Введение 3
Глава 1. Педагогические основы формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по
художественной обработке материалов 8
1.1. Сущность и содержание эстетического воспитания младших школьников 8
1.2. Формирование эстетических чувств в младшем школьном возрасте 16
1.3. Уроки технологии по художественной обработке материалов
как средство формирования эстетических чувств младших школьников 26
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги 33
2.1. Анализ передового педагогического опыта по формированию эстетических чувств младших школьников средствами урока технологии 33
2.2. Методика формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги 37
2.3. Диагностика сформированности эстетических чувств младших школьников 49
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложение 66
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов для всех ступеней системы образования обусловили обновление содержания и методов обучения школьников. В связи с этим выдвигаются новые требования к учебно-воспитательному процессу, целью которого является развитие индивидуальности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества. Готовность к творчеству, инновационный стиль мышления, высокий уровень развития духовно-нравственной культуры личности - это те качества, которые необходимо формировать в процессе обучения и воспитания уже в начальной школе, те качества, которые могут стать результатом процесса эстетического становления личности.
В жизни человека прекрасное всегда выступает как духовный стимул деятельности и общения. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте; подростки стремятся к общению со взрослыми и сверстниками, которые являются носителями эстетически ценных качеств. Поэтому особенно важно предупредить увлечение детей ложными идеалами, ложной красивостью, показать им, в чем заключается подлинная красота человека. Необходимо научить подрастающее поколение понимать красоту труда, в процессе которого создаются все материальные и духовные блага, красоту творчества. Эстетическое образование ставит перед собой цель не только воспитывать умение пассивно воспринимать красоту, но и предполагает формирование потребностей для ее создания, эстетической творческой способности.
Изучению проблем эстетического воспитания посвящены работы эстетов, психологов, педагогов. В эстетико-педагогическом аспекте ее исследовали Е.А. Ануфриев, С.А. Аничкин, А.И. Буров, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Л.П. Печко, У.Ф. Суна, М.Ф. Овсянников, М.С. Каган и др.
Эстетическое отношение человека к миру формируется и развивается на протяжении всей его жизни. Вместе с тем не все периоды жизни равноценны для эстетического развития. Многие писатели, педагоги, деятели культуры (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский и др.) указывают на важное значение в этом отношении младшего школьного возраста. Особенности детей этого возраста наиболее благоприятствуют формированию их эстетической культуры.
Понятие эстетической культуры включает в себя эстетическое чувство, потребность, сознание, идеал, художественно эстетический вкус и эстетическое суждение. Оно не мыслимо без художественного образа, художественного воспитания. Художественного образования художественно-творческого развития, цель которого - обогащение личности навыками и способами творческой деятельности, умение видеть прекрасное вокруг себя и использовать эту красоту в творческом труде.
Субъективной стороной эстетического освоения мира и вместе с тем орудием познания его красоты выступают эстетические чувства, поэтому проблема их воспитания издавна интересовала ученых, философов, психологов, педагогов. Пути и средства формирования эстетических чувств стали предметом исследования философов Н.И. Киященко, И.А. Конникова, И.С. Куликова. Важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится конструирование, декоративно-прикладная деятельность, художественный ручной труд, художественная обработка материалов.
В содержание уроков технологии в соответствии с программным содержанием включен раздел «Художественная обработка материалов». Также разделы художественной обработки материалов представлены в интегрированных курсах «Изобразительное искусство и художественный труд» и в образовательных программах по изобразительному искусству. В современных программах по технологии художественная обработка материалов занимает более 35 процентов всех уроков.
