Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР

Работа №80771

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы124
Год сдачи2020
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
237
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 8
1.1. Феномен ситуативной тревожности в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Особенности проявления ситуативной тревожности у младших
школьников с задержкой психического развития 15
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции ситуативной
тревожности младших школьников с ЗПР 22
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 33
2.1. Этапы, методы и методики исследования 33
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 39
ГЛАВА III. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКО КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ
ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 47
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции ситуативной
тревожности младших школьников с ЗПР 47
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 57
3.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции ситуативной тревожности у младших школьников
с ЗПР 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СИТУАТИВНОЙ
ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 127

В последнее время, не только в отечественной, но и в зарубежной науке приобретают важное социальное, психолого-педагогическое, нравственно-этическое значение вопросы изучения детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции, такие как память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают в своем развитии от принятых психологических норм.
Типичной особенностью в эмоциональном развитии ребенка с ЗПР является появление эмоциональных расстройств: он чувствуют тревожность, страх, склонен к импульсивности и аффективным действиям. Также такие дети испытывают сложности в учебе, общении с учителями, сверстниками, взрослыми, родителями из-за нестабильности своей эмоционально-волевой сферы. Многим детям с ЗПР свойственны частые колебания настроения, эмоциональная ранимость и повышенная впечатлительность.
Из-за нестабильности своего эмоционального состояния у детей с ЗПР может развиться тревожность. Тревожность - это переживание чувства психологического дискомфорта, связанное с ожиданием неприятности, несчастья, опасности и угрозы для благополучия личности [45].Не входящая в рамки нормы, тревожность может повлиять на способности ребят обучаться, социализироваться, адекватно оценивать собственные способности, возможности и становиться всесторонне развитыми личностями. Поведение тревожных детей характеризуется частыми проявлениями беспокойства, тревоги, напряженности, большим количеством страхов, угрозы, чувства, что они в любой момент могут столкнуться с неудачами, так как они очень чувствительны к своим неудачам и остро реагируют на них. Дети с тревожность имеют низкую самооценку и испытываю трудности при контакте с окружающими.
Проблема обеспечения эмоционального благополучия актуальна в работе с детьми любого возраста и особенно с младшими школьниками с ЗПР, так как именно их эмоциональная сфера наиболее чувствительна и ранима. Связано это с необходимостью адаптации ребят к изменениям социально- общественных условий жизнедеятельности. Г.Ю. Мартьянова считает, что тревожность младших школьников начинается формироваться в дошкольном возрасте, а к подростковому возрасту тревожность может уже являться сложившейся личностной особенностью [44].
Проявления, связанные с конкретной внешней ситуацией, называют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Высокотревожные личности склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности [35].
Существует ряд факторов, влияющих на появление ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР. Наиболее часто источником являются детско-родительские и внутрисемейные отношения - неправильное воспитание, неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, нехватка любви и ласки, гиперопека, завышенные требования к ребенку от родителей. Вследствие у детей возникает тревожность - состояние необходимости в надежности, безопасности со стороны значимых взрослых и отражает неудовлетворение непосредственно данной необходимости, которую следует рассматривать в этом возрасте как основную. Фрустрация значимой потребности ведет к деформации эмоциональной сферы ребенка, который растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Поэтому, необходимо с помощью профилактики и коррекционной работы предотвратить развитие неадекватной тревожности в младшем школьном возрасте у детей с ЗПР.
Все вышеизложенное, обусловило выбор темы исследования: «Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: ситуативная тревожность младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
Гипотеза исследования: уровень ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР снизится при реализации программы психолого-педагогической коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучить феномен ситуативной тревожности в психолого-
педагогической литературе.
2. Изучить особенности проявления ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР.
3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции
ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
4. Определить этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты
констатирующего эксперимента.
6. Разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
8. Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы - анализ, обобщение, синтез, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические методы: констатирующий и формирующий
эксперименты, тестирование, проективный метод.
Использованы следующие методики:
- тест тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки;
- методика диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса;
- проективная методика «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф.
3. Математико-статический метод - Т-критерий Вилкоксона.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан. В роли экспериментальной группы приняли участие 6 учащихся (мальчики) 4 класса в возрасте 10-11 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ситуативная тревожность младших школьников с ЗПР - одна из типичных проблем, c которыми сталкиваются учителя начальных классов и школьный психолог, так как данное состояние является ярчайшим признаком школьной дезадаптации и отрицательно воздействует на все сферы жизнедеятельности ребенка: на учебу, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Однако, следует учитывать, что ситуативная тревожность также является неотъемлемой частью учебного процесса, и поэтому не может рассматриваться как негативное состояние. Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного, то есть креативного, творческого мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.
