ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ
РЫНКА РЕСТОРАННЫХ УСЛУГ В СОЦИОЛОГИИ
1.1 Ресторанный сегмент в структуре общественного питания
1.2. Социологический анализ общепита и организационного взаимодействия ..... 17
1.3 Особенности функционирования Fast food и Fast casual
Глава 2. АНАЛИЗ РЫНКА FAST FOOD и FAST CASUAL В РОССИИ
2.1 История возникновения в России сегмента общественного питания
2.2. Развитие сети «Теремок» в Москве и Санкт-Петербурге
2.3. Факторы насущности организационных изменений в сети «Теремок»
(социологический подход)
Глава 3. ПРОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОМПАНИИ
«ТЕРЕМОК»: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
3.1 Характерные особенности компании «Теремок» (на примере анализа
результатов диагностики организационной культуры)
3.2. Анализ проблем организационного взаимодействия в компании «Теремок». 71
3.3 Анализ восприятия потребителями бренда «Теремок» и соответствие работы
компании существующим принципам
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Приложение A
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
В народное хозяйство страны входят различные отрасли и предприятия,
связанные с хозяйственной деятельностью, особое место здесь занимает
общественное питание. Питание как процесс употребления пищи не только
удовлетворяет самую необходимую потребность, но и выступает в качестве функции социализации общества.
Исследование рынка ресторанных услуг актуально по нескольким причинам.
Во-первых, сектор услуг на сегодняшний день преобладающий в экономике, в нем
занято большое количество людей, что непременно влияет на рынок труда. Во-вторых, рынок ресторанных услуг предоставляет огромный выбор заведений
общественного питания с разным ценовым сегментом, рынок подвержен сильной
конкуренции, каждый год происходит прирост заведений, тем самым вытесняя
устоявшихся игроков, поэтому каждому отдельному предприятию необходимо
закрепить свои позиции в среде высокой конкуренции, совершенствуя свой
неповторимый стиль, уникальное торговое предложение и позиционирование,
внедрять новые технологии. В-третьих, организация имеет свой облик, традиции
и культуру, что говорит о важности влияния корпоративной культуры на
реализацию стратегической и управленческой деятельности. В-четвертых,
организация является сложным процессом в которой решающую роль оказывает
система отношений между людьми, которые складывая свои способности имеют
возможность влиять на поведение организации, повышая или понижая ее эффективность.
В сегодняшних условиях высокой конкуренции в ресторанном бизнесе,
восприимчивость адаптироваться к изменениям, а также управлять
организационными изменениями, является решающим значением для выживания и роста.
Степень разработанности проблемы:
К сожалению, отсутствует комплексный подход к теоретическому
представлению процесса развития и изменений в организации.
Недостаток в российской науке эмпирических исследований, посвященных
изучению процессов взаимодействия персонала внутри организации и путей их
решения путем внедрения изменений.
Объект данной работы: Система управления организационными
изменениями в компании ресторанного бизнеса (на примере сети «Теремок»).
Предмет работы: Особенности проведения программы изменений с учетом
этапа жизненного цикла компании как социокультурной системы.
Основной целью является обоснование необходимости и возможности
проведения изменений не только организационно-экономического и
производственного характера, но и социальных и социокультурных перемен.
Для достижения обозначенной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть классификацию заведений общественного питания и
дифференцировать их функции;
2. Обосновать необходимость социологического подхода к анализу
функционирования общественного питания и социального взаимодействия;
3. Проанализировать рынок Fast food и Fast casual в России, развитие и
особенности;
4. Исследовать содержание программы организационных изменений в сети
ресторанов «Теремок»;
5. Выявить факторы насущности организационных изменений в сети «Теремок»;
6. Определить перспективы внедрения изменений и выработать рекомендации
по совершенствованию системы управления изменениями.
Рабочая гипотеза, выдвигаемая в данной работе, звучит следующим образом:
социальные взаимоотношения внутри организации оказывают значительное
влияние на реализацию стратегической и оперативной управленческой
практики в компании, что затрудняет проведение изменений в компании.5
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды
отечественных и зарубежных ученых, занимающихся разработкой вопросов
социального взаимодействия, управления персоналом и организациями. В качестве
изучения феномена социального взаимодействия были проанализированы научные
разработки таких ученых как, М. Вебер, Т.Парсонс,А. Пригожин, Хабермас,
Д.Хоманс и П.Блау. Также опирались на теорию о «доминирующих акторах» Н.
