Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Элективная астрология в арабо-мусульманских средневековых мистических практиках

Работа №136051

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы91
Год сдачи2022
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Представления о магии и астрологии в средневековом арабо-мусульманском обществе 6
Глава 2. Элективная астрология в жизни средневекового арабо-мусульманского общества 34
Глава 3. Текст «Гайят ал-Хаким» как источник планетарной магии в средневековом арабо-мусульманском обществе 59
Заключение 80
Список литературы 82
Приложение 1. Глоссарий 86
Приложение 2. Иллюстрации 88


Представления о сверхъестественных существах и оккультные практики являются важной частью повседневной жизни традиционных сообществ. При этом магическое мышление играет важную роль в процессе принятия решений. Многое известно о доисламских и раннеисламских представлениях, в основном из полемической литературы, направленной против таких практик, а также из описаний средневековыми авторами той эпохи. Также, благодаря этнографии, многое известно о современном положении магии в исламском обществе. Однако об отношении к магическим практикам в эпоху средневековья, т.е. во время расцвета арабо-мусульманской культуры, известно очень мало. При этом важно отметить, что оккультные практики, благодаря проникновению в высшие круги общества, могли оказывать большое влияние на принятие тех или иных решений и на культурно-интеллектуальный климат вообще.
Теоретическая основа астрологических доктрин, известных в средневековом исламе, была в основном заимствована из положений аристотелевской философии.
Актуальность данного исследования можно обозначить так: В современном мире астрология имеет вненаучный статус и представляет собой, прежде всего, феномен массовой культуры, чаще всего отождествляясь с деятельностью сообществ оккультно-мистического толка. Однако перенос подобного отношения на древность и Средневековье едва ли можно считать правомерным. Античная астрология в целом развивалась в естественнонаучном русле своей эпохи, будучи неразрывно связана с астрономией (как ее «прикладная часть»), а также с математикой, медициной и рядом других научных дисциплин.
В Средневековой арабо-мусульманской среде астрология являлась наукой и предсказательной практикой, основанной на наблюдении небосвода. Астрология всегда играла важную роль в исламской цивилизации. Особенно широко она была распространена при дворах правителей и в народной культуре. Однако рядом других научных дисциплин, таких как фалсафа и калам, астрология подвергалась критике. Предположения о том, что небеса контролировали ход событий на земле, появилось в разных формах в исмаилитской и суфийской мысли. В то время как противоречия внутри астрологии и ошибки самих астрологов привлекали всеобщее внимание, трактовка астрологических прогнозов, на которые влияли вторичные факторы, независящие от астрологии, вызывала споры среди мутакаллимов. В действительности же астрологические практики были распространены настолько широко, что трудно было представить правителя, при дворе которого не было бы астролога. В ряды практикующих астрологию в ходили губернаторы, наследные принцы, философы и даже мутазилиты. Арабами астрология широко применялась в контексте истории, следовательно, более амбициозно и систематично, так как практически все основные исторические события объяснялись расположение планет.
Хронологический период, рассматриваемый в этой работе, охватывает в основном столетия между девятым веком – периодом, когда мы начинаем получать достоверные свидетельства об астрологической практике, и восемнадцатым, когда первоисточники начинают истощаться.
В данной работе также подробно рассматривается элективная астрология, или астрология момента, предназначенная для определения наиболее подходящего периода для совершения определенных действий, таких, например, как военный поход или строительство города.
Для проведения исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Выявить адаптации магической концепции мира в религиозной традиции ислама;
2. Проанализировать роль астрологии, а также элективной практики в средневековом арабо-мусульманском обществе;
3. Выявить и проанализировать различия латинского перевода «Гайят ал-Хаким» от арабского;
4. Выявить культурное значение разночтений в переводах.
