ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ БУМАГИ
|
Введение 3
Глава 1. Педагогические основы формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по
художественной обработке материалов 8
1.1. Сущность и содержание эстетического воспитания младших школьников 8
1.2. Формирование эстетических чувств в младшем школьном возрасте 16
1.3. Уроки технологии по художественной обработке материалов
как средство формирования эстетических чувств младших школьников 26
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги 33
2.1. Анализ передового педагогического опыта по формированию эстетических чувств младших школьников средствами урока технологии 33
2.2. Методика формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги 37
2.3. Диагностика сформированности эстетических чувств младших школьников 49
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложение 66
Глава 1. Педагогические основы формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по
художественной обработке материалов 8
1.1. Сущность и содержание эстетического воспитания младших школьников 8
1.2. Формирование эстетических чувств в младшем школьном возрасте 16
1.3. Уроки технологии по художественной обработке материалов
как средство формирования эстетических чувств младших школьников 26
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги 33
2.1. Анализ передового педагогического опыта по формированию эстетических чувств младших школьников средствами урока технологии 33
2.2. Методика формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги 37
2.3. Диагностика сформированности эстетических чувств младших школьников 49
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложение 66
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов для всех ступеней системы образования обусловили обновление содержания и методов обучения школьников. В связи с этим выдвигаются новые требования к учебно-воспитательному процессу, целью которого является развитие индивидуальности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества. Готовность к творчеству, инновационный стиль мышления, высокий уровень развития духовно-нравственной культуры личности - это те качества, которые необходимо формировать в процессе обучения и воспитания уже в начальной школе, те качества, которые могут стать результатом процесса эстетического становления личности.
В жизни человека прекрасное всегда выступает как духовный стимул деятельности и общения. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте; подростки стремятся к общению со взрослыми и сверстниками, которые являются носителями эстетически ценных качеств. Поэтому особенно важно предупредить увлечение детей ложными идеалами, ложной красивостью, показать им, в чем заключается подлинная красота человека. Необходимо научить подрастающее поколение понимать красоту труда, в процессе которого создаются все материальные и духовные блага, красоту творчества. Эстетическое образование ставит перед собой цель не только воспитывать умение пассивно воспринимать красоту, но и предполагает формирование потребностей для ее создания, эстетической творческой способности.
Изучению проблем эстетического воспитания посвящены работы эстетов, психологов, педагогов. В эстетико-педагогическом аспекте ее исследовали Е.А. Ануфриев, С.А. Аничкин, А.И. Буров, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Л.П. Печко, У.Ф. Суна, М.Ф. Овсянников, М.С. Каган и др.
Эстетическое отношение человека к миру формируется и развивается на протяжении всей его жизни. Вместе с тем не все периоды жизни равноценны для эстетического развития. Многие писатели, педагоги, деятели культуры (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский и др.) указывают на важное значение в этом отношении младшего школьного возраста. Особенности детей этого возраста наиболее благоприятствуют формированию их эстетической культуры.
Понятие эстетической культуры включает в себя эстетическое чувство, потребность, сознание, идеал, художественно эстетический вкус и эстетическое суждение. Оно не мыслимо без художественного образа, художественного воспитания. Художественного образования художественно-творческого развития, цель которого - обогащение личности навыками и способами творческой деятельности, умение видеть прекрасное вокруг себя и использовать эту красоту в творческом труде.
Субъективной стороной эстетического освоения мира и вместе с тем орудием познания его красоты выступают эстетические чувства, поэтому проблема их воспитания издавна интересовала ученых, философов, психологов, педагогов. Пути и средства формирования эстетических чувств стали предметом исследования философов Н.И. Киященко, И.А. Конникова, И.С. Куликова. Важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится конструирование, декоративно-прикладная деятельность, художественный ручной труд, художественная обработка материалов.
В содержание уроков технологии в соответствии с программным содержанием включен раздел «Художественная обработка материалов». Также разделы художественной обработки материалов представлены в интегрированных курсах «Изобразительное искусство и художественный труд» и в образовательных программах по изобразительному искусству. В современных программах по технологии художественная обработка материалов занимает более 35 процентов всех уроков.