Художественная обработка материалов, художественное конструирование, художественный труд - это творческая деятельность ребенка по изготовлению каких-либо изделий, имеющая огромный развивающий и образовательный потенциал. Учащиеся познают мир через непосредственную практическую деятельность, учатся творить, планировать свою деятельность и исправлять ошибки, создавать что-то новое. Уроки технологии общепризнанное средство эстетического развития и воспитания школьников. В основе технологии лежат не только собственно художественные знания, но и эстетические начала. На таких уроках школьники учатся не только создавать эстетически значимые вещи в соответствии с художественными канонами, но и оценивать их с позиций эстетических категорий, выносить эстетическое суждение; развиваются эстетические чувства, эстетическое восприятие, эстетический вкус младших школьников и все компоненты эстетической культуры личности как результата эстетического воспитания младших школьников.
Исследованием проблем эстетического воспитания, формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке материалов занимались такие ученые как И.П. Ильинская, Н.М. Конышева, Т.М. Геронимус, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, Н.М. Сокольникова и др. Б.Т. Лихачев разработал критерии эстетической воспитанности, которые помогают выявить и оценить уровень сформированности эстетических чувств. Несмотря на уже сложившуюся традицию постоянного обращения ученых к исследованию воспитания эстетических чувств, отдельные аспекты этой актуальной проблемы еще глубоко не изучены.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги.
Решение этой проблемы является целью исследования.
Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: процесс формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги.
Гипотеза исследования: формирование эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги будет более эффективным, при соблюдении следующих педагогических условий:
- целенаправленное использование в эстетическом воспитании средств декоративно-прикладного искусства;
- побуждение обучающихся к деятельности по созданию творческих изделий из бумаги в технике оригами;
- формирование эстетического интереса младших школьников к художественной обработке материалов.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность эстетических эмоций и чувств, особенности их проявления у детей младшего школьного возраста.
2. Разработать систему уроков технологии по художественной обработке бумаги, направленную на формирования эстетических чувств младших школьников.
3. Осуществить диагностику уровня сформированности эстетических чувств младших школьников.
Методы исследования:
- анализ изученной литературы;
- анализ продуктов детской деятельности (на основе контрольных заданий);
- педагогический эксперимент.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новохуторная средняя общеобразовательная школа» с. Новохуторное Красногвардейского района Белгородской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, приводится аргументация необходимости её исследования, указан аппарат исследования, база исследования.
В первой главе раскрываются педагогические основы формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке материалов: анализируются сущность и содержание эстетического воспитания и формирования эстетических чувств младших школьников, рассматриваются уроки технологии по художественной обработке материалов как средство формирования эстетических чувств младших школьников.
Во второй главе описывается экспериментальная работа по формированию эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги: анализ передового педагогического опыта по формированию эстетических чувств младших школьников средствами урока технологии, методика формирования эстетических чувств младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги, диагностика этого процесса.
В заключении представлены результаты проделанной работы, сформулированы окончательные выводы.
Библиографический список составляет 55 источников.
В приложении представлены методические материалы экспериментальной работы.
Вопросы эстетического воспитания, формирования эстетической культуры младшего школьника в последнее время приобретают особый смысл и актуальность так как тесно связаны с вопросами нравственного становления личности, формирования духовной культуры общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Эстетическое воспитание как целенаправленный педагогический процесс имеет своей целью и результатом формирование эстетической культуры как части базовой культуры личности во всей совокупности ее компонентов - эстетического сознания и эстетической деятельности - подразделяющихся в свою очередь на ряд компонентов, из которых одним из наиболее важных представляется эстетическое чувство.
В нашей работе была поднята проблема поиска путей целенаправленного влияния на формирование эстетических чувств младших школьников. В качестве отправной деятельности было рассмотрено конструирование из бумаги, оригами. Этот вид деятельности не требует особенно больших материальных затрат и специального оборудования. Поделки из бумаги могут быть очень простыми по технологии изготовления и могут быть невероятно сложными, вырастая до художественных произведений мирового уровня. Таким образом, конструирование из бумаги безгранично по своему художественно-творческому воздействию на ребенка. Младший школьник и учитель всегда будут иметь открытые возможности для творческого роста.
