Введение
ГЛАВА I. МОДА ДИКТУЕМАЯ ГОСУДАРСТВОМ 6
1.1 Модный социализм
1.2 Культурная революция и ее последствия для моды
1.3 Лозунги на одежде
1.4 Платье Цзян Цин
ГЛАВА II. ОТКРЫТИЕ КИТАЯ ДЛЯ МОДЫ
2.1 Мода 70-х. Проникновение первых модных тенденций с Запада .......... 21
2.2 Мода 90-х
2.3 Личность Пьера Кардена и его влияние на китайскую моду
2.4 Реформа профессиональной одежды
2.5 Влияние Гонконга на моду КНР
ГЛАВА III. ВЫСОКАЯ МОДА В КИТАЕ
3.1 Появление недели моды в Китае
3.2 Дизайнеры
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1 Мода конца 40-70-х годов
Приложение 2 Мода на рубеже 70-90-х годов
Приложение 3 Высокая мода в Китае
Китайская мода и китайский модный костюм, как один из наиболее
самобытных явлений китайской культуры, всегда вызвал к себе неподдельный
интерес исследователей: это продукт безостановочного общения между
многочисленными народами и культурой, который воплощает взаимовлияние
китайской традиции и западной культуры. Одним из наиболее интересных
вопросов для исследования являются тенденции в одежде конца 20-го века –
времени, на рубеже которого формируются совершенно отличные от имперского Китая модные стили.
Целью данной работы является всестороннее рассмотрение
исторических факторов, политической и экономической ситуаций в стране,
повлиявших на развитие модных тенденций на территории Китая.
Соответственно, основные задачи работы заключаются в анализе модной
одежды конца 20 века, в вычленении и сопоставлении стилей 50-90-х годов, а
также составить представление о влиянии исторически и культурных событий.
В связи с этим можно утверждать, что изучение данной проблемы
является достаточно важной задачей. Для выделения основных причин
развития тенденций в одежде, необходимо, прежде всего, составить
представление об исторических событиях, которые повлияли на дальнейшее
развитие костюма граждан. При исследовании истории развития китайского
модного костюма, важно обратить внимание на политическую и
экономическую сторону развитию государства, ведь это играло
немаловажную роль в формировании моды.
Работа состоит из трех глав. В первой главе подробно разбирается
вопрос феномена китайской повседневной одежды, а именно времен
«закрытого» от всех Китая периода1950-60-х годов, во времена которых на
происходит большое влияние на китайскую моды со стороны СССР.
Благодаря улучшениям Советско-Китайских отношений после 1949 года в
КНР проникает большое количество тенденций когда-то популярных на4
территории Советского союза, организовываются кружки пионеров,
учреждается специальная программа «обмена опытом» студентов между
странами-союзниками. Также в 1 главе подробно рассматриваются изменения
во внешнем виде граждан, произошедшие во время «Культурной революции»
(1966-1976 гг.), устанавливается общеобязательная военная форма,
происходит серьезная пропаганда коммунистических идеалов не только в
политике, но и в моде. Приводится анализ действий «красной армии» -
хунвэйбинов, которые оказали наибольший урон не только китайской культуре.
Во второй главе подробно исследуется мода Китая на рубеже 70-90-х годов.
После смерти Мао Цзэдуна, в стране начинаются глобальные изменения,
проводится «Политика реформ и открытости», благодаря которой Китай
выходит на новый экономический уровень, начинается активное
проникновение новой одежды с Запада и стран Тихоокеанского региона. В
Китай приезжают первые всемирно известные дизайнеры, одним из которых
был модельер Пьер Карден (Pierre Cardin, итал. Pietro Cardin / 1922 г.), который
в дальнейшем так или иначе повлиял на формирование китайской
современной моды благодаря организации фэшн-шоу на территории КНР и
участвуя в разработке профессиональной одежды. Более того, в данной главе
рассматривается влияние бывшей колонии Англии – Гонконга на моду КНР.
В третьей главе приводится информация о современной моде, появлении
китайской недели моды и дизайнеров разных поколений, анализируются
коллекции китайских модельеров и события, повлиявшие на творчество и
методы их работы. В конце исследования, в приложениях, представлены
примеры китайских костюмов и аксессуаров разных временных периодов.