У детей с ЗПР снижается самооценка, уверенность в себе, решительность и изменяется уровень притязаний личности. Они редко проявляют инициативу, так как постоянно испытывают чувство страха. Такие дети затрудняются в выражении своих чувств и эмоций. Учащиеся скованны, пассивны, самокритичны и плохо усваивают учебную программу. Однако, учеными доказано, что можно преодолеть этот недуг, если своевременно начать работу с ребенком.
Исследование проходило в три этапа: поисково-подготовительного, опытно-экспериментального и обобщающего этапов. Были использованы такие методы исследования, как анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, синтез, целеполагание, моделирование, констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование и проективный метод. Исследование было проведено на базе МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан с помощью теста тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки, методики диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса и проективной методики «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф. В исследовании приняли участие 6 учащихся с ЗПР.
В результате диагностики по тесту тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки выявили высокий уровень ситуативной тревожности у 66,7 % (4 чел.) и средний уровень у 33,3% (2 чел.).
По методике диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса были получены следующие результаты: у 33% (2 чел.) - высокий уровень школьной тревожности; у 50% (3 чел.) - средний уровень школьной тревожности; у 17% (1 чел.) - низкий уровень школьной тревожности.
По проективной методике «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф выяснилось, что у 83,3% (5 чел.) есть признаки тревожности.
В опытно-экспериментальной работе также была реализована программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР и проведена повторная диагностика по методикам, ранее использованным в констатирующем эксперименте.
По результатам повторной диагностики по тесту тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки после проведения коррекционной программы высокий уровень тревожности понизился на 33,4% и составил 33,3% (2 чел.), а средний уровень тревожности, который считается нормой, повысился на 33,4% и составил 66,7% (4 чел.). Низкого уровня тревожности в группе испытуемых не было выявлено.
По результатам повторной диагностики по методике диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса количество учащихся с высоким уровнем школьной тревожности снизилось на 33% и составило 0% (0 чел.). У 50% (3 чел.) - средний уровень школьной тревожности, а низкий уровень школьной тревожности повысился на 33% и составил 50% (3 чел.), то есть половину выборки.
По результатам проведенной проективной методике «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф после коррекции признаки тревожности понизились на 16,6% и составили 66,7% (4 чел.), а у 33,3% (2 испытуемых) не было выявлено этих признаков.
Проанализировав и обработав полученные результаты с помощью Т- критерия Вилкоксона по тесту тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки удалось установить эффективность реализации программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
Также были разработаны психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
Таким образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута — теоретически обоснована и экспериментально проверена модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР; задачи исследования решены в полном объеме. В результате исследования гипотеза была доказана - ситуативная тревожность младших школьников с ЗПР снизится при реализации психолого-педагогической коррекции.



1. Айсмонтас, Б. Б. Общая психология [Текст] : схемы / Бронюс Айсмонтас. - Москва : Владос-Пресс, 2003. - 288 с.
2. Барышникова, Е. В. Модель психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Е. В. Барышникова, Л. Р. Хафизова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. - С. 136-140. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56105.htm (дата обращения 11.02.2020).
3. Биксантеева, В. А. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений старших подростков с нарушенной самооценкой [Электронный ресурс] / В. А. Биксантеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 141-145. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95072.htm (дата обращения 08.03.2020).
4. Бушталлер, К. В. Исследование ситуативной тревожности у детей
старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / К. В. Бушталлер // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 116-120. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95067.htm (дата обращения
11.12.2019).
5. Валуйская, Т. Л. Социально-ситуативная тревожность учащихся в
период перехода из начальных классов в средние [Электронный ресурс] / Т. Л. Валуйская // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. М.: Психологический институт РАО. - 2008. - URL:
http://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30150_full.shtml (дата обращения
11.02.2020).
6. Варенникова, Е. А. Влияние темперамента на ситуативную тревожность детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Е. А. Варенникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 21-25. - URL: http://ekoncept.ru/2015/95156.htm(дата обращения 01.11.2019).
7. Венгер, Л. А. Психологические рисуночные тесты [Текст] : иллюстрированное руководство / Леонид Венгер. - Москва: ВЛАДОС, 2010 - 159 с.
8. Волков, Б. С. Психология подросткового возраста : учебник / Борис Волков. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: КНОРУС, 2016. - 266 с.
9. Волков, Б. С. Методология и методы психологического
исследования : учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. — Москва : Академический Проект, 2015. — 383 c. — ISBN 978-5-8291-1188-5. — URL:
http://www.iprbookshop.ru/36747.html(дата обращения: 14.05.2020). — Режим доступа: электрон.-библ. система «IPRbooks», требуется авторизация.
