Аннотация
Введение 5
1 Теоретические аспекты управления дебиторской и кредиторской
задолженностью предприятия 7
1.1 Понятие и виды дебиторской и кредиторской задолженности 7
1.2 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности 11
1.3 Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью
предприятия 18
2 Анализ управления дебиторской и кредиторской задолженностью
предприятия (на примере ООО «Сфера Сервис») 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Сфера
Сервис» 26
2.2 Особенности управления дебиторской задолженностью в ООО «Сфера
Сервис» 29
2.3 Особенности управления кредиторской задолженностью в ООО «Сфера
Сервис» 34
3 Разработка мероприятий по повышению эффективности управления
дебиторской и кредиторской задолженностью в ООО «Сфера Сервис» 43
3.1 Мероприятия по повышению эффективности управления дебиторской
и кредиторской задолженностью 43
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 47
Заключение 50
Список используемой литературы и используемых источников 54
Приложение А Схема организационной структуры ООО «Сфера Сервис» ... 58 Приложение Б Бухгалтерский баланс ООО «Сфера Сервис» 2022 г 59
Приложение В Отчет о финансовых результатах ООО «Сфера Сервис» 2021 г 62
Приложение Г Отчет о финансовых результатах ООО «Сфера Сервис» 2022 г 64
Актуальность данной темы обусловлена тем фактом, что все предприятия в ходе осуществления хозяйственно-экономической деятельности вступают в различные отношения с физическими и юридическими лицами. В результате взаимодействия возникают денежные обязательства, подлежащие исполнению (дебиторская и кредиторская задолженность).
Наличие как активных, так и пассивных обязательств у предприятия стало настолько очевидным, что довольно часто процессу управления дебиторской и кредиторской задолженностью не уделяется достаточно внимания. Тем не менее, управление дебиторской и кредиторской задолженностью - важная часть системы управления финансами и предприятием в целом.
Необходимо регулярно анализировать структуру долгов, планировать их величину, контролировать текущее состояние и не допускать нарушения договорных обязательств, как самой компанией, так и ее контрагентами. Именно поэтому актуальным является необходимость эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия.
Цель бакалаврской работы - изучить особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия на примере ООО «Сфера Сервис» и разработать мероприятия по повышению эффективности управления.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия;
- провести анализ управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия (на примере ООО «Сфера Сервис»);
- разработать мероприятия по повышению эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в ООО «Сфера Сервис».
Объект исследования - ООО «Сфера Сервис».
Предмет исследования - особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в ООО «Сфера Сервис».
Методы исследования: балансовый метод, метод арифметических разниц, горизонтальный и вертикальный анализ баланса, а также метод коэффициентов.
При написании работы использованы труды таких авторов как Дегтярева В.В., Максименко М.Н., Жданов В. Ю., Ковалев В.В., Савицкая Г.В. по проблеме исследования, а также внутренняя отчетность предприятия и нормативные документы, характеризующие деятельность предприятия.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка используемой литературы и источников и приложений.
В первом разделе рассматриваются понятие и виды дебиторской и кредиторской задолженности, методика анализ дебиторской и кредиторской задолженности, особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия.
Во втором разделе дается организационно-экономическая характеристика ООО «Сфера Сервис», исследуются особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в данной организации и проводится анализ эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в ООО «Сфера Сервис».
В третьем разделе разработаны мероприятия по повышению эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в ООО «Сфера Сервис» и дается оценка их экономической эффективности.
По итогам работы можно сделать следующие выводы.
Дебиторская задолженность - задолженность перед предприятием различных юридических и физических лиц, возникающая в ходе хозяйственной деятельности. Дебиторская задолженность - неотъемлемая часть бизнеса, управляя ей, компания может снизить убытки из-за несвоевременных платежей или неплатежей. Важным направлением управления дебиторской задолженности является ее контроль.
Кредиторская задолженность - это задолженность перед поставщиками и подрядчиками. Управление кредиторской задолженностью включает мониторинг, прогнозирование и анализ ее влияния на деятельность компании. Для анализа кредиторской задолженности важно рассчитывать показатели оборачиваемости и соотношения дебиторской и кредиторской задолженности. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью - важная часть системы управления финансами и компанией в целом. Необходимо регулярно анализировать структуру долгов, планировать их величину, контролировать текущее состояние и не допускать нарушения договорных обязательств, как самой компанией, так и ее контрагентами.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что ООО «Сфера Сервис» - торгово-сервисная компания, которая занимается поставкой и монтажом оборудования и расходных материалов для СТО. Анализ основных технико-экономических показателей позволяет сделать вывод, что за исследуемый период финансовое состояние ООО «Сфера Сервис» ухудшилось.
