Объект исследования - ООО «Легион» (г. Красноярск).
Основные направлениями деятельности - оптовая продажа пива и напитков.
Проведен анализ данных за 2021-2022 годы.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………. 7
1.Теоретические основы построения системы мотивации персонала
1.1 Сущность, подходы к пониманию, методы, виды……….................10
1.2 Нормативная база системы мотивации персонала………………… 21
1.3 Методика системы мотивации персонала в России и зарубежом … 24
Вывод по 1 главе…………………………………………………………. 32
2. Анализ системы мотивации персонала в ООО «Легион»
2.1 Характеристика организации как объекта управления…………..33
2.2 Анализ кадрового состава организации35
2.3 Анализ системы мотивации персонала…41
Вывод по 2 главе……………………………………………………….. 45
3.Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала
3.1 Мероприятия по совершенствованию…46
3.2 Перспективы внедрения системы мотивации персонала………..50
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий……………51
Вывод по 3 главе………………………………………………………. 53
Заключение……………………………………………………………. 54
Список использованной литературы……………57
Приложение 1………………………………………………………….. 61
Способность менеджера наилучшим образом раскрыть интеллектуальный и энергетический потенциал сотрудников недостижима без понимания факторов, определяющих поведение, а значит, и работу человека в компании. Одним из важнейших навыков лидера является умение мотивировать (побуждать к действию) подчиненных для достижения результатов в работе.
Мотивация повышает базовую производительность труда, меняет отношение сотрудников к работе, что увеличивает прибыльность компании. Отсюда можно сделать вывод, что производительность, эффективность и успех компании зависят от знания менеджером потребностей каждого отдельного сотрудника, поскольку эта информация позволяет построить систему влияния, позволяющую корректировать поведение сотрудника в правильное направление контекста.
Проблемы с мотивацией сотрудников существовали с момента введения оплачиваемой работы и актуальны до сих пор. В настоящее время опытные менеджеры заботятся о сотрудниках, организуют их обучение и создают эффективные бонусные программы для активных и успешных сотрудников. Руководители понимают, что увольнять квалифицированного и опытного сотрудника компании невыгодно. Имеет смысл поддерживать сотрудников как можно лучше. С момента введения рыночных отношений наблюдаются большие потери квалифицированных рабочих не только за счет их увольнения, но и за счет перевода к другим конкурирующим работодателям. Поэтому тема эффективной мотивации сотрудников очень актуальна в наше время.
Под стимулом понимается «предмет или явление, которое в данной ситуации имеет определенное значение для объекта управления, поведение которого активизируется вследствие положительно оцениваемой возможности и выгодности его обладания (или избегания) и способствует достижению цели, поставленной субъектом управления».
Соответственно, стимулирование – это «внешнее воздействие со стороны управленцев на работников (отдельных людей или группы) с целью побуждения их к деятельности, направленной на достижение целей компании».
Актуальность темы работы обусловлена всевозрастающей ролью личности работника не только как совокупности функций и должностей, но и как личности как особого объекта управления, который можно рассматривать не только как ресурс. Можно сказать, что сегодня проблема человеческого фактора признается всеми. Неслучайно мотивация была выделена как одна из функций управления. По мнению многих специалистов и теоретиков управления, путь к упрощению процесса управления и, следовательно, достижению его максимальной эффективности лежит только через решение проблемы мотивации труда, которая является не только одной из функций управления, но, без преувеличения, можно сказать, имеют такую же ценность, как и все другие функции управления.
Цель данной работы – проанализировать систему мотивации персонала в ООО «Легион» и разработать мероприятия по совершенствованию данной системы.
Исходя из данной цели, выделены следующие задачи:
1.Дать определение сущности, подходам к пониманию, методам, видам системы мотивации персонала.
2.Рассмотреть нормативную базу системы мотивации персонала.
3.Рассмотреть методику системы мотивации персонала в России и зарубежом.
4.Дать характеристику ООО «Легион» как объекта управления.
5. Проанализировать кадровый состав организации.
6.Проанализировать систему мотивации персонала ООО»Легион».
7.Предложить мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала в организации.
8.Выявить перспективы внедрения системы мотивации персонала.
9.Оценить эффективность предлагаемых мероприятий.
Объект исследования – система мотивации персонала. Предмет исследования в данной работе – система мотивации персонала ООО «Легион» и направления её совершенствования.
Теоретические основы исследования представлены научными и учебными источниками, ресурсами Интернет и внутренней документацией предприятия – базы исследования.
Степень разработанности проблемы является высокой, так как данная проблематика актуальна и значима как в практическом, так и в теоретическом аспектах. В настоящее время активно обсуждаются различные подходы к формированию оптимальной и максимально эффективной системы мотивации персонала, разрабатываются практические методики в данном направлении.
Методы исследования. При написании данной работы применялись как общенаучные методы (синтез, анализ, дедукция), так и специфические (анализ литературных источников, описательный, сравнительный, контент-анализ, графический, опрос и т.д.).
