Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Христианская и мусульманская цивилизации: сотрудничество и противостояние (VII-XIII вв.)

Работа №81359

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4865 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Отношения между мусульманами и христианами в религиозной
сфере 16
1.1. Взаимное восприятие религиозных учений 16
1.1.1. Восприятие исламом христианства 16
1.1.2. Восприятие христианством ислама 22
1.2. Проблема обращения христиан и мусульман в веру друг друга 30
1.3. Отношение к культовым сооружениям и религиозным
праздникам 38
Глава 2. Контакты между христианами и мусульманами в различных сферах 52
2.1. Военно-политические отношения мусульман и христиан 52
2.1.1. Военно-политические союзы и договоры 52
2.1.2. Образ «другого» в политике и на войне 52
2.1.2.1. Христианские и мусульманские правители глазами
конфессиональных историков 55
2.1.2.2. Мусульманские воины в оценке западных хронистов 61
2.2. Контакты в социальной сфере 68
2.2.1. Торговля 68
2.2.2. Интеллектуальные контакты 71
2.2.3. Возможность заключения смешанных браков 82
Заключение 85
Список использованных источников и литературы

Взаимоотношение двух цивилизаций - христианской и мусульманской - всегда интересовало ученых в разные периоды истории. Этот интерес сохранился и в современности. Данный вопрос стал еще актуальнее, в связи с появлением большого количества мусульманского населения на территории Европы. И это совместное проживание не всегда оказывается мирным. Особенно ярко это выразилось в террористических актах, которые были проведены мусульманами-экстремистами на территории Европы. Европейские государственные деятели, - такие как Ангела Меркель и Дэвид Кэмерон1 - говорят о провале политики мультикультурализма. Несмотря на достаточно долгое проживание мусульман на территории Европы, они не смогли ассимилироваться, и стать европейцами в своих базовых ценностях. В Средние века было нечто похожее на мусульманском Востоке, где проживали мусульмане и христиане разных направлений.
Напряженные отношения между христианскими и мусульманскими общинами вызывает даже символика креста. Так, мусульмане не стали использовать символику красного креста для обозначения организации, помогающей раненым. А так же негативно высказываются к любым изображениям креста, ассоциируя его с Крестовыми походами.
Для изучения взаимоотношений христиан и мусульман историк располагает разнообразными источниками.
Важным источником по истории ислама является Коран - священная книга мусульман. Коран - это собрание откровений, которые были произнесены Мухаммадом между 610 и 632 гг. Коран состоит из 114 глав-сур, которые делятся на стихи (аяты). Хронологически Коран делится на мекканские или мединские суры.
Кодифицированного текста Корана ко времени смерти Мухаммеда в 632 г. еще не было. Когда в сражении против еретика Мусейлимы (633) погибли те из последних «хранителей Корана», которые помнили наизусть отдельные его суры, один из руководителей мусульманства, будущий халиф Омар, обратил внимание халифа Абу Бекра на опасность того, что со временем поучения пророка вообще окажутся стертыми из памяти людей. Тогда Абу Бекр решил, что счел необходимым Коран кодифицировать в одном документе и поручил это дело Зейду ибн Сабиту, состоявшему писцом еще при жизни Мухаммеде. При содействии властей Зейд собрал отдельные зафиксированные фрагменты Корана у всех, у кого они хранились, записал многое то, что помнили оставшиеся в живых «хранители» и присоединил к ним и собственные записи. Таким образом, был создан первый общий свод Корана.
Так как Мухаммаду в его деятельности приходилось стакиваться с представителями других религий, или определять к ним отношение, обязательное для его последователей, Коран содержит высказывания, касающиеся христианства, и истории восходящие к Новому Завету.