Управление дебиторской задолженностью в ООО «Сфера Сервис» осуществляется по следующим основным этапам: планирование, анализ, контроль, взыскание. В 2020 г. величина дебиторской задолженности составила 92337 т. р., в 2021 г. - 8244 т. р., а в 2022 г. - 47377 т. р. В целом за исследуемый период наблюдается сокращение дебиторской задолженности в ООО «Сфера Сервис» на -44960 т. р. (на 48,69%). Сокращение дебиторской задолженности при увеличении выручки от продаж является положительным фактором.
В состав дебиторской задолженности ООО «Сфера Сервис» входит задолженность покупателей и заказчиков, выданные авансы и прочая задолженность. При этом наибольшую долю в структуре дебиторской задолженности ООО «Сфера Сервис» занимает задолженность покупателей и заказчиков: 87% в 2020 г., 86% в 2021 г. и 85% в 2022 г. Наименьшую долю в структуре дебиторской задолженности ООО «Сфера Сервис» занимают выданные авансы: 3% в 2020 г., 4% в 2021 г. и 5% в 2022 г.
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы об эффективности управления дебиторской задолженностью в ООО «Сфера Сервис»:
- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности составил в 2020 г. -0, в 2021 г. - 381, в 2022 г. - 294;
- продолжительность одного оборота в днях в 2020 г. составила 0,40, в 2021 г. - 4,43, в 2022 г. - 0,77;
- срок погашения дебиторской задолженности в 2021 г. составил 0,07, в 2022 г. - 0,09;
- доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов составила в 2020 г. - 81,3%, в 2021 г. - 44,12%, в 2022 г. - 59,13%.
Управление кредиторской задолженностью в ООО «Сфера Сервис» осуществляется по следующим основным этапам: планирование, анализ, контроль, погашение. В 2020 г. величина кредиторской задолженности составила 57034 т. р., в 2021 г. 64760 т. р., а в 2022 г. 57230 т. р. В целом за исследуемый период наблюдается незначительное увеличение кредиторской задолженности в ООО «Сфера Сервис» на 196 т. р. (на 0,34%).
В состав кредиторской задолженности ООО «Сфера Сервис» входит задолженность перед поставщиками и подрядчиками, задолженность перед
персоналом организации, задолженность по налогам и сборам, авансы полученные, задолженность перед прочими кредиторами. При этом наибольшую долю в структуре кредиторской задолженности ООО «Сфера Сервис» занимает задолженность перед поставщиками и подрядчиками: 83% в 2020 г., 86% в 2021 г. и 84% в 2022 г. Наименьшую долю в структуре кредиторской задолженности ООО «Сфера Сервис» занимает:
- задолженность по налогам и сборам - 2% за весь исследуемый период;
- задолженность перед персоналом организации: 3% в 2020 г., 2% в 2021 г. и 3% в 2022 г.
На основании рассчитанных данных были сделаны следующие выводы об эффективности управления кредиторской задолженностью в ООО «Сфера Сервис»:
- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности составил в 2020 г. -0, в 2021 г. - 48, в 2022 г. - 243;
- продолжительность одного оборота в днях в 2020 г. составила 0,64, в 2021 г. - 0,56, в 2022 г. - 0,64;
- срок погашения дебиторской задолженности в 2021 г. составил 0,02, в 2022 г. - 0.....
1. Анализ финансовой отчетности: учебник для студентов / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. М.: Финансы и статистика, 2020.
2. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Н. К. Васильева, Е. А. Сапрунова. Краснодар: КубГАУ, 2022.
3. Бурса И. А., Тахумова О. В. Инновационно-инвестиционный анализ и оценка проектов: учебное пособие. Краснодар: ООО «Принт-Терра», 2021.
4. Волчаренко В.А. Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия // Проблемы современной науки и образования. 2018, №5.
5. Гужавина Н. А. Характеристика ключевых подходов к управлению дебиторской и кредиторской задолженностью организации // Молодой ученый. 2018. № 13 (147).
6. Дегтярева В.В., Максименко М.Н. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью производственного предприятия. 2020. №8.
7. Диброва О.В. Дебиторская задолженность организации: методы анализа и пути управления // Молодой ученый. 2019. №51.
8. Ермакова А.А. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2018. №2.
9. Жданов А.Ю., Зубенко Л.В., Иода Е.В. Теоретические аспекты управления кредиторской и дебиторской задолженностью // Инновационная экономика и право. 2018. №2.
10. Жданов В. Ю. Финансовый анализ предприятия с помощью коэффициентов и моделей: учебное пособие. М.: Проспект, 2022.
11. Козлов Ю.Е. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью // Молодой ученый. 2019. №. 40 (278).
12. Крылов С.И. Финансовый анализ. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун¬та, 2018.
13. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: практикум / Л. Л. Орехова, А. Е. Малхасян, Т. В. Гапоненко. Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2022.
14. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия учебное пособие / О. Б. Батуева. Улан-Удэ : Изд- во Бурятского госуниверситета, 2018.
15. Кузнецова И.М. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия // Аллея науки. 2018. № 6...30