Доказательная социальная политика: концепция и практики применения
|
Введение 3
Глава 1: Доказательная социальная политика как метод принятия решений в нормативно-правовом поле социальной политики 10
1.1 Концепция доказательной государственной политики 10
1.2 История возникновения доказательной государственной политики как метода принятия правотворческих решений 13
1.3 Доказательная социальная политика как частный случай доказательной государственной политики 21
1.4 Практики применения доказательной социальной политики 23
Глава 2: Представители института власти и научно-исследовательского сообщества как основные акторы реализации доказательной социальной политики: неоинституциональный анализ 34
2.1 Взаимодействие института власти и исследовательского сообщества в России: предпосылки к проведению эмпирического исследования 34
2.2 Неоинституционализм как теоретическая рамка изучения взаимодействия института власти и исследовательского сообщества в России 41
2.3 Эмпирическое исследование перспективы реализации доказательной социальной политики в России 50
Заключение 87
Литература и источники 91
Приложения
Глава 1: Доказательная социальная политика как метод принятия решений в нормативно-правовом поле социальной политики 10
1.1 Концепция доказательной государственной политики 10
1.2 История возникновения доказательной государственной политики как метода принятия правотворческих решений 13
1.3 Доказательная социальная политика как частный случай доказательной государственной политики 21
1.4 Практики применения доказательной социальной политики 23
Глава 2: Представители института власти и научно-исследовательского сообщества как основные акторы реализации доказательной социальной политики: неоинституциональный анализ 34
2.1 Взаимодействие института власти и исследовательского сообщества в России: предпосылки к проведению эмпирического исследования 34
2.2 Неоинституционализм как теоретическая рамка изучения взаимодействия института власти и исследовательского сообщества в России 41
2.3 Эмпирическое исследование перспективы реализации доказательной социальной политики в России 50
Заключение 87
Литература и источники 91
Приложения
Актуальность темы. После распада Советского Союза и окончания периода кризиса 1990-х гг. в российской политике намечается тенденция поворота к социальному государству при условии сохранения рыночных механизмов . Россия стремится сохранить как облик сильного государства, так и государства, способного удовлетворить социальные запросы населения . Однако основанием для удовлетворения социальных запросов населения являлось само видение государством этих запросов; череда законотворческих инициатив, вызвавших протесты в российском обществе, а также внутриполитический кризис, точкой отсчёта которого принято считать 2012-й год, стали определяющим фактором для увеличения связи между институтом власти и социальными науками как источником обоснования необходимости регулирования нормативно-правового поля . Тем не менее, обоснование необходимости выдвижения законодательной инициативы не обязывает инициатора к прямым отсылкам на результаты исследований социальной сферы.
По данным Центра стратегических исследований НИУ ВШЭ, в России каждый год принимается около 20 тысяч нормативно-правовых актов. Соответственно, наблюдается и экспоненциальный рост количества подзаконных актов .
Мы не можем говорить о наличии определённого “запроса” на некое количество законопроектов, воплощённого в виде плана, который чиновники Российской Федерации могут, к примеру, перевыполнить. Всё дело в механизме принятия законов: начальным этапом является законодательная инициатива, исходящая от нашего президента, верхней и нижней палат парламента, депутатов, региональных органов . Количество инициатив никак не регулируется: соответственно, каждая инициатива, прошедшая последующие стадии принятия, становится новым нормативно-правовым актом Российской Федерации.
Конституция РФ не включает в себя определения самого понятия “инициатива”, а содержит лишь описание процессуального порядка её выдвижения . Это означает, что одним из возможных условий выдвижения законодательной инициативы является субъективное восприятие чиновниками, наделёнными данным правом, любого социального факта.
Значительную часть принятых нормативно-правовых актов составляют акты, являющиеся следствием исполнения указов президента, причём не конкретных документов с пометной “указ”, а именно вербальных посланий, выражающихся в трансляции субъективного восприятия президентом социальных фактов .
С целью повысить качество принимаемых законопроектов в России существуют принципы необходимости существования регулятивных нормативно-правовых актов, представляющих собой механизмы контроля и надзора в сферах, подконтрольных федеральным законам, однако на деле такой принцип усугубляет волюнтаризм в законодательной сфере, фактически, устанавливая отчётность одних регулятивных органов перед другими .
По-другому обстоят дела в странах Европы: парламенты Англии и Германии, к примеру, редко принимают более 20 законопроектов в год, аналогичных по статусу с федеральными законами РФ . Притом в данном случае несправедливо говорить как о недостатке данных для такого сравнения (на основе лишь трёх парламентов), так и о дискурсе “с оглядкой на запад”. Различия здесь представлены именно в качественных характеристиках.
Таким различием, такой качественной характеристикой является доказательная государственная политика. Доказательная государственная политика – метод принятия решений в правовом регулировании и социально-экономической политике с использованием результатов научных исследований, доказательной базы и обоснованных фактов . Повсеместное использование такого метода способно повысить качество государственного управления и регулирования, а применение доказательной государственной политики компенсирует издержки, имеющиеся в результате проведения исследований с целью формирования наиболее оптимизированной стратегии . Частным случаем доказательной государственной политики является доказательная социальная политика. Данная научно-исследовательская работа посвящена самому феномену и практикам его применения.
Степень разработанности темы. Доказательная государственная политика является предметом изучения социальных наук в США и ряде стран Западной Европы, притом анализ феномена происходит как в рамках научного, так и политического дискурса . Стоит отметить, что принятие решений в нормативно-правовом поле на основе доказательной базы, подкреплённой результатами научных исследований, является парадигмальным подходом в правотворческой деятельности этих государств.
В рамках научного дискурса осуществляется изучение целеполагания доказательной государственной политики: дискурс содержит в себе понятие «сценарий» - определённый исход при использовании тех или иных доказательных баз – и изучение выработки сценариев как итога комплексного применения доказательной государственной политики является одним из подходов к изучению феномена – комплексный анализ проецирования сценариев осуществлён в рамках работы «От доказательной государственной политики – к политическому анализу» .
Также степень разработанности темы характеризуют исследования методологии, используемой в рамках создания доказательной базы для принятия решений. Одной из самых значительных работ по изучению методологии является труд социологов из Великобритании «Что работает?» - работа включает в себя анализ эффективности различных стратегий проведения исследований для получения доказательной базы, а также анализ вторичных данных и экспертных заключений .
Кроме того, тема изучается в рамках междисциплинарного подхода: стоит отметить исследование, проведённое и опубликованное британским изданием «FinancialTimes», целью которого было сравнение показателей успеха политической карьеры у политиков, имеющих исследовательские компетенции, и не имеющих таковых . Значительнымвкладомвмеждисциплинарныеисследованияявляетсяиработа «Fromparadoxtoprinciples: wherenextforscientificadvicetogovernments?», целью которой было выявление востребованности представителей исