Проведена опытно-экспериментальная работа
База исследования : МОУ СШ №85 имени героя РФ Г.П. Лячина, г. Волгоград.
Выборка: дети 9 – 10 – лет, мальчики и девочки, учащиеся 4-го класса.
Введение 3 – 8
Глава 1. Теоретические основы процесса по формированию социальной активности младших школьников, склонных девиантному поведению в условиях общеобразовательного учреждения 9 – 17
1.1. Проблема девиантного поведения младших школьников в современном обществе 9 – 13
1.2. Анализ практического опыта по формированию социальной активности младших школьников, склонных девиантному поведению 13 – 16
Выводы по первой главе 16 – 17
Глава 2. Процесс формирования социальной активности младших школьников, склонных девиантному поведению в условиях общеобразовательного учреждения: опытная работа 18 – 27
2.1.Диагностика детей целевой группы 18 – 25
2.2. Социально-педагогический проект «Я и мои друзья» по формированию социальной активности младших школьников 25 – 27
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Библиографический список 29 – 31
Приложения 32 – 39
Актуальность проблемы исследования. Проблема девиантного поведения детей, является одним из значительных и острых проблем психолого-педагогического характера в современном российском социуме.
Важность изучения и решения проблемы девиантного поведения обусловлена увеличением численности детей, имеющих различные формы агрессивности. О тенденции роста количества детей с агрессией, в школьной среде, отражает одну из самых острых социальных проблем нашего общества, где за прошлые годы резко увеличились случаи с применением физических и эмоциональных отрицательных воздействий. По данным из информационных источников (Live.ru) выделили, что каждый второй школьник в России (57%) сталкивался с агрессией сверстников в школе [1].
Следующим важным аспектом, актуализирующим значимость изучения проблемы девиантного поведения, являются трудности, с которыми сталкиваются подростки. Анализ эмпирических фактов и данных научных исследований свидетельствуют о том, что проблемой девиантного поведения является недостаток внимания и понимания со стороны родителей, и педагогов и является отчаянной попыткой младшего школьника восстановить социальные связи [11].
К изучению данной проблемы, есть множество причин и одна из них – агрессивность детей. Агрессивное поведение детей чаще всего возникает в ответ на такие его чувства, как страх, печаль, разочарование, отчаяние и ревность. Они могут возникнуть как реакция на события или обстоятельства, которые приводят к низкой самооценке, состоянию изоляции или потере контроля. Некоторые дети не имеют возможности или не знают, как контролировать свои действия, в результате их чувства обостряются, и гнев проявляется в виде агрессивного поведения [1, с.59].
Основными причинами агрессивности детей обычно считают стремление показать своё превосходство, принизив другого, привлечение к себе внимания, желание получить то, что они хотят, стать лидером или отомстить, защитить себя [12].
Решение проблемы агрессии является преодоления агрессивных состояний у подростков. Выделяют основные пути решения:
1. Социализация агрессии на уровне общественных групп: соревновательность вражды, стремление разрешать конфликты, вместо попыток уничтожить или подчинить другую сторону, сублимирование негативной энергии сильных эмоций на позитивные цели;
2. На уровне отдельного человека: осознание и принятие своих переживаний, признание возможности существования различных точек зрения, стремление к диалогу, установка на компромисс и позитивную самореализацию.
Как показывает анализ практики, такие способы преодоления агрессивных состояний, оказывает положительные результаты в работе с агрессивными подростками, так как эти способы направленны на обучение навыкам распознавания и контроля эмоций. Таким образом, подросток, в результате, будет усваивать соответствующие ценности.
Степень изученности проблемы девиантного поведения в разных сферах науки.
Проблеме девиантное поведение детей, посвящён ряд исследований как в отечественной: Дудкина, Е. И., Зотова О.И., Зубенко В., так и зарубежной психологической науке: Durkheim Е., Rogers K.
В большинстве исследований описываются уровни девиантного поведения и воздействующие факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания: Осипова О.С., Скорина Е.Н., Смирнов А.В. Васягина Н.Н. [18].
В исследованиях Ливак Н.С., Менделевич В.Д., Миннегалиев М., и др. разработаны формы, принципы, а также классификация проявления девиантного поведения у детей [16].
