ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ СРО В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА 9
1.1. Саморегулирование как самостоятельный способ социального регулирования общественных отношений 9
1.2. Отличие саморегулируемых организаций в сфере финансово рынка от других саморегулируемых организаций 16
1.3. Функции саморегулируемой организации в сфере финансового рынка 27
1.4. Сравнительно-правовой анализ зарубежной и российской моделей саморегулирования финансового рынка 36
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА 52
2.1. Анализ практики применения положений о саморегулировании финансового рынка 52
2.2. Направления совершенствования саморегулирования в сфере финансового рынка 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
Актуальность темы исследования. Последние годы наблюдается беспрецедентный рост уровня интереса физических лиц к финансовому рынку. Только за последний 2021 год число частных инвесторов на Московской бирже увеличилось на 6,2 миллиона человек. С начала 2000-х прослеживается общемировая тенденция роста финансового сектора, рынка ценных бумаг в связи с открывающимися инновациями финансовых продуктов. В совокупности с общим развитием финансовых институтов, совершенствованием процессов инвестирования и улучшением качества финансовой грамотности населения проблематика рынка финансовых услуг выходит на первостепенный план для государства, так как значимость этого института отражается как на государственном, так и на частном уровне. Такой возросший ажиотаж вокруг финансовой сферы заставляет власти более тщательно обращать внимание на ее регулирование, на выявление недостатков, на поиски возможных компромиссов в соотношении публичных и частных интересов. Рынок финансовых возможностей, который буквально каждый день разрастается и прогрессирует, требует от государства быстрой адаптации законодательства в данной отрасли, а саморегулирование является одним из ключевых способов регламентации этой деятельности.
Саморегулирование представляется актуальным методом в силу наличия предлагаемых возможностей по разработке правил поведения непосредственно участниками финансового рынка, таким образом реализуется заложенная Конституцией гарантия свободы осуществления экономической деятельности. В Российской Федерации на 2021 год насчитывалось25 саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка .
Ошибочно полагать, что саморегулирование финансового рынка берет начало с появлением Закона № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» от 13.07.2015 года, скорее данный закон можно назвать предсказуемым следствием планомерной политики, направленной на модернизацию контроля на финансовом рынке. Истоки современного саморегулирования на российском рынке были еще в первой редакции Федерального закона «О рынке ценных бумаг», датированной от 1996 года. Под саморегулированием следует понимать самостоятельную и инициативную деятельность субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка стандартов деятельности таких субъектов и контроль за соблюдением требований указанных стандартов.
Несомненно, встает вопрос об эффективности института саморегулируемых организаций, ведь изначальная задумка законодателя заключалась в построении стройной системы взаимодействия государства и профессиональных участников финансового рынка. Однако, присутствует ряд негативных причин, которые препятствуют успешной реализации проводимой политики, а также обуславливают актуальность данного исследования: в-первую очередь это отсутствие ясного разграничения компетенций между саморегулируемыми организациями и мегарегулятором – Центральным Банком, неполноценность государственного контроля. Также одним из лейтмотивов проблем можно назвать неэффективное выполнение профессиональным сообществом возложенных функций по выработке правил и отраслевых стандартов, по контролю за следованием членами организаций установленным требованиям. Среди проблемных факторов можно обозначить и отсутствие результативного способа обеспечения имущественной ответственности участников перед потребителями финансовых услуг, недостаточную осведомленность населения о возможностях саморегулируемых организаций, и, наконец, присутствие конфликта интересов в связи с коммерческой заинтересованностью сообществ. Неразрешенным остается и вопрос о целесообразности отдельного института саморегулируемых организаций именно в сфере финансового рынка, а также о правовом положении СРО.
Обозначив некоторые существенные проблемы, становится ясно, что для института саморегулирования требуется совершенствование, что поможет достигнуть изначальных целей по модернизации и улучшению взаимодействия между государством и представителями финансовых организаций, между профессиональными участниками и потребителями финансовых услуг.
В рамках данной работы представляется интересным рассмотреть подробнее некоторые проблемные аспекты и обозначить возможные пути повышения качества процессов деятельности саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.