Научная новизна исследования заключается в том, что для российского востоковедения и религиоведения тема широкого использования астрологии в политическом и культурном контексте, а также трактат «Гайятал-Хаким» остается неизученной темой. Более того, проведенный ранее анализ текстов этих двух памятников касался преимущественно текстологических проблем и не принес выводов религиоведческого характера.
Объектом исследования является рукописное наследие и труды средневековых арабо-мусульманских астрологов.
Предметом исследования является элективная астрология в средневековых арабо-мусульманских мистических практиках.
Методологическая основа исследования базируется на сравнительно-религиоведческом, семантическом, культурно-историческом подходах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Астрология в арабо-мусульманском средневековье являлась наукой и предсказательной практикой, основанной на наблюдении небосвода и игравшей важную роль в жизни общества. Широкое распространение астрология получила в народной среде и в правящем сословии, несмотря на критику ряда научных дисциплин, таких как фалсафа и калам. Однако в арабском мире астрология широко применялась в контексте истории, следовательно, более амбициозно и систематично, так как практически все основные исторические события объяснялись расположением планет.
Легко преодолевая религиозные рамки и негативное отношение со стороны мусульманских богословов, астрологи процветали при дворах халифов, а их социальное положение было сопоставимо с положением врачей. Астрология оказала значительное влияние на образ мышления и культурную жизнь мусульманского общества, так как имела свойство отвечать на необходимые вопросы. Элективная практика астрологии была особенно важна для представителя средневекового арабо-мусульманского общества, так как могла дать ответ практически на любой вопрос, как о самых простых вещах, бытовых сторонах жизни, таких как вступление в брак, приобретение имущества или предстоящее путешествие, так и о глобальных вопросах, таких как судьба государства, а также предсказать вероятность войны или революции. Многообразие вопросов и их неповторимость создавали из элективной астрологии настоящее искусство.
Существует много подобных исторических свидетельств культурной значимости. Однако, мусульманские астрологи, несмотря на явное стремление следовать античному учению, не смогли избежать искажений античной методики. Так и европейские астрологи, пользуясь латинскими переводами арабских первоисточников, в свою очередь, вольно или невольно видоизменяли изложенные там идеи, так как при перенесении техник на новую культурную почву возникало недопонимание первоисточников.



1. AbūMaʻshar. The Great Introduction to Astrology by Abū Maʻshar - 2 vols. 2019, 1435 р.
2. Arjomand K. The Emergence of Scientific Modernity in Iran: Controversies Surrounding Astrology and Modern Astronomy in the Mid-Nineteenth Century, Iranian Studies, Vol. 30, No. ½, 1997, 270-281 p.
3. Burnett C. Zadanfarrukh Al-Andarzaghar on Anniversary Horoscopes. The Warburg Institute, 352 pp.
4. Causalité astrale et «science des images» au Moyen Age: Éléments de réflexion science des images» au Moyen Age : Éléments de réflexion. Nicolas Weill-Parot. Revue d'histoire des sciences, Vol. 52, No. 2 (avril-juin 1999), 52- 66pp.
5. Dictionary of Gnosis & Western Esotericism, 2006, 731 p.
6. Dorotheus of Sidon, DorotheiSidonii «Carmen astrologicum», interpretationemarabicam in linguamanglicamversamuna cum Dorotheifragmentis et graecis et latinisedidit David Pingree, ed. David Pingree (Leipzig: B.G. Teubner, 1976)
7. Fahd T., La Divination arabe, etudes religieuses, sociologiques et folkloriques sur le milieu natif de l'Islam, 1997, 63 p.
8. ForshawJ. From Occult Ekphrasis to Magical Art Transforming Text into Talismanic Image in the Scriptorium of Alfonso X. De Gruyter 2020, 72 p.
