РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ ЗА СЧЕТ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
1.1. Налог как источник доходов государства 6
1.2. Функции и классификации налогов 14
1.3. Теоретические основы налогово-бюджетных отношений 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТЫ РОССИИ
2.1. Анализ исполнения налоговых доходов федерального бюджета 35
2.2. Формирование налоговых доходов бюджета Белгородской области 48
2.3. Проблемы исполнения бюджетов по налоговым доходам 53
2.4. Перспективы повышения налоговых доходов в бюджетах Российской Федерации 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ ЗА СЧЕТ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
1.1. Налог как источник доходов государства 6
1.2. Функции и классификации налогов 14
1.3. Теоретические основы налогово-бюджетных отношений 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТЫ РОССИИ
2.1. Анализ исполнения налоговых доходов федерального бюджета 35
2.2. Формирование налоговых доходов бюджета Белгородской области 48
2.3. Проблемы исполнения бюджетов по налоговым доходам 53
2.4. Перспективы повышения налоговых доходов в бюджетах Российской Федерации 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Их возникновение обусловлено разделением общества на социальные группы и появлением государства. Вводившиеся на первых порах в исключительных случаях как нерегулярный взнос, налоги по мере формирования и развития государственности постепенно превратились в стройную систему платежей в государственную казну.
Появление налогов обусловило необходимость выработки теоретических основ налогообложения, определения сущности данного понятия, отличающей его от других платежей и взносов. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты.
Налоги можно отнести к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают наиболее значимые стороны жизни человека и общества, а процесс разработки налогового законодательства и его применения неразрывно связаны с острыми противоречиями и компромиссами.
С одной стороны у государства должно быть достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций (оборона, наука, образование и др.), а с другой — налоговое бремя предприятий и граждан не может быть слишком велико, поскольку результатом может стать снижение стимулов к труду и сдерживание экономического роста в целом.
Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.
Разработанность темы исследования. Вопросы формирования доходной части бюджета в области оценки величины доходных источников бюджета исследуются в трудах ряда отечественных ученых и специалистов в области финансов: О.Н. Бочарова, П.И. Вахрина, К.А. Ветошко, Г.В. Гегеля, В.И. Гуреева, А.З. Дадашева, В.А. Иваева, Г.М. Кейнса, И.В. Кормарова, А.А. Никитского, Н.И. Осетрова, А.П. Сивцова, И.И. Янжула и др.
Значительный вклад в современную теорию и практику налогообложения внесли отечественные ученые-экономисты: И.И. Кучеров, М.В. Мишустин, А.С. Захаров, Н.Н. Демчук, Л.В. Дуканич, Д.Г. Черник, М.А. Исмаилов, А.Н. Козырин. и др.
Многие принципиальные положения, связанные с оценкой налогового потенциала, разработаны зарубежными специалистами, такими как Джордж Акерлоф, Стефан М., Робет Ауман, Ричард М., Гринспен А, Йеллен Д., Джон Навратил, Миллис Р, Вернон Смит и др.
Целью работы является определение роли налоговых доходов в формировании бюджетов Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие
задачи:
- рассмотреть теоретические основы построения бюджета в Российской Федерации;
- определить роль налогов в формировании доходов государства;
- провести анализ поступления налогов в государственный бюджет;
- изучить проблемы и перспективы в формировании бюджетов.
Объектом исследования является бюджетная система Российской Федерации в разрезе формирования налоговых доходов.
Предмет исследования - совокупность отношений, возникающих при формировании налоговых доходов бюджетов.
Теоретическо-методологической основой исследования послужили труды ведущих отечественных ученых в области экономической теории финансов, налогообложения, региональной экономики, таких как, А.М. Ковалева, И.И. Янжула. Законодательные и нормативные акты, инструктивные материалы, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, а также материалы научных конференций и периодических изданий
Методологическая основа исследования осуществляется на основе общего системно-функционального подхода с использованием методов функционально-структурного, сравнительного, статистического и динамического анализа. Применены общенаучные методы сравнительного научного обобщения, классификации, историзма, структурно-системного подхода, системного анализа.
