ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 5
1.1. Историография проблемы 5
1.2. Примерная модель формирования научного мировоззрения в процессе образования и воспитания 17
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ 29
2.1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников 29
2.2. Мировоззренческие убеждения и действительность 31
2.3. Безопасность и формирование мировоззренческой устойчивости учащихся в чрезвычайных ситуациях 34
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
В основе любой системы образования лежит определенное, более или менее осознанное мировоззрение. Это вытекает из социальных функций образования и воспитания. Одной из важных задач развития современного общества является формирование нового человека, главным жизненным ориентиром которого должно быть подлинно научное мировоззрение. Глубокое внимание к проблеме формирования научного мировоззрения у молодежи характерно для всей деятельности государства в целом. Мировоззренческие вопросы диалектики связаны с утверждением гуманистически ориентированной активной жизненной позиции личности: развитием инициативы коллектива, I социальной группы, народа в целом, в том числе студентов вузов и учащихся общеобразовательных школ.
В современных условиях особенно важно обосновать механизм формирования научного мировоззрения у молодежи; свобода слова, гласность, политический и интеллектуальный плюрализм, популярность религии приобретают порой гипертрофированные формы. Чтобы общество было в состоянии противостоять указанным негативным проявлениям, необходимо повышение престижа науки, научной интеллигенции, совершенствование системы образования. Вместе с тем процесс духовного обновления общества неразрывно связан с теоретическими разработками диалектико-материалистической концепции мировоззрения учащейся молодежи. Жизнь заставляет сегодня каждого молодого человека формировать глубокое понимание характера современных задач, прочное научное мировоззрение, принципиальность, высокую духовную и нравственную культуру, ответственное отношение к делу. В связи с этим возникают новые потребности в современном содержании и технологиях образования, в непрерывном повышении своего интеллектуального потенциала, в быстром и эффективном освоении тех областей знаний, которые в недавнем прошлом не имели существенного значения для выпускников образовательных учреждений.
Актуальность формирования научного мировоззрения у учащейся молодежи определяется сегодня, прежде всего, масштабом изменения нашего общества на всех уровнях, требующим перестройки сознания. Если формирование научного мировоззрения у широких масс является настоятельной потребность обновления общества, то применительно к молодежи вообще и учащейся ее части, в частности, оно имеет особо важное значение. Актуальность данной проблемы отмечена в документах Национальной доктрины образования, законе «Об образовании» и определяется рядом факторов, наиболее существенным из которых можно назвать неуклонный рост удельного веса молодежи в обществе.
Целью настоящей работы является изучение процесса формирования научного мировоззрения учащихся и определение его значения для дальнейшего совершенствования системы образования.
Достижение указанной цели реализуется решением следующих исследовательских задач:
.................
Для гармоничного и всестороннего развития личности большую роль играет умственное воспитание и формирование научного мировоззрения.
Ускорение социально-экономического развития страны связано, прежде всего, с совершенствованием системы народного образования, которое в свою очередь предполагает повышение эффективности обучения, коренное улучшение подготовки молодежи к самостоятельной, трудовой жизни, воспитание сознательных граждан нового общества.
Воспитание образованного человека, гражданина страны, патриота, предполагает, прежде всего, формирование у молодого поколения научного мировоззрения, основу которого составляет стройная система основ философских взглядов.
Основные задачи школы:
1) добиваться научного понимания закономерности развития природы, общества и сознания людей;
2) вырабатывать у школьников стремление, мотивы и умение поступать в соответствии с научным мировоззрением путем участия в сознательной трудовой и общественной деятельности;
3) научить школьников оценивать явления природы, общественной жизни и деятельности людей с научных позиций.
Формирование мировоззрения возможно за счет:
1) содержания учебных предметов (предметы, связанные с развитием природы, предметы, связанные с закономерностями развития общества);
2) под воздействием методов работы учителя (включение учеников в исследовательскую работу, задания на сравнение, анализ, синтез материала).
Раскрывая закономерности развития природы и общества, следует
..........
1. Философский энциклопедический словарь // Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.
2. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Т. 2. Теория отражения и современное естествознание, и социальное познание. София: Наука и искусство, 1981. 757 с.
3. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. М.: Мысль, 1985.
4. Кузнецов Б.Г. Ньютон. М., 1982.
5. Шафаревич И.Р. Математическое мышление и природа // ВИЕТ. 1996. ¦ 1. С. 78-84.
6. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа, 1995.
7. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997.
8. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1989. 192 с.
9. Мултановский В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе. М.: Просвещение, 1977.
10. Пеннер Д.И., Кротова Р.Г. Научно-атеистическое воспитание при обучении физике. М.: Просвещение, 1982.
11. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.
12. Важеевская Н.Е., Шаронова Н.В. Задания по физике с методологическим содержанием // Физика. 1994. ¦ 15. 17-20.
13. Учебные стандарты школ России / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. М.: "ТЦ Сфера", "Прометей", 1998.
14. Макшинский С.М. Единство мира в школьном классе // Первое сентября. 1993. 21 января.
15. Бабенкова Т.Н, Бендер Д.А., Червонный М.А. Факультатив по истории физики как средство учета интересов учащихся // Психодидактика высшего и среднего образования. Барнаул, 1996. С. 168.
16. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.
17. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, М., 1994.
18. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.
19. Несмеенов Е. Е. «Основы философии в вопросах и ответах», М., 1997.
20. Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М., 1989.
21. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия.- М., 1996.- С.26.
22. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. –М.,1995. С.55.
23. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. - М.:УРАО, 2002. 288 С.
24. Антология мировой философии в 4-х томах, том 1, часть 2. - М.: Мысль, 1969.- С.588.
25. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности.- М.:Издательство политической литературы, 1974. - С.58.
26. Шинкарук В.И., Иванов В.П. Актуальные вопросы исследования мировоззренческих функций диалектического материализма.//Вопросы философии.- 1981. № 2. – С.49.
27. Сироткина Н.А., Тихонова Л.В. Иррациональность как основа российского менталитета. // Мировоззрение современной России: проблема ценностей и тенденции развития. – Йошкар-Ола, 1995.-С.13.
28. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т.- М., 1987. Т.1.- С.315.
29. Иванов В.П. Мировоззренческая культура личности (философские проблемы формирования). Киев: Наукова думка, 1986. - С.292.