Флигстина, теорию «демонстративного потребления» Т.Веблена, Д.Ритцер
«Макдональдизация общества», теория жизненного цикла корпораций И.Адизеса.
Для обеспечения более полного содержания проводимого исследования была
использована некоторая справочная и учебная литература.
Методы исследования:
- общетеоретические, включая системных подход, логический анализ, анализ
литературы по теме исследования, способствующих обоснованию и управлению
изменениями в области социального взаимодействия;
-эмпирические, интернет-анкетирование, структурированное интервью,
диагностика организационной культуры, включая контент анализ СМИ ( портал
Ресторан.Ru), корпоративный сайт.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии
потенциала организационного взаимодействия как средства влияния на
реализацию стратегической и оперативной управленческой практики в компании,
а также успешность проведения изменений.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
рекомендаций к проведению программы организационных изменений в области
управленческих и организационных взаимодействий. Результаты могут быть
использованы при чтении курсов: социология управления, социология
организаций, социология предпринимательства др. Результаты исследования могут
использоваться в практике деятельности компании при развитии и улучшении
внутриорганизационного взаимодействия.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа
состоит из трех глав. Во введении описаны актуальность темы, проблема, объект,
предмет, цели и задачи, степень изученности проблемы, а также теоретико-методологическая база исследования, гипотезы и структура работы, теоретическая
и практическая значимость. В первой главе я описываю существующую
классификацию заведений общественного питания по ГОСТу. Рассмотрена
классификация заведений общественного питания и их социальные функции.
Представлен социологический подход к анализу функционирования ресторанного
бизнеса и организационного взаимодействия. Во второй главе проанализирован
рынок Fast food и Fast casual в России. Описана история возникновения сегмента
общественного питания в России. Рассмотрено развитие сети «Теремок-Русские
блины». Выявлены факторы насущности организационных изменений в сети
«Теремок». В третьей главе проведено исследование, выявлены факторы
необходимых организационных изменений в сети «Теремок» для оптимизации организационного взаимодействия.
В процессе написания выпускной квалификационной работы мной было
проанализировано пространство рынка ресторанных услуг Санкт-Петербурга
и исследованы необходимые организационные изменения в области
управленческого взаимодействия в организации общественного питания.
В первой главе были рассмотрены понятия, характеристики и
особенности заведений быстрого общественного питания. Так под заведением
быстрого общественного питания принято считать предприятие
общественного питания, реализующее узкий ассортимент блюд несложного
приготовления и обеспечивающие минимальные затраты времени на
обслуживание потребителей. Услуги общественного питания реализуют не
только физиологическую потребность общества, но и реализуют потребность
в отдыхе, общении, тем самым выполняют функцию социализации.
С помощью теории «макдональдизации» Джорджа Ритцера осуществлен
анализ принципов работы сети ресторанов «Теремок» в состав которых входит:
5. Эффективность – Действия работников эффективны, следуют
заранее прописанному плану.
6. Просчитываемость – Посетители быстро получают много еды,
менеджеры получают от работников много труда за минимальную трату времени.
7. Предсказуемость – работники таких заведений тоже являются
предсказуемыми, они следуют корпоративным правилам и подчиняются менеджерам.
8. Контроль – очереди, ограниченные меню, немногочисленный
выбор, неудобные сиденья- все это принуждает клиентов делать то, что
выгодно ресторану, быстро поесть и уйти. Контроль за персоналом в обучении
производить ограниченное число операций именно так , как положено.
По мнению Ритцера, контролировать клиентов три помогают механизма:
4. Клиентам даются подсказки, например, на выходе они видят
мусорный бак на котором написано, что от клиента ожидается.
5. Набор структурных ограничений заставляет посетителей вести
себя определенным образом. Инструкции, меню, которые находятся по
периметру всего ресторана оставляют клиентов мало выбора.