Степень изученности темы в литературе. В научной литературе основной фокус внимания сконцентрирован на общих принципах функционирования и роли саморегулируемых организаций, но не идет углубления в тематику финансового рынка. Вероятнее всего это обусловлено новизной данного института в рамках российской системы права. С появлением отдельного регулирования законом № 223-ФЗ открылось поле для новых дискуссий и споров, но до сих пор не выработан однообразный подход в понимании значимости саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, осознании правового положения и выделении ключевых особенностей этого вида СРО.
Среди основополагающих работ, которые дают представление о правовом положении саморегулируемых организаций, следует отметить диссертации Н.Я. Быстрицкой; П.Б. Салина; А.В. Басовой; Т.В. Даутии; И.Г. Журиной; Л.А. Казинец.
Отдельного внимания заслуживают работы иностранных авторов, которые посвящены регулированию в сфере финансового рынка с точки зрения государственных институтов (Ж. Лаффон, Ж. Тироль, Дж. Стиглиц, А. Шлейфер, Р. Познер, С. Джанков, Р. Ла Порта Ф. Лопес-Де-Силанес).
Необходимо выделить диссертационные работы, целью которых стало рассмотрение и поиски путей совершенствования регулирования финансового рынка. Среди их числа можно назвать исследования А.Г. Гузнова «Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации», Е.В. Ильина «Механизмы и пределы саморегулирования на финансовых рынках в развитых странах мира».
Отдельные вопросы роли саморегулирования как частного института, которые стали основой для анализа в настоящей диссертационной работе, были предметом исследования в работе Д.А. Петрова «Правовой статус саморегулируемой организации в сфере предпринимательства».
Немаловажное значение для написания работы имело изучение практических моментов реализации контроля и надзора на финансовом рынке, для чего были изучены публикации таких экспертов как: С.Р. Моисеев, А.В. Мурычев, А.Ю. Симановский, А.В. Турбанов, А.А. Хандруев, В.В. Чистюхин.
Однако работ, посвященных саморегулированию в сфере финансового рынка с точки зрения частноправовых проблем недостаточно, не сделан в научной литературе комплексный анализ и акцент на вопросе внутренних конфликтов в СРО, обусловленных выбором между коммерческими интересами и возложенными публичными, социально значимыми функциями. Важность проблем, связанных с переосмыслением роли саморегулируемых организаций на финансовом рынке, с поиском компромисса между частными и публичными интересами, задачи по систематизации и совершенствованию института саморегулирования определяют цели и задачи настоящего исследовательского труда.
Цели данного исследования заключаются в конкретизации статуса и определении роли саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, в выявлении путей совершенствования российской концепции саморегулирования и поиске компромисса во внутренних конфликтах СРО, препятствующих реализации возложенных государством полномочий.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие основные задачи:
- определение основных характеристик саморегулирования как способа контроля за деятельностью организаций;
- выявление ключевых особенностей функционирования саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, содержания их полномочий;
- анализ развития саморегулирования в зарубежных системах права, влияние на становление российского института саморегулирования финансового рынка;
- теоретическое осмысление правовых несовершенств и подборка коллизий, встречающихся в практике;
- выработка мер по совершенствованию положений о саморегулирование финансового рынка, по повышению эффективности их деятельности и устранению внутренних конфликтов.
Методологическая основа исследования:
Для раскрытия проблематики, заявленной в данной работе, будут применяться общенаучные методы (анализ, синтез, индукция и дедукция, аналогия, системно-структурный методы познания), а также специальные методы - формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, статистический, исторический.
Эмпирическую базу исследования будет составлять российское законодательство, относящиеся к саморегулируемым организациям в целом и саморегулируемым организациям в сфере финансового рынка в частности, судебная практика применения указанного законодательства, материалы Банка России, посвященные взаимодействию с СРО и контролю за их деятельностью.
По итогам проведенного исследования необходимо сделать выводы и ответить на ключевые вопросы, поставленные для решения в рамках настоящей выпускной квалификационной работы. Был проведен комплексный анализ особенностей саморегулирования финансового рынка Российской Федерации как с теоретической стороны, так и с точки зрения практической реализации положений.
Безусловно, законодательная инициатива по созданию отдельного закона для саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка стала новым этапом для развития финансового рынка, созданная модель и поставленные цели направлены на эффективное взаимодействие всех участников, на поддержание устойчивой финансовой системы и защиту интересов как членов СРО, так и потребителей.