10. Гаранина, Е. Ю. Социально-психологические проблемы
тревожности в современном образовании [Электронный ресурс] / Е. Ю. Гаранина, И. Л. Кирилюк // Научная библиотека КиберЛенинка. - 2008. - № 4-2, С. — 30-33. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie- problemytrevozhnosti-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения:
16.11.2019).
11. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия [Текст] / Виленин Гарбузов. - СПб.: АО Сфера, 2013. - 330 с.
12. Данилков, А. А. Психологические средства регуляции ситуативной тревожности в условиях временного детского коллектива [Электронный ресурс] / А. А. Данилков // Российская государственная библиотека. - 2004 - 24 с. - URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003242155#?page=3(дата обращения 17.11.2019).
13. Дети с задержкой психического развития [Текст] : хрестоматия в 3 ч. Ч. 1. / В. С. Агавелян, М. Г. Агавелян, О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян, И. Г. Смирнова. - Челябинск : Околица, 2001. - 164 с.
14. Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе [Текст] : монография / В. И. Долгова, Н. И. Аркаева, Е. Г. Капитанец. - Москва: Изд-во Перо, 2015 - 200 с.
15. Долгова, В. И. Исследование уровня школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / В. И. Долгова В, Е. В. Барышникова, С. С. Оленникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 110-114. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56983.htm (дата обращения 11.02.2020).
16. Долгова, В. И. Влияние ситуативной тревожности на агрессивное
поведение подростков в социальном приюте [Электронный ресурс] / В. И. Долгова, Л. В. Иванова, Г. В. Буторина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 31-35. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/95513.htm (дата обращения 18.11.2019).
17. Долгова, В. И. Моделирование процесса формирования
конструктивных стратегий конфликтного поведения педагогического персонала дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / В. И. Долгова, С. Ю. Киселева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 103-109. - URL: http://e-
koncept.ru/2016/56982.htm (дата обращения 23.03.2020).
18. Долгова, В. И. Исследование влияния самооценки на ситуативную
тревожность младших школьников [Электронный ресурс] / В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская, Н. А. Грамзина // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. Т. 31. С. 46-50. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/95516.htm (дата обращения 26.02.2020).
19. Долгова, В. И. Системные инновационные технологии целеполагания [Электронный ресурс] / В. И. Долгова, / XXXV International Research and Practice Conference “Global crisis of contemporaniety in the sphere of mindset, social values and political interests correlation»: сб.труд. Международной виртуальной Интернет конференции (Лондон, 05 - 12 ноября 2012). - Лондон, Великобритания, 2012. - URI: http://gisap.eu/ru/node/16023(дата обращения: 23.03.2019).
20. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст]: учебное пособие для вузов / Владимир Дружинин. - 2-е изд., доп. Москва : Изд-во Юрайт, 2020. — 386 с.
21. Дубровина, И. В. Психология [Текст]: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. Москва : Академия, 2006. - 464 с.
22. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / И. А. Зайцева, В. С. Кукушкин, Г. Г. Ларин и ; под ред. В. С. Кукушкина. - Изд. 3- е, перераб. и доп. - Ростов-на-Дону, 2010. - 352 с.
23. Захарова, Н. В. Снижение тревожности детей старшего
дошкольного возраста средствами игровой коррекции [Электронный ресурс] / Н. В. Захарова, Т. В. Першина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 1771-1775. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/85355.htm (дата обращения 18.11.2020).
24. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст] / Александр Захаров. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2009. - 448 с.
25. Ингерлейб, М. Особенные дети [Текст] / Михаил Ингерлейб. - Москва : ЭКСМО, 2013. - 434 с.
26. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология [Текст] : учебник для вузов / Борис Карвасарский. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 864 с.
27. Кириллова, Е. А. Тревожный ребенок [Текст] / Е. А. Кириллова, Е. Э. Беляева. - Харьков : Основа, 2012. - 192 с. : ил.
28. Копытин, А. И. Современная клиническая арт-терапия [Текст] : учебное пособие / Александр Копытин. - Москва : «Когито-Центр», 2015.
29. Константинова, Н. И. Мотивация и ситуативная тревожность
учащихся 4 класса с разным уровнем развития музыкальных способностей [Электронный ресурс] / Н. И. Константинова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Новосибирск: ООО «ЦРНС», 2010. № 16-1. С. 142-146. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/nZmotivatsiya-i-situativnaya-
74
trevozhnostuchaschihsya-4-klassa-s-raznym-urovnem-razvitiya-muzykalnyh- sposobnostey (дата обращения 01.02.2020)
30. Корепанова, Н. Л. Тревожность. Её причины и следствия [Электронный ресурс] / Н. Л. Корепанова, О. В. Лебедева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 35-37. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56462.htm (дата обращения 16.02.2020).