6. Клиенты принимают установленные правила поведения и следуют
им каждый раз заходя в ресторан фаст-фуда.
Во второй главе я проанализировала историю возникновения в России
сегмента общественного питания. Выделила тенденции развития рынка ресторанных услуг:
1. Исходя из результатов можно сказать о том, что каждый год
появляются новые направления неизведанной для нас кухни, например,
латиноамериканская, паназиатская.
2. На данный момент доходы потребителей сокращаются, поэтому
потребители относятся к выбору ресторана с избирательностью.
3. Как и раньше наблюдается значительный рост сетевых
предприятий, особенно сильно развивается фаст-фуд.
В рамках данной работы преимущественное значение уделяется сети
«Теремок-русские блины» на основании этого проанализирована история и
описание модели исследуемого объекта.
Во второй главе проанализированы факторы насущности
организационных изменений исходя из стадии жизненного цикла организации
в сети «Теремок» среди них:
1. «Теремок» развивает внутрифирменное предпринимательство,
отдельное подразделение становится автономным, контроль осуществляется над прибылью.
2. Структура компании выглядит дезинтегрированной, разнородной,
необходимо объединение целей и действий подразделений как
организационного целого. Компания может быть квазизависимой,95
неустойчивой, так как все принимаемые решения исходят через центральную фигуру.
3. Также в компании может быть присутствует «плывущая»
структура внутри офиса, функции отделов смешаны, помимо своих
поставленных задач, выполняют часть функций других подразделений. Из
чего можно сделать вывод, что нет четко поставленных обязанностей каждого
отдела. Часть документов фиксирующих деятельность отдельного
подразделения можно найти в одном из множества других отделов, что может
привести к затруднению эффективной деятельности подразделений.
В третьей главе выявлены характерные особенности компании
«Теремок» на примере анализа результатов диагностики организационной культуры.
По результатам проведенного исследования можно сказать о том, что, в
целом, «Теремок» следует своим принципам и следит за качеством, вкусом,
безопасностью продукции и качеством обслуживания. Также у потребителей
сложился стереотип о концепции заведения как фаст-фуд, на это влияет
расположение сети на фуд-кортах, среди других игроков фаст-фуд и
интерьерным решением, направленным на привлечение внимания, за счет ярких красок.
На основании проведенного анкетирования с сотрудниками
организации, выявлены факторы, требующие изменений, среди них:
1. Сотрудникам в компании не хватает свободы в полномочиях,
возможности самостоятельно принимать решения, на что влияет ручной стиль
управления в компании от которого следует отказаться.
2. В данной компании отсутствует четкий функционал сотрудников
и подразделений, необходимо структурировать и разграничить зоны
ответственности каждого подразделения, чтобы четко понимать, какое
подразделение чем занимается и куда обратиться с возникшим вопросом.
3. Отсутствие структурированного документооборота, сейчас в документах наблюдается хаос
4. Отсутствие регламентированных премий. На данный момент
присутствует неясность за что кого поощряют.
В процессе написания выпускной квалификационной работы мною
анализировалось влияние организационного взаимодействия на эффективное
функционирование компании. В процессе исследования выдвигаемая гипотеза
в рамках работы подтвердилась так как проблема внутреннего взаимодействия
затрудняет работу компании, выражается это в длительном процессе принятия
решений, перекладывании функций между подразделениями, стилем
лидерства, который способствует снижению уверенности сотрудника в своих силах и мотивации.
Таким образом, цель, поставленная перед началом исследования
достигнута, мы разработали рекомендации и обосновали необходимые
организационные изменения в области управленческих и организационных взаимодействий.
1. Алешина. – М. : Ассоциация авторов и издателей «Тандем» ; ГНОМ-ПРЕСС,1997. – 256 с.
2. Адизес, И. Управление жизненным циклом корпораций/ Ицхак Калдерон
Адизес: перевод с англ. Кузина В. – М.: Манн, Иванов, Фербер, 2014.- 512 с.
3. Алешина, И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров / И. В.
Алешина. – М. : Ассоциация авторов и издателей «Тандем» ; ГНОМ-ПРЕСС,
1997. – 256 с.