Тема работы более изучена в трудах западных и китайских
исследователей, в частности, таких авторов как Антонии Финнэйн (Antonia
Finnane), которая более детально описала в своем исследовании «Изменение
одежды в Китае: Мода, история, нация» историю развития модного костюма,5
причины повлиявшие на формирование особой традиции пошива, кроя и
декорирование модной женской одежды. Особенно хотелось бы отметить
труды таких исследователей, как Мей Хуа (Mei Hua) и Валери Гаретт (Valery
Garett) их труды также посвящены истории китайского костюма, его
изменению в различные эпохи. К тому же хотелось бы затронуть работу
китайского дизайнера Лин Юнь (冷芸), которая в своей книге «Китайская
мода: диалог с китайскими Дизайнерами» подробно описала главных
модельеров Поднебесной, которые повлияли на глобальное развитие
китайской моды. Уникальность заключается в том, что все
вышеперечисленные исследователи занимались рассмотрением моды только
в определенные периоды, а в данной работе подробно прослеживаются
изменение модных тенденций в Китае на протяжении большего времени.
В настоящее время исследуемая нами тема представляется достаточно
актуальной: в отечественной синологии история развития китайской моды
малоизучена. Вопрос о изменений китайской моды в данный момент активно
изучается собственно китайскими исследователями в связи с чем при
написании данной работе мы пользовались литературой на китайском языке.
Китайскую моду можно назвать продуктом взаимодействия азиатской и
европейской культур. На протяжении 20 века китайская мода формировалась
именно благодаря влиянию соседних дружественных государств.
В представленной работе были рассмотрены основные тенденции
развития китайской моды в конце 20 века. Подробно изучены исторические,
политические и экономические факторы, с помощью которых происходило
формирование модных тенденций в различные периоды времени.
В рассмотренный нами временной промежуток, а именно с момента
провозглашения лидером компартии Мао Цзэдуна дату до окончания
Культурной революции в 1976 году, было выявлено несколько тенденций
повседневной одежды. В этот период формирование модных тенденций
можно разделить на два этапа: на первом этапе благодаря дружественным
отношениям КНР и Советского Союза мода навязывалась государством, в то
время происходит заимствование советских образов, а именно платья булазци
и костюма Ленина. Однако, после ухудшений советско-китайских отношений
в 1956 году Китай становится «закрытым» для моды и на смену тенденциям
СССР устанавливаются новые, строгие правила внешнего вида жителей
Поднебесной: вводится обязательная для всех военная форма зеленого или
синего цвета. Любое несоблюдение установленных правил осуждалось и
наказывалось специально созданным отрядом хунвэйбинов – «красными охранниками».
Важно отметить, что после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году происходит
«открытие» КНР для моды. Проанализировав данный временной промежуток
можно сделать вывод, что благодаря «Политике реформ и открытости» Дэн
Сяопина Китай вышел на новый уровень глобализации: увеличился экспорт
китайских тканей, последствием чего стало увеличение спроса инвесторов;
открылись новые производства, которые способствовали распространению55
новых западных тенденций на территории КНР. Основной причиной
появления новых модных тенденций 70-90-х годов считается взаимодействие
Китая со странами Европы и Азии, что способствовало проникновению и
заимствованию культурных особенностей этих стран Китаем, которые затем
проникли в китайскую моде. Таким образом, в Поднебесной появляются
международные модные тенденции в одежде: изделия из джинсы, штаныклеш, мини-юбки. Под влиянием Европы появляются субкультуры «Панкрок» и «Гранж», которые также обуславливали свои определенные тенденции
в одежде. Печатаются первые иностранные издания о моде, благодаря
которым китайцы могли узнать о Западной модной одежде. В Китай
приезжают всемирно известные модельеры, которые так или иначе оказали
огромное влияние на китайскую моду. Одним из первых таких дизайнеров был
Пьер Карден, который создал первую специальную школу для китайских
моделей, которая не разделялась по гендерной принадлежности, что для
китайцев было необычным, к тому же, для привлечения новых инвестиций и
повышения статуса Китая Пьер Карден устраивал грандиозные фэшн-шоу в Пекине и Шанхае.
Хочется отметить, что формирование высокой моды в Китае происходит в
конце 20 века, а именно в 1997 году, когда была проведена проводится первая
неделя моды в Пекине, моментально повысившая статус Китая на
международной модной арене, а спустя несколько лет, в 2011 году после
подписания договора с известной компанией «Mercedens Benz» КНР выходит
на новый уровень глобализации, неделя моды становится международной, а
Пекин превращается в одну из столиц мировой моды.