31. Костенкова, Ю. А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Ю. А. Костенкова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прометей, 2011. — 140 c. — 978-5-4263-0075-0. — Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/18582.html (дата обращения 12.01.2020).
32. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] / Любовь Костина. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 160 с.
33. Крыжановская, Н. В. Формирование познавательно¬
профессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей [Электронный ресурс] / Н. В. Крыжановская // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. - № 2
(февраль), - С. 136-140. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15052.htm(дата
обращения 12.03.2020).
34. Кузнецова, О. В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности [Текст] / Оксана Кузнецова. - Москва : Московский государственный педагогический университет, 2009. - 198 с.
35. Лапп, Е. А. Подготовка специалистов для работы с детьми с ЗПР в
условиях современных ФГОС [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 150 c. — 978-5-4487-0115-3. — Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/71006.html (дата обращения 11.02.2020).
36. Ларионова, С. О. Особенности девиантного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / С. О. Ларионова // Педагогическое образование в 75
России. Екатеринбург, УрГПУ, 2012. № 3, С. 45-52. - URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-deviantnogo-povedeniya- deteymladshego-shkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya(дата обращения: 01.11.2019).
37. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учебник для вузов Z Анатолий Маклаков. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 583 с.
38. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - Москва : Прайм-ЕВРОЗНАК. 2009. - 816 с.
39. Морозов, Е. А. Пошаговый алгоритм действий при использовании методов математической статистики в психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс] / Е. А. Морозов // Научный диалог, 2014.
- № 3. - С. - 29-45. - URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/poshagovyyalgoritm- deystviy-pri-ispolzovanii-metodov-matematicheskoy-statistiki-vpsihologo- pedagogicheskih-issledovaniyah(дата обращения: 25.02.2020).
40. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Валерия Мухина. - Москва : Академия, 2015. - 656 с.
41. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Роберт Немов. - Москва : ВЛАДОС, 2012. - 688 с.
42. Немцова, И. И. Коррекция высокой тревожности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И. И. Немцова, В. А. Дегальцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017.
- Т. 29. - С. 262-263. - URL: http:ZZe-koncept.ru/2017Z770855.htm (дата
обращения 04.02.2020).
43. Нейропсихологическая диагностика и коррекция экологически обусловленных задержек психического развития [Текст] : методические рекомендации Z В. В. Ахметова, Н. В. Говорин, Т. П. Злова, И. Л. Морозова. - Саратов: Изд-во «Вузовское образование», 2015. - 48с.
44. Петров, А. А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / А. А. Петров // Научно-
76
методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 266-270.
- URL: http://e-koncept.ru/2015/95097.htm (дата обращения 10.01.2020).
45. Пономарев, Р. И. Психолого-педагогическая коррекция школьной
тревожности у детей семи-восьми лет [Электронный ресурс] / Р. И. Пономарев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 126-130. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95069.htm (дата обращения
09.01.2020).
46. Прихожан, А. М. Психология тревожности [Текст] : дошкольный и школьный возраст / Анна Прихожан. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 192 с.
47. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков [Текст] : психологическая природа и возрастная динамика / Анна Прихожан. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. - 304 с.
48. Прядеин, В. П. Психодиагностика личности: избранные
психологические методики и тесты лет [Электронный ресурс] : монография / В. П. Прядеин. — Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2013. — 246 c. — ISBN 978-5-93190-313-2. — URL:
http://www.iprbookshop.ru/87027.html(дата обращения: 14.02.2020). — Режим доступа: электрон.-библ. система «IPRbooks», требуется авторизация.
49. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст [Текст] : проблемы становления личности / Хельмут Ремшмидт. - Москва : Мир, 2007.
- 319 с.
50. Рикрофт, Ч. Тревога и неврозы [Текст] / Чарльз Рикрофт ; пер. с англ. В. М. Астапов, Ю. М. Кузнецова. - Москва : ПЕР СЭ, 2008. - 142 с.
51. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию [Текст] : становление человека / Карл Роджерс. - Москва : Прогресс-Универс, 2014. - 401 с.
52. Романенко, С. Тревожность в младшем школьном возрасте
[Электронный ресурс] / С. Романенко. - Саарбрюккен: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 96 с. - URL:http://puresalons.net/16858-trevozhnost-v-
mladshem-shkolnomvozraste-snezhana.html (дата обращения 26.01.2020).