Теоретическая значимость данной работы заключается в значительном обобщении теоретического материала относительно проблемы системы мотивации персонала на современном этапе развития системы управления.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке рекомендаций, направленных на совершенствование системы мотивации персонала, которые могут быть применены как в исследуемой компании, так и в любой другой аналогичного профиля.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
В настоящее время больше внимания уделяется вопросам мотивации и стимулирования работы сотрудников предприятия как важной функции управления, которая позволяет руководству компании рационально управлять сотрудниками и успешно работать в соответствии с намеченным планом по улучшению производственного процесса. Совершенствование и внедрение новых систем управления в условиях высокой конкуренции осуществляется с учетом и ориентацией на индивидуальную мотивацию работника и его стимулирование в соответствии с количеством и качеством работы.
Мотивация труда – это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий; система факторов, вызывающих активность человека и определяющих направленность его поведения. В настоящее время труд перестал быть для многих людей смыслом жизни и превратился в средство выживания. В таких условиях не может идти речи ни о высокопроизводительном и эффективном труде, ни о росте квалификации работников и развитии их инициативы, ни о формировании сильной трудовой мотивации. Структура мотивации оказывает влияние на удовлетворенность трудовой деятельностью: удовлетворенность трудом тем выше, чем более мотивационная структура гармонична и включает в себя как внешние, так и внутренние мотивы.
Таким образом, мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности любого предприятия, в том числе торгового сектора. Объектом исследования в работе является ООО «Легион».
В первой главе работы были рассмотрены теоретические аспекты системы мотивации персонала, её сущность, формы, нормативная база, а также методика её организация в России и зарубежом.
Во второй части работы, проведен анализ эффективности хозяйственной деятельности ООО «Легион», в рамках достижения цели, проведён анализ структуры и численности персонала организации.
В третьей главе были выделены ключевые проблемы в области системы мотивации персонала, даны рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала, а также проведена оценка их эффективности.
По результатам проведенного анализа был сделан вывод, что в ООО «Легион» требуется более грамотная система мотивации персонала. Поэтому рекомендуется внедрить должность менеджера по мотивации персонала.
В рамках деятельности менеджера по мотивации персонала, повышение эффективности системы оплаты труда и материального стимулирования персонала возможно за счет:
1) обеспечения ведущей роли основного персонала компании;
2) установления зависимости размера стимулирующих выплат от конечных результатов работы, интенсивности и производительности труда;
3) использование новых адресных форм индивидуальной и групповой поддержки перспективных сотрудников компании, реализующих приоритетные направления деятельности.
Эффекты от деятельности менеджера по мотивации персонала:
1. Увеличение выработки. Увеличение выработки произойдет за счет более качественной мотивации персонала.
2. Можно выделить вторичный экономический эффект, который будут достигнуты за счет более качественной мотивации персонала и, как следствие, снижения текучести – это затраты на обучение сотрудников.
Комплексная мотивирующая система помогает решить множество задач:
1.Многократно улучшить производительность труда.
2.Привлекать ценных, высококлассных кадров, работающих на конкурентов.
3.Удерживать талантливых специалистов – маркетологов, менеджеров по рекламе, программистов.
4.Минимизировать кадровую утечку.
5.Создавать положительный настрой внутри коллектива.
6.Повысить лояльность персонала к компании.
7.Установить высокий уровень исполнительской дисциплины.
По результатам оценки эффективности предложенных мероприятий, введение должности менеджера по мотивации персонала и предложенная система мотивации является экономически целесообразной.
1. Алексеева, Г. И. Бухгалтерский финансовый учет. Расчеты по оплате труда. Учебное пособие / Г.И. Алексеева. - М.: Юрайт, 2021. - 216 c.
2. Ахалкаци, О.В. Аудит учета расчетов по оплате труда / О.В. Ахалкаци. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 108 c.
3. Ветлужских, Елена Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика / Елена Ветлужских. - М.: Альпина Диджитал, 2019. - 821 c.
4. Ветлужских, Елена Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика / Елена Ветлужских. - М.: Альпина Паблишер, 2020. - 150 c.
5. Габуева, Л. А. Оплата труда персонала медицинских организаций. Эффективный контракт. Учебно-методическое пособие / Л.А. Габуева, Э.В. Зимина. - М.: Проспект, 2019. - 296 c.
6. Гейц, И.Г. Новые системы оплаты труда работников бюджетной сферы / И.Г. Гейц. - М.: Дело и сервис (ДиС), 2020. - 23 c.
7. Гейц, Игорь Викторович Новое врайоном регулировании оплаты труда / Гейц Игорь Викторович. - М.: Дело и сервис (ДиС), 2019. - 810 c.
8. Голощапов, С. А. Оплата труда в период производственного обучения / С.А. Голощапов, В.Н. Рагузов. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 2019. - 55 c.
