ОДКБ как институт обеспечения коллективной безопасности: проблема эффективности
|
Введение 3
I глава - Система коллективной безопасности на постсоветском пространстве 12
1.1 Политико-правовой фундамент возникновения и функционирования системы коллективной безопасности 12
1.2 Формирование системы и средств коллективной безопасности 24
1.3 Критерии модернизации коллективной безопасности 36
II глава - Эволюция механизмов и международно-политических стратегий ОДКБ 44
2.1 Деятельность ОДКБ в сфере противодействия вызовам и «новым» угрозам XXI века 47
2.2 Деятельность ОДКБ в сфере противодействия традиционным угрозам безопасности в XXI веке 69
2.3 Миротворческий потенциал ОДКБ 80
III глава – Эффективность ОДКБ в сфере обеспечения безопасности и проблема её повышения 89
3.1. Критерии эффективности деятельности ОДКБ 89
3.2 Проблемы развития ОДКБ и повышения эффективности ее деятельности 105
Заключение 111
Список литературы 116
I глава - Система коллективной безопасности на постсоветском пространстве 12
1.1 Политико-правовой фундамент возникновения и функционирования системы коллективной безопасности 12
1.2 Формирование системы и средств коллективной безопасности 24
1.3 Критерии модернизации коллективной безопасности 36
II глава - Эволюция механизмов и международно-политических стратегий ОДКБ 44
2.1 Деятельность ОДКБ в сфере противодействия вызовам и «новым» угрозам XXI века 47
2.2 Деятельность ОДКБ в сфере противодействия традиционным угрозам безопасности в XXI веке 69
2.3 Миротворческий потенциал ОДКБ 80
III глава – Эффективность ОДКБ в сфере обеспечения безопасности и проблема её повышения 89
3.1. Критерии эффективности деятельности ОДКБ 89
3.2 Проблемы развития ОДКБ и повышения эффективности ее деятельности 105
Заключение 111
Список литературы 116
Последние десятилетия XXI века демонстрируют рост военных угроз, многие государства предпочитают решать внутри- и внешнеполитических вопросы прибегая к вооруженному насилию. США используют военную силу для решения своих интересов.
Рассуждения и политиков, и исследователей конца XX — начала XXI века об исчезновении угрозы войн, безусловном примате политических средств над военными в разрешении конфликтов, в проецировании своего влияния, а значит и об исчезновении фундаментальных оснований милитаризма, к сожалению, не подтвердились практикой XXI века. Термины «вырожденная война» (М. Шоу), «обломки» войны (Г. Мюнклер) на деле означали лишь то, что война сохранилась, приняв новую форму. Военно-силовое противоборство в мире не только не исчезло, но наоборот, возрастает по мере изменения соотношения сил в мировой политике и усиления роли формирующихся новых центров силы, не согласных с претензиями США на однополярную модель мироустройства (Китай, Россия, Индия, Бразилия и некоторые другие страны).
В начале XXI века произошло изменение соотношения сил, что в свою очередь привело к усилению военного фактора в качестве политического инструмента Запада. Россия стала это осознавать только после событий 2014 года.
Во втором десятилетии XXI века наблюдается возрастание организованного насилия и обострение междержавной конкуренции, что в свою очередь повышает значение и роль союзничества государств как инструмент военно-политического балансирования. Обеспечение безопасности в этих условиях требует не только максимизации национальных усилий, но и актуализируют необходимость объединения государств для надёжного обеспечения суверенитета. Государства, которые объединены общим прошлом, общими экономическими, политическими и социально-культурными связями, отдают приоритет созданию коллективной безопасности. Таким региональным институтом безопасности на постсоветском пространстве выступает ОДКБ.
Актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, ОДКБ функционирует в Центральноазиатском, Восточноевропейском и Закавказском регионах. В данных регионах существует множество внутри- и внешнеполитических проблем, которые подкреплены различными региональными факторами, дестабилизирующими их состояние безопасность.
Во-вторых, ОДКБ в основном сконцентрировало свое внимание на противостоянии угрозам, исходящим из Центральной Азии. К угрозам безопасности, которые наиболее ярко проявляют в данном регионе, можно отнести: действия террористических организаций, экстремизм, незаконный поток наркотических и психотропных веществ из Афганистана, межэтнические конфликты на фоне ограниченности ресурсов (конфликт в Ферганской Долине).
В-третьих, в зоне ответственности ОДКБ находится близость Северного маршрута наркотрафика из Афганистана. Финансовая прибыль, полученная в результате сбыта наркотических и иных запрещенных веществ, является одним из источников финансирования деятельности террористических организаций, которые ведут свою деятельность в Центральноазиатском регионе.
Помимо логистических цепочек нелегального оборота наркотиков в зоне ответственности ОДКБ имеются «новые» угрозы безопасности как нелегальная миграция, незаконный оборот оружия и торговля людьми.