77
53. Савина, Е. Тревожные дети [Текст] / Елена Савина // Дошкольное воспитание. - 2016. - №4. - С.11-17.
54. Селиванова, М. А. Психолого-педагогическая коррекция школьной ситуативной тревожности младших школьников в процессе лепки скульптуры [Электронный ресурс] / М. А. Селиванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2014. - Т. 30. - С. 31-35. - URL: http://e- koncept.ru/2014/55326.htm(дата обращения 27.10.2019).
55. Семикин, Г. А. Сборник упражнений и психологических тестов:
[Электронный ресурс] методические указания / Г. И. Семикин, А. С. Миронов, Г. А. Мысина, А. К. Куштаров. — Москва: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2011. — 88 c. — ISBN 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/31250.html(дата обращения:
14.02.2020). — Режим доступа: электрон.-библ. система «IPRbooks», требуется авторизация.
56. Сергеева, Б. В. Проблема тревожности в процессе адаптации младших школьников [Электронный ресурс] / Б. В. Сергеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 34. - С. 62-70. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771151.htm (дата обращения: 17.03.2020).
57. Серкова, А. М. Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков [Электронный ресурс] / А. М. Серкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S1. - С. 131-135.
- URL: http://e-koncept.ru/2015/75027.htm (дата обращения 14.10.2019).
58. Сизова, И. В. Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И. В. Сизова // Специальное образование. - Санкт-Петербург : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015.
- №XI, - С.236-239. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-
samootsenki-i-trevozhnosti-udetey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 30.01.2020).
59. Соловьева, С. Л. Тревога и тревожность: теория и практика [Электронный ресурс] / С. Л. Соловьева // Медицинская психология в России:
электрон. науч. журн., 2012. - 13 с. -
URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/nomer/nomer14.php(дата обращения: 14.02.2020).
60. Степанов, С. С. Большие проблемы маленького ребенка [Текст] : советы психолога родителям / Сергей Степанов. - Москва : АСТ, 2015. - 138 с.
61. Токарь, О. В. Детская практическая психология в кратком изложении [Текст] : учебно-методическое пособие / Оксана Токарь. - Москва : ФЛИНТА: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 224 с.
62. Троценко, С. Н. Особенности школьной тревожности
обучающихся начальной школы с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / С. Н. Троценко, Т. Н. Филютина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - Кострома: «КГУ им. Н.А. Некрасова», 2012. - № 4, - 189 с. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennostishkolnoy-trevozhnosti- obuchayuschihsya-nachalnoy-shkoly-s-zaderzhkoypsihicheskogo-razvitiya(дата обращения 03.03.2020).
63. Фокина, А. Н. Психолого-педагогическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. Н. Фокина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 286-290. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95101.htm (дата обращения 11.02.2020).
64. Хотина, Л. А. Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших подростков [Электронный ресурс] / Л. А. Хотина // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. - Т. 10, - С. 146-150. - URL: http://ekoncept.ru/2015/95073.htm(дата обращения 09.03.2020).
65. Циркин, С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / Сергей Циркин. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 896 с.
66. Чаморро-Премузик, Т. Уверенность в себе [Текст]: как повысить самооценку, преодолеть страхи и сомнения / Томас Чаморро-Премузик. - Москва: Альпина паблишер, 2014. - 250 с.
67. Шабанова, Т. Л. Тревожность педагога и способы её регуляции [Электронный ресурс] : монография / Т. Л. Шабанова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 177 с. — 2227-8397. — Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/19531.html (дата обращения 13.12.2019).
68. Шангереева, А. Е. Психологическая коррекция страхов у младших
подростков в процессе индивидуальной и групповой работы [Электронный ресурс] / А. Е. Шангереева, С. Ф. Баюканская // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. - Т. 50. - С. 107-112. - URL:
http://ekoncept.ru/2016/76663.htm(дата обращения 03.01.2020).
69. Шаяхметова, В. К. Исследование ситуативной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / В. К. Шаяхметова, Н. А. Мезенцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. - Т. 44. - С. 129-137. - URL: http://e- koncept.ru/2016/56986.htm(дата обращения: 30.01.2020).
70. Яковлева, О. В. Коррекция ситуативной и личностной ситуативной тревожности у подростков [Электронный ресурс] / О. В. Яковлева // Альманах современной науки и образования. - Тамбов : Грамота, 2011. - №11. - С. 133-135. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-situativnoy- ilichnostnoy-trevozhnosti-u-podrostkov(дата обращения 20.02.2020).
71. Яковлева, М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников [Электронный ресурс] / М. В. Яковлева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 151-155. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95074.htm (дата обращение: 09.03.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