9. Горелов, Н. А. Оплата труда персонала. Методология и расчеты. Учебник и практикум / Н.А. Горелов. - М.: Юрайт, 2019. - 414 c.
10. Грюнштам, В. А. Оплата труда в строительстве / В.А. Грюнштам. - М.: Санкт-Петербургский Региональный центр по ценообразованию в строительстве, 2020. - 245 c.
11. Грянина, Е. А. Настольная книга по оплате труда и ее расчету в "1С:Зарплата и управление персоналом 8" (редакция 3.0) / Е.А. Грянина, С.А. Харитонов. - М.: 1С-Паблишинг, 2020. - 555 c.
12. Долинина, Т. Н. Внутрифирменная политика оплаты труда. Экономическое обоснование / Т.Н. Долинина. - М.: Издательство Гревцова, 2021. - 320 c.
13. Долинина, Т.Н. Внутрифирменная политика оплаты труда: экономическое обоснование / Т.Н. Долинина. - М.: ГревцовПаблишер, 2021. - 901 c.
14. Елена, Ветлужских Мотивация и оплата труда / Ветлужских Елена. - М.: Альпина Бизнес Букс (Юнайтед Пресс), 2021. - 714 c.
15. Ильюхов, Александр Как платили большевики. Политика советской власти в сфере оплаты труда в 1917-1941 гг. / Александр Ильюхов. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2021. - 416 c.
16. Конопляник, Т. М. Бюджетный учет оплаты труда / Т.М. Конопляник, И.В. Морозова. - М.: Бизнес-пресса, 2021. - 528 c.
17. Коноплянник, Т. М. Оплата труда в бюджетных организациях / Т.М. Коноплянник, И.В. Морозова. - М.: КноРус, 2020. - 428 c.
18. Майкл, Армстронг Оплата труда / Армстронг Майкл. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2021. - 685 c.
19. Мосейчук, А.М. Антикризисные рекомендации работодателю по оплате труда / А.М. Мосейчук. - М.: Дело и сервис (ДиС), 2021. - 280 c.
20. Николай, Афанасьевич Горелов Оплата труда персонала: методология и расчеты. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Николай Афанасьевич Горелов. - М.: Юрайт, 2019. - 262 c.
21. Оплата труда персонала. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2019. - 310 c.
22. Рассел, Джесси Минимальный размер оплаты труда / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2020. - 375 c.
23. Рассел, Джесси Минимальный размер оплаты труда в России / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2019. - 833 c.
24. Северина, О.А. Мониторинг образовательной деятельности педагогов в условиях новой системы оплаты труда / О.А. Северина. - М.: Учитель, 2020. - 876 c.
25. Степанов, Е.Н. Оплата труда классных руководителей. Современная модель / Е.Н. Степанов. - М.: Сфера, 2020. - 835 c.
26. Федоров, П. М. Как сократить расходы на персонал. Структура. Численность. Оплата труда / П.М. Федоров. - М.: Феникс, 2019. - 126 c.
27. Харитонов, С. А. Настольная книга по оплате труда и ее расчету в "1С:Зарплата и управление персоналом 8" / С.А. Харитонов. - М.: 1С-Паблишинг, 2020. - 648 c.
28. Харитонов, С. А. Настольная книга по оплате труда и ее расчету в программе "1С:Зарплата и управление персоналом 8" / С.А. Харитонов. - М.: 1С-Паблишинг, 2021. - 632 c.
29. Харитонов, С.А. Настольная книга бухгалтера по учету и оплате труда: Практическое пособие / С.А. Харитонов. - М.: 1С Паблишинг, 2019. - 566 c.
30. Харитонов, С.А. Настольная книга по оплате труда и ее расчету в программе "1С: Зарплата и Управление Персоналом 8" / С.А. Харитонов. - М.: 1С: Паблишинг; Издание 3-е, 2020. - 558 c.
31. Тебекин А.В. Менеджмент организации: учебник / Тебекин А.В.. - М.: Инфра-М, 2020. -384с.
32. Тебекин А.В. Стратегическое управление персоналом: учебник / Тебекин А.В. – М.: КноРус, 2020. - 718с.
33. Трегулова Н.Г. Основные направления кадрового планирования в условиях современного хозяйствования / Н.Г. Трегулова, Л.И. Сидненко // Инновационное развитие. - 2018. - № 4 (21). - С. 122-123.
34. Федяй Е.С. Производительность труда и заработная плата: взаимосвязь показателей / Е.С. Федяй // В сборнике: Прикладные аспекты экономики. Межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск, 2021. - С. 87-93.
35. Френкель А.А.Математический анализ производительности труда. Монография / А.А. Френкель. – М.: Ленанд, 2022. – 168с.
36. Шаров А.Г. Управление человеческими ресурсами как функция менеджмента / А.Г. Шаров, З.А. Иванова, М.Г. Пикалкина // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2020. - Т. 3. - № 1. - С. 44-46.
37. https://www.consultant.ru, право доступа (по запросу).