В-четвертых, на территории постсоветского пространства имеется «спящие» приграничные межгосударственные конфликты. Подобные территориальные притязания необходимо решать дипломатическим путем на межгосударственном уровне. Требуется обеспечить стабильные условия для безопасности, так как любые территориальные притязания могут перерасти в масштабный конфликт, угрожающий международной безопасности.
В-пятых, наблюдаются определенные сложности в формировании действенной политики ОДКБ и соответствию взятым на себя обязательствам в возникающих кризисных обстоятельствах и отсутствии действий ОДКБ (Киргизия - 2010 год, Нагорный Карабах – 2021 год).
В-шестых, остается нерешенной проблема создания образа ОДКБ как эффективного регионального и международного института обеспечения безопасности.
Исследование вышеуказанных проблем способствует пониманию роли ОДКБ на постсоветском пространстве и повышению ее эффективности
Степень разработанности темы в научной литературе. Значительный массив литературы, в той или иной мере посвященный исследованию изучаемой в работе проблемы, условно можно разделить на несколько групп.
Первую группу составили доктринальные документы государств-членов ОДКБ, а также концепции, национальные законодательства, заключенные и действующие соглашения между странами в сфере военно-политических и военно-технических вопросов. Нормативно-правовую основу исследования составили документы ООН, резолюции Совета Безопасности ООН в рамках вопросов международной безопасности, противодействия новым вызовам безопасности, противостояния терроризму и иным угрозам международному миру и безопасности.
Вторую группу источников образуют работы, посвященные проблеме международной безопасности. В. Г Барановский и А. Н. Калядин, Сергунин А.А, Кулагин В. М внесли существенный вклад в разработку общетеоретических вопросов международной безопасности. В сборнике МГИМО (У) МИД России «Современные глобальные проблемы» под редакцией В. Г. Барановского, А. Д. Богатурова анализируется международная безопасность с точки зрения теории международной политики и международных отношений. В работе МГИМО (У) МИД России В. М. Кулагина «Международная безопасность» рассматривается международная безопасность в рамках теории международных отношений. Проблему региональной безопасности в своих работах всесторонни проанализировали такие исследователи как Базилевский Б. Н, Блищенко И. П , Е.Г., Егоров.
Особенности международной интеграции рассматривают такие российские исследователи как М.Е. Стержневой, Сафаяна М. К. Они в своих работах подходили к проблеме интеграции с точки зрения теоретического осмысления региональных интеграционных процессов. Заслуживают также внимания работа Е.Д. Халевинской, в которой производится анализ опыта построения интеграционных структур на постсоветском пространстве, и работа З. А. Кокошиной, в которой дается оценка роли ОДКБ в современной системе международных отношений. Вопросы военного сотрудничества и тема создания в регионе системы коллективной безопасности были рассмотрены в работах Ю. Л. Никитиной и Л. Е. Васильева.
Предметом исследования Н. Н. Бордюжи, В. Д. Николаенко, И. Н. Панарина стало изучение моделей коллективной безопасности и практического совершенствования механизмов ее осуществления. Данные исследователи описали в своих работах практические модели усовершенствования деятельности ОДКБ. Заслуживают внимания работы Л. Ю. Гусева, А. А. Казанцева, Ю. А. Никитиной, которые внесли существенный вклад в исследование моделей коллективной безопасности в рамках ОДКБ.
Следующую группу источников представляют работы и публикации бывших Генеральных секретарей Совета коллективной безопасности ДКБВ.В. Земского, В. Д. Николаенко, Н. Н. Бордюжи. Труды, написанные бывшими высшими административными лицами ОДКБ являются очень важными с точки зрения изучения механизма функционирования системы коллективной безопасности, которая сформирована в рамках ОДКБ. Работа бывшего Генерального Секретаря СКБ Н. Бордюжи внесла весомый вклад в исследование в рамках вопросов, связанных с развитием системы коллективной безопасности ОДКБ, а также вопросов, связанных с факторами стабильности и защиты национальных интересов стран на постсоветском пространстве.
Различные аспекты проблемы безопасности Центральноазиатского региона анализировали такие исследователи как А. А. Князев, И.А. Сафранчук, В. И. Маслов. В своих работах они описали существующие тенденции, которые отображают характер современных угроз безопасности в Центральной Азии.
Особую группу представляют диссертационные исследования, посвященные проблеме становления и функционирования ОДКБ. Диссертация В. Д. Николаенко на соискание степени доктора политических наук работы является фундаментальным трудом в сфере военно-политической интеграции постсоветского пространства. В своем диссертационном исследовании он провел политологический анализ национальных и межгосударственных усилий на постсоветском пространстве в рамках создания коллективного рычага, который оказывает воздействие на военно-политическую обстановку и на международную политику в Центральноазиатском регионе.
Диссертационные исследования в сфере международного и европейского права на соискание ученой степени кандидата юридических наук Айманбетовой А. С, Архангельского А. В и Лялиной И. С анализируют политико-правовые основы функционирования системы коллективной безопасности. Научные работы Антонова М. В и Никитиной. Ю. А в сфере международных отношений изучали международно-политический фундамент функционирования ОДКБ на постсоветском пространстве. В диссертационных исследованиях Чернова В. А, Гонтаря С. М, Воронкова А. С поднимались важные вопросы интеграционных процессов стран ОДКБ и последующее развитие их в рамках военно-политического союза.
