического здоровья кроются как во внеш­них обстоятельствах (рейтинг профессии, межличностные отношения в кол­лективе, заработная плата и др.), так и внутренних - психологических (отно­шении к профессии, стремлении к личностному росту и достижения в дея­тельности и др.).
Причины неблагополучия в физическом и психологическом здоровье кроются, прежде всего, в личностных особенностях специалистов, нацелен­ных на получение материальных и духовные благ в профессиональной дея­тельности. Сюда следует отнести социально обусловленное личностное каче­ство - направленность (мотивы, ценности, идеалы и др.), индивидуально - типологические особенности личности (осознание ответственности, а для медицинского работника это очень важная особенность и др.), особенности «Я» - концепции, характеризующие уровень самооценки собственных воз­можностей, достижений в профессиональной деятельности медицинских ра­ботников.
При анализе научной литературы мы столкнулись с рядом противоре­чий, которые и направили нас на исследование заявленной проблемы.
Таким образом, выбор темы исследования был обусловлен:
1. Недостаточной разработанностью этой проблемы и востребованностью понимания содержания понятия «профессиональное выгорание» и познанием признаков, этиологии и механизмов его с целью их профилактики и адекват­ной коррекции в случае развития профессионального выгорания.
2. Существование в научной литературе противоречий в описании крите­риев этого синдрома и недостаточным обоснованием таковых для их связи с личностными качествами педагогов.
3. Недостаточной изученность патогенеза этого синдрома и необхо­димостью оказывать эффективную психологическую поддержку и помощь при обращении клиентов в психологические консультации.
Данной проблеме посвящено достаточно много исследований, и авторы этих работ указывают на то, что появление симптомов выгорания связано с многими причинами, такими, как: удовлетворенность работой, заработная плата, межличностные отношения в коллективе с коллегами, отношения с клиентами и другие.
В развитии профессионального выгорания достаточно важная роль принадлежит качествам, связанным с отношением к работе (ответственность, дисциплинированность, организованность) и удовлетворенностью работой. Эти факторы сказываются на эмоциональных переживаниях медицинских работников.
Примененный в исследовании Опросник имел преимущества перед другими методическими средствами. В частности, с помощью его можно вы­яснить о тех психологических качествах, которые определяют отношение к профессиональной деятельности и переживаниях, отражающих это отноше­ние. Это важно для нашей работы.
Важными задачами современной теории профессиональной психологии является выявление и описание совокупности и природы условий и факторов, снижающих продуктивность профессиональной деятельности специалистов, даже при возрастании профессионального стажа и опыта.
Их выявление у специалистов разных профессий необходимо для раз­работки адекватных мероприятий по их коррекции и повышению качества выполнения профессиональной деятельности. Решение этих задач предпола­гает анализ причин двух противоположно направленных тенденций. С одной стороны, накопление профессионального опыта должно вести и, как правило, фактически ведет к выработке механизмов повышения эффективности про­фессиональной деятельности. С другой стороны, формирование механизмов более экономного расходования ресурсов субъекта может вести к снижению результативности деятельности. В качестве одного из частных проявлений этой тенденции может рассматриваться феномен профессионального выгора­ния. Указанное противоречие не может быть объяснено только за счет сни­жения возрастного потенциала трудоспособности. Требуется более конкрет­ный и содержательный анализ самой деятельности в ее специфике.
Существует определенная проблема в области терминологии и опреде­ления феномена выгорания, который в работах разных авторов называется, то синдромом эмоционального сгорания, то синдромом эмоционального вы­горания, то профессиональным выгоранием, то психическим выгоранием, то эмоциональным перегоранием. Это разнообразие касается, в основном, работ наших соотечественников. За рубежом означенный выше феномен изучается давно и имеет название «burnout» - в буквальном переводе - вырождение.
Проблема эмоционального выгорания педагога имеет существенные слабости в области терминологии и определения феномена выгорания, кото­рый в работах разных авторов называется, то синдромом эмоционального сгорания, то синдромом эмоционального выгорания, то профессиональным выгоранием, то психическим выгоранием, то эмоциональным перегоранием. Это разнообразие касается, в основном, работ наших соотечественников. За рубежом означенный выше феномен изучается давно и имеет название «burnout» - в буквальном переводе - вырождение.