Анализ практического опыта показывает, что, несмотря на наличие значительного комплекса научных исследований по проблеме девиантного поведения, многие специалисты-практики: учителя, социальные работники, социальные педагоги, психологи испытывают затруднения в организации социальной работы для детей и подростков с агрессией. Поэтому, требуется дальнейшее изучение проблемы, а, главное, разработка новых форм, методов, технологий социальной работы с детьми и подростками [2].
Таким образом, актуальность проблемы девиантного поведения дает возможность определить тему исследовательской работы: «Формирование социальной активности младших школьников, склонных девиантному поведению, в условиях общеобразовательного учреждения».
Объект исследования: проблема девиантного поведения младших школьников в современном обществе.
Предмет исследования: особенности процесса формирования социальной активности младших школьников, склонных девиантному поведению.
Цель исследования: изучить особенности процесса формирования социальной активности в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Систематизировать научные знания по проблеме девиантного поведения младших школьников в общеобразовательном учреждении;
2. Изучить практический опыт по формированию социальной активности младших школьников;
3. Разработать систему эмпирических методов и диагностических материалов, выявляющих склонность к девиантному поведению младших школьников;
4. Разработать и апробировать психолого - педагогический проект «Я и мои друзья» в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: результат процесса социальной активности младших школьников, склонных к девиантному поведению в условиях общеобразовательного учреждения, будут более эффективным, если:
запланирована и реализована система эмпирических методов и диагностических материалов, позволяющих осуществить социальную и психологическую диагностику детей целевой группы, склонных к девиантному поведению;
цели и задачи процесса социальной активности детей, склонных девиантному поведению в условиях общеобразовательной школы будут определены в соответствии с данными диагностики;
содержание процесса социальной активности детей, склонных к девиантному поведению, будет соответствовать принципам взаимопонимания и гуманизма;
используются методы социальной активности детей, склонных к девиантному поведению: познавательные игры, соревнования, экскурсии, беседы, праздники;
на заключительном этапе осуществляется повторная диагностика, доказывающая эффективность запланированной и реализованной работы с детьми целевой группы.
Теоретико – методологические основы исследования:
причины девиантного поведения (Артеменко А.Г.);
идеи деятельностного подхода (Бодалев А.А.);
основные аспекты девиантного поведения (Дудкина, Е. И.)
Этапы исследования. Исследование включало в себя три этапа (с 2019 – го по 2022 г.):
1 этап - поисково-теоретический (2019 – 2022 гг.) – разрабатывался концептуальный замысел исследования, изучалась научная литература и педагогический опыт по проблеме исследования, выявлялись методологические ориентиры исследования;
2 этап - опытно-экспериментальная (2020 – 2022 гг.) – осуществлялся констатирующий эксперимент, проектировалась модель процесса исследуемого личностного образования, организовывался и проводился формирующий эксперимент;
3 этап - теоретико-обобщающий (2022 г.) – обрабатывалась и анализировались полученные результаты эксперимента, обобщались и систематизировались данные и исследовательские материалы.
Методы исследования:
анализ;
работа с научной литературой;
контент – анализ документов;
наблюдение;
беседа;
анкетирование;
интервью.
База исследования и целевая группа: опытно-экспериментальная работа проходила в МОУ СШ №85 имени героя РФ Г.П. Лячина, г. Волгограда. В формирующем эксперименте участвовали дети 9 – 10 – лет, мальчики и девочки, учащиеся 4-го класса.
Теоретическая значимость результатов исследования: систематизированы научные знания по проблеме девиантного поведения младших школьников в общеобразовательном учреждении, изучен практический опыт по социальной активности детей.
Практическая ценность результатов исследования: разработана система эмпирических методов и диагностических материалов, выявляющих склонность девиантного поведения детей, разработан и апробирован психолого-педагогический проект «Я и мои друзья» в общеобразовательном учреждении.
Апробация результатов исследования: участие в Всероссийской научно – практической конференции: «Теоретико – методические и практические аспекты духовно – нравственного воспитания детей и молодёжи» (Волгоград, 2022).
Внедрение результатов исследования: в практику школьного образования осуществлялось в процессе преподавательской деятельности исследователя в МОУ СШ №85 имени героя РФ Г.П. Лячина, г. Волгограда. Исследовательские материалы использовались при организации и проведении занятий в рамках обучения социально-гуманитарным дисциплинам.