Несмотря на обширный материал по проблематике деятельности ОДКБ, к которым относятся монографии, научные публикации, диссертационные исследования, можно сделать вывод, что комплексных научных работ по проблематике эффективности ОДКБ как военно-политического союза практически нет.
Объектом исследования является деятельность ОДКБ, как региональной организации коллективной безопасности в контексте современных угроз мира и безопасности.
Предметом исследования проблема эффективности ОДКБ.
Целью исследования оценка эффективности ОДКБ в сфере обеспечения безопасности.
В рамках поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
1. Обозначить политико-правовые основы функционирования системы коллективной безопасности;
2. Рассмотреть этапы становления сил и средств системы коллективной безопасности;
3. Установить подходы к понятию «модернизация» коллективной безопасности и отобразить развитие сил и средств системы коллективной безопасности;
4. Проследить подходы, инструменты деятельности ОДКБ в сфере противодействия «новым» угрозам;
5. Установить подходы, инструменты деятельности ОДКБ в сфере обеспечения безопасности от традиционных угроз;
6. Обозначить существующие тенденции в миротворческой деятельности ОДКБ;
7. Рассмотреть подходы к понятию «эффективность», сформировать критерии эффективности ОДКБ;
8. Выявить существующие тенденции в сфере повышения эффективности деятельности ОДКБ.
Теоретико-методологической основой исследования стали теория систем, которая позволила представить военно-политические отношения в видеотдельных элементов системы, которые объединены общими целями -обеспечение безопасности; теории союзничества и союзов, с учетом которых удалось проследить взаимосвязь между национальными интересами государств и коллективными усилиями в обеспечении безопасности; теория комплексов региональной безопасности Б.Бузана и О.Вэвера, давшая возможность сделать упор на региональном измерении проблем безопасности; теория «сообщества безопасности» К.Дойча, разъясняющая особенности объединения независимых государственных единению.
Автор опирается на концепцию политического реализма. В рамках данной концепции рассматриваются стремление государств к реализации своих национальных интересов и увеличения своего силового потенциала, все это во многом возможно благодаря созданию альянсов и блоков.
Для анализа эффективности деятельности ОДКБ и выявления политической специфики функционирования военно-политического блока стран были использованы институциональный, системный и функциональный подходы.
Теоретическая значимость исследования состоит в выведении схемы и критериев, с помощью которых анализируется проблема эффективности ОДКБ. Выведенные критерии для анализа деятельности ОДКБ могут в дальнейшем быть усовершенствованы для более детального изучения проблемы эффективности ОДКБ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть применены для критического анализа и глубинной оценке деятельности ОДКБ. Их можно использовать для моделирования эффективных инструментов кризисного реагирования ОДКБ. Выводы работы могут быть применены для преподавания в высших учебных заведениях научных дисциплин, которые поднимают в рамках курса вопросы и проблемы международной, национальный безопасности, а также специальных курсов по международным институтам, проблемам их развития и эффективности.
Рассуждения и политиков, и исследователей конца XX — начала XXI века об исчезновении угрозы войн, безусловном примате политических средств над военными в разрешении конфликтов, в проецировании своего влияния, а значит и об исчезновении фундаментальных оснований милитаризма, к сожалению, не подтвердились практикой XXI века. Термины «вырожденная война» (М. Шоу), «обломки» войны (Г. Мюнклер) на деле означали лишь то, что война сохранилась, приняв новую форму. Военно-силовое противоборство в мире не только не исчезло, но наоборот, возрастает по мере изменения соотношения сил в мировой политике и усиления роли формирующихся новых центров силы, не согласных с претензиями США на однополярную модель мироустройства (Китай, Россия, Индия, Бразилия и некоторые другие страны).
В начале XXI века произошло изменение соотношения сил, что в свою очередь привело к усилению военного фактора в качестве политического инструмента Запада. Россия стала это осознавать только после событий 2014 года.
Во втором десятилетии XXI века наблюдается возрастание организованного насилия и обострение междержавной конкуренции, что в свою очередь повышает значение и роль союзничества государств как инструмент военно-политического балансирования. Обеспечение безопасности в этих условиях требует не только максимизации национальных усилий, но и актуализируют необходимость объединения государств для надёжного обеспечения суверенитета. Государства, которые объединены общим прошлом, общими экономическими, политическими и социально-культурными связями, отдают приоритет созданию коллективной безопасности. Таким региональным институтом безопасности на постсоветском пространстве выступает ОДКБ.
Актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, ОДКБ функционирует в Центральноазиатском, Восточноевропейском и Закавказском регионах. В данных регионах существует множество внутри- и внешнеполитических проблем, которые подкреплены различными региональными факторами, дестабилизирующими их состояние безопасность.