9. Gähiz, Hayawãn, op. cit., vol. 1, 284-290 pp.
10. Ibn al-'Ibri (Barhebraeus), Muhtasarta'rih al-duwal, ed. Salhani, Beirut, 1890, repr. Dar al-Rã'id al-Lubnãni, Beirut, p.48
11. Ibn al-Uhuwwa, Ma'alim, op. cit., 182 p.
12. International Journal of the Classical Tradition, Vol. 8, No. 1 2001, 53-74 pp.
13. King D.,Samsó J.Tables from the Islamic World (750-1900): an Interim Report, with a contribution by Bemard R. Goldstein, 1973, 89-111pp.
14. Lemay, Richard. Abu Ma'shar and Latin Aristotelianism in the Twelfth Century: a Recovery Aristotle's Natural Philosophy through Arabic Astrology, Beirut, American University of Beirut,1962, 127 p.
15. Morrison R. Discussions on astrology in Tafsīr., Journal of Qur'anic Studies, Vol. 11, No. 2 (2009), 48-59 pp.
16. Panaino A. Sasanian Astronomy and Astrology in the Contribution of David Pingree, 800 р.
17. Pingree D. Between the Ghāya and Picatrix. I: The Spanish Version, Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, Vol. 44, 1981, 21-44рp.
18. Pingree D. From Alexandria to Baghdād to Byzantium. The Transmission of Astrology, 600 p.
19. Pingree D. Some of the Sources of the Ghāyat al-hakīm. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 1980, Vol. 43, 1980, 21-29 p.
20. Ptolemy, Almagest, I.2, translated by G. J. Toomer, Ptolemy’s Almagest, Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1998, 32-43 pp.
21. Rabbi Bejamin of Tudela, The Itinerary of Rabbi Benjamin of Tudela (12th century), text and trad, by M. N. Adler, New York and London, 1907, p. 45, 52, Contemporaries of Marco Polo, NY, Dorset, 1989, 21-39 p.
22. Riley M., Theoretical and Practical Astrology: Ptolemy and His Colleagues, Transactions of the American Philological Association, 1987, 117 p.
23. Saliba G. The Planetary Tables of Cyriacus, Journal for the History of Arabic Science, 1978, 57 p.
24. Saliba G., The Role of the Astrologer in Medieval Islamic Civilization, Bulletin d'Etudes Orientates, 1992, 35-51 pp.
25. Thorndike L. Albumasar in Sadan, Isis 45, 1954, 41 p.
26. Yates F. A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. London: Routledge, and Kegan Paul, 2002, 493 p.
27. Ал-БируниАбу Рейхан Мухаммад ибн Ахмад. Книга наставлений по основам искусства астрологии (отрывки); перевод и комментарии Р. Броля, 22 с.
28. Ал-Бируни Абу Рейхан Мухаммад ибн Ахмад. Трактат об определении хорд в круге при помощи ломаной линии, вписанной в него. Из истории науки и техники в странах Востока. — Вып. 3, 1963, 49 с.
29. Ал-Кинди. О звездных лучах. ПереводР.Золлера, Киев, 2016,61 с.
30. Бен Эзра А. Книга суждений о звездах (в 2-х томах) том II, 2003, «Мир Урании», 58 с.
31. БрольР.В, КузенковП.В. Астрология и политика в Византии в V в.,Византийский временник, 2013, 33 с.
32. Пикатрикс. Перевод с латинского языка Харуна И.В.; Н. Новгород: А. Г. Москвичев. 2015, 432 c.
33. Резван М. Е. Коран в системе мусульманских магических практик. — СПб.: Наука, 2011, 239 c.
34. Розов В.А. Арабская версия рассказа о городе Гермеса в «Гайятал-Хаким»: сравнение с латинской версией в Пикатрикс и истоки образа, Феномен алхимии в истории науки, философии, культуре. IV международная научная конференция / Отв. ред., состав.и вс. ст. Б. К. Двинянинов. В. Н. Морозов. СПб. ИДРХГА, 2022, 2-75 c.
35. Сказки 1001 ночи (в переводе М.А.Салье), Рассказ о Таваддуд, ночи 450-462.
36. Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии, 1920, 862 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