Одним из самых ранних дошедших до нас памятников мусульманской правовой письменной традиции и самое первое сочинение ханафитской школы мусульманского права является «Китаб ал-харадж», его автор - Абу Йусуф Йа'куб б. Ибрахим ал-Куфи. Эта книга, написанная в VIII веке в эпоху халифа Харуна ар-Рашида и по его велению, отражает систему мусульманского налогообложения. Здесь представлены правила как о различных видах налогов, так и о формах наложения наказаний за правонарушения против Бога и против человека. Нас заинтересовали правила налогообложения немусульман, отнесенных к категории зиммиев, и обязательные нормы поведение.
Исследователи отмечают, что сохранилось очень мало мусульманских произведений, которые специально уделяли бы внимание взаимодействию между мусульманским и западным обществом.
Ценнейший источник сведений о взглядах мусульман на крестоносцев представляют собой мемуары Усамы ибн Мункыза, арабского эмира, который происходил из знатного рода. Он родился в 488/1095 г., в тот год, когда папа Урбан II произнес свою знаменательную речь, призывавшую верующих христиан отправиться в Святую землю, чтобы освободить ее из рук неверных. Умер ибн Мункыз в 584/1188 г., вскоре после того как Саладин отвоевал Иерусалим для ислама. Усама ибн Мункыз был знаком с «франками» с самого детства, проведенного в родном замке Шайзар на берегу Оронта в Северной Сирии. В юности он начал сражаться с крестоносцами, и с той поры в течение всей своей жизни продолжал свое довольно близкое знакомство с ними как на войне, так и в мирное время. Благодаря своему высокому социальному положению, в периоды перемирий он входил в высшие слои франкского общества. Среди представителей франкского рыцарства у него были друзья, и его посылали с дипломатическими поручениями в королевство крестоносцев, в частности в Иерусалим, где он познакомился с королем и его 3 придворными».
Усама ибн Мункыз лично был свидетелем важнейших событий. В 570/1174 г., он присоединился ко двору Саладина, но из-за ухудшения отношений с последним был вынужден его покинуть и остаток своей жизни провел в уединении. Кроме того, у ибн Мункыза был дар выживания и под конец своей жизни он смог проанализировать ее бури и страсти, а также дать широкое описание захватывающей эпохи Крестовых походов, в которой он провел свою жизнь.
Эта «автобиография» Усамы ибн Мункыза, «Книга назидания», уже много лет занимает умы историков. Из необычной книги Усамы можно узнать стереотипные фразы, осуждающие франков, к присутствию которых в мусульманском мире он относился как к чужеродному и языческому. Но при этом он также интересовался особенностями их характера, нравами и отношениями. «Было бы опасно и чревато заблуждениями оценивать свидетельства этой книги буквально, по той форме, в которой они преподнесены. Она ни в коей мере не является автобиографией в западном смысле слова, так же как в ней далеко не всегда описываются реальные случаи, произошедшие с Усамой ибн Мункызом, его друзьями и знакомыми. Она принадлежит к тому жанру арабской литературы, который называется адаб и который призван забавлять, развлекать и доставлять удовольствие читателям, однако при этом также и наставлять их. Литературные произведения подобного рода не связаны такой условностью, как необходимость рассказывать «правду», они скорее стараются пересказать хорошую историю, даже если при этом немного, или даже более чем немного, ее приукрасить. Скорее всего справедливее было бы рассматривать многие истории Усамы ибн Мункыза о франках как отражение стереотипов, показывающих с преувеличениями и довольно часто с комическим оттенком поведение пришельцев, с которыми мусульманам неожиданно и против своей воли пришлось сблизиться и о которых они рассказывали невероятные истории и острые шутки. Ведь, в конце концов, во все времена обычной реакцией на нежеланное военное вторжение является развенчание образа завоевателей с помощью намеков на их неотесанность, недостаток воспитания и культуры.
Но несмотря на все эти оговорки, мемуары Усамы ибн Мункыза, при условии его осторожной интерпретации, остается богатым источником сведений об общественной и культурной жизни Сирии и Святой земли в XII в.»
Другой мусульманский источник XII в. — описание путешествия Ибн Джубайра Данный источник содержит в себе интересные наблюдения над жизнью Леванта во времена крестоносцев, хотя стоит указать, что его автор является всего лишь отдельной личностью, рассказывающей о своих личных впечатлениях, полученных на определенных территориях Леванта в строго определенный период времени. Ибн Джубайр прибыл из Испании, в которой он привык к тесным контактам с христианами в мусульманском ал-Андалусе, и, вероятно, был способен воспринимать франкское вторжение в Сирию и Палестину с большей объективностью, чем те, кто непосредственно ей подвергся. В любом случае, в описание ситуации на Ближнем Востоке им был привнесен взгляд мусульманина, происходящего из другого региона мусульманского мира — региона, в котором испытывали сходную агрессию со стороны Западной Европы на своих северных границах. Подобно Усаме ибн Мункызу, Ибн Джубайр стремится развлекать и наставлять своих читателей, и поэтому к его словам также следует относиться с опаской. Ибн Джубайр вел дневник, и его свидетельства, полученные из первых рук и датируемые 80-ми годами XII в., представляют огромный интерес. Но здесь должно прозвучать предостережение. Литература путешествий по своему характеру не свободна от ошибок. Она может основываться на предвзятых или неточных сведениях, полученных у местных проводников, и полагается на заметки, сделанные во время путешествия и часто дописанные позднее, по прибытии путешественника домой, так что здесь необходимо еще учесть несовершенство и человеческой памяти».
«Песнь о Роланде»1 - это памятник французского эпоса, в котором причудливо отражено реальное историческое событие - о гибель арьергардного отряда войска Карла Великого, возвращавшегося в 778 г. из похода в Испанию. Однако, «Песнь о Роланде» была записана только в XII веке. В ней действующими лицами выступают как христиане, так и мусульмане, которые, контактирую, высказывают отношение друг к другу.
Историей взаимоотношений между христианами и мусульманами занимались как зарубежные, так и отечественные ученые.
Среди наиболее ранних доступных нам работ было исследование видного испанского историка Альтамиры - и - Кревеа, охватывающая период древней истории этой страны и значительную часть средневековья (до начала XVI века). В книге предоставлен большой фактический материал по политической, социальной и экономической истории Испании и ее различных областей: христианских и мавританских земель.
Книге известного швейцарского востоковеда Адама Меца посвящена истории культуры арабского халифата (IX-X вв. н. э.) Ограничив свою работу рамками этих двух столетий, автор тщательным образом изучил огромное количество источников, выбрав из них все то, что по его мнению, служило культурно-исторической характеристике эпохи. Наряду со сведениями о законоуложениях, системе налогов, об управлении и финансовой политике, автор рассказывает об образе жизни, о духовной культуре людей в те далекие времена, о религии, нравах, литературе, системе образования, описывает городскую жизнь, праздники, ведение хозяйства и торговли. Огромное количество фактического материала и детальный показ различных сторон жизни той эпохи объясняют значение этой книги в востоковедной науке, в истории изучения народов Востока. Автор дает богатый материал о положении христиан в халифате.
В работе истории науки Ф. Даннеман1 рассматривает развитие научной мысли с Древности до эпохи Возрождения, в том числе арабской и средневековой европейской.
Коллективный труд английских ученых вышедший под редакцией Джонатана Райли-Смита посвящен отдельным эпохи Крестовых походов. Нам была интересна отдельная глава, посвященная джихаду.
Большое количество западных исследователей посвятило свои работы характеристике эпохи крестовых походов. Среди них следует отметить общие труды Э. Лависса и А. Рамбо, Ж. Мишо, Ж. Тата, П. Виймара, Т. Эсбриджа. Помимо них бы создан ряд специальных трудов.
Популярный очерк средневекового ислама, его контактов с культурой средневековой Европы был написан известным английским исламоведом У. Монтгомери Уоттом. Где арабские исследования, арабская мысль, арабские сочинения предстают перед нами в полном объеме, становится понятно, что без арабов европейская наука и философия не смогли бы развиваться такими темпами. Арабы не только сохранили живыми науки, которые постигли, но и расширили их диапазон. Европейцам пришлось учиться у арабов всему, что было возможно, перед тем как они смогли двинуться вперед.