Информационно-методологической базой исследования выпускной квалификационно работы послужили данные Государственного комитета Российской Федерации по статистике, отчетно-аналитическая информация Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства и Министерства финансов Российской Федерации.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Выпускная квалификационная работа изложена на 84 страницы компьютерного текста, содержит 7 таблиц, 3 рисунка, насчитывает 51 источник литературы, к работе приложено 4 документа.
Появление налогов обусловило необходимость выработки теоретических основ налогообложения, определения сущности данного понятия, отличающей его от других платежей и взносов. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты.
Налоги можно отнести к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают наиболее значимые стороны жизни человека и общества, а процесс разработки налогового законодательства и его применения неразрывно связаны с острыми противоречиями и компромиссами.
С одной стороны у государства должно быть достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций (оборона, наука, образование и др.), а с другой — налоговое бремя предприятий и граждан не может быть слишком велико, поскольку результатом может стать снижение стимулов к труду и сдерживание экономического роста в целом.
Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.
Разработанность темы исследования. Вопросы формирования доходной части бюджета в области оценки величины доходных источников бюджета исследуются в трудах ряда отечественных ученых и специалистов в области финансов: О.Н. Бочарова, П.И. Вахрина, К.А. Ветошко, Г.В. Гегеля, В.И. Гуреева, А.З. Дадашева, В.А. Иваева, Г.М. Кейнса, И.В. Кормарова, А.А. Никитского, Н.И. Осетрова, А.П. Сивцова, И.И. Янжула и др.
Значительный вклад в современную теорию и практику налогообложения внесли отечественные ученые-экономисты: И.И. Кучеров, М.В. Мишустин, А.С. Захаров, Н.Н. Демчук, Л.В. Дуканич, Д.Г. Черник, М.А. Исмаилов, А.Н. Козырин. и др.
Многие принципиальные положения, связанные с оценкой налогового потенциала, разработаны зарубежными специалистами, такими как Джордж Акерлоф, Стефан М., Робет Ауман, Ричард М., Гринспен А, Йеллен Д., Джон Навратил, Миллис Р, Вернон Смит и др.
Целью работы является определение роли налоговых доходов в формировании бюджетов Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие
задачи:
- рассмотреть теоретические основы построения бюджета в Российской Федерации;
- определить роль налогов в формировании доходов государства;
- провести анализ поступления налогов в государственный бюджет;
- изучить проблемы и перспективы в формировании бюджетов.
Объектом исследования является бюджетная система Российской Федерации в разрезе формирования налоговых доходов.
Предмет исследования - совокупность отношений, возникающих при формировании налоговых доходов бюджетов.
Теоретическо-методологической основой исследования послужили труды ведущих отечественных ученых в области экономической теории финансов, налогообложения, региональной экономики, таких как, А.М. Ковалева, И.И. Янжула. Законодательные и нормативные акты, инструктивные материалы, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, а также материалы научных конференций и периодических изданий
Методологическая основа исследования осуществляется на основе общего системно-функционального подхода с использованием методов функционально-структурного, сравнительного, статистического и динамического анализа. Применены общенаучные методы сравнительного научного обобщения, классификации, историзма, структурно-системного подхода, системного анализа.
Информационно-методологической базой исследования выпускной квалификационно работы послужили данные Государственного комитета Российской Федерации по статистике, отчетно-аналитическая информация Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства и Министерства финансов Российской Федерации.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Выпускная квалификационная работа изложена на 84 страницы компьютерного текста, содержит 7 таблиц, 3 рисунка, насчитывает 51 источник литературы, к работе приложено 4 документа.
Налоговая система современного государства является эффективным и универсальным механизмом для регулирования макроэкономических процессов, протекающих в обществе.
При помощи налогов государство может стимулировать инвестиционную активность, реализовывать финансово-экономическую политику, поддерживать экономическое развитие, осуществлять социальное регулирование и даже решать политические задачи.