Художественная обработка материалов, художественное конструирование, художественный труд - это творческая деятельность ребенка по изготовлению каких-либо изделий, имеющая огромный развивающий и образовательный потенциал. Учащиеся познают мир через непосредственную практическую деятельность, учатся творить, планировать свою деятельность и исправлять ошибки, создавать что-то новое. Уроки технологии общепризнанное средство эстетического развития и воспитания школьников. В основе технологии лежат не только собственно художественные знания, но и эстетические начала. На таких уроках школьники учатся не только создавать эстетически значимые вещи в соответствии с художественными канонами, но и оценивать их с позиций эстетических категорий, выносить эстетическое суждение; развиваются эстетические чувства, эстетическое восприятие, эстетический вкус младших школьников и все компоненты эстетической культуры личности как результата эстетического воспитания младших школьников.
Исследованием проблем эстетического воспитания, формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке материалов занимались такие ученые как И.П. Ильинская, Н.М. Конышева, Т.М. Геронимус, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, Н.М. Сокольникова и др. Б.Т. Лихачев разработал критерии эстетической воспитанности, которые помогают выявить и оценить уровень сформированности эстетических чувств. Несмотря на уже сложившуюся традицию постоянного обращения ученых к исследованию воспитания эстетических чувств, отдельные аспекты этой актуальной проблемы еще глубоко не изучены.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги.
Решение этой проблемы является целью исследования.
Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: процесс формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги.
Гипотеза исследования: формирование эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги будет более эффективным, при соблюдении следующих педагогических условий:
- целенаправленное использование в эстетическом воспитании средств декоративно-прикладного искусства;
- побуждение обучающихся к деятельности по созданию творческих изделий из бумаги в технике оригами;
- формирование эстетического интереса младших школьников к художественной обработке материалов.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность эстетических эмоций и чувств, особенности их проявления у детей младшего школьного возраста.
2. Разработать систему уроков технологии по художественной обработке бумаги, направленную на формирования эстетических чувств младших школьников.
3. Осуществить диагностику уровня сформированности эстетических чувств младших школьников.
Методы исследования:
- анализ изученной литературы;
- анализ продуктов детской деятельности (на основе контрольных заданий);
- педагогический эксперимент.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новохуторная средняя общеобразовательная школа» с. Новохуторное Красногвардейского района Белгородской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, приводится аргументация необходимости её исследования, указан аппарат исследования, база исследования.
В первой главе раскрываются педагогические основы формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке материалов: анализируются сущность и содержание эстетического воспитания и формирования эстетических чувств младших школьников, рассматриваются уроки технологии по художественной обработке материалов как средство формирования эстетических чувств младших школьников.
Во второй главе описывается экспериментальная работа по формированию эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги: анализ передового педагогического опыта по формированию эстетических чувств младших школьников средствами урока технологии, методика формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги, диагностика этого процесса.
В заключении представлены результаты проделанной работы, сформулированы окончательные выводы.
Библиографический список составляет 55 источников.
В приложении представлены методические материалы экспериментальной работы.
В жизни человека прекрасное всегда выступает как духовный стимул деятельности и общения. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте; подростки стремятся к общению со взрослыми и сверстниками, которые являются носителями эстетически ценных качеств. Поэтому особенно важно предупредить увлечение детей ложными идеалами, ложной красивостью, показать им, в чем заключается подлинная красота человека. Необходимо научить подрастающее поколение понимать красоту труда, в процессе которого создаются все материальные и духовные блага, красоту творчества. Эстетическое образование ставит перед собой цель не только воспитывать умение пассивно воспринимать красоту, но и предполагает формирование потребностей для ее создания, эстетической творческой способности.
Изучению проблем эстетического воспитания посвящены работы эстетов, психологов, педагогов. В эстетико-педагогическом аспекте ее исследовали Е.А. Ануфриев, С.А. Аничкин, А.И. Буров, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Л.П. Печко, У.Ф. Суна, М.Ф. Овсянников, М.С. Каган и др.
Эстетическое отношение человека к миру формируется и развивается на протяжении всей его жизни. Вместе с тем не все периоды жизни равноценны для эстетического развития. Многие писатели, педагоги, деятели культуры (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский и др.) указывают на важное значение в этом отношении младшего школьного возраста. Особенности детей этого возраста наиболее благоприятствуют формированию их эстетической культуры.