Во-вторых, ОДКБ в основном сконцентрировало свое внимание на противостоянии угрозам, исходящим из Центральной Азии. К угрозам безопасности, которые наиболее ярко проявляют в данном регионе, можно отнести: действия террористических организаций, экстремизм, незаконный поток наркотических и психотропных веществ из Афганистана, межэтнические конфликты на фоне ограниченности ресурсов (конфликт в Ферганской Долине).
В-третьих, в зоне ответственности ОДКБ находится близость Северного маршрута наркотрафика из Афганистана. Финансовая прибыль, полученная в результате сбыта наркотических и иных запрещенных веществ, является одним из источников финансирования деятельности террористических организаций, которые ведут свою деятельность в Центральноазиатском регионе.
Помимо логистических цепочек нелегального оборота наркотиков в зоне ответственности ОДКБ имеются «новые» угрозы безопасности как нелегальная миграция, незаконный оборот оружия и торговля людьми.
В-четвертых, на территории постсоветского пространства имеется «спящие» приграничные межгосударственные конфликты. Подобные территориальные притязания необходимо решать дипломатическим путем на межгосударственном уровне. Требуется обеспечить стабильные условия для безопасности, так как любые территориальные притязания могут перерасти в масштабный конфликт, угрожающий международной безопасности.
В-пятых, наблюдаются определенные сложности в формировании действенной политики ОДКБ и соответствию взятым на себя обязательствам в возникающих кризисных обстоятельствах и отсутствии действий ОДКБ (Киргизия - 2010 год, Нагорный Карабах – 2021 год).
В-шестых, остается нерешенной проблема создания образа ОДКБ как эффективного регионального и международного института обеспечения безопасности.
Исследование вышеуказанных проблем способствует пониманию роли ОДКБ на постсоветском пространстве и повышению ее эффективности
Степень разработанности темы в научной литературе. Значительный массив литературы, в той или иной мере посвященный исследованию изучаемой в работе проблемы, условно можно разделить на несколько групп.
Первую группу составили доктринальные документы государств-членов ОДКБ, а также концепции, национальные законодательства, заключенные и действующие соглашения между странами в сфере военно-политических и военно-технических вопросов. Нормативно-правовую основу исследования составили документы ООН, резолюции Совета Безопасности ООН в рамках вопросов международной безопасности, противодействия новым вызовам безопасности, противостояния терроризму и иным угрозам международному миру и безопасности.
Вторую группу источников образуют работы, посвященные проблеме международной безопасности. В. Г Барановский и А. Н. Калядин, Сергунин А.А, Кулагин В. М внесли существенный вклад в разработку общетеоретических вопросов международной безопасности. В сборнике МГИМО (У) МИД России «Современные глобальные проблемы» под редакцией В. Г. Барановского, А. Д. Богатурова анализируется международная безопасность с точки зрения теории международной политики и международных отношений. В работе МГИМО (У) МИД России В. М. Кулагина «Международная безопасность» рассматривается международная безопасность в рамках теории международных отношений. Проблему региональной безопасности в своих работах всесторонни проанализировали такие исследователи как Базилевский Б. Н, Блищенко И. П , Е.Г., Егоров.
Особенности международной интеграции рассматривают такие российские исследователи как М.Е. Стержневой, Сафаяна М. К. Они в своих работах подходили к проблеме интеграции с точки зрения теоретического осмысления региональных интеграционных процессов. Заслуживают также внимания работа Е.Д. Халевинской, в которой производится анализ опыта построения интеграционных структур на постсоветском пространстве, и работа З. А. Кокошиной, в которой дается оценка роли ОДКБ в современной системе международных отношений. Вопросы военного сотрудничества и тема создания в регионе системы коллективной безопасности были рассмотрены в работах Ю. Л. Никитиной и Л. Е. Васильева.
Предметом исследования Н. Н. Бордюжи, В. Д. Николаенко, И. Н. Панарина стало изучение моделей коллективной безопасности и практического совершенствования механизмов ее осуществления. Данные исследователи описали в своих работах практические модели усовершенствования деятельности ОДКБ. Заслуживают внимания работы Л. Ю. Гусева, А. А. Казанцева, Ю. А. Никитиной, которые внесли существенный вклад в исследование моделей коллективной безопасности в рамках ОДКБ.
Следующую группу источников представляют работы и публикации бывших Генеральных секретарей Совета коллективной безопасности ДКБВ.В. Земского, В. Д. Николаенко, Н. Н. Бордюжи. Труды, написанные бывшими высшими административными лицами ОДКБ являются очень важными с точки зрения изучения механизма функционирования системы коллективной безопасности, которая сформирована в рамках ОДКБ. Работа бывшего Генерального Секретаря СКБ Н. Бордюжи внесла весомый вклад в исследование в рамках вопросов, связанных с развитием системы коллективной безопасности ОДКБ, а также вопросов, связанных с факторами стабильности и защиты национальных интересов стран на постсоветском пространстве.