Конструирование из бумаги, в частности оригами, являясь одним из наиболее доступных по сложности организации и наиболее эффективным по степени педагогической целесообразности занимает достойное место в практике современной школы: оно включается как в урочную, так во внеурочную деятельность. Уроки технологии по художественной обработки бумаги - одно из эффективных средств формирования эстетических чувств младших школьников. Конструируя фигурки из бумаги, младшие школьники учатся правильно оценивать эстетически значимые предметы, выносить оценочные суждения, развивают свое воображение, находящее выражение в творческом труде.
Правильно и грамотно организованные уроки технологии по оригами являются эффективным средством формирования эстетических чувств младших школьников равно как и формирования их эстетической культуры в целом. Необходимыми и достаточными для эффективности этого процесса являются следующие педагогические условия:
- целенаправленное использование в эстетическом воспитании средств декоративно-прикладного искусства;
- побуждение учащихся к деятельности по созданию творческих изделий из бумаги в технике оригами;
- формирование эстетического интереса младших школьников к художественной обработке материалов.
Наша гипотеза подтверждена, исследование дало положительный результат и может иметь продолжение в следующих направлениях:
- деятельность учителя-воспитателя по эстетическому развитию младших школьников на урочных или кружковых занятиях по оригами;
- формирование компонентов эстетической культуры личности средствами оригами;
- эстетическое развитие младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. - М.: Рольф: Аким, 1999. - 208 с.
2. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду / З.А. Богатеева: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 175 с.: ил.
3. Ашуров В.Н. Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно-прикладного искусства / В.Н. Ашуров. - Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. - М., 1993. - 16 с.
4. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. В 2-хт. Т. 2. - Смоленск: Русич, 1997. - 640 с.
5. Венгер Л.А. Психология: учебное пособие для учащихся пед. училищ Л.А. Вегер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1998 - 336 с.
6. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. - 272 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 212 с.
8. Гром Е.С. Природа художественного творчества / Е.С. Гром. - М.: Просвещение, 2006. - 96 с.
9. Громов Е.С. Основные эстетические категории / Е.С. Громов. - М.: Знание, 2001. - 348 с.
10. Доронов Т. Игра на занятиях по изобразительной деятельности / Т. Доронов, С. Якобсон. - Дошкольное воспитание. - 1989. - № 2. - С. 33 - 39.
11. Енкова Н.Е. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии как средство развития творческих способностей учащихся: обобщение передового педагогического опыта /
Н.Е. Енкова // Социальная сеть работников образования. - Режим доступа:
http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2015/11/21/obobshchenie- peredovogo-pedagogicheskogo-opyta-primenenie. - Дата обращения: 22.04.2017.
12. Ильинская И.П. Художественный труд в начальных классах / И.П. Ильинская: Методическое пособие. - Белгород, 2000. - 114 с.
13. Ильинская И.П. Урок художественного труда как средство формирования эстетической культуры личности младшего школьника / И.П. Ильинская // Проблемы преемственности в образовании: Материалы регион. н.-пр. конф. - Орел: Изд-во ОГУ, 2001. - С. 49-51.
14. Ильинская И.П. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе кружковой деятельности (на материале кружка декоративно-прикладного искусства) / И.П. Ильинская: учеб. пособие для студентов пед. вузов / И.П. Ильинская; науч. ред. проф. И.Ф. Исаев. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.
15. Каган М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1997. - 543 с.
16. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1985. - 124 с.
17. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Д. Карнеги // общ. ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М. - М.: Прогресс, 1989. - 720 с.
18. Комарова Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1995. - 122 с.
19. Краткий словарь по эстетике / под ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
20. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. - С. 33.
21. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
22. Лихачев Б.Т. Критерии эстетического отношения школьников к деятельности и искусству / Б.Т. Лихачев. - Советская педагогика. - 1983. - № 6. - с. 52-57.
23. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 523 с.
24. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
25. Лук А.Н. Эмоции и чувства / А.Н. Лук. - М.: Знание, 1972. - 346 с.
26. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 5 т. / А.С. Макаренко. - Т.2. / Под общ ред. А. Терновского. - М.: Правда, 1971. - 384 с.
27. Матюхина А.В. Психология младшего школьника / Матюхина А.В. и др. - М.: Просвещение, 1976. - 422 с.
28. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1987. - 386 с.
29. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3-х книгах / Р.С. Немов - 4 издание. - М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - кн. 1: Общие основы психологии. -688 с.
30. Никифорова О.Н. Исследование по психологии художественного творчества / О.Н. Никифорова. - М.: Издательство Московского Университета, 1972. - 278 с.
31. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников / А.Ж. Овчинникова. - М.: Наука, 1997. - 105 с.
32. Основы эстетического воспитания / Под ред. Н.А. Кутаева. М.: Просвещение, 1986. - 134 с.
33. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / А.Я. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 196 с.
34. Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса, В.В. Гиппенрейтер. - М. Изд-во Московского университета, 1984. -288 с.
35. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования (под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович). Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания. Академия пед.наук. - М.: Педагогика, 1986 - 176 с.
36. Репринцев А.В. Эстетическое отношение личности к действительности: сущность, структура, формирование / А.В. Репринцев. - Курск: Изд-во КГПУ, 2000 - 182 с.
37. Садохин В.Н. Эстетическое восприятие / В.Н. Садохин. М.: Мысль, 1985. - 242 с.
38. Смольянинов К.Ф. О прекрасном говорить прекрасно / К.Ф. Смольяиннов. - Л.: Знание, 1974. - 164 с.
39. Соколова Л.В. Воспитание ребенка в русских традициях / Л.В. Соколова,
A. Ф. Некрылова. - М.: Айрис - пресс, 2003. - 208 с.
40. Суна У.Ф. Опыт моделирования уровня эстетической культуры студентов / У.Ф. Суна, Э.А. Абгарян. - М.: МГУ, 1979 - 81 с.
41. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 1 /
B. А. Сухомлинский // Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979. - 560 с.
42. Творческий процесс и художественное восприятие / Под ред. Б.Ф. Егорова. - Л.: Наука, 1978. - 168 с.
43. Теплов Б.М. Избранные труды / Б.М. Теплов: В 2-х т. Т. 1 - М.: Педагогика, 1985. - 462 с.
44. Художественная культура и эстетическое развитие личности / Под ред. В.И. Мазепа. - М.: Знание, 1978. - 296 с.
45. Художественное творчество и ребенок / Под. ред. М.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1972. - 342 с.
46. Шкабура И.А. Кружевоплетение на уроках технологии по художественной обработке материалов / И.А. Шкабура // Начальная школа. - № 11. - 2014. - С. 87-72.
47. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: Институт практической психологии, 1995. - 296 с.
48. Эстетика: Учебное пособие / Под ред. проф. В. А. Лозового. - Сумы: Издательство «Университетская книга», 1999. - 302 с.
49. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г.С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
50. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода / Буров А.И., Печко Л.П. Петрова Ю.Н и др.; Под ред. Б. Т. Лихачева. - М.: Педагогика, 1980. - 136 с.
51. Юсов Б.П. Изобразительное искусство / Б.П. Юсов // Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп: Сб. научных трудов. - М., 1978, с.18-29.
52. Якобсон П.В. Эмоциональная жизнь школьника / П.В. Якобсон. - М.: Просвещение, 1966. - 291 с.
53. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон.
- М.: Искусство, 1964. - 115 с.
54. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие / Е.Г. Яковлев. - М.: Гардарики,
1999. - 464 с.
55. Ясновская И.Б. Интеграция музыкально и декоративно-прикладного искусства на уроках технологии в начальной школе // Начальная школа. - № 5 - 2011. - С. 34-41.