Предоставление объектов государственного и муниципального имущества в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям
|
Введение 3
1 Теоретические и правовые основы арендных отношений в управлении
государственным и муниципальным имуществом 8
1.1 Содержание управления и распоряжения государственным и
муниципальным имуществом 8
1.2 Правовое регулирование распоряжения государственным и
муниципальным имуществом в РФ 15
1.3 Развитие и роль аренды в совокупности механизмов управления
государственным и муниципальным имуществом 23
2 Анализ правоотношений, возникающих при предоставлении в аренду
государственного и муниципального имущества юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 30
2.1 Характеристика договора аренды государственного и
муниципального имущества в России 30
2.2 Практика регулирования арендных отношений при предоставлении
государственного и муниципального имущества 39
3 Идетификация проблем правового регулирования арендных отношений
при предоставлении государственной и муниципальной собственности и предложения по их решению 54
3.1 Выявление проблем правового регулирования арендных отношений
припредоставлении в аренду государственной и муниципальной собственности на примере г. Санкт-Петербурга 54
3.2 Пути решения проблем правового регулирования предоставления в
аренду объектов государственного и муниципального имущества юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 63
Заключение 73
Список используемой литературы 78
1 Теоретические и правовые основы арендных отношений в управлении
государственным и муниципальным имуществом 8
1.1 Содержание управления и распоряжения государственным и
муниципальным имуществом 8
1.2 Правовое регулирование распоряжения государственным и
муниципальным имуществом в РФ 15
1.3 Развитие и роль аренды в совокупности механизмов управления
государственным и муниципальным имуществом 23
2 Анализ правоотношений, возникающих при предоставлении в аренду
государственного и муниципального имущества юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 30
2.1 Характеристика договора аренды государственного и
муниципального имущества в России 30
2.2 Практика регулирования арендных отношений при предоставлении
государственного и муниципального имущества 39
3 Идетификация проблем правового регулирования арендных отношений
при предоставлении государственной и муниципальной собственности и предложения по их решению 54
3.1 Выявление проблем правового регулирования арендных отношений
припредоставлении в аренду государственной и муниципальной собственности на примере г. Санкт-Петербурга 54
3.2 Пути решения проблем правового регулирования предоставления в
аренду объектов государственного и муниципального имущества юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 63
Заключение 73
Список используемой литературы 78
Актуальность и научная значимость темы настоящего исследования заключается в том, что предоставление государственного и муниципального имущества в аренду - неотъемлемая часть современной экономики, а решаемые за счет использования государственной и муниципальной собственности задачи и цели достаточно специфичны. Эффективность управления государственным имуществом напрямую влияет на исполнение бюджета, а доля доходной части бюджета от использования государственным имуществом Санкт-Петербурга является одной из ключевых.
На современном этапе развития экономики важное место в управлении государственным и муниципальным имуществом занимают земли (земельные участки), а в их использовании традиционной формой является сдача земельных участков в аренду. В условиях социально-экономического кризиса и дефицита бюджета перед многими субъектами РФ встают вопросы повышения эффективности использования государственного имущества.
Таким образом, вопросы, связанные с совершенствованием механизмов аренды с целью повышения эффективности использования государственного имущества, являются актуальными, а содержание исследования определяется необходимостью анализа существующих проблем в сфере арендных отношений и поиска методов повышения эффективности использования государственного имущества.
C развитием городов и повышением качества жизни населения все более важной проблемой для общества становится благоустройство городских территорий, а также управление благоустройством на местном уровне в органах местного самоуправления. Эта проблема требует четких управленческих решений, связанных c формированием программ благоустройства и использованием ресурсов в рамках существующей социально-экономической системы. Социальная составляющая, в свою очередь, обеспечивает условия для высокого уровня жизни населения: транспортная инфраструктура, благоустройство, здравоохранение, искусство, культуру, а также жилищно-коммунальное хозяйство. C решением этих проблем будет определяться успешность деятельности органов государственного управления.
Современный институт государственной собственности
характеризуется постоянным поиском оптимального соотношения государственного и частного в экономике: уменьшение частной инициативы, подавление государством частной собственности приводило к кризису производства; передача большей части объектов государственной собственности в частные руки приводила к неконтролируемости процессов управления и кризисам производства в приоритетных отраслях экономики. Основой формирования различных видов собственности в Российской Федерации стал процесс приватизации государственной собственности, начатый в начале 1990 годов. В связи с этим, эффективности проведения приватизации как части построения успешной системы управления государственной собственностью уделяется много внимания.