Самостоятельность формирования бюджетов субъектов Российской Федерации определяется их правом на доходную часть посредством разграничения государственной собственности, использования природных ресурсов. Статья 72 Конституции предоставляет право субъектам Российской Федерации иметь свою самостоятельную финансовую базу. В ней не содержится положений, предусматривающих процессуальные вопросы бюджетных отношений, из чего можно сделать вывод, что это собственные полномочия субъектов Российской Федерации при условии соблюдения федеральных приоритетов в экономической политике и финансовом регулировании. Особое положение в системе конституционных полномочий занимают полномочия по выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов Федерации.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации, каждый субъект федерации должен иметь достаточную финансовую базу для выполнения возложенных на них функций. Соблюдению баланса между объемом расходных обязательств и финансовыми ресурсами служит система межбюджетного регулирования. Поскольку Конституция Российской Федерации закрепляет возможность делегирования полномочий, то предусмотрены и механизмы перевода финансовых средств с одного уровня бюджетной системы на другой. Из данных положений можно вычленить следующий принцип - равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с Федерацией в сфере вертикального и горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности с целью придания системе устойчивого финансового состояния.
Проведение анализа налоговых поступлений является неотъемлемой частью планирования доходов и расходов бюджета. Тем не менее, для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования статей бюджета необходимым является и анализ задолженностей по видам налогов. Качественно проведенная аналитическая работа позволит извлечь максимум выгоды их налоговых поступлений.
Необходимо отметить, что объем поступлений от экспортной пошлины на нефть обеспечивается, согласно проекту бюджета, за счет средневзвешенной ставки экспортной пошлины на нефть в размере 105,01 долл. за 1 т. Это значение соответствует действующей в 2016 г. формуле расчета экспортной пошлины на нефть (29,2 + 0,42 х (PUrals - 182,5) долл./т). Однако согласно «налоговому маневру», положения которого вступили в силу в 2016 г. и были закреплены в Налоговом кодексе, на следующий год должна была быть установлена новая формула: (29,2 + 0,36 х (PUrals - 182,5) долл./т), по которой средневзвешенная ставка экспортной пошлины на нефть должна была составить только около 95,5 долл. за 1 т.
Одной из наиболее важных проблем, стоящих при формировании бюджетов муниципальных образований, является низкая стоимость объектов имущества и земель при обложении их налогами. Решением этой проблемы является изменение исчисления налоговой базы по налогам на имущество путем расчета, исходя из кадастровой стоимости участков земли и имущественных объектов. Стоимость объектов в результате инвентаризации получается ниже, чем их стоимость на рынке. Это происходит из-за отсутствия сопоставления информации о самом рынке недвижимости и местонахождения объекта.
На увеличение доходов от налоговых поступлений также повлияет пересмотр налоговых ставок, которые должны быть экономически обоснованы.
Необходимо передать право контроля за местными налогами органам местного самоуправления. Сейчас этим занимаются территориальные подразделения Федеральной налоговой службы, которые не заинтересованы в росте поступлений доходов по имущественных налогам. Эта проблема исходит из того, что при повышении качества сегодняшнего контроля и учета базы по налогам, затраты будут превышать потенциальные налоговые поступления в будущем.
Для повышения значимости налога на доходы физических лиц как источника собственных доходов - местным администрациям необходимо проводить активную работу по легализации доходов физических лиц и повышению реального уровня зарплаты. Налог на прибыль в настоящее время является существенным источником доходов региональных бюджетов.
Государственная поддержка производителей со стороны региональных органов власти должна быть направлена, прежде всего, на расширение возможностей сбыта продукции, в том числе и за пределами региона. Для достижения данной цели органам власти на региональном и местном уровне необходимо:
- развивать необходимую рыночную инфраструктуру (транспорт, система хранения, маркетинговые и информационно-консультационные службы и т.д.),
- привести процедуру сертификации продукции, производимой на территории области, в соответствие с мировыми стандартами (ISO), - развивать региональные товарные бренды,
- всесторонне содействовать развитию межрегиональной торговли и продвижению продукции на мировые рынки (налоговые преференции, информационная поддержка, льготы по кредитам, производство экспортной продукции и др.).
При помощи налогов государство может стимулировать инвестиционную активность, реализовывать финансово-экономическую политику, поддерживать экономическое развитие, осуществлять социальное регулирование и даже решать политические задачи.