Американский исламовед Г. Э. фон Грюнебаум1 освещает историю зарождения и развития ислама и арабского Халифата вплоть до падения его столицы Багдада под натиском монгольского завоевания.
Французский историк Жан Ришар в своей книге «Латино¬Иерусалимское королевство» показывает все этапы становления государственности этого уникального владения Запада на Востоке, методично анализируя духовные и социальные причины его упадка и гибели, взаимодействие западной и восточной культур, расширение европейского мировосприятия, рыцарские идеалы и столкновение двух религий.
В работе Глогера Бруно говорится о «веке Штауфенов», с 1152 по 1250 г., правление которых, стало воплощением позднего немецкого средневековья. Последующие эпохи не принесли Германии правителя, который бы мог соответствовать идеалу законного императора, идеалу, возникшему из фантазии простого народа и основанному на славных воспоминаниях и на вере в лучшие времена.
Профессор Флорентийского университета Франко Кардини, в своей работе исследует отношения между христианской Европой и исламским миром. Особое место в книге занимает история предрассудков, ошибочных представлений и просто недоразумений — во многом благодаря им Европа и исламский Восток вступили в противоборство, не угасшее до настоящего времени.
Книга К. Хилленбранд представляет широкий круг вопросов, которые интересны нам, по истории религии и культуры, а также по истории военного дела. В книге идет речь о сложившихся стереотипах сознания в отношении эпохи Крестовых походов и о преодолении этих стереотипов. Заслуга автора, поднимающего столь серьезные научные проблемы, состоит и в том, что материал излагается живым и доступным языком.
В работе английского ученого Эдварда Брауна1 говорится о том, что мусульманская медицина внесла большой вклад в развитие мировой медицинской науки. Мусульмане стали использовать в тот период времени, имевшийся на то время медицинское наследие, развили теории лечения различных заболеваний, привнесли новое, дали новый сильный импульс дальнейшему развитию медицинской науки.
Интересующая нас проблема затрагивалась и работах отечественных авторов.
А. Е. Кудрявцев рассмотрел историю Испании с древнейших времён и до конца средневековья (до XVIII), выявляя все этапы сложного процесса образования испанского народа, роль разнообразных культур и этнических элементов в этом процессе.
Виднейший востоковед И. Ю. Крачковский одни из своих трудов посвятил географической литературе арабов. Обзор арабской географической литературы доведён им до XVIII в.
Крупнейшим в СССР специалистом по эпохе Крестовых походов был М. А. Заборов. В одной из его работ выясняются цели написания хроник (с учетом историографических традиций античности и средневековья), а также рассматриваются исторические воззрения хронистов и эволюция этих воззрений на протяжении XII—XIII вв. В другой своей работе имеющей обобщающий характер автор показывает историю войн западноевропейского рыцарства и крупных феодалов в Малой Азии, Сирии, Палестине, Египте в XI-XIII вв., протекавших в форме крестовых походов. Западное рыцарство осуществляло свои захваты на Востоке, прикрываясь благовидным предлогом «защиты Запада», христианской религии от «неверных» — мусульман.
Труд крупного отечественного религиоведа И. А. Крывелева1 посвящен истории мировых религий. В нем излагается история христианства с момента его возникновения до наших дней в Восточной и Западной Европе, а также освещаются основные этапы истории других мировых религий — ислама и буддизма.
В работе А. В. Журавский рассматривает социокультурные аспекты взаимовлияния двух мировых религий - христианства и ислама как в историческом плане, так и с точки зрения значимости этой проблемы сегодня. Рассматривая историю отношений двух религий в аспекте взаимовлияния восточной и западной культур, автор исследует проблемы воздействия интеллектуально-духовного мира ислама ближневосточного региона на религиозно-философскую культуру католицизма, эволюцию христианских представлений о мусульманах и их религии.