Степень проработанности темы: Вопросам управления
государственной собственностью на региональном уровне в последние несколько лет посвящали свои труды Брагинский М.И[1], Гончаров В. В.[2], Дугарская Т.А.[3], Копеина Е.М. [4]и другие. Перечисленные авторы в своих научных работах рассматривали общие вопросы управления
государственным имуществом: проводили обзор, классификацию методов и принципов управления государственным имуществом, изучали структуру государственной собственности, освещали вопросы правового регулирования управления государственным имуществом. Вопросы эффективности управления государственной собственностью рассматривали Копеина Е.М.[4], Кохно П. А.[5], Солдатова В.И.[6]. Научные труды перечисленных авторов были использованы для формирования теоретической базы проведенного в данной работе исследования. Однако в научных трудах современных авторов недостаточное внимание уделено такому вопросу, как коллизии, пробелы, правонарушения в сфере распоряжения государственной собственностью. Так, недостаточно раскрыт вопрос разграничения права собственности. Учитывая вышеизложенное, был сделан упор именно на эту проблематику.
...
На современном этапе развития экономики важное место в управлении государственным и муниципальным имуществом занимают земли (земельные участки), а в их использовании традиционной формой является сдача земельных участков в аренду. В условиях социально-экономического кризиса и дефицита бюджета перед многими субъектами РФ встают вопросы повышения эффективности использования государственного имущества.
Таким образом, вопросы, связанные с совершенствованием механизмов аренды с целью повышения эффективности использования государственного имущества, являются актуальными, а содержание исследования определяется необходимостью анализа существующих проблем в сфере арендных отношений и поиска методов повышения эффективности использования государственного имущества.
C развитием городов и повышением качества жизни населения все более важной проблемой для общества становится благоустройство городских территорий, а также управление благоустройством на местном уровне в органах местного самоуправления. Эта проблема требует четких управленческих решений, связанных c формированием программ благоустройства и использованием ресурсов в рамках существующей социально-экономической системы. Социальная составляющая, в свою очередь, обеспечивает условия для высокого уровня жизни населения: транспортная инфраструктура, благоустройство, здравоохранение, искусство, культуру, а также жилищно-коммунальное хозяйство. C решением этих проблем будет определяться успешность деятельности органов государственного управления.
Современный институт государственной собственности
характеризуется постоянным поиском оптимального соотношения государственного и частного в экономике: уменьшение частной инициативы, подавление государством частной собственности приводило к кризису производства; передача большей части объектов государственной собственности в частные руки приводила к неконтролируемости процессов управления и кризисам производства в приоритетных отраслях экономики. Основой формирования различных видов собственности в Российской Федерации стал процесс приватизации государственной собственности, начатый в начале 1990 годов. В связи с этим, эффективности проведения приватизации как части построения успешной системы управления государственной собственностью уделяется много внимания.
Степень проработанности темы: Вопросам управления
государственной собственностью на региональном уровне в последние несколько лет посвящали свои труды Брагинский М.И[1], Гончаров В. В.[2], Дугарская Т.А.[3], Копеина Е.М. [4]и другие. Перечисленные авторы в своих научных работах рассматривали общие вопросы управления
государственным имуществом: проводили обзор, классификацию методов и принципов управления государственным имуществом, изучали структуру государственной собственности, освещали вопросы правового регулирования управления государственным имуществом. Вопросы эффективности управления государственной собственностью рассматривали Копеина Е.М.[4], Кохно П. А.[5], Солдатова В.И.[6]. Научные труды перечисленных авторов были использованы для формирования теоретической базы проведенного в данной работе исследования. Однако в научных трудах современных авторов недостаточное внимание уделено такому вопросу, как коллизии, пробелы, правонарушения в сфере распоряжения государственной собственностью. Так, недостаточно раскрыт вопрос разграничения права собственности. Учитывая вышеизложенное, был сделан упор именно на эту проблематику.
...
В ходе исследования существующих сегодня в сфере предоставления в аренду государственного и муниципального имущества юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям проблем выполнены следующие задачи:
- конкретизированы теоретические и нормативные основы и определения в сфере управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом;
- проанализирована роль аренды среди механизмов управления государственной и муниципальной недвижимостью, определено ее место среди неналоговых доходов бюджета;
- рассмотрена история развития арендных отношений, а также правовые основы современных арендных отношений;
- рассмотрены состояние аренды в России и существующие проблемы в арендных отношениях на примере города Санкт-Петербург;
- выявлены проблемы организации аренды государственного имущественного комплекса;
- разработаны рекомендации по совершенствованию арендных отношений в системе управления государственным и муниципальным имуществом.
Раскрыто в достаточной мере понятие государственной собственности. К государственному имуществу относятся объекты недвижимости, транспортной и коммунальной инфраструктуры, сферы образования, здравоохранения, культуры, находящиеся в управлении органов государственной власти и используемые для обеспечения оптимальных условий жизни населения, поддержания стабильности и устойчивого развития государства.