При исследовании формирования китайских тенденций последнего
десятилетия 20 века, мы пришли к выводу, что огромный вклад в развитие
китайской моды внесли именно китайские дизайнеры, такие как: Вивьен Там,
Го Пэй, Ван Синюань, Ма Кэ и Ван И Ян. Благодаря экспериментам с одеждой
различных стилей, они практически создали «новую китайскую моду»,56
привнесли в одежду не только эстетику, но также и глубокий смысл, который
закладывался в дизайн костюма. Таким образом, благодаря первым китайским
модельерам формируется два типа тенденций в моде Поднебесной: первый
тип основывается на совмещении ориенталистического и западного стилей,
для него характерна тщательная проработка деталей, второй тип
характеризуется постепенным отходом от традиционных китайских мотивов,
приводя, с одной стороны постепенному упрощению одежды, но, с другой
стороны, побуждая развитие новых образов китайской моды.
1. Го Цзинпин. Ципао. Нестареющая классика // Журнал Института
Конфуция. Вып.26 / Перевод Н. Власова. – Пекин: Редакция «Института
Конфуция, 2014. 84 с.
2. Гудошников, Л., Козлов, А., Кокарев, К. Гонконг (Сянган) // Справочник
/ - М.: Огни, Институт Дальнего Востока, 2004. 260 с.
3. Демидо Н.Ю. Телевидение. // Китайская Народная Республика: политика,
экономика, культура. К 60-летию КНР // Ред. Титаренко М.Л. - М.: ИД
«ФОРУМ», 2009. 592 c.
4. Иванов П.М. Гонконг. История и современность //-М.: Наука, Главная
редакция восточной литературы, 1990. 278 с.
5. Кравцова М.Е. История культуры Китая // - СПб: «Лань», 1999. 416 с.
6. Непомнин О.Е. История Китая: XX век //- М.: Институт востоковедения
РАН, Крафт+, 2011. 736 с.
7. Сотникова И.Н. К вопросу о Договоре о дружбе, сотрудничестве и
взаимопомощи между СССР и КНР от 14 февраля 1950г. // Общество и
государство в Китае. Т. XLIV, ч. 2 / Редколл: А.И. Кобзев и др. – М.: ИВ
РАН, 2014. 900 с.
8. Япин Ли. Константин Мефодиевич Максимов - русско-китайский
художник // Психология человека/ [Электронный ресурс]. URL:
http://psibook.com/religion/konstantin-mefodievich-maksimov-russkokitayskiy-hudozhnik.html. (Дата обращения 26.04.16)
На английском языке:
9. Bullis Douglas. Fashion Asia //-London: Thames and Hudson, 2000.58
10.Cathy Horyn. Year of the Couturière’ // New York Times / [Электронный
ресурс]. URL: http://tmagazine.blogs.nytimes.com/2010/12/01/year-of-thecouturiere. (Дата обращения 26.04.16)
11.Cheng Nien. Life and Death in Shanghai // - London: Grafton Books, 1987.
560 p.
12.Corrigan G. Miao National minority // Berg Encyclopedia of World Dress
and Fashion Vol. 6 / Editor-in-chief: Joanne B. Eicher / Berg Publishers: -
Oxford, 2011. 480 p.
13.Finnane Antonina. Changing Clothes in China. History. Fashion. Nation // –
New York: Columbia university press, 2008. 359 p.
14.Garrett Valery. Chinese Dress: From the Qing Dynasty to the Present // -
Clarendon: Tuttle Publishing, 2007. 240 p.
15.Jiaqi Yan, Gao Gao. Turbulent Decade: A History of the Cultural Revolution
//- Honolulu: University of Hawai'i Press, 1996. 659 p.
16.Jonathan Schroeder, Janet Borgerson, Zhiyan Wu. Shanghai Tang: China’s
Aspiring Global Fashion Brand // The University of Nottingham /
[Электронный ресурс]. URL:
http://blogs.nottingham.ac.uk/chinapolicyinstitute/2015/07/20/shanghaitang-chinas-aspiring-global-fashion-brand. (Дата обращения 26.04.16).