Различные аспекты проблемы безопасности Центральноазиатского региона анализировали такие исследователи как А. А. Князев, И.А. Сафранчук, В. И. Маслов. В своих работах они описали существующие тенденции, которые отображают характер современных угроз безопасности в Центральной Азии.
Особую группу представляют диссертационные исследования, посвященные проблеме становления и функционирования ОДКБ. Диссертация В. Д. Николаенко на соискание степени доктора политических наук работы является фундаментальным трудом в сфере военно-политической интеграции постсоветского пространства. В своем диссертационном исследовании он провел политологический анализ национальных и межгосударственных усилий на постсоветском пространстве в рамках создания коллективного рычага, который оказывает воздействие на военно-политическую обстановку и на международную политику в Центральноазиатском регионе.
Диссертационные исследования в сфере международного и европейского права на соискание ученой степени кандидата юридических наук Айманбетовой А. С, Архангельского А. В и Лялиной И. С анализируют политико-правовые основы функционирования системы коллективной безопасности. Научные работы Антонова М. В и Никитиной. Ю. А в сфере международных отношений изучали международно-политический фундамент функционирования ОДКБ на постсоветском пространстве. В диссертационных исследованиях Чернова В. А, Гонтаря С. М, Воронкова А. С поднимались важные вопросы интеграционных процессов стран ОДКБ и последующее развитие их в рамках военно-политического союза.
Несмотря на обширный материал по проблематике деятельности ОДКБ, к которым относятся монографии, научные публикации, диссертационные исследования, можно сделать вывод, что комплексных научных работ по проблематике эффективности ОДКБ как военно-политического союза практически нет.
Объектом исследования является деятельность ОДКБ, как региональной организации коллективной безопасности в контексте современных угроз мира и безопасности.
Предметом исследования проблема эффективности ОДКБ.
Целью исследования оценка эффективности ОДКБ в сфере обеспечения безопасности.
В рамках поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
1. Обозначить политико-правовые основы функционирования системы коллективной безопасности;
2. Рассмотреть этапы становления сил и средств системы коллективной безопасности;
3. Установить подходы к понятию «модернизация» коллективной безопасности и отобразить развитие сил и средств системы коллективной безопасности;
4. Проследить подходы, инструменты деятельности ОДКБ в сфере противодействия «новым» угрозам;
5. Установить подходы, инструменты деятельности ОДКБ в сфере обеспечения безопасности от традиционных угроз;
6. Обозначить существующие тенденции в миротворческой деятельности ОДКБ;
7. Рассмотреть подходы к понятию «эффективность», сформировать критерии эффективности ОДКБ;
8. Выявить существующие тенденции в сфере повышения эффективности деятельности ОДКБ.
Теоретико-методологической основой исследования стали теория систем, которая позволила представить военно-политические отношения в видеотдельных элементов системы, которые объединены общими целями -обеспечение безопасности; теории союзничества и союзов, с учетом которых удалось проследить взаимосвязь между национальными интересами государств и коллективными усилиями в обеспечении безопасности; теория комплексов региональной безопасности Б.Бузана и О.Вэвера, давшая возможность сделать упор на региональном измерении проблем безопасности; теория «сообщества безопасности» К.Дойча, разъясняющая особенности объединения независимых государственных единению.
Автор опирается на концепцию политического реализма. В рамках данной концепции рассматриваются стремление государств к реализации своих национальных интересов и увеличения своего силового потенциала, все это во многом возможно благодаря созданию альянсов и блоков.
Для анализа эффективности деятельности ОДКБ и выявления политической специфики функционирования военно-политического блока стран были использованы институциональный, системный и функциональный подходы.
Теоретическая значимость исследования состоит в выведении схемы и критериев, с помощью которых анализируется проблема эффективности ОДКБ. Выведенные критерии для анализа деятельности ОДКБ могут в дальнейшем быть усовершенствованы для более детального изучения проблемы эффективности ОДКБ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть применены для критического анализа и глубинной оценке деятельности ОДКБ. Их можно использовать для моделирования эффективных инструментов кризисного реагирования ОДКБ. Выводы работы могут быть применены для преподавания в высших учебных заведениях научных дисциплин, которые поднимают в рамках курса вопросы и проблемы международной, национальный безопасности, а также специальных курсов по международным институтам, проблемам их развития и эффективности.