Профилактика эмоционального выгорания педагогов предполагает принятие мер, направленных на устранение отрицательного стресса и сохра­нения психического здоровья педагога. Теоретической основой профилакти­ки выгорания, согласно исследованиям отечественных и зарубежных авторов (К. Маслач, Джексон, Т.И. Ронгинская, М.В. Борисова), являются концепции, направленные на выявление детерминант психического здоровья в педаго­гической среде. К ним в первую очередь следует отнести адекватную оценку своих возможностей, чувство собственной значимости и осознания эффек­тивности своих действий, чувство соответствия между своими возможностя­ми и требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности пе­дагога.
По мнению большинства авторов, исследующих проблему профессио­нального выгорания, восприятие среды как доброжелательной и значимой мотивации к достижению полезного результата в своей деятельности не только формируют опыт специалиста, но и снижают вероятность развития симптомов выгорания.
Из 66 вопросов Опросника были отобраны десять вопросов, характери­зовавших высокую ответственность или очень высокую ответственность у педагогов. При этом были выделены вопросы, характеризовавшие организа­ционное отношение к работе (пять вопросов и мотивационное отношение к работе (пять вопросов).
В первом случае примером может служить ответ на утверждение: «ко­гда требуется, я работаю до изнеможения», во втором случае - «я стремлюсь к более высоким профессиональным целям, чем большинство других».
Низкую ответственность из 66 вопросов характеризовали 9 вопросов - утверждений.
Примерно половина педагогов, имевших высокий и очень высокий уровень ответственности, были отнесены в предупреждающую фазу Опрос­ника, которая характеризовалась чрезмерно повышенной активностью, как в профессиональной деятельности, так и в бытовых условиях. Кроме этого для этой части педагогов с очень высокой ответственностью было характерно чрезмерное участие в профессиональной деятельности, выражавшееся в про­явлениях взаимодействия с коллегами (увеличение функциональных обязан­ностей за счет педагогов не стремящихся к высоким производственным до­стижениям и др.), чрезмерной опеке школьников и лишения таким образом их самостоятельности.
У педагогов с высокой и очень высокой ответственностью намечалась тенденция ограничивать свои контакты с педагогами молодого поколения и, особенно отмечалось педагогами ограничение контактов, согласно беседам с педагогами, вне профессиональной деятельности.
Такие возрастные изменения в личностных и субъектных характери­стиках приведены Л.М. Митиной.
Таким образом, у половины педагогов, имеющих высокую и очень вы­сокую степень ответственности наблюдалась непосредственно и диагности­ровалась фаза чрезмерного участия в профессиональной деятельности. Это проявлялось в чрезмерной активности, чувстве незаменимости, отказе от по­требностей, не связанных с работой и в ограничении социальных контактов. В таблице 1 представлены фазы развития синдрома профессионального вы­горания и показатели утверждений, которые характеризуют профессиональ­ную активность, стратегию преодоления проблемных ситуаций и эмоцио­нальный настрой на профессиональную деятельность.
Общую картину профессионального выгорания (6 педагогов) дополня­ют утверждения, получившие наиболее низкие баллы по сравнению с педаго­гами, у которых не было отмечено профессиональное выгорание.
К таковым утверждениям следует отнести: чувство усталости, потеря положительного восприятия коллег, приписывание вины за собственные не­удачи другим людям, уход с работы раньше времени. Эти утверждения ха­рактеризовали снижение уровня собственного участия в профессиональной деятельности, то есть профессиональную активность.
Для педагогов, у которых было выявлено профессиональное выгора­ние, были характерны утверждения, позволявшие оценить эмоциональные реакции и настрой на профессиональную деятельность. К ним можно отне­сти: постоянное чувство вины, снижение самооценки, апатию, бессознатель­ные страхи, конфликты с сотрудниками.
Со стороны стратегии преодоления проблемных ситуаций у педагогов с синдромом профессионального выгорания отмечены: тенденции отказа от дальнейшего выполнения профессиональных заданий, избегания активного решения проблем, неудовлетворенность собой , чувство собственной непол­ноценности.
Следует подчеркнуть, что среди педагогов, отнесенных к профессио­нально «выгоревшим», почти половина из них имела высокий уровень ответ­ственности как по Опроснику, так и бланковому тесту ответственности.