17.Kimbally A. Medeiro, Benét Sydonie.Viviene Tam // Fashion Designer
Encyclopedia / [Электронный ресурс]. URL:
http://www.fashionencyclopedia.com/Sp-To/Tam-Vivienne.html. (Дата
обращения 26.04.16)
18.Liquetta Oriana. The Fashion Industry and China // The World of Chinese/
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.theworldofchinese.com/2013/03/the-fashion-industry-and-china.
(Дата обращения 26.04.16)
19.Montefiore Sebag Clarissa. From red Guards to Bond villians: Why the Mao
suit endures // BBC cultures / [Электронный ресурс]. URL:
www.bbc.com/culture/story/20151007-from-red-guards-to-bond-villains59
why-the-mao-suit-endures. (Дата обращения 24.04.16)Hua Mei. Chinese
clothing // - Beijing: China Intercontinental Press, 2005.
20.Piere Cardin // Vogue Italia / [Электронный ресурс]. URL:
http://www.vogue.it/en/news/encyclo/designers/c/pierre-cardin. (Дата
обращения 26.04.16)
21.Ross Terrill. The Life of Madame Mao // - New Word City, 2014. 500 p.
22.Thuy Linh Nguyen Tu. The Beautiful Generation: Asian Americans and the
Cultural Economy of Fashion // -Durham: Duke University Press, 2011.
23.Wang Helen. Chairman Mao badges symbols and slogans of the Cultural
Revolution // British Museum Research Publication / Ed. By Portia Reyes,
Josephine Turquet / - London: The British Museum Press. 161 p.
24.Yongzheng Yang. China's Textile and Clothing Exports: Changing
International Comparative Advantage and Its Policy Implications. Asia
Pacific School of Economics and Management Working Papers // - Canberra:
Asia Pacific Press, 1999. 21 p.
На китайском языке:
25.Лин Юнь. 冷芸。 Чжунго шишан юй чжунгошэцзиши дуйхуа 中国时
尚与中国设计师对话 (Китайская мода и разговор с дизайнерами) // -
Сянган. 香港 Сянган чжунвэнь дасюэ чубаньшэ. 港中文大學出版
社,2013. 252с.
26.Шуаншуан Чжан. 爽 爽 张 。 Мэйсайдэсыбэнчи чжунго гуоцзи
шичжуанчжоу кайму цзай цзи. 梅赛德斯-奔驰中国国际时装周开幕在即
(Открытие международное недели моды Мерседес-Бензц) // Жуйли ван
瑞 丽 网 / [Электронный ресурс]. URL:
http://fashion.rayli.com.cn/brands/2012-03-15/161887.shtml. Дата
обращения (26.04.16)60
27.Шуянь Чжан, Бинь Чжоу. 张淑燕、周斌 Ху яобан 1983 нянь гули
ганьчуань сичжуан: во 50 няньдай чуаньлэ хуа ифу 胡耀邦 1983 年鼓励
干部穿西装:我 50 年代穿了花衣服 (Ху Яобан в 1983 году вдохновляет
кадровых работников на новую униформу в качестве европейского
костюма: я уже с 50 года ношу разную одежду) // Жэнминьван вэньхуа
// 人 民 网 文 化 / [Электронный ресурс].
URL:http://history.people.com.cn/n/2014/0925/c372327-25733190.html
(Дата обращения 26.04.16)
28.Ян Цзин. 杨静。 Фубосы: цзуй шоу цюаньцю гуаньчжу ди 12 вэйчжунго
фучжуан шэцзиши 福布斯:最受全球关注的 12 位中国服装设计师
(Список Форбс: 12 самых богатых всемирно известных китайских
дизайнеров) // Синьхуа ши 新 华 社 / [Электронный ресурс].
URL:http://news.xinhuanet.com/fashion/2015-12/25/c_128560055_3.htm.
(Дата обращения 26.04.16)
29.Чжан Тянь. 张甜。 Чжунго цзяньго илай фушиди бяньтянь 80 няньдай
中 国 建 国 以 来 服 饰 的 变 迁 80 年 代 (Изменение китайской
государственной одежды с 80 года) // Чжунго вэнмин ван 中国文明网 /
[Электронный ресурс]. URL:
http://gs.wenming.cn/lwt/201509/t20150923_2007238.html. (Дата
обращения 26.04.16)