Самостоятельность формирования бюджетов субъектов Российской Федерации определяется их правом на доходную часть посредством разграничения государственной собственности, использования природных ресурсов. Статья 72 Конституции предоставляет право субъектам Российской Федерации иметь свою самостоятельную финансовую базу. В ней не содержится положений, предусматривающих процессуальные вопросы бюджетных отношений, из чего можно сделать вывод, что это собственные полномочия субъектов Российской Федерации при условии соблюдения федеральных приоритетов в экономической политике и финансовом регулировании. Особое положение в системе конституционных полномочий занимают полномочия по выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов Федерации.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации, каждый субъект федерации должен иметь достаточную финансовую базу для выполнения возложенных на них функций. Соблюдению баланса между объемом расходных обязательств и финансовыми ресурсами служит система межбюджетного регулирования. Поскольку Конституция Российской Федерации закрепляет возможность делегирования полномочий, то предусмотрены и механизмы перевода финансовых средств с одного уровня бюджетной системы на другой. Из данных положений можно вычленить следующий принцип - равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с Федерацией в сфере вертикального и горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности с целью придания системе устойчивого финансового состояния.
Проведение анализа налоговых поступлений является неотъемлемой частью планирования доходов и расходов бюджета. Тем не менее, для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования статей бюджета необходимым является и анализ задолженностей по видам налогов. Качественно проведенная аналитическая работа позволит извлечь максимум выгоды их налоговых поступлений.
Необходимо отметить, что объем поступлений от экспортной пошлины на нефть обеспечивается, согласно проекту бюджета, за счет средневзвешенной ставки экспортной пошлины на нефть в размере 105,01 долл. за 1 т. Это значение соответствует действующей в 2016 г. формуле расчета экспортной пошлины на нефть (29,2 + 0,42 х (PUrals - 182,5) долл./т). Однако согласно «налоговому маневру», положения которого вступили в силу в 2016 г. и были закреплены в Налоговом кодексе, на следующий год должна была быть установлена новая формула: (29,2 + 0,36 х (PUrals - 182,5) долл./т), по которой средневзвешенная ставка экспортной пошлины на нефть должна была составить только около 95,5 долл. за 1 т.
Одной из наиболее важных проблем, стоящих при формировании бюджетов муниципальных образований, является низкая стоимость объектов имущества и земель при обложении их налогами. Решением этой проблемы является изменение исчисления налоговой базы по налогам на имущество путем расчета, исходя из кадастровой стоимости участков земли и имущественных объектов. Стоимость объектов в результате инвентаризации получается ниже, чем их стоимость на рынке. Это происходит из-за отсутствия сопоставления информации о самом рынке недвижимости и местонахождения объекта.
На увеличение доходов от налоговых поступлений также повлияет пересмотр налоговых ставок, которые должны быть экономически обоснованы.
Необходимо передать право контроля за местными налогами органам местного самоуправления. Сейчас этим занимаются территориальные подразделения Федеральной налоговой службы, которые не заинтересованы в росте поступлений доходов по имущественных налогам. Эта проблема исходит из того, что при повышении качества сегодняшнего контроля и учета базы по налогам, затраты будут превышать потенциальные налоговые поступления в будущем.
Для повышения значимости налога на доходы физических лиц как источника собственных доходов - местным администрациям необходимо проводить активную работу по легализации доходов физических лиц и повышению реального уровня зарплаты. Налог на прибыль в настоящее время является существенным источником доходов региональных бюджетов.
Государственная поддержка производителей со стороны региональных органов власти должна быть направлена, прежде всего, на расширение возможностей сбыта продукции, в том числе и за пределами региона. Для достижения данной цели органам власти на региональном и местном уровне необходимо:
- развивать необходимую рыночную инфраструктуру (транспорт, система хранения, маркетинговые и информационно-консультационные службы и т.д.),
- привести процедуру сертификации продукции, производимой на территории области, в соответствие с мировыми стандартами (ISO), - развивать региональные товарные бренды,
- всесторонне содействовать развитию межрегиональной торговли и продвижению продукции на мировые рынки (налоговые преференции, информационная поддержка, льготы по кредитам, производство экспортной продукции и др.).
Подобные работы
- Налоги и их влияние на экономику России (Уральский государственный экономический университет)
Курсовые работы, макроэкономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Планирование и прогнозирование налоговых поступлений в бюджет (Российский Экономический Университет им. Плеханова)
Контрольные работы, планирование и прогнозирование. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ПРЯМОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017