Объём и структура исследовательской работы. Курсовая работа, общим объёмом 37 с., состоит из: введения (4 с.), двух глав (1-я глава – 9 с., 2-я глава – 17 с.), заключения (25 с.), и библиографического списка, включающего: 30 источника научной, методической, справочной литературы и документов, регламентирующих деятельность социального педагога и психолога образовательного учреждения. В работе представлены: 2 приложения, 2 таблицы.
В ходе курсовой работы были рассмотрены основные факторы, способствующие склонность к девиантному поведению детей. Проанализировав психолого – педагогическую литературу о специфике и особенностей девиантного поведения детей младшего школьного возраста, мы провели исследование, которое делилось на три этапа: поисково – теоретическое, опытно – экспериментальное и теоретико – обобщающее.
Для полной реализации данного исследования были использованы теоретические методы как: анализ и изучение научной литературы, социально – педагогическое проектирование. А также были подобраны основные эмпирические методы как: изучение опыта социально – педагогической профилактики, анализ документации, анкетирование, тестирование, беседа.
Исходя из вышесказанного, для профилактики детей, склонных девиантному поведению, был разработан социально – педагогический проект «Я и мои друзья», который способствует формированию социальной активности младших школьников.
Таким образом, поставленные цели и задачи, были успешно выполнены, а гипотеза подтверждена.
1. Артеменко А.Г. Девиантное поведение: причины, проявление, профилактика, преодоление // Сборник статей по материалам Областной научно - практической конференции 2020 г. - Тольятти: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский машиностроительный колледж», 2020. – 59 с.
2. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1979. – 158 с.
3. Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1994. – 271 с.
4. Бодалева А.А. В мире подростка. М., 1989. – 296 с.
5. Девиантное поведение // Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И.Холостовой. Юрист. - М.: 1997. - С.67-69.
6. Девиантное поведение, асоциальное поведение // педагогический словарь / под ред. Бим – Бада. Б.М. – 2002. – 60 с.
7. Дудкина Е. И. Психолого - педагогические аспекты нравственного воспитания девиантных детей // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. – 2020. - №6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44277981 (дата обращения: 06.03.2020).
8. Зотова О.И. Проблемы отклоняющегося поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, 2010. - с. 343-365.
9. Зубенко В. Девиантное поведение: сущность, причины, профилактика. ОБЖ. - 2009. - №4. - С.42-44.
10. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: монография. СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2005. 274 с.
11. Ковальчук М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. М., 2020. – 871 с.
12. Ковальчук М. А., Тарханова И. Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. М., 2014. - 788 c.
13. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у детей. - Минск, 1988.
14. Ливак Н.С. Анализ особенностей девиантного поведения в образовательной организации: диагностика и психолого-педагогическое просвещение // Образовательный вестник «Сознание». – 2020. № 11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44335813 (дата обращения: 22.11.2020).
15. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Издательство: «Речь», 2004.-445с.
16. Миннегалиев М. Девиантное поведение детей. - LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 340 с.
17. Нежельский А. Девиантное поведение молодежи в современной России. - LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 419 с.
18. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. - 2008. - №9. - С.106-109.
19. Прейскурант Е.П. К вопросу о стратегиях социально-педагогической превенции девиантного поведения // Дети группы риска. С-П. 1998. - С.129-130.
20. Скорина Е.Н. Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения // Материалы по итогам работы всероссийской научно – практической конференции 15-17 декабря 2021 года, г. – Москва: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2021. — 326 с.
21. Смирнов А.В. Васягина Н.Н. Профилактика девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации. - Уральский государственный педагогический университет, 2018. – 8 с.
22. Сорокоумова С.Н. Психологическое сопровождение профилактики девиантности у младших школьников: дис… канд. псих. наук. – Нижний Новгород, 2019. – 12 с.
23. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.; Просвещение, 1981. – 56 с.
24. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания. Воспитание школьника. - 2007. №7. - С.44-46.
25. Тетерятникова Л.Н. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших школьников в общеобразовательных учреждениях: Автореф.дисс. … канд. пед. наук. – Киров, 2009. – 15 с.
26. Умархаджиева, С. Р. Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 105-107.
27. Филиппова В.П. Педагогические условия предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения младших школьников: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Чебоксары, 2010. – 10 с.
28. Фомина А.Б. Профилактика девиантного поведение детей. М., 2010. – 115 с.
29. Durkheim Е. Les formes elementaires de la vie religeeuse. P., 1912. P. 610-611.
30. Rogers K. A look at psychotherapy: the formation of a person. M., 1994.