ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 8
1.1 Основные теоретико-методологические подходы к изучению роли бизнеса в политических процессах
1.2 Специфика малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
ГЛАВА 2. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 26
2.1 Малый и средний бизнес как объект государственной политики в Санкт-Петербурге и
Ленинградской области
2.2 Особенности функционального представительства интересов малого и среднего
предпринимательства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
2.3 Малое и среднее предпринимательство в электоральных процессах Санкт-Петербурга и
Ленинградской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Процесс тотальной политикоэкономической трансформации, в которой на сегодняшний день находится
Россия, обусловливает императивный характер необходимости структурной
перестройки экономической и политической систем. По мнению ряда
экспертов,1 общественных и политических деятелей, 2 высших должностных
лиц государства,3 предыдущая модель развития исчерпала потенциал. Переход
к новой реальности должен сопровождаться реформами как в экономической
(прежде всего, речь идет о развитии инновационных производств), так и в
политической сферах (децентрализация, развитие гражданского общества и
системы представительства интересов).
В перечисленных выше процессах ключевую роль могут иметь
представители малого и среднего бизнеса. Данный социальный слой является
носителем как модернизационного потенциала в сфере экономики, так и
специфического рода политической культуры участия, способной стать одним
из драйверов качественной трансформации политической системы в России.
В силу перечисленных выше причин проблемы малого и среднего бизнеса
часто переносится из экономической области в политическую. К политической
проблематике в данной области относится, прежде всего, совершенствование
механизмов государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства, а также обеспечение условий для инкорпорации
представителей малого и среднего предпринимательства в систему принятия
политических решений.
В рамках настоящей работы были поставлены и достигнуты следующие
задачи.
В рамках параграфа 1.1 была решена задача определения
методологических основ исследования.
Было выявлено, что, во-первых, роль бизнеса должна быть изучена в
контексте государственной политики. В рамках изучения специфики
государственной политики в отношении бизнеса исследование должно
проводиться, прежде всего, методами анализа нормативно-правовых
документов, имеющих отношение к проблематике бизнеса. Во-вторых, роль
бизнеса должна быть изучена в ракурсе политического участия членов
предпринимательского сообщества. Исследование роли бизнеса по данному
направлению должно осуществляться посредством анализа партийных
программ, нормативных документов организаций, представляющих интересы
бизнеса, структуры органов государственной власти, а также политических
фактов, содержащихся в прессе.
В рамках параграфа 1.2 была решена задача «охарактеризовать
особенности малого и среднего предпринимательства, выявить степень его
вклада в общественное благосостояние в Санкт-Петербурге и Ленинградской
области». Было выявлено, что к основным характеристикам, позволяющим
отнести рыночных агентов к субъектам малого или среднего
предпринимательства, относятся соответствие ряду перечисленных в Законе
требований. На основе исследования теоретических работ были выявлены
основные функции малого и среднего бизнеса (потенциал инновационности,
наполнение потребительского рынка, создание рабочих мест). На основе
выделенных характеристик было осуществлено сравнение Санкт-Петербурга и
Ленинградской области:80
Количество малых и средних предприятий. Оба региона по данному
показателю являются лидерами в России, однако их показатели отстают от
уровня экономически развитых стран.
Удовлетворение потребительских нужд населения. По данному критерию
показатели регионов в целом идентичны. Большая часть малых фирм СанктПетербурга и Ленинградской области работает в сфере оптовой и розничной
торговли и оказания услуг, недвижимости и строительстве.
Среднесписочная численность занятых. В малом и среднем бизнесе
Санкт-Петербурга занято 24%, в Ленинградской области более 30% населения
региона. Данные показатели не менее, чем в два раза меньше, чем во многих
зарубежных странах (от 46 до 78%).
В параграфе 2.1 решена задача «зафиксировать особенности
государственной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области в
отношении малого и среднего бизнеса».
.Бро Ф. Политология. М., 1992. 86 с.
2.Гегель Г. Собр. соч. В 14 т. Т. 8. М.; Л., 1935.
3.Государственная политика и управление. Под
ред. Л. В. Сморгунова. М., 2006.
4. Ирхин Ю.В. Группа давления // Социологическая энциклопедия. Т. 1.
233 с.
5.Кисовская Н.А. Предприниматели и основные политические партии
России (1991-1995гг )// М.: МЭМО, 1997.
6.Лапуста М. Г. Предпринимательство// М.: ИНФРА-М, 2004. 534 с.
7. Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы
анализа// М.: Издательский Дом «ИНФРА-М», 2001.
8. Павроз А.В. Группы интересов и лоббизм в политике// СПб: Изд-во С.-
Петерб. ун-та, 2006. 1с.
9.Политический плюрализм // Зарубежная политология: Словарьсправочник. Под ред. А. В. Миронова, П. А. Цыганкова// М.: Соц. -полит.
журн., Независимый открытый университет, 1998. С. 179 – 181.
10.Семигин Г.Ю. Процесс политический // Социологическая
энциклопедия. В 2 т. Т. 2. М., 2003. 284 с.
11.Сулакшин С.С., Погорелко М. Ю., Репин И.В. Источники и основания
государственных политик в России. Монография. М.: Научный эксперт, 2010.
12.Теория политики. Под ред. Б.А.Исаева. СПб: Питер, 2008. 8 с.
13.Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм,
социализм, демократия// М.: Эксмо, 2007.
14.Maurice Duverger. Party Politics and Pressure Groups. A Comparative
Introduction// USA: Thomas V. Crowell Company, 1972.
15.Nagel J.N. Participation. N. Υ., 1976. Ρ. 1-3.87
Диссертации
16.Виленский А.В. Формирование институциональной
макросреды малого бизнеса России: дис…докт.эк. наук. М., 2006.
17.Кружевникова А. А. Институциональные факторы и политические
проблемы развития малого бизнеса: дис…канд. пол. наук. СПб, 2010.
18. Лихтер А.В. Малый бизнес как системная составляющая социальной
рыночной экономики России: Автореф. дис. ... канд.эк.наук. Красноярск, 2007.
12 с.
19.Лунякин К. А. Социально-политическая функция малого
предпринимательства и его государственная поддержка в России: дис…канд.
пол. наук. М., 1999.
20.Сорокина Т.Ф. Развитие программно-целевого метода государственной
поддержки малого предпринимательства регионов: дис…канд. эк. наук. М.,
2006.
21.Шарков Д. В. Механизмы политического влияния на развитие малого
и среднего бизнеса: дис…канд. пол. наук. Ростов-на-Дону, 2010.
Научные статьи
22.Барсукова С. Теневые правила взаимоотношений политиков и
предпринимателей// Журнал институциональных исследований. Т. 3, № 3. С.
40–56.
23.Бунин И.М. Системы представительства российского бизнеса: формы
коллективного действия // Власть, 1997. №2.
24.Кулик Н.А. Онищенко Л.Г. Государственная поддержка малого
бизнеса в России// Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-biznesa-vrossii (дата обращения: 03.04.2016).