4. Арсеньева А. Особенности российского премиум-сегмента [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.itctraining.ru/library/info/73. (дата
обращения 12.05.2017).
5. Ассэль, Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов [Текст] - М.:
ИНФРА-М, 2001. - 337 с.
6. Благова Ю.А. Имидж как феномен социальной перцепции // Вестник
Московского государственного лингвистического университета. – 2012. - №
7. – С. 133-144.
7. Бодрийяр Ж. «Общество потребления. Его мифы и структуры» [Электронный
ресурс]. –Режим доступа: http://ruthenia.ru/logos/kr/consum.pdf (дата
обращения 12.05.2017).
8. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики / Пер. с франц. Отв.
ред. перевода, сост. и послесл. Н.А. Шматко. - М.: Институт
экспериментальной социологии. – СПб.: Алетейя, 2005.
9. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. - 808 с.
10. Вебер М. Основные социологические понятия //Западноевропейская
социология ХIX-начала ХХ веков. - М., 1996. - 921 с.
11. Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование
институций. – М.: Прогресс, 1984.
12. Веселов Ю.В. «Социология одного города: пространство Петербурга».
[Электронный ресурс]. –Режим доступа:98
http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214034994/Veselov_N2.indd-8.pdf (дата
обращения 12.05.2017).
13. Веселов Ю.В.,Емельянова Т.В Социология вкуса // Веселов Ю.В.,Кашин
А.Л.(ред.). Экономическая социология: теория и история. СПб.:НесторИстория,2012.
14. Волкова И. «Ресторанное дело. Самая полная энциклопедия от Люсьена
Оливье до Аркадия Новикова». М.: Изд-во Астрель, 2014.
15. Гидденс Э. Элементы теории структурации // Современная социальная теория
Бурдье, Гидденс, Хабермас: учеб. пособие. – Новосибирск, 1995. - 119 с.
16. Голубков Е.П.Маркетинговые исследования: теория, методология и практика:
Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Финпресс», 2003. –496 с
17. Долан С., Гарсия С. Управление на основе ценностей. Корпоративное
руководство по выживанию, успешной деятельности и умению зарабатывать
деньги в XXI веке. – М., 2011. - 313 с.
18. Интернет-ресурсы: restorating.ru, spb.restoran.ru/, spb.tomesto.ru/.
19. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры/
Пер. с англ. под редакцией И.В. Андреевой.- СПб:Питер,2001.-320 с.
20. Карепова С.Г. Автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК
РФ 22.00.01, Социальное взаимодействие, 2011, Москва.
21. Келлер К. Стратегический брэнд-менеджмент: создание, оценка и управление
марочным капиталом / 2-е изд. - пер. с англ. - М.: Вильямс, 2005. - 704 с.
22. Котлер,Ф. Основы маркетинга/ Ф.Котлер. – М.,2005. – 656 с.
23. Линючева М.В. Имидж организации в контексте социального управления //
Вестник Саратовского государственного социально-экономического
университета. – 2013. - № 1. – С. 89-94.
24. Линючева М.В. Теоретические основы изучения имиджа организации с
позиции феноменологической социологии [Электронный ресурс] //
Современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 1. – URL:99
http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8294 (дата обращения3.12.2016).
25. Луман Н. Что такое коммуникация? / Перевод с нем. Д. В. Озирченко //
Социологический журнал. — 1995. — No 3. С. 114 – 125.
26. Лысикова О.В. Имиджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной сфере:
учебное пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – 168 с.
27. Майкл Э. Портер «Конкуренция», 2011 г.
28. Митрофанова Т.Ю. Создание имиджа организации социально-культурной
сферы с помощью Public Relations технологий // Электронный ежемесячный
научно-практический журнал «Культура и образование» [Электронный
ресурс]. – URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/03/1532 (дата обращения 21.04.2017).
29. Монтанари М. Голод и изобилие: история питания в Европе. СПб.: Alexandria,2008.
30. Морган Г. Образы организации: пер. с англ. И. Матвеевой, Р. Самуненкова. –
М., 2008. – 501 с.
31. Огилви Д. Огилви о рекламе. – М.: Эксмо, 2007. – 157 с.