Понятие эстетической культуры включает в себя эстетическое чувство, потребность, сознание, идеал, художественно эстетический вкус и эстетическое суждение. Оно не мыслимо без художественного образа, художественного воспитания. Художественного образования художественно-творческого развития, цель которого - обогащение личности навыками и способами творческой деятельности, умение видеть прекрасное вокруг себя и использовать эту красоту в творческом труде.
Субъективной стороной эстетического освоения мира и вместе с тем орудием познания его красоты выступают эстетические чувства, поэтому проблема их воспитания издавна интересовала ученых, философов, психологов, педагогов. Пути и средства формирования эстетических чувств стали предметом исследования философов Н.И. Киященко, И.А. Конникова, И.С. Куликова. Важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится конструирование, декоративно-прикладная деятельность, художественный ручной труд, художественная обработка материалов.
В содержание уроков технологии в соответствии с программным содержанием включен раздел «Художественная обработка материалов». Также разделы художественной обработки материалов представлены в интегрированных курсах «Изобразительное искусство и художественный труд» и в образовательных программах по изобразительному искусству. В современных программах по технологии художественная обработка материалов занимает более 35 процентов всех уроков.
Художественная обработка материалов, художественное конструирование, художественный труд - это творческая деятельность ребенка по изготовлению каких-либо изделий, имеющая огромный развивающий и образовательный потенциал. Учащиеся познают мир через непосредственную практическую деятельность, учатся творить, планировать свою деятельность и исправлять ошибки, создавать что-то новое. Уроки технологии общепризнанное средство эстетического развития и воспитания школьников. В основе технологии лежат не только собственно художественные знания, но и эстетические начала. На таких уроках школьники учатся не только создавать эстетически значимые вещи в соответствии с художественными канонами, но и оценивать их с позиций эстетических категорий, выносить эстетическое суждение; развиваются эстетические чувства, эстетическое восприятие, эстетический вкус младших школьников и все компоненты эстетической культуры личности как результата эстетического воспитания младших школьников.
Исследованием проблем эстетического воспитания, формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке материалов занимались такие ученые как И.П. Ильинская, Н.М. Конышева, Т.М. Геронимус, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, Н.М. Сокольникова и др. Б.Т. Лихачев разработал критерии эстетической воспитанности, которые помогают выявить и оценить уровень сформированности эстетических чувств. Несмотря на уже сложившуюся традицию постоянного обращения ученых к исследованию воспитания эстетических чувств, отдельные аспекты этой актуальной проблемы еще глубоко не изучены.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги.
Решение этой проблемы является целью исследования.
Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: процесс формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги.
Гипотеза исследования: формирование эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги будет более эффективным, при соблюдении следующих педагогических условий:
- целенаправленное использование в эстетическом воспитании средств декоративно-прикладного искусства;
- побуждение обучающихся к деятельности по созданию творческих изделий из бумаги в технике оригами;
- формирование эстетического интереса младших школьников к художественной обработке материалов.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность эстетических эмоций и чувств, особенности их проявления у детей младшего школьного возраста.
2. Разработать систему уроков технологии по художественной обработке бумаги, направленную на формирования эстетических чувств младших школьников.
3. Осуществить диагностику уровня сформированности эстетических чувств младших школьников.
Методы исследования:
- анализ изученной литературы;
- анализ продуктов детской деятельности (на основе контрольных заданий);
- педагогический эксперимент.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новохуторная средняя общеобразовательная школа» с. Новохуторное Красногвардейского района Белгородской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, приводится аргументация необходимости её исследования, указан аппарат исследования, база исследования.
В первой главе раскрываются педагогические основы формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке материалов: анализируются сущность и содержание эстетического воспитания и формирования эстетических чувств младших школьников, рассматриваются уроки технологии по художественной обработке материалов как средство формирования эстетических чувств младших школьников.
Во второй главе описывается экспериментальная работа по формированию эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги: анализ передового педагогического опыта по формированию эстетических чувств младших школьников средствами урока технологии, методика формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги, диагностика этого процесса.
В заключении представлены результаты проделанной работы, сформулированы окончательные выводы.
Библиографический список составляет 55 источников.
В приложении представлены методические материалы экспериментальной работы.
Вопросы эстетического воспитания, формирования эстетической культуры младшего школьника в последнее время приобретают особый смысл и актуальность так как тесно связаны с вопросами нравственного становления личности, формирования духовной культуры общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Эстетическое воспитание как целенаправленный педагогический процесс имеет своей целью и результатом формирование эстетической культуры как части базовой культуры личности во всей совокупности ее компонентов - эстетического сознания и эстетической деятельности - подразделяющихся в свою очередь на ряд компонентов, из которых одним из наиболее важных представляется эстетическое чувство.