В результате исследования решены следующие задачи: обозначены политико-правовые основы функционирования системы коллективной безопасности; рассмотрены этапы становления сил и средств системы коллективной безопасности; установлены подходы к понятию «модернизация» коллективной безопасности и отображено развитие сил и средств системы коллективной безопасности; прослежены подходы, инструменты деятельности ОДКБ в сфере противодействия «новым» угрозам; уставлены подходы, инструменты деятельности ОДКБ в сфере обеспечения безопасности от традиционных угроз; обозначены существующие тенденции в миротворческой деятельности ОДКБ; рассмотрены подходы к понятию «эффективность», сформированы критерии эффективности ОДКБ; выявлены существующие тенденции в сфере повышения эффективности деятельности ОДКБ. На основании решенных задач можно заявить, что цель исследования достигнута. Проведенный анализ проблемы оценки эффективности ОДКБ в сфере обеспечения безопасности позволяет сделать следующие выводы:
1. В рамках постсоветского пространства функционирует коллективная система безопасности Организация Договора о коллективной безопасности, которая представляет собой интеграционное военно-политическое объединение. Организация объединяет в себе два уровня коллективной силы региональный и международный, которая является гарантом и фактором стабильности и безопасности. Коллективная система безопасности заключает в себе сотрудничество государств, совокупность межгосударственных, государственных и наднациональных органов управления, а также сил и средств государств-участников, которые в соответствии с нормами международного права и национальным законодательством государств-участников обеспечивают коллективную защиту территориальной целостности каждого государства-участника, обеспечивают защиту суверенитета и защиту коллективных интересов. Система коллективной безопасности предполагает наднациональные органы управления и координации деятельности обеспечения безопасности. Система коллективной безопасности располагает коллективными силами, коалиционными группами войск, которые призваны отражать возможную агрессию или террористическое нападение. ОДКБ обладает общим военно-эконмическим пространством, которое подразумевает под собой военно-техническое и военно-экономическое сотрудничество государств-участников.
2. Коллективная система безопасности в зоне постсоветского пространства была создана с целью сдержать возможную агрессию, осуществить специальную подготовку и бороться с угрозами безопасности. А также коллективной система безопасности обеспечивает защиту суверенитета и территориальной целостности государств-членов военно-политического альянса.
Создание и конструирование коллективной системы безопасности ОДКБ проходило через три этапа. На первом этапе силы и усилия членов Организации были направлены на формирование высших органов военно-политической организации, создание Концепции коллективной безопасности и ее реализации, а также формированию основ для военно-технического и военно-экономического сотрудничества государств-участников. Второй этап создания системы коллективной безопасности заключал в себе создание сил и средств, к которым относятся коалиционные войска ОДКБ для своевременного реагирования и сдерживания возможных угроз безопасности. Третий этап был направлен на адаптацию ОДКБ к возникающим вызовам и угрозам и завершение создания системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве.
3. Модернизация составляющих элементов коллективной системы безопасности осуществлялась в рамках всех трех этапов создания системы безопасности ОДКБ. Модернизация элементов системы позволила адаптировать ее под характер угроз безопасности и сформировать достойное противостояние вызовам. Была создана ПА ОДКБ, целью которой является гармонизация национальных законодательств стран-участниц ОДКБ. Процесс гармонизации законодательств происходил на основе опыта противостояния государств-участников угрозам безопасности. Под воздействием трансформации современных угроз были сформированы КСБР и Миротворческие силы ОДКБ. А также модернизация системы коллективной безопасности включала в себя создание специальных условий для военно-технического и военно-экономического сотрудничества государств-участников. Большое внимание было уделено встраиванию ОДКБ в международное сообщество путем установления связей с различными международными организациями.
4. ОДКБ противостоит современным «новым» угрозам и вызовам безопасности. Организация характеризуется большей практической направленностью благодаря существованию постоянных операций, таких как «Прокси», «Канал», «Нелегал». Комплекс этих всех операций позволяет противостоять угрозам на всех уровнях и обеспечивать сдерживающий фактор их распространения.
Международный терроризм несет в себе транснациональную угрозу. ОДКБ ежегодно проводит антитеррористические учения, на которых отрабатываются возможные сценарии действий террористов и боевиков, максимально приближенные к реалистичным. Учения проводятся в тех регионах, где наблюдается повышенная угроза террористической активности. В рамках Организации создан комплекс мер противостояния террористической угрозе, который во многом сдерживает распространение в зоне ответственности ОДКБ террористическую угрозу. Организация является сдерживающим фактором, которая не дает распространиться масштабно международному терроризму.
5. ОДКБ является преимущественно организации, которая призвана отражать военные угрозы. С этой целью ОДКБ располагает коллективными силами КСБР и КСОР. Ежегодно государства-участники проводят военные учения в возможных районах, где может возникнуть военная угроза. Сценарии учений отображают возможное разворачивание событий, максимально приближенных к потенциальным военным вызовам в зоне ответственности ОДКБ. Коллективные силы ОДКБ являются механизмом сдерживая традиционных военных угроз, который позволяет демонстрировать военную мощь государств-участников ОДКБ в рамках военных учений.