Учитывая этот факт, результаты педагогов с высоким уровнем ответ­ственности были тщательно проанализированы с позиции симптоматики ше­сти динамично развивающихся при профессиональном выгорании фаз: пре­дупреждающей, фазы снижения уровня собственного участия, фазы эмоцио­нальных реакций, фазы деструктивного поведения, фазы психосоматических реакций, фазы разочарования. Для выполнения этой задачи был проведен письменный опрос всех, участвовавших в исследовании, педагогов.
В нашей работе выявлены особенности эмоционального выгорания пе­дагогов с разными уровнями ответственности и изучена взаимосвязь эмоцио­нального выгорания и ответственности.
У педагогов с низким уровнем сформированности ответственности вы­явлена слабая и неустойчивая сопротивляемость эмоциональному выгора­нию. Системообразующая роль у этих педагогов принадлежит внешней регу­ляции.
У педагогов с высоким уровнем ответственности особая роль принад­лежит осмысленности, психологической регуляции и позитивному эмоцио­нальному настрою.
Следующий этап исследования состоял в выяснении фазы профессио­нального выгорания, согласно Опроснику, который включал изучение симп­томатики шести стадийных фаз: предупреждающая фаза, фаза снижения уровня собственного участия, фаза эмоциональных реакций, фаза деструк­тивного поведения, фаза психосоматических реакций, фаза разочарования. Для выполнения этой задачи был проведен письменный опрос всех, участво­вавших в исследовании, педагогов.
Анализ результатов, полученных при ответах на вопросы, связанных с отно­шением и переживаниями о работе, показал, что у педагогов ответственное отношение к работе (по методикам В.В. Бойко и Опроснику) и тесно связано с наличием или отсутствием синдрома профессионального выгорания.
Согласно полученным результатам по методике В.В. Бойко, шесть пе­дагогов имели явные симптомы профессионального выгорания, а девятна­дцать - предрасположенность к выгоранию. Результаты, полученные при опросе дали такие цифры: шесть педагогов имели симптоматику профессио­нального выгорания и двенадцать педагогов имели лишь предрасположен­ность к этому синдрому.
Некоторое различие результатов по методике Бойко В.В. и Опроснику объясняется тем, что понятие эмоционального выгорания более широкое, чем - профессиональное выгорание. Количество «выгоревших» в нашем исследо­вании меньше, чем у других авторов (Ронгинская Т.И. и др.), объясняется, видимо, особенностями профессии.


1. Ананьев, Б. А. Введение в психологию здоровья [Текст] / Б.А. Ананьев.- СПб.: Питер, 1999. - 123 с.
2. Абрамова, Г. С. К проблеме диагностики педагогической позиции [Текст] / Г.С. Абрамова // Психология учителя. - М., 1989.
3. Акопов, Г. В. Психологические аспекты формирования профессио­нально-педагогического сознания [Текст] / Г.В. Акопов // Психология учителя. - М., 1989.
4. Аминов, Н. А. Психодиагностика специальных способностей социаль­ных работников [Текст] / Н.А. Аминов // Социальная работа / Под. ред. И.А.Зимней. - М., 1992.
5. Аминов, Н. А. Исследование педагогических способностей [Текст] / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. - 1995. - №5. - С.5-17.
6. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б.Г. Анань­ев. - Л., 1999.
7. Анимов, Н. А. Психофизиологические и психологический предпосылки педагогических способностей [Текст] / Н.А. Анимов // Вопросы психо­логии. - 1986. - № 5.
8. Басов, М. Я. Личность и профессия [Текст] / М.Я. Басов. - Л., 2000.
9. Белухин, Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики [Текст] / Д.А. Белухин. - М., Воронеж, 1996.
10. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация чело­века [Текст] / Ф.Б. Березин. - М.: Сфера, 1988.
11. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация чело­века [Текст] / Ф.Б. Березин. - М.: Сфера, 1988.
12. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М., 1986.
13. Берулава, М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования [Текст] / М.Н. Берулава // Педагогика. - №1. - 1996.
14. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. - М., Воро­неж, 1996.
15. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональ­ном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб., 1999.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