В нашей работе была поднята проблема поиска путей целенаправленного влияния на формирование эстетических чувств младших школьников. В качестве отправной деятельности было рассмотрено конструирование из бумаги, оригами. Этот вид деятельности не требует особенно больших материальных затрат и специального оборудования. Поделки из бумаги могут быть очень простыми по технологии изготовления и могут быть невероятно сложными, вырастая до художественных произведений мирового уровня. Таким образом, конструирование из бумаги безгранично по своему художественно-творческому воздействию на ребенка. Младший школьник и учитель всегда будут иметь открытые возможности для творческого роста.
Конструирование из бумаги, в частности оригами, являясь одним из наиболее доступных по сложности организации и наиболее эффективным по степени педагогической целесообразности занимает достойное место в практике современной школы: оно включается как в урочную, так во внеурочную деятельность. Уроки технологии по художественной обработки бумаги - одно из эффективных средств формирования эстетических чувств младших школьников. Конструируя фигурки из бумаги, младшие школьники учатся правильно оценивать эстетически значимые предметы, выносить оценочные суждения, развивают свое воображение, находящее выражение в творческом труде.
Правильно и грамотно организованные уроки технологии по оригами являются эффективным средством формирования эстетических чувств младших школьников равно как и формирования их эстетической культуры в целом. Необходимыми и достаточными для эффективности этого процесса являются следующие педагогические условия:
- целенаправленное использование в эстетическом воспитании средств декоративно-прикладного искусства;
- побуждение учащихся к деятельности по созданию творческих изделий из бумаги в технике оригами;
- формирование эстетического интереса младших школьников к художественной обработке материалов.
Наша гипотеза подтверждена, исследование дало положительный результат и может иметь продолжение в следующих направлениях:
- деятельность учителя-воспитателя по эстетическому развитию младших школьников на урочных или кружковых занятиях по оригами;
- формирование компонентов эстетической культуры личности средствами оригами;
- эстетическое развитие младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
В нашей работе была поднята проблема поиска путей целенаправленного влияния на формирование эстетических чувств младших школьников. В качестве отправной деятельности было рассмотрено конструирование из бумаги, оригами. Этот вид деятельности не требует особенно больших материальных затрат и специального оборудования. Поделки из бумаги могут быть очень простыми по технологии изготовления и могут быть невероятно сложными, вырастая до художественных произведений мирового уровня. Таким образом, конструирование из бумаги безгранично по своему художественно-творческому воздействию на ребенка. Младший школьник и учитель всегда будут иметь открытые возможности для творческого роста.
Конструирование из бумаги, в частности оригами, являясь одним из наиболее доступных по сложности организации и наиболее эффективным по степени педагогической целесообразности занимает достойное место в практике современной школы: оно включается как в урочную, так во внеурочную деятельность. Уроки технологии по художественной обработки бумаги - одно из эффективных средств формирования эстетических чувств младших школьников. Конструируя фигурки из бумаги, младшие школьники учатся правильно оценивать эстетически значимые предметы, выносить оценочные суждения, развивают свое воображение, находящее выражение в творческом труде.
Правильно и грамотно организованные уроки технологии по оригами являются эффективным средством формирования эстетических чувств младших школьников равно как и формирования их эстетической культуры в целом. Необходимыми и достаточными для эффективности этого процесса являются следующие педагогические условия:
- целенаправленное использование в эстетическом воспитании средств декоративно-прикладного искусства;
- побуждение учащихся к деятельности по созданию творческих изделий из бумаги в технике оригами;
- формирование эстетического интереса младших школьников к художественной обработке материалов.
Наша гипотеза подтверждена, исследование дало положительный результат и может иметь продолжение в следующих направлениях:
- деятельность учителя-воспитателя по эстетическому развитию младших школьников на урочных или кружковых занятиях по оригами;
- формирование компонентов эстетической культуры личности средствами оригами;
- эстетическое развитие младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, этика и эстетика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Художественно-эстетическое воспитание подростков средствами декоративно-прикладного искусства (на примере аппликации из фетра)
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ
ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОРИГАМИ
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



