Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения агрессивности спортсменов 8
1.1 Интерес к спорту как психологическая проблема 8
1.2 Особенности личности спортсменов 14
1.3 Агрессивность как свойство личности 24
Глава 2 Эмпирическое исследование агрессивности спортсменов 38
2.1 Программа исследования 38
2.2. Анализ результатов исследования интереса к спорту и уровня агрессивности 40
2.3 Практические рекомендации 56
Заключение 61
Список используемой литературы 64
Актуальность темы исследования. На современном этапе особенно остро стоит проблема изучения агрессивности спортсменов. В условиях высокой конкуренции, чрезмерных требований и приоритета достижений в спортивной деятельности необходимо понимание психологических предпосылок, позволяющих спортсмену демонстрировать настойчивость при достижении целей, выдерживать высокие нагрузки и совладать с негативными эмоциями, противостоять оппонентам в ситуации противоборства, добиваться желаемого за счет актуализации личностного потенциала. Склонность спортсмена агрессивно и враждебно реагировать на действия других, выражать свои негативные эмоции посредством причинения вреда, может препятствовать положительному исходу, выступить барьером для победы, ухудшать его психические состояния, снижать результативность спортивной деятельности.
Спорт оказывает положительное влияние на индивида, его физическое и психическое здоровье. Вместе с тем, спортсмены должны оправдывать большие ожидания от социума, быть готовыми для достижения максимальных результатов, несмотря на усталость, достижения других, ситуативные факторы. Психические состояния спортсменов крайне важны для его благополучия и успешности. Например, тревожность негативно влияет на психосоциальные ресурсы и условия для спортивных достижений. Вместе с тем, некоторые спортсмены способны выступать под большим психологическим давлением, в то время как другие не выдерживают тяжесть интенсивных соревнований, высоких физических нагрузок,
психологического стресса.
Агрессивность спортсменов как личностная характеристика непосредственно связана психическими состояниями спортсмена, другими личностными особенностями. Будучи особой группой, спортсменам присущи ответственность, ориентация на удовольствие, склонность к индивидуализму или сотрудничеству. Важно, чтобы они могли проявлять гибкость поведения, изменяя свои действия согласно новым требованиям. Уравновешенность, общительность и открытость не менее значимы для работы в команде и успеха в спорте.
Теоретический анализ литературы показал, что интерес к спорту отражает положительное отношение, повышенную значимость и привлекательность спортивной деятельности. Интерес к спорту несет в себе мотивационный аспект, выступает залогом успешности личности в спортивной деятельности. Интерес к спорту тесно связан с представлением о своих возможностях, умении планировать действия для достижения результата, личностными особенностями. Спортивная деятельность представляет собой сферу проявления активной двигательной деятельности индивида, положительных изменений в физическом состоянии, формирования духовных ценностей, средством удовлетворения потребности в совершенствовании физических возможностей.
Спортсмены, достигающие высоких результатов, характеризуются: высокими притязаниями, уверенностью в себе, волевыми качествами, эмоциональной устойчивостью, склонностью к риску, стремлением к лидерству, настойчивостью. Для начинающих спортсменов часто характерна тревожность, депрессивные реакции на противоречия между завышенными устремлениями и неуверенностью в себе, неумением осуществлять самоконтроль эмоций.
Агрессивность - черта личности, которая носит устойчивый характер, проявляется в готовности к агрессии, враждебных реакциях, негативном реагировании на действия других. Определённый уровень агрессивности нужен спортсмену для достижения результативности соревновательной деятельности, достижения значимых целей, поддержания высокой самооценки, саморегуляции поведения и отстаивания личностной позиции в спорте. На уровень агрессивности спортсмена могут влиять возраст, личностные особенности, вид спорта, квалификация. В большинстве случаев агрессия, наблюдаемая в действиях спортсменов, носит инструментальный характер: целью является достижение неагрессивных преимуществ за счет агрессивного поведения.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что для обучающихся-спортсменов характерны такие формы проявления агрессии, как: эмоциональная и вербальная агрессия, что возникает в результате негативного общения с людьми, сопровождающаяся подозрительность, отражает склонность проявлять агрессию к другим людям в вербальной форме. Для обучающихся, не занимающихся спортом, характерна предметная агрессия. Для обучающихся-спортсменов особенно характерна наступательность и неуступчивость. В целом, они характеризуются умеренно выраженной негативной и позитивной агрессивностью, а также низкой конфликтностью. Для обучающихся, не занимающихся спортом, прежде всего, свойственна обидчивость. В целом, они обладают умеренной позитивной агрессивностью, низкой негативной агрессивностью и конфликтностью.
Список используемой литературы
1. Антипин В. Б. Изучение мотивационных факторов, влияющих на активность физкультурно-спортивной деятельности обучающихся-юношей первого курса технического вуза // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. Казань, 2021. С. 741-745.
2. Байкова Н. И. Преодоление агрессии в спорте // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 2. С. 1-14.
3. Бацунов, С. Н. Применение элементов телесно-ориентированной терапии в тренировочном процессе для снижения агрессивности подростков // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019.Т. 4, № 3. С. 124-129.
4. Белова И. А. Проявление тревожности юных спортсменов при адаптации к тренировочному процессу // Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях : проблемы и перспективы развития. Екатеринбург, 2015. С. 21-24.
5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. : Прайм-Еврознак, 2001. 330 с.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М. : Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
7. Бондарчук Т. В. Особенности проявления форм агрессивности обучающихся факультета физической культуры и спорта // Академ. журнал Западной Сибири. Тюмень : ООО «М-центр», 2008. С. 89-92.
8. Бондарчук Т. В. Коррекция агрессивных проявлений у гандболистов-подростков // Человек. Спорт. Медицина. 2014. № 2. С. 14-18.
9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб. : Питер, 1997. 352 с.
10. Виленский М. Я. Физическая культура в научной организации учебного труда обучающихся. М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1993. 229 с.
11. Волков И. П. Практикум по спортивной психологии. СПб.
Питер, 2002. 288 с.
12. Гасанпур М. Г. Влияние спортивной деятельности на степень агрессивности спортсмена // Вектор науки Тольяттинского гос. н -та. 2011. № 4. С. 70-72.
13. Гильди А. Д. Формирование интереса к физической культуре у школьников России и Франции // Вопросы педагогики. 2021. № 11-1. С. 116-121.
14. Городничев Р. М. Теоретические и практические аспекты
спортивной борьбы : монография. Великие Луки : Б. И., 2008. 136 с.
15. Ениколопов С. Н. Актуальные проблемы исследования
агрессивного поведения // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 37-47...72