В книге известного арабиста, исламоведа М. В. Пиотровского находится изложение коранических легенд и преданий, анализ их истоков в том числе и христианских, их бытования в доисламской Аравии и в странах арабо-мусульманской культуры.
Книга С. И. Лучицкой, созданная в русле исследований «образа другого» в чьей-либо культуре посвящена исследованию исторической, литературной и иконографической традициям изображения мусульман в эпоху крестовых походов. В ней выявляются общие для этих традиций знаки инаковости и изучается эволюция представлений о мусульманах в течение XII-XIII веков.
Работы востоковедов О. Г. Большакова1 и И. М. Фильштинского содержат информацию о арабских завоеваниях, политике арабов по отношению к завоеванному населению, в том числе христианскому.
О. С. Воскобойников в своей книге предлагает комплексную реконструкцию основных явлений культурной жизни Южной Италии в правление Фридриха II.
В данной книги Е. И. Майорова рассматривая жизнь крестоносцев, которая существовала наряду с битвами. Жизнь крестоносцев была бы невозможна без их верных спутниц. В данной книге автор показывает роль женщин в эпоху Крестовых походов, их участие в боевых действиях и многое другое.
Цель исследования Е. А. Гуринова, М. В. Нечитайлова - реконструировать военную организацию графства Одесского в конце XI - первой половине XII вв. В работе рассматриваются такие основные аспекты, как структура и численность эдесской армии; использование союзников и вспомогательных войск из местного населения; командование армией, стратегия и тактика; общие черты и особенности «эдесского феодализма»; оружие, снаряжение и воинская символика эдесской армии.
Анализ историографии свидетельствует о том, что доступные нам исследования, посвященные данной проблеме, рассматривали ее на базе локально или хронологически ограниченного материала, либо ограничивались отдельными аспектами взаимоотношений двух цивилизаций. В связи с этим мы полагаем, что создание работы, ставящей своей целью максимально полное обобщение материала, является целесообразным. В этом мы видим новизну нашего исследования.
Таким образом, цель нашей работы: проанализировать сотрудничество и противостояние христианской и мусульманской цивилизаций в VII - XII вв. Под понятием «цивилизация» мы подразумеваем социокультурную общность, получающих выражение в мировых религиях (в нашем случае - христианства и ислама).
Для реализации данной цели мы ставим следующие задачи:
1. Проанализировать отношения между мусульманами и христианами в религиозной сфере.
2. Охарактеризовать различные аспекты военно-политических отношений мусульман и христиан.
3. Рассмотреть контакты мусульман и христиан в различных социальных областях.
Объектом нашего исследования выступают христианская и мусульманская цивилизации (в указанном выше смысле этого термина).
Предметом исследования являются контакты двух цивилизаций, проявлявшиеся как в сотрудничестве, так и в противостоянии. В своей работе мне бы хотелось рассмотреть взаимодействие христиан и мусульман в различных сфера жизни общества, где они могли взаимодействовать в период средневековья. Мы сознательно исключили из сферы нашего внимания контакты в сфере искусства, в силу специфики материала, требующего для своего анализа владения специальными искусствоведческими методами, а также заимствования в бытовой сфере, в силу их общеизвестности.
Территориальные рамки исследования обусловлены зонами контактирования двух цивилизаций: Пиренейский полуостров в период Реконкисты, государства крестоносцев Восточного Средиземноморья. Мы специально ограничили наш интерес контактами западно-христианского мира с миром ислама, так как здесь обнаруживается наиболее интересный и обильный фактический материал. Контакты мусульманского мира с Византией нами специально не рассматривались, так как они заслуживают отдельного рассмотрения. Нами привлекался также материал, характеризующий положение христиан в халифатах Омейядов и Аббасидов, так что пространственные рамки включают и этот обширный регион.