6. Миротворческие контингенты коллективных сил ОДКБ были созданы в 2009 году. Многие эксперты критиковали Организацию, потому что в критические и кризисные моменты угроз безопасности ОДКБ не использует свой потенциал на практике. Однако в 2022 году в Казахстане Миротворческие силы ОДКБ были впервые применены на практике, в короткие сроки миротворческие контингенты справились с поставленной задачей по обеспечению мира и безопасности. Это в свою очередь дает импульс усиленную интеграционного сближения внутри Организации. Применение Миротворческих сил показало всем государствам-членам ОДКБ, что в случае угрозы безопасности партнеры по Организации применят силы и средства для обеспечения безопасности. Если раньше до событий в Казахстане Организация обладала потенциалом для обеспечения безопасности, то теперь ОДКБ становиться полноценным субъектом мировой политики, который не только имеет силы и средства в своем арсенале, но и может отстаивать свои и интересы своих участников на военно-политическом поприще.
7. Проблему эффективности ОДКБ рассматривали через призму сравнения результатов деятельности Организации и ее финансирования, а также было уделено внимание анализу политического сотрудничества внутри Организации и ее возможности расширения. Бюджет ОДКБ сравнительно небольшой по сравнению с ШОС или СНГ, однако с 2014 года наблюдается увеличение бюджета и присвоению специальным операциям ОДКБ статуса постоянных. ОДКБ реагирует на возрастающие угрозы в зоне своей ответственности и является сдерживающим фактором. Политическое сотрудничество стран-участниц ОДКБ имеет ряд проблематичных точек соприкосновения, однако после событий в Казахстане 2022года и применения Миротворческих сил, можно предположить, что данное событие применения миротворческих контингентов ОДКБ сплотит страны и углубит их интеграцию в военно-политическом альянсе.
8. В рамках повышения эффективности Организации необходимым кажется осуществить ряд направлений:
• Осуществить взаимодействие ОДКБ и ШОС в рамках противостояния современных угрозам в зоне общей ответственности;
• Модернизировать операцию «Прокси», адаптировать ее под тенденции современных угроз, исходящих из информационного пространства;
• Трансформировать операцию «Наемник», целью которой является пресечение вербовки боевиков в страны ОДКБ, необходимым кажется расширение полномочия данной операции в рамках пресечения специалистов, которые могут быть задействованы в создании различных протестных движениях и «цветных революциях»;
• Реализовать проведение специальной операции «Арсенал», целью которой является блокировка незаконного оборота оружия в зоне ответственности ОДКБ;
• Гармонизация и унификация антитеррористических национальных законодательств стран членов ОДКБ;
• Реализовать предложение о создании антитеррористического центра ОДКБ.
1. В рамках постсоветского пространства функционирует коллективная система безопасности Организация Договора о коллективной безопасности, которая представляет собой интеграционное военно-политическое объединение. Организация объединяет в себе два уровня коллективной силы региональный и международный, которая является гарантом и фактором стабильности и безопасности. Коллективная система безопасности заключает в себе сотрудничество государств, совокупность межгосударственных, государственных и наднациональных органов управления, а также сил и средств государств-участников, которые в соответствии с нормами международного права и национальным законодательством государств-участников обеспечивают коллективную защиту территориальной целостности каждого государства-участника, обеспечивают защиту суверенитета и защиту коллективных интересов. Система коллективной безопасности предполагает наднациональные органы управления и координации деятельности обеспечения безопасности. Система коллективной безопасности располагает коллективными силами, коалиционными группами войск, которые призваны отражать возможную агрессию или террористическое нападение. ОДКБ обладает общим военно-эконмическим пространством, которое подразумевает под собой военно-техническое и военно-экономическое сотрудничество государств-участников.
2. Коллективная система безопасности в зоне постсоветского пространства была создана с целью сдержать возможную агрессию, осуществить специальную подготовку и бороться с угрозами безопасности. А также коллективной система безопасности обеспечивает защиту суверенитета и территориальной целостности государств-членов военно-политического альянса.
Создание и конструирование коллективной системы безопасности ОДКБ проходило через три этапа. На первом этапе силы и усилия членов Организации были направлены на формирование высших органов военно-политической организации, создание Концепции коллективной безопасности и ее реализации, а также формированию основ для военно-технического и военно-экономического сотрудничества государств-участников. Второй этап создания системы коллективной безопасности заключал в себе создание сил и средств, к которым относятся коалиционные войска ОДКБ для своевременного реагирования и сдерживания возможных угроз безопасности. Третий этап был направлен на адаптацию ОДКБ к возникающим вызовам и угрозам и завершение создания системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве.
3. Модернизация составляющих элементов коллективной системы безопасности осуществлялась в рамках всех трех этапов создания системы безопасности ОДКБ. Модернизация элементов системы позволила адаптировать ее под характер угроз безопасности и сформировать достойное противостояние вызовам. Была создана ПА ОДКБ, целью которой является гармонизация национальных законодательств стран-участниц ОДКБ. Процесс гармонизации законодательств происходил на основе опыта противостояния государств-участников угрозам безопасности. Под воздействием трансформации современных угроз были сформированы КСБР и Миротворческие силы ОДКБ. А также модернизация системы коллективной безопасности включала в себя создание специальных условий для военно-технического и военно-экономического сотрудничества государств-участников. Большое внимание было уделено встраиванию ОДКБ в международное сообщество путем установления связей с различными международными организациями.