Управление государственной собственностью - это комплексный и системный процесс взаимодействия различных субъектов государственного управления, определенный целостностью целей, задач и принципов, и нацелено на эффективное использование государственного имущества, решение социально значимых задач, обеспечение оптимальных условий жизни населения и осуществляется по планам мероприятий, разработанных с учетом целевых программ и стратегических целей социально¬экономического развития.
В РФ представлен большой объем нормативно-правовых актов, регламентирующих рассматриваемый институт. В Конституции РФ наряду с частной, муниципальной и иными формами собственности закреплено выделение государственной собственности.
Конституция устанавливает «равенство прав и защиты интересов собственников всех форм собственности, в том числе, государственной»[15].
В национальной концепцией управления государственным имуществом выделены основные цели управления государственной собственностью, которыми являются: увеличение доходной части федерального бюджета в результате повышения поступлений доходов от управления государственной собственностью; организация оптимизации структуры управления государственной собственностью в целях обеспечения экономического роста страны; вовлечение в процессы совершенствования управления как можно большего количества объектом государственной собственности.
В соответствии с действующим законодательством муниципальное имущество может передаваться в аренду по следующим основаниям: по результатам проведения торгов, без проведения торгов в случаях, установленных частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции[18].
Действующее гражданское законодательство предусматривает
различные основания прекращения арендных отношений: истечение срока действия договора, расторжение по соглашению сторон, расторжение договора по инициативе одной из сторон.
Требование арендодателя о расторжении договора аренды по любому из перечисленных оснований возможно только после исполнения им обязанности по фактической передаче имущества арендатору для целей использования, тогда как у арендатора право требования расторжения договора возникает и до момента фактической передачи имущества, и после него.
...
- конкретизированы теоретические и нормативные основы и определения в сфере управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом;
- проанализирована роль аренды среди механизмов управления государственной и муниципальной недвижимостью, определено ее место среди неналоговых доходов бюджета;
- рассмотрена история развития арендных отношений, а также правовые основы современных арендных отношений;
- рассмотрены состояние аренды в России и существующие проблемы в арендных отношениях на примере города Санкт-Петербург;
- выявлены проблемы организации аренды государственного имущественного комплекса;
- разработаны рекомендации по совершенствованию арендных отношений в системе управления государственным и муниципальным имуществом.
Раскрыто в достаточной мере понятие государственной собственности. К государственному имуществу относятся объекты недвижимости, транспортной и коммунальной инфраструктуры, сферы образования, здравоохранения, культуры, находящиеся в управлении органов государственной власти и используемые для обеспечения оптимальных условий жизни населения, поддержания стабильности и устойчивого развития государства.
Управление государственной собственностью - это комплексный и системный процесс взаимодействия различных субъектов государственного управления, определенный целостностью целей, задач и принципов, и нацелено на эффективное использование государственного имущества, решение социально значимых задач, обеспечение оптимальных условий жизни населения и осуществляется по планам мероприятий, разработанных с учетом целевых программ и стратегических целей социально¬экономического развития.
В РФ представлен большой объем нормативно-правовых актов, регламентирующих рассматриваемый институт. В Конституции РФ наряду с частной, муниципальной и иными формами собственности закреплено выделение государственной собственности.
Конституция устанавливает «равенство прав и защиты интересов собственников всех форм собственности, в том числе, государственной»[15].
В национальной концепцией управления государственным имуществом выделены основные цели управления государственной собственностью, которыми являются: увеличение доходной части федерального бюджета в результате повышения поступлений доходов от управления государственной собственностью; организация оптимизации структуры управления государственной собственностью в целях обеспечения экономического роста страны; вовлечение в процессы совершенствования управления как можно большего количества объектом государственной собственности.
В соответствии с действующим законодательством муниципальное имущество может передаваться в аренду по следующим основаниям: по результатам проведения торгов, без проведения торгов в случаях, установленных частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции[18].
Действующее гражданское законодательство предусматривает
различные основания прекращения арендных отношений: истечение срока действия договора, расторжение по соглашению сторон, расторжение договора по инициативе одной из сторон.
Требование арендодателя о расторжении договора аренды по любому из перечисленных оснований возможно только после исполнения им обязанности по фактической передаче имущества арендатору для целей использования, тогда как у арендатора право требования расторжения договора возникает и до момента фактической передачи имущества, и после него.
...
Подобные работы
- ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЦЕДУРА СОЗДАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности процедуры банкротства должника - застройщика
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - Индивидуальный предприниматель как субъект предпринимательской деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Проблема развития малого и среднего бизнеса в Пензенской области
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 6900 р. Год сдачи: 2012