Временные рамки ограничены, с одной стороны, VII веком (временем возникновения ислама и мусульманской цивилизации, вследствие чего появилась проблема ее контактов с христианским миром), а с другой стороны - XIII веком (временем наиболее интенсивных контактов христиан и мусульман в эпоху Крестовых походов). Основная масса фактического материала располагается между двумя этими датами.
Методологическая база исследования характеризуется использованием общенаучных методов (анализа, сравнения, синтеза), а также сравнительно-исторического метода как специально исторического. Необходимость обращения к последнему методу диктовалась различиями территорий, на которых происходили контакты христиан и мусульман.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании изученных материалов мы пришли к следующим выводам.
Мусульманская и христианская цивилизации в VII - XII вв. находились в тесных контактах друг с другом в различных сферах жизни общества. Важнейшее значение для выстраивания контактов имело взаимное восприятие религиозных учений.
Христианство как религия возникло раньше ислама, поэтому ислам заимствовал некоторые аспекты из христианства, а именно, Ису (Иисуса) как предшественника пророка Мухаммада, а также некоторые мифы и легенды. Христиане в исламе рассматриваются в качестве людей Писания, к которым, как и к иудеям, должно быть особое отношение. В правовом отношении они относились к категории зиммиев (покровительствуемым). Христиан обязывали выплачивать джизию (налог с иноверцев), носить одежду, отличающуюся от мусульманской. В отличие от ислама, христианство относилось к исламу отрицательно. И христианство, и ислам негативно относились к переходу своих адептов в религию друг друга и воспринимали людей, решившихся на такой переход, как предателей.
Отношение к культовым сооружениям - церквам и мечетям - в разные периоды было различным. Все зависело от договора, который заключали враждующие стороны, и от правителя конкретной территории. Чаще всего на территории халифата христианские церкви действовали без особых проблем. Возникали моменты, когда и церкви, и мечети подвергались разрушениям, что сопровождалось запретом на их восстановление. Частым явлением было присвоение культовых сооружений друг друга, их приспособление для собственных обрядов.
Власти арабского халифата не запрещали проводить христианские религиозные праздники на своей территории, более того, мусульмане даже порой отмечали их совместно с христианами.
Даже в религиозной сфере христиане и мусульмане не только соперничали, но умудрялись находить почву для нормальных соседских отношений на территории халифата. Тем более это последняя тенденция должна была проявить себя в иных сферах жизни общества.
В военно-политической сфере в отношениях между цивилизациями доминировало противостояние, проявившее себя в активных военных действиях - как во время Реконкисты, так и в эпоху Крестовых походов, а также в формировании негативного образа противника (что было характерно для европейских хроник эпохи Крестовых походов). Однако даже в этой сфере к противостоянию отношения не сводилось. Правители - мусульмане и христиане - заключали между собой союзы и договоры, нанимали в войска иноверцев.
Еще более независимыми от религии были контакты в различных сферах социальной жизни. Торговые контакты мусульман и христиан были активными даже в период ведения военных действий. Арабы-мусульмане пользовались интеллектуальным потенциалом ученых-христиан (например, врачей), живших на территории халифата, а плоды научных изысканий самих арабов оказались полезными для западно-христианской цивилизации. Пусть и в ограниченных масштабах, но заключались смешанные браки.
Таким образом, контакты между цивилизациями определялись не только религиозными, но и сугубо практическими соображениями, вследствие чего противостояние дополнялось сотрудничеством, приносившим обеим сторонам определенную выгоду.



1. Абу Йусуф Йа'куб б. Ибрахим ал-Куфи. Китаб ал-Харадж. — Пер. с арабского и коммент. А. Э. Шмидта; супракоммент. к пер. А. С. Боголюбова; подготовка к изд., вступит, ст. и указ. А. А. Хисматулина. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. - 415 с.
2. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1977. — 274 с.
3. Ибн Джубайр. Путешествие / Восточная литература. Средневековые
исторические источники Востока и Запада.