4. ОДКБ противостоит современным «новым» угрозам и вызовам безопасности. Организация характеризуется большей практической направленностью благодаря существованию постоянных операций, таких как «Прокси», «Канал», «Нелегал». Комплекс этих всех операций позволяет противостоять угрозам на всех уровнях и обеспечивать сдерживающий фактор их распространения.
Международный терроризм несет в себе транснациональную угрозу. ОДКБ ежегодно проводит антитеррористические учения, на которых отрабатываются возможные сценарии действий террористов и боевиков, максимально приближенные к реалистичным. Учения проводятся в тех регионах, где наблюдается повышенная угроза террористической активности. В рамках Организации создан комплекс мер противостояния террористической угрозе, который во многом сдерживает распространение в зоне ответственности ОДКБ террористическую угрозу. Организация является сдерживающим фактором, которая не дает распространиться масштабно международному терроризму.
5. ОДКБ является преимущественно организации, которая призвана отражать военные угрозы. С этой целью ОДКБ располагает коллективными силами КСБР и КСОР. Ежегодно государства-участники проводят военные учения в возможных районах, где может возникнуть военная угроза. Сценарии учений отображают возможное разворачивание событий, максимально приближенных к потенциальным военным вызовам в зоне ответственности ОДКБ. Коллективные силы ОДКБ являются механизмом сдерживая традиционных военных угроз, который позволяет демонстрировать военную мощь государств-участников ОДКБ в рамках военных учений.
6. Миротворческие контингенты коллективных сил ОДКБ были созданы в 2009 году. Многие эксперты критиковали Организацию, потому что в критические и кризисные моменты угроз безопасности ОДКБ не использует свой потенциал на практике. Однако в 2022 году в Казахстане Миротворческие силы ОДКБ были впервые применены на практике, в короткие сроки миротворческие контингенты справились с поставленной задачей по обеспечению мира и безопасности. Это в свою очередь дает импульс усиленную интеграционного сближения внутри Организации. Применение Миротворческих сил показало всем государствам-членам ОДКБ, что в случае угрозы безопасности партнеры по Организации применят силы и средства для обеспечения безопасности. Если раньше до событий в Казахстане Организация обладала потенциалом для обеспечения безопасности, то теперь ОДКБ становиться полноценным субъектом мировой политики, который не только имеет силы и средства в своем арсенале, но и может отстаивать свои и интересы своих участников на военно-политическом поприще.
7. Проблему эффективности ОДКБ рассматривали через призму сравнения результатов деятельности Организации и ее финансирования, а также было уделено внимание анализу политического сотрудничества внутри Организации и ее возможности расширения. Бюджет ОДКБ сравнительно небольшой по сравнению с ШОС или СНГ, однако с 2014 года наблюдается увеличение бюджета и присвоению специальным операциям ОДКБ статуса постоянных. ОДКБ реагирует на возрастающие угрозы в зоне своей ответственности и является сдерживающим фактором. Политическое сотрудничество стран-участниц ОДКБ имеет ряд проблематичных точек соприкосновения, однако после событий в Казахстане 2022года и применения Миротворческих сил, можно предположить, что данное событие применения миротворческих контингентов ОДКБ сплотит страны и углубит их интеграцию в военно-политическом альянсе.
8. В рамках повышения эффективности Организации необходимым кажется осуществить ряд направлений:
• Осуществить взаимодействие ОДКБ и ШОС в рамках противостояния современных угрозам в зоне общей ответственности;
• Модернизировать операцию «Прокси», адаптировать ее под тенденции современных угроз, исходящих из информационного пространства;
• Трансформировать операцию «Наемник», целью которой является пресечение вербовки боевиков в страны ОДКБ, необходимым кажется расширение полномочия данной операции в рамках пресечения специалистов, которые могут быть задействованы в создании различных протестных движениях и «цветных революциях»;
• Реализовать проведение специальной операции «Арсенал», целью которой является блокировка незаконного оборота оружия в зоне ответственности ОДКБ;
• Гармонизация и унификация антитеррористических национальных законодательств стран членов ОДКБ;
• Реализовать предложение о создании антитеррористического центра ОДКБ.
Подобные работы
- МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ОГРАНИЧЕНИЕМ ВООРУЖЕНИЙ И РАЗОРУЖЕНИЙ
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2018 - МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ «МЯГКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛОВИЯХ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Международно-правовая безопасность: понятие и виды
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Афганистан как источник угрозы региональной безопасности
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024 - Обеспечение информационной безопасности в сети Интернет: сравнительно - правовой анализ
Бакалаврская работа, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Подход РФ к международной информационной безопасности
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2023 - Комплементаризм как внешнеполитическая концепция Республики Армения в период независимости (1991-2018)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - ВОЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ MILITARY DIPLOMACY AS A TOOL OF FOREIGN POLICY OF RUSSIAN FEDERATION
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Комплементаризм как внешнеполитическая концепция Республики
Армения в период независимости (1991-2018)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022