32. Осипов Г.В. Введение в социологическую науку. - М.: Наука, Вече, 2010. -136с.
33. Охлопкова Н.А., Михайлова А.В. Имидж организации, как инструмент
развития организации в XXI веке // Международный студенческий научный
вестник. – 2015. - № 4-1. – С. 80-82.
34. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа. Стратегия, психотехнологии,
психотехники. — М.: ОМЕГА-Л, 2008.—266 с.
35. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня.
Проблемы и перспективы. – М., 1965.
36. Попова Е.П. Социология организаций некоторые аспекты становления и
современная проблематика / Е.П. Попова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. -68 с.
37. Почепцов, Г. Г. Имиджелогия. - К.: 2002. - 574 с.
38. Пригожин А.И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2001. – С. 864.100
39. Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный
экономический словарь [Текст] - М., 2004. – 479 с.
40. Ритцер Д. Макдональдизация общества 5/ Пер. с англ. ЛазареваМ.:Издательская и консалтинговая группа «Праксис»,2011.-592 с.
41. Романов П. В. Социологические интерпретации менеджмента: исследование
управления, контроля и организаций в современном обществе. – Саратов,2000. – 215 с.
42. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: учебник для
вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 414 с.
43. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учебное пособие. –
М.: Инфра-М, 2015. – 624 с.
44. Сорокин П.А. Система социологии, тт. 1–2. М., 1993. 668 с.
45. Социальное управление и планирование: Сборник статей / Под ред. Л. Т.
Волчковой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.
46. Социология управления: учебник для студ. Учреждений высш. Проф.
Образования / [А.Ф. Борисов, Н.А. Пруель, В.Н. Минина и др.]; под ред. А.Ф.
Борисова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 304 с.
47. Сурикова Д.А., Юрова О.В. Общее и частное в эволюции подходов к понятию
«организационная культура» // Экономика, управление, финансы: материалы
II международной научной конференции. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 137-141.
48. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и
оценка: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 151 с.
49. Томилова, М. В. Модель имиджа организации / М. В. Томилова // Маркетинг
в России и за рубежом. — 1998.—№1 – URL:
http://www.cfin.ru/press/marketing/1998-1/05.shtml
50. Ульяновский, А. Корпоративный имидж.: технологии формирования
корпоративного имиджа для максимального роста бизнеса / А.В.Ульяновский.
— Изд.2-е дораб. — М. : Эксмо, 2008. — 400 с.101
51. Управление персоналом организации / Под ред.А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРАМ, 2010. - 695 с.
52. Федько, В.П. Маркетинг — Ростов-н/Д: Феникс, 2002. – 480 с.
53. Федоров Д.А. Кривоносов И.А. Стратегия и тактика деятельности PRспециалиста в кризисный период // Петербургская школа PR: от теории к
практике. – СПб.: СПбГЭУ, 2016. – С. 77-83.
54. Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых
институциональных течений.2001. Том 2. № 4. С. 28–55.
55. Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов. – М.:
Дашков и К, 2013. – 321 с.
56. Хабермас,Ю. Теория коммуникативного действия [Текст]: / Ю.Хабермас //
Вестник Московскогоуниверситета.Серия 7: Философия. – 1993 – No4. С. 43– 63
57. Хмырова, С. В. Ресторанный маркетинг:учеб.пособие для студентов / С.В.
Хмырова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 255 с.
58. Чумиков А.К., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. –
М.: Дело, 2006. – 552 с.
59. Чупров В.И., Осипова М.А. Социология управления. Теоретические основы:
Учебник. – М.: РУДН, 2011. – 172 с.
60. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – 3-е изд. – СПб., 2008. - 336с.
61. CAF Resource Centre (2006). CAF 2006. Maastricht: EIPA.
62. Collaborative Research between Business and Universities: The Lambert
63. Toolkit 8 Years On. The Intellectual Property Office. 2013. 100 pages. ISBN: 978-
1-908908-72-8
64. Meyer-Krahmer Frieder, Ulrich Schmoch Science-based technologies: university–
industry interactions in four fields. Fraunhofer Institute for Systems and Innovation
Research, Breslauer Str. 48, 76139 Karlsruhe, Germany