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Jubeir/frametext5.htm
4. Коран / Пер. Крачковского И. Ю. — Изд. 18-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2016. — 537 с.
5. Песнь о Роланде // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. - М.: Издательство «Художественная литература», 1976. - с. 27 - 144.
6. Усама ибн Мункыз. Книга назидания. - М.: Издательство восточной литературы, 1958. - 327 с.
Литература:
7. Альтамира - и - Кревеа Р. История Испании. В 2-х т. Т. 1. / Сокращенный перевод с испанского Е. А. Вадковской и О. М. Гармсен. Под ред. С. Д. Сказкина и Я. М. Света. - М.: Издательство иностранной литературы, 1951. - 520 с.
8. Батунский М.А. Развитие представлений об исламе в западноевропейской средневековой общественной мысли (XI - XIV вв.) / М.А.Батунский // Народы Азии и Африки. - 1971. - № 4 - С. 107-118.
9. Беленицкий А.М., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. - Л.: Наука, 1973. - 390 с.
10. Бернард Луис. Ислам и Запад. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003. — 320 с.
11. Большаков О.Г. История Халифата. В 4 т. Т.2. Эпоха великих завоеваний (633 - 656) / О. Г. Большаков. - М.: Восточная литература, 2002. - 294 с.
12. Большаков О.Г. История Халифата. В 4 т. Т.3. Между двумя гражданскими войнами (656-696) - М.: Восточная литература, 2002. - 304 с.
13. Большаков О.Г., Монгайт А.Л. Предисловие // Ал-Гарнати Абу Хамид. Путешествие в Восточную и Центральную Европу (1131—1153 гг.). — М.: Главная редакция восточной литературы, 1971. — С. 5 - 6.
14. Браун Эдвард Г. Мусульманская медицина. Фитцпатриковские лекции, прочитанные в Королевском медицинском колледже в 1919 - 1920 гг. — СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2009. — 160 с.
15. Васильев А.А. История Византии. Византия и крестоносцы. - СПб.: «ACADEMIA», 1923. - 120 с.
16. Виймар П. Крестовые походы: Миф и реальность священной войны / Пьер Виймар; пер. с фр. Д.А. Журавлевой. - СПб.: Евразия, 2006. - 383 с.
17. Воскобойников О.С. Душа мира: Наука, искусство и политика при дворе Фридриха II (1200—1250) /О.С. Воскобойников. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 559 с.
18. Всемирная история в десяти томах. Т.3. / Гл. ред. Жуков Е.М. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. — 938 с.
19. Всемирная история: В 6 т. / Гл. ред. А.О. Чубарьян; Ин-т всеобщ. истории РАН. Т. 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока / Отв. ред. П.Ю. Уваров. - М.: Наука, 2012. - 894 с.
20. Глогер Б. Император, Бог и дьявол. Фридрих II Гогенштауфен в истории и легенде: Пер. с нем. А.Беленькой. — СПб.: Евразия, 2003.— 288 с.
20. Грюнебаум Г.О. фон. Классический ислам (600-1258) / Пер. с англ. Дижура И. - М., Главная редакция восточной литературы изд. Наука, 1988. - 216 с.
21. Гуринов Е. А., Нечитайлов М. В. Войска и войны Латинского Востока: графство Эдесское. - М.: Клио, 2018. - 336 с.
22. Даннеман Ф. История естествознания. Т.1. От зачатков науки до эпохи возрождения. Перевод со второго немецкого издания Горнфельда А.Г. под ред. Левина М.Л. и Шмидта О.Ю. - М.: Государственное медицинское издательство 1932. - 432 с.
23. Женщина в исламе. Редактор - составитель Нуруллина Г. - М.: Умма, 2003. - 383с.
24. Журавский А.В. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 123 с.
25. Заборов М.А. Введение в историографию крестовых походов (Латинская хронография XI - XIII веков) / АН СССР; Отв. ред. А. П. Каждан. - М.; Наука. Главная редакция восточной литературы издательства, 1966. - 382 с.
26. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. - М.: Наука,1980. - 320 с.
27. Ислам: Энциклопедический словарь.—М.; Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 315 с.
28. История Византии. В 3-х т. Т.2. / Под ред. Сказкина С.Д. - М.: Наука, 1967. - 480 с.
29. История Крестовых походов / Пер. с англ. Е. Дорман. Под редакцией Дж. Райли-Смита. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 495 с.
30. Кардини Ф. Европа и ислам: история непонимания. - СПб.: Alexandria, 2007. - 332 с.
31. Крачковский И.Ю. Т.4. М. - Л.: Издательство академии наук СССР, 1957. - 965 с.
32. Крывелев И.А. История религий: Очерки в 2 томах. Том 2 / Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР; Ин-т науч. атеизма АОН при ЦК КПСС. — 2-е изд., дораб. — М.: Мысль, 1988. — 382 с.
33. Кудрявцев А.Е. История Испании в Средние века. - Л.: ОГИЗ Г осударственное социально-экономическое издательство Ленинградское отделение, 1937. - 250 с.
34. Лучицкая С.И. Образ другого: мусульмане в хрониках Крестовых походов. - СПб.: Алетейя, 2001. - 412 с.
35. Майорова Е.И. Женщины в эпоху Крестовых походов / Е.И. Майорова. - М.: Вече, 2012. - 384 с.
36. Менендес Пидаль Р. Сид Кампеадор. Пер. с испанского Некрасова Н.Ю. - СПб.: Евразия, 2004. - 256 с.
37. Мец А. Мусульманский ренессанс. Изд. 2-ое. [пер. с нем., предисл., библиогр., и указатель Д. Е. Бертельса. Отв. Ред. В. И. Беляев]. - М.: Главная редакция восточной литературы изд. Наука, 1973. - 473 с.
38. Мишо Ж. История крестовых походов. С гравюрами Г. Доре. - Издание 3-е. - М.: Новый Акрополь, 2014. - 470 с.
39. Мюллер А. История ислама. От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов. - М.: АСТ, 2006. - 912 с.
40. Пиков Г. Г. Беда Достопочтенный об арабах и исламе // VII Арсеньевские чтения: Тез. докл. регион. науч. конф. по проблемам истории, археологии и краеведения. - Уссурийск, 1994. - С. 162-165.
41. Пиотровский М. В. Коранические сказания. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. — 219 с.
42. Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. Пер. с франц. Карачинского А. Ю.; Вступительная статья Близнюк С.В. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2002. — 448 с.
43. Тат Ж. Крестовые походы. - М.: АСТ, 2003. — 90 с.
44. Уотт У. Монтгомери. Влияние ислама на Средневековую Европу. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы издательства, 1976. - 128 с.
45. Успенский Ф.И. История Крестовых походов. - М.: Издательский дом «Даръ», 2005. — 352 с.
46. Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750 - 1517 гг.). - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. - 349 с.
47. Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король - рыцарь / Ж Флори.,пер. с фр. А.В. Наводнюка. - СПб.: Евразия, 2008. - 666, [6] с.
48. Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива / Пер. с англ. - СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2008. - 672 с.
49. Эпоха крестовых походов / Под ред. Лависса Э. и Рамбо А. - Смоленск: Русич, 2001 - 672 с.
51. Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. - М.: Центрполиграф, 2013. — 736 с.
52. Ястребицкая А.Л. Европейский мир X - XV вв. Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Часть II. Европейский мир X—XV вв. Серия «Всемирная история и культура глазами современников и историков». — М.: Интерпракс,1995. - 384 с.
53. BBC NEWS / Русская служба.
https: //www. bbc. com/russian/international/2010/10/101016 merkel multiculturalism failed25.02.2019
54. Красный полумесяц Казахстана.https://redcrescent.kz/ru/krasnyj -krest-ili-polumesyats-tak-v-chyom-zhe-raznitsa/25.02.2019


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