Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административно-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации

Работа №137690

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы76
Год сдачи2023
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Центральный банк Российской Федерации как орган управления банковской системой 6
1.1 Банк России: исторический аспект и правовые основы деятельности... 6
1.2 Организация и структура Центрального Банка России 13
1.3 Место Банка России в системе органов государственной власти
Российской Федерации 23
1.4 Зарубежный опыт регламентации статуса центральных банков 30
Глава 2 Административно-правовые функции Центрального Банка Российской Федерации 36
2.1 Организационная функция Центрального Банка Российской
Федерации 36
2.2 Нормотворческая функция Центрального Банка Российской
Федерации 44
2.3 Участие Банка России в осуществлении защиты гражданского
оборота 54
2.4 Банковский надзор и административные меры воздействия,
применяемые Банком России 60
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 70

Актуальность исследования. В условиях современной политической обстановки роль и значение деятельности Центрального Банка Российской Федерации многократно возрастает. Поддержание курса рубля, введение цифрового рубля, ужесточение контроля за валютными операциями - вот небольшой перечень событий за последнее время в сфере денежно-кредитных отношений. Широкие полномочия Банка России, обладающего признаками государственного органа и юридического лица по-прежнему вызывают множество дискуссий со стороны ученых. В целом эти обстоятельства актуализировали практическую проблему необходимости рассмотрения банковской системы Российской Федерации с целью обеспечения ее финансовой устойчивости с учетом требований банковской безопасности государства, а также анализ работы Центрального банка Российской Федерации как ее основного компонента.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка теоретико-методологических основ, научно-методических подходов и научно-практических рекомендаций по обеспечению банковской безопасности государства в условиях развития информационной экономики, а также рассмотрение административно-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации как центрального элемента данной системы.
Достижение поставленной цели предусматривало выполнение следующих задач:
-рассмотрение правовых основ деятельности Банка России;
-исследование организации Банка России;
-изучение места Банка России в системе органов государственной власти Российской Федерации;
-анализ организационной функции Центрального Банка Российской Федерации;
-изучение нормотворческой функции Центрального Банка Российской Федерации;
-исследование функции защиты гражданского оборота Центрального Банка Российской Федерации;
-изучение банковского надзора и административных мер воздействия, применяемых Банком России.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью Центрального банка Российской Федерации как высшего звена банковской системы России, определения его места и роли в конституционном строе Российской Федерации.
Предметом исследования являются научные доктрины, нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение Центрального банка Российской Федерации в банковской системе России и правоприменительная практика
Методы исследования. В диссертации использованы методы научного познания, обусловлены целью и задачами исследования, в частности: логического обобщения интересов; экспертные методы; анализа и синтеза. Также использовались частнонаучные методы: сравнительно-правовой, формальноюридический.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В завершение, выделим и перечислим выводы, к которым пришли в ходе проведенного исследования.
Деятельность Банка России, его правовой статус, в том числе и административно-правовой «размазан» по отдельным нормативным правовым актам различной юридической силы и является собирательным. Конституция РФ определяет конституционные основы самого существования Центрального Банка России как основного субъекта осуществления денежно-кредитной функции государства. Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет основные положения его организации, управления и функционирования. Отдельные федеральные законы раскрывают отдельные полномочия Банка России по отдельным сферам его деятельности - законы «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Счетной палате Российской Федерации» и др.
В структуре правового регулирования деятельности Банка России выделяются как собственно федеральные законы, так и международные договоры Российской Федерации (Договор о Евразийском экономическом союзе), а также нормативные акты собственно Банка России, развивающие и конкретизирующие правовые нормы, содержащиеся в федеральных законах.
Организация Банка России регулирует положениями ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ. Статья 83 содержит указание на то, что Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
Анализ выполняемых Банком России функций показал, что последний выступает государственным органом специальной компетенции, не относится ни к одной ветви власти и реализует строго определённые государственные функции - защита и обеспечение устойчивости национальной валюты в государстве; осуществление денежно-кредитной политики государства. Тем не менее очень часто судебные органы делают вывод о том, что Банк России относится к системе органов исполнительной власти несмотря на то, что в Указе Президента РФ о системе органов исполнительной власти Банк России не обозначен. Считаем, что Центральный Банк России можно отнести к органам исполнительной власти (организационно-правовые признаки, функциональные признаки,
взаимодействие с другими органами исполнительной власти), но с особенностями (наличие отдельных норм Конституции о Банке России).
Банк России наделен особыми полномочиями как субъект управления в банковской сфере государства, для реализации которых он реализует нормотворческую функцию путем издания правовых актов.
Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции положениями ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также всех юридических и физических лиц.
Объектом нормотворческого регулирования со стороны Банка России выступают общественные отношения, возникающие в сфере организации деятельности Центрального Банка РФ, банковской деятельности, включая вопросы надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций, а также в процессе реализации денежно-кредитной политики государства. Соответственно, правовые акты Банка России выступают в качестве юридических фактов для возникновения, изменения, прекращения банковских правоотношении.
...


1. Андрюшин С.А. Банковские системы: учебное пособие // С.А. Андрюшин. М.: Альфа-М, Инфра-М, 2011. 189 с.
2. Барановский А. Регулирование и надзор в банковской сфере: quo vadis? // М.: Вестник ЦБ РФ. 2019. Вып. № 7. С. 2-9
3. Берназюк Я.А. Нормотворчество и нормография // М.: Юпитер Пресс.
2018. № 14. С.11-21
4. Бус В. Сущность понятий «банковское регулирование», «банковский надзор» и «банковский контроль» // М.: Вестник Университета банковского дела. 2010. Вып. № 7. 131 с.
5. Великая Октябрьская Социалистическая Революция [Электронный ресурс] // URL: https://www.booksite.rU/fulltext/1/001/008/003/821.htm (дата обращения: 10.08.2023).
6. Вертикальная организационная структура
управления [Электронный ресурс] // URL:
https://spravochnick.ru/menedzhment_organizacii/vertikalnaya_organizacio nnaya_struktura_upravleniya/ (дата обращения: 10.08.2023).
7. Виноградов СВ. Государственное регулирование создания кредитных организаций: правовые аспекты // Журнал российского права. 1998. № 3. С. 53-60
8. Гальчинский А. политическая нооэкономика. / А. Гальчинский // М.: Лыбидь, 2019. 166 с.
9. Гетман Е. А. Нормотворческая деятельность местных государственных администраций: проблемные вопросы и пути совершения // М.: Юридическая наука. 2017. 208 с.
10. Горбунова Л.М. Принцип законности в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти: моногр. / Л.М. Горбунова. // М.:
Наука.
202 с.
11. Горюков Е. В. Электронные деньги: анализ практики использования и прогноз развития: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. э. н.: Спец. 08.00.10 / Горюков Евгений Валерьевич; [Иван. гос. хим.-технол. ун-т]. - Иваново: 2004. 28 с.
12. Государственный банк Российской Империи [Электронный ресурс] // URL: http://www.vep.ru/bbl/history/cbr64.html (дата обращения: 10.08.2023).
13. Государственный банк СССР [Электронный ресурс] // URL: http://www.vep.ru/bbl/history/cbr65.html (дата обращения: 10.08.2023).
14. Гришковец А.А. Правовое положение служащих Банка России // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 52-64
15. Данилович-Кропивницкая М.Л. Информационная экономика как платформа / М. Л. Данилович-Кропивницкая // М.: Экономика и общество. 2016. № 7. 276 с.
... всего 75 истчоников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