Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретико-правовые основы правового статуса сотрудника органов ФСИН РФ 9
1.1 Историко-правовые подходы к закреплению правового статуса
сотрудника органов ФСИН РФ 9
1.2 Понятие и система службы в органах ФСИН РФ 13
1.3 Основные элементы правого статуса сотрудника органов ФСИН РФ 31
Глава 2 Порядок прохождения государственной службы в органах системы исполнения наказаний 40
2.1 Правовое регулирование ограничений и запретов, связанных с прохождением службы в органах ФСИН РФ 40
2.2 Служебная дисциплина в органах ФСИН РФ, система дисциплинарных поощрений и взысканий 44
Глава 3 Проблемы и перспективы совершенствования правового положения сотрудников органов ФСИН РФ 56
3.1. Проблемы использования зарубежного опыта в процессе совершенствования ФСИН РФ 56
3.2 Проблемные вопросы в области реализации гарантий социальной защиты сотрудников органов ФСИН РФ 62
3.3 Проблемы и перспективы развития института юридической ответственности в отношении сотрудников органов ФСИН РФ 70
Заключение 76
Список используемой литературы и используемых источников 81
Тема исследования, связанная с особенностями прохождения государственной службы в органах ФСИН РФ традиционно обладает высокой степенью актуальности, что определено особенностями российской действительности, относительно большим процентом заключенных в российском обществе. Нарушение условий прохождения государственной службы в органах ФСИН РФ в данном случае несет угрозу как для самих государственных служащих, так и для лиц, отбывающих уголовное наказание. В конечном счете, возможные риски наступают для всего российского общества, речь здесь, таким образом, идет о вопросах национальной безопасности.
Острота и актуальность проблем, обусловленных наличием или отсутствием четких правил, регламентирующих порядок прохождения государственной службы в органах ФСИН РФ может быть обоснована наличием определенного количества правонарушений, совершаемых служащими как в отношении лиц, находящихся в соответствующих исправительных учреждениях, так и при их непосредственном участии. В данном случае можно указать, например, на то обстоятельство, что некоторые сотрудники снабжают заключенных наркотиками и иными запрещенными предметами. Наличие четкой регламентации государственной служебной деятельности, осуществление контрольных мероприятий в указанном отношении способно свести к минимуму проявление соответствующей угрозы неправомерного взаимодействия между служащими и заключенными.
Представляя закон в учреждениях уголовно-исполнительной системы России, служащие ФСИН должны характеризоваться своей безупречной репутацией, постоянной приверженностью к соблюдению требований законности и дисциплины. Наличие различного рода нарушений установленных правил их деятельности не только представляет опасность само по себе, но и самым отрицательным образом оказывает влияние на проведение соответствующей воспитательной и исправительной работы в тех учреждениях, в которых осуществляется их деятельность. Необходимо повышать качество деятельности служащих ФСИН, чтобы они могли служить примером соблюдения требований законности.
Знакомство с соответствующей судебной практикой позволяет выявить значительный круг разнообразных нарушений, связанных с прохождением государственной службы в органах ФСИН РФ: в частности, например, выявляются факты «фиктивного» устройства на службу. Так, между сотрудниками ФСИН периодически проводятся спортивные соревнования в разных видах спорта. Отмечена практика приема на службу в систему ФСИН профессиональных спортсменов, которые участвуют в соответствующих соревнованиях, но, получая денежное содержание по занимаемой должности, на службе фактически не появляются. Подобного рода эксцессы тоже могут быть обозначены как результат отсутствия надлежащей регламентации и контроля.
Оценивая работу, проведенную в отношении изучения особенностей прохождения государственной службы в органах ФСИН РФ, следует отметить, что подобного рода работы могут иметь как теоретическую, так и практическую ценность. Рассмотрение особенностей прохождения государственной службы может представлять ценность для начинающих служащих, которые только изучают основы осуществления соответствующей служебной деятельности. Научная актуальность проведенной работы базируется на недостаточном внимании, которое уделяется в современной литературе прохождению государственной службе в системе исполнения наказаний, между тем, подобная служба имеет свою значительную специфику по сравнению с иными видами государственной служебной деятельности. Большинство рассмотренных нами работ относится к какому-то отдельному аспекту прохождения государственной службы в системе ФСИН, между тем, существует насущная потребность в проведении комплексных исследований, которые бы затрагивали прохождение государственной службы во всем составляющем элементов такой деятельности граждан Российской Федерации. Исследование административно-правовых механизмов государственной службы в органах ФСИН РФ осуществляется довольно редко как в учебной литературе, так и в литературе монографического и диссертационного характера.....
