Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Работа №13545

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2615
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эстетической культуры младших школьников на уроках изобразительного искусства 8
1.1. Сущность и содержание эстетической культуры личности 8
1.2. Особенности формирования эстетической культуры младших школьников 13
1.3. Урок изобразительного искусства как средство формирования эстетической культуры младших школьников 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию эстетической культуры младших школьников на уроках изобразительного искусства 33
2.1. Диагностика формирования эстетической культуры младших школьников 33
2.2. Методика формирования эстетической культуры младших школьников на уроках изобразительного искусства 38
2.3. Динамика формирования эстетической культуры младших школьников 50
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложение

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обусловило актуализацию духовно-нравственного развития личности ребенка, ее нравственной и эстетической культуры. В школьном преподавании эту функцию выполняют предметы художественно-эстетического цикла, закладывающие фундамент в формирование духовно богатой, творчески активной саморазвивающейся личности. Одной из подсистем духовной культуры является эстетическая культура личности, степень сформированности которой свидетельствует о готовности индивида к освоению и преобразованию окружающего мира по законам красоты.
Формирование эстетической культуры личности предполагает формирование эстетического сознания в процессе включения школьника в эстетическую деятельность, которая, в свою очередь, формируется через эстетическое восприятие, эмоции, переживания, через активизацию потребностно- мотивационной и аксиологической сферы.
В соответствии с ФГОС НОО деятельность современной школы должна быть направлена на формирование основных, ведущих компонентов эстетической культуры личности школьника, и эстетическое воспитание должно предполагать включение школьника в процесс эстетической деятельности, что естественно приведет к существенному изменению и обогащению струк¬туры и содержания художественно-эстетического образования, форм и методов его осуществления.
Исследования в области художественного воспитания посвящались в основном проблемам «приобщения школьника к искусству»: изыскивались методы пробуждения художественных интересов, приемы овладения навыками художественно-творческой деятельности, пути формирования способности адекватно воспринимать художественное произведение и верно его оценивать, понимать язык искусства и т. д.
Процесс художественного воспитания не завершается обращением ребенка к занятиям искусством: упускается существенная фаза - влияние искусства на развитие эстетической культуры личности. Даже в исследованиях по психологии уделяется несправедливо мало внимания личностным характеристикам, формирующимся под влиянием искусства.
Искусство как художественное творчество выступает в качестве разновидности человеческой деятельности, в художественно-образной форме выражающей действительность. Младшие школьники включаются в процесс художественно-творческой деятельности в урочное и внеурочное время. Особого внимания в процессе художественного развития младших школьников, на наш взгляд, заслуживают уроки изобразительного искусства. Уроки изобразительного искусства, неправленые на развитие духовной сферы личности являются эффективным средством формирования эстетической куль¬туры личности в младшем школьном возрасте. На сегодняшний день в специальной литературе недостаточно методических сведений об особенностях формирования эстетической культуры ребенка младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства в современных условиях.
В качестве теоретической основы наших рассуждений о формировании эстетической культуры в младшем школьном возрасте мы использовали положения, высказанные целым рядом ученых, таких, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Э.А. Верб, Л.В. Выготский, И.П. Ильинская, А.А. Люблин¬ская, Л.В. Печко, А.В. Репринцев, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др. Целью уроков изобразительного искусства во многом является художественное развитие и эстетическое воспитание подрастающего поколения. Именно поэтому урок изобразительного искусства в начальной школе представляется нам мощным средством формирования эстетической культуры младших школьников.
Художественно-эстетическое развитие младшего школьника осуществляется в деятельности. Эстетическая деятельность носит не только предмет-но-практический характер. Н.И. Киященко, Г.С. Лабковская, Л.П. Печко,
Б.М. Неменский и др. рассматривают такие компоненты эстетической куль¬туры личности как эстетическое восприятие и эстетическое суждение младших школьников как виды их эстетической деятельности.
Урок изобразительного искусства в начальной школе обладает особенностями, которые могут предоставить учителю возможность для развития всех компонентов эстетической культуры младших школьников. Для этого необходимо использовать весь педагогический потенциал таких уроков, направляя его на развитие эстетических качеств личности младшего школьника. В соответствии с требованиями и основными положениями ФГОС НОО отмечается необходимость формирования духовно-нравственной сферы младшего школьника, развитие чувства патриотизма, толерантности, уважения к своей и другим культурам. Эти качества немыслимы без опоры на эстетические ценности истины, дора и красоты в полной мере отраженные в народном искусстве. Сочетание этноэстетического компонента с деятель¬ностным началом, соответствующим возрастным особенностям младшего школьника и современным требованиям образования в полной мере могут быть реализованы на уроке изобразительного искусства. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художествен¬ной культуры, лежащей в основе содержания урока изобразительного искусства. Таким образом, уроки изобразительного искусства являются эффективным средством формирования эстетической культуры личности в младшем школьном возрасте. Но, тем не менее, при наличии большого количества ра¬бот по заявленной нами проблеме (Б.М. Неменский, Д.Г. Пилипенко, Л.Г. Савенкова, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, и др.), все же недостаточно освещенным является вопрос о формировании эстетической культуры младших школьников на уроках изобразительного искусства, в частности на уроках по ознакомлению с русской народной художественной культурой.