Следует отметить, что российская модель саморегулирования финансового рынка находится еще на начальном этапе, поэтому имеется ряд законодательных несовершенств, которые нуждаются в доработке.
В рамках исследования были сделаны следующие выводы:
1. Выделение саморегулирования финансового рынка в отдельный институт права было релевантным решением с учетом высоких рисков финансовой системы, сложности реализуемых услуг и продуктов, большого количества участников. Закон №223-ФЗ вносит существенные изменения в статус саморегулируемых организаций, отойдя от концепции саморегулирования, изложенной в Законе №315-ФЗ. СРО финансового рынка теперь представляют собой квазигосударственный орган для дополнительного контроля за профессиональными участниками, членство в организации становится обязательным в силу закона, вводятся лимиты по минимальному количеству участников, ограничиваются источники формирования имущества. При этом законодатель пытается придерживаться и стандартных принципов саморегулирования, концепция которых отражена в базовом законе о саморегулируемых организациях. Сохранение характеристик СРО как юридического лица вступает в диссонанс с возложенными функциями и обязанностями.
2. Саморегулируемая организация финансового рынка наделена контрольно-надзорными полномочиями, которые переданы мегарегулятором – Центральным Банком. Отсутствует автономия СРО, контроль государственного регулятора осуществляется как за самой саморегулируемой организацией, так и за ее участниками. Законодательная задумка по снижению нагрузки на Банк не нашла эффективной реализации. Полномочия СРО, с одной стороны, обладают всеми признаками государственного контроля: создание внутренних стандартов, применение мер в отношении участников в случае нарушений, проведение проверок. Но несмотря на большой перечень контрольных функций, СРО не наделена дополнительными возможностями для их эффективной реализации, и даже можно сказать, что в силу особенностей юридического статуса саморегулируемая организация не имеет мотивации к их осуществлению, так как преобладает коммерческий интерес.
3. Российская модель саморегулирования не имеет аналогов. При создании закона был учтен опыт зарубежных стран, российская модель строится на делегировании государственных полномочий саморегулируемым организациям, но успешного осуществления принятой концепции пока не достигнуто. Наличие контрольно-надзорных функций без дополнительных полномочий сводит значение саморегулирования к минимуму. Есть перечень правовых пробелов, решение которых может быть заимствовано из зарубежной практики. В-первую очередь это ужесточение применяемых санкций по отношению к участникам, проявление инициативного подхода СРО для пресечения нарушений. Крайне важным для совершенствования системы представляется вопрос защиты прав потребителей. Необходимо создание третейских судов для рассмотрения жалоб, а также полноценное обеспечение потребителей информацией о применяемых мерах в отношении нарушителей, о новых финансовых услугах и продуктах, о новых рисковых инструментах финансового рынка.
4. Судебная практика с участием саморегулируемых организаций сфокусирована на взыскании вступительных и иных взносов с участников, а не на разрешение конфликтов потребителей. Цель по обеспечению защиты прав граждан с помощью саморегулирования не достигнута. Также присутствуют судебные дела, направленные исключительно на лоббирование интересов участников СРО. Практически нет прецедентов, когда к профессиональному участнику применяется самая строгая санкция – исключение из членов СРО. Информация о проводимых разбирательствах силами самой саморегулируемой организации представлена в ограниченном объеме, что не дает возможности оценить степень серьезности нарушений и использованную дисциплинарную меру. Анализ действий, а точнее бездействий, саморегулируемых организаций во время кризисных ситуаций, также не дает возможности заявить об эффективности саморегулирования финансового рынка.
Таким образом, проведенный анализ приводит к заключению, что у саморегулирования финансового рынка есть огромный потенциал и данный институт в перспективе способствует созданию стабильной финансовой системы, но данное развитие возможно только при учете всех несовершенств и их тщательной доработке.
1. Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.)
2. Федеральный закон от 13.07.2015 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"
3. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О рынке ценных бумаг"
4. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»
5. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ
6. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ
7. Письмо Банка России от 25.08.2020 N 44-3-1/2036 "О выплате добровольных паевых взносов пайщикам КПК"
8. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. No 121 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000–2001 гг.»
9. Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. No 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации»
10. Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2008г. No 2043–р // Собрание законодательства РФ. – 2009. – No 3. – Ст. 423.