Рассмотрение особенностей прохождения государственной службы в органах ФСИН РФ позволяет прийти к некоторым выводам, относительно как специфики, так и проблем, существующий в рамках организации соответствующей деятельности.
Так, несмотря на ряд имеющихся в настоящее время исследований, касающихся данного вопроса, в вопросе об историческом развитии и закреплении правового статуса сотрудников органов ФСИН остается еще весьма много «белых пятен». Существующие в настоящее время исследования касаются, в основном, общего регулирования и особенностей государственного управления в системе исполнения наказаний, рассмотрению особенностей видов исправительных учреждений и особенностей исполнения того или иного наказания. Что касается анализа в исторической ретроспективе правового статуса сотрудника, уголовные наказания исполняющего, то данный вопрос еще ждет своих исследователей в будущем.
Система ФСИН России в настоящее время представляет собой целую систему органов и организаций, призванных обеспечивать исполнение уголовных наказаний в Российской Федерации. Деятельность данной системы регулируется большим количеством принимаемых на разном уровне нормативно-правовых актов, а условия прохождения службы конкретным служащим в числе прочего регулируются также его служебным контрактом.
Считаем, что сущностные моменты, касающиеся профессионального статуса служащего ФСИН России могут быть раскрыты через совокупность соответствующих принципов, к числу которых относятся единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в уголовно-исполнительной системе; обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в уголовно-исполнительной системе и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места 76 жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника; взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в уголовно-исполнительной системе и социальных гарантий сотрудника.
Можно прийти к выводу, что основополагающие элементы правового статуса сотрудника могут быть реализованы при соблюдении следующих положений:
- сотрудник в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;
- сотрудник при исполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, - по специальному званию;
- обязательным для сотрудника является исполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону;
- ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства;
- сотрудник не вправе отказаться от исполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе или должностной инструкцией и для исполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности;
- сотруднику запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.....
1. Алексеев А.Д. Разработка матричной модели оценки эффективности деятельности подразделения ветеринарной службы ФСИН России в территориальном органе по показателям эпизоотологической эффективности на примере ГУФСИН России по Свердловской области // Теория и практика мировой науки. 2020. № 6. С. 12-17.
2. Аллахвердиева А. В. Проблемы социально-правовой защиты сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний // Уголовно-исполнительное право. 2009. № 1(7). С. 29-31.
3. Андреященко Р.А. Пенитенциарная система Англии и Уэльса в XVI -XX вв. Историко-юридическое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. 211 с.
4. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 2 февраля 2021 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sudact.ru/(дата обращения 05.12.2023 г.)
5. Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М.: Норма, 1997. 333 с.
6. Бобров А.М. О некоторых аспектах государственной службы женщин в правоохранительных органах (на примере службы в органах внутренних дели в уголовно-исполнительной системе) // Вестник Пермского института ФСИН России. 2020. № 1(36). С. 10-17.
7. Бурцев С.Н. Пенитенциарная система Германии в XVI - нач. XXI вв.: историко-юридическое исследование: дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. 223 с.
8. Быков А.В., Кикоть-Глухоедова Т.В. Система обеспечения внутренней безопасности США: конституционно-правовой аспект деятельности: монография. М.: Юнити-Дана, 2012. 136 с.
9. Витина М.Д. Административно-правовой статус Федеральной службы исполнения наказаний : диссертация кандидата юридических наук. Рязань, 2014. 187 с.
10. Гришин Д.А. Правовое регулирование и механизм реализации административной ответственности в УИС: состояние, проблемы и перспективы // Человек: преступление и наказание. 2011. № 2(73). С. 105-108.
11. Долинин, А. Ю. Риски системы управления персоналом учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25, № 1. С. 93-98.
12. Завитова С.В. Коррупционные ниши в законодательстве о службе в учреждениях и органах ФСИН России // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции: в 3 частях, Вологда, 29 ноября 2017 года. Том Часть 3. С. 44-46.
13. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г., N 9, ст. 328
14. Зангиев З.В. Перспективы развития опыта, знаний и навыков сотрудников, состоящих в резерве руководящих кадров Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2019. № 1(32). С. 91-95.
15. Звонова А.В. К вопросу о недостатках в системе подготовки кадров в образовательных организациях ФСИН России // Социальные отношения. 2020. № 3(34). С. 78-85......(62)