Все вышесказанное позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования эстетической культуры младших школьников на уроках изобразительного искусства?
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников в урочное время.
Предмет исследования: процесс формирования эстетической культуры младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: процесс формирования эстетической культуры младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективным если:
- обучение осуществляется с учетом развития компонентов эстетической культуры младших школьников;
- младшие школьники включаются в творческую деятельность по изготовлению эстетически значимых предметов;
- обеспечивается содержательная и эмоциональная ценность для ребенка произведений декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по педагогике, психологии, искусствоведению, методике преподавания изобразительного искусства.
2. Разработать систему уроков изобразительного искусства (народное декоративно-прикладное искусство), направленных на развитие эстетической культуры младшего школьника.
3. Экспериментально апробировать разработанную систему уроков.
Методы исследования:
1. Анализ теоретической литературы.
2. Анкетирование.
3. Анализ продуктов детской деятельности.
4. Педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Беломестненская средняя общеобразовательная школа» Белгородского рай¬она Белгородской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, степень ее разработанности, приводится аргументация необходимости её исследования, указан аппарат исследования, база исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования эстетической культуры младших школьников на уроках изобразительного искусства» рассматриваются сущность и содержание эстетической культуры личности, особенности формирования эстетической культуры младших школьников, урок изобразительного искусства как средство формирования эстетической куль¬туры младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию эстетической культуры младших школьников на уроках изобразительного искусства» представлены диагностика формирования эстетической культуры младших школьников, методика формирования эстетической культуры младших школьников на уроках изобразительного искусства, описана динамика этого процесса.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 52 источника.
В приложении представлены результаты диагностики, материалы формирующего этапа экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В целостном педагогическом процессе формирование эстетической культуры личности - одно из необходимых условий становления личности, развития творческих художественных способностей детей.
Изучив возрастные особенности детей, мы пришли к выводу, что младший школьный возраст - благоприятная пора для формирования основных компонентов эстетической культуры личности, таких, как чувства, знания, потребности, умения. В младшем школьном возрасте сложно сформировать эстетический вкус и идеал, в процессе формирования находятся и остальные компоненты эстетической воспитанности личности. Эстетическое воспитание начинается с эстетического чувства и эстетического восприятия. В основе всего процесса лежит включение ребенка в художественно¬практическую деятельность, насыщенную эстетическим содержанием. Через компоненты деятельностного характера формируются компоненты эстетического сознания и, наоборот, развивая врожденное чувство красоты, включаем ребенка в эстетическую деятельность, используя естественную потребность в активной деятельности.
Исследование показало, что наряду с другими предметами эстетического цикла уроки изобразительного искусства по изучению народных художественных промыслов предоставляют ребенку возможность для овладения теоретическими знаниями об искусстве, создают благоприятные условия для формирования практических умений и навыков в ходе создания различных изделий в техниках изобразительного искусства. На уроках изобразительного искусства раскрываются творческие способности учащихся, формируется интерес к красоте в окружающем мире, закладываются основы для формирования эстетических вкусов, идеалов и т.д.
Результаты экспериментального исследования показали нам, что разработанная нами система экспериментальных уроков изобразительного искусства по изучению народных художественных промыслов способствовала повышению уровня сформированности эстетической культуры младших школьников, формированию их эстетических знаний и представлений, развитию их эстетической деятельности, чувства прекрасного.
Таким образом, уроки изобразительного искусства по изучению народных художественных промыслов формируют не только собственно художественные знания учащихся, но и позволяют эффективно формировать эстетическую культуру младших школьников во всем многообразии ее компонентов.
Экспериментальная работа дала положительные результаты, что подтверждает эффективность нашей методики проведения экспериментальных уроков и правильность выдвинутой нами гипотезы.
Наше исследование не носит исчерпывающего характера и может быть продолжено в таких направлениях как:
- изучение специфики формирования эстетической культуры младших школьников на уроках изобразительного искусства по рисунку, живописи и др.;
- формирование эстетической культуры младших школьников на уроках эстетического цикла;
- преемственность в формирование эстетической культуры личности детей дошкольной и начальной школьной ступеней образования.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624 с.
2. Арзямова Г.В. Проблема культуры подростка, старшего школьника и ее эстетический аспект / Г.В. Арзямова // Проблемы эстетического воспитания подростков. - М.: Новая школа, 1994. - с. 38-44.
3. Афасижев М.Н. Эстетические потребности человека / М.Н. Афасижев. - М.: Знание, 1979. - 64 с.
4. Бегак Б. Воспитание искусством: Для учителей нач. классов / Б. Бегак. - М.: Просвещение, 1981. - 94с.
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать / А.С. Белкин. - М.: Просвеще¬ние, 1991. - 176 с.
6. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский.- М.: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -
574 с.
7. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан - СПб: «Питер», 2000. - 304 с.
8. Борисов Г.Е. Искусство как средство эстетического развития учащихся / Г. Е. Борисов. - М. : Прометей, 1989. - 262 с.
9. 5. Борев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М. : Политиздат, 1984. - 348 с.
10.6. Богуславская, И. Н. Русская глиняная игрушка / И. Н. Богуславская. - Л.: Искусство, 1975. - 242 с. : ил.
11.7. Василенко В. М. Русское прикладное искусство / В. М. Василенко. - М.: Искусство, 1977. - 356 с. : ил.
12.8. Вишневская М.Б. Хохлома / М. Б. Вишневская. - Л. : Искусство, 1969. - 184 с.
13. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дис¬куссии в эстетике / А.И. Буров - М.: Искусство, 1975. - 175 с.
14. Верб М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности / М.А. Верб. - Л.: Знание, 1981. - 36 с.
15. Витковская Н.С. Формирование эстетической культуры у младших школьников / Н.С. Витковская и др. - К.: Радяньска шк., 1980. - 150 с.
16. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. - 272 с.
17. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педа¬гогика, 1991. - 479 с.
19. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Ростов-н/Д: Феникс, 1998. - 480 с.
20. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / К.В. Гавриловец, И. И. Казимирская. - Минск: Народная асвета, 1988. - 96 с.
21. Горяева, Н. Я. Первые шаги в мире искусства / Н. Я. Горяева. - М.: Про-свещение, 1991. - 214 с.
22. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников / И. Ф. Гончаров. -М. : Просвещение, 1978. - 246 с.
23. Губанова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство на уроках изобрази¬тельного искусства Е. Н. Губанова. // Начальная школа. - 2014. - № 7. - С. 110.
24. Изобразительное искусство. 1-4 кл. : программа для общеобразовательных учреждений / В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др. — М. : Дрофа, 2008. — 43 с.
25. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику 11. Л. Горяевой, Л.Л. Неменской, А.С. Питерских (под ред. Б. М. Неменского) / авт.-сост. С. Б. Дроздова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 207 с.
26. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе В.С. Кузина / авт.-сост. С. И. Доля. - Волгоград: Учитель, 2007 - 94 с.
27. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М. Немен- ского / сост. А. Г. Александрова, Н. В. Капустина. - Волгоград: Учитель, 2007. -61 с.
28. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/сост. О.В. Свири¬дова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 185 с.
29. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Програм¬мы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. — М.: Генезис. 2005. - 208 с.
30. Михайлова Н.Н. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; [науч. Ред. Н.Б. Крылова]. - М..: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с.
31. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал: Избранные статьи по философии и эстетике / Э.В. Ильенков. - М.: Искусство, 1984. - 349 с.
32. Ильинская И.П. Урок художественного труда как средство формирования эстетической культуры личности младшего школьника / И.П. Ильинская // Проблемы преемственности в образовании: Материалы регион. н.-пр. конф. - Орел: Изд-во ОГУ, 2001. - С. 49-51.
33. Ильинская И.П. Эстетическое воспитание младших школьников сред¬ствами художественной культуры разных народов: учебное пособие для студентов педагогических вузов / И.П. Ильинская. - Белгород: ИД «Бел¬город» НИУ «БелГУ», 2014. - 232 с.
34. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления / И.Ф. Исаев. - Белгород, 1997. 145 с.
35. Моляко В.А. Психология творческой деятельности / В.А. Моляко. - Киев: Народна асвета, 1978. - 268 с.
36. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1987. - 255с.
37. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы / В.А. Разумный. - М.: Мысль, 1969. - 188с.
38. Репринцев А.В. Эстетическое отношение личности к действительности: сущность, структура, формирование / А.В. Репринцев. - Курск: Изд-во КГПУ, 2000 - 182 с.
39. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе / В.К.Скатерщиков. - М.: Зна¬ние, 1974. - 93 с.
40. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика преподавания его в школе: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Н.М. Сокольникова. - М.: «Ака-демия», 1999. - 368с.
41. Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей у детей 3-7 лет (теория и диагностика) / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 2-е изд., перераб. и доп. - 141 с.
42. Щербо А.В. Красота воспитывает человека / А.В. Щербо, Д.Н. Джола. - К.: Радянська школа, 1977. - 104 с.
43. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М.: Педагогические общество России, 2000. - 128 с.
44. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. / Под ред. Л.П. Печко. - М.: Педагогика, 1984. - 135 с.
45. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
46. Эстетика и современность / Под ред. С.Е. Можнягуна. - М.: Просвещение, 1978. - 192 с.
47. Эстетика: Учебное пособие для вузов / Научный редактор А. А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - 240 с.
48. Эстетика: Учебное пособие / Под ред. проф. В. А. Лозового. - Сумы: Из-дательство «Университетская книга», 1999. - 302 с.
49. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г.С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
50.Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1985. 207 с.
51. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода / Буров А.И., Печко Л.П. Петрова Ю.Н и др.; Под ред. Б. Т. Лихачева. - М.: Педа¬гогика, 1980. - 136 с.
52. Юсов Б.П. Изобразительное искусство / Б.П. Юсов // Искусство в эстети¬ческом воспитании детей различных возрастных групп: Сб. научных тру¬дов. - М., 1978, с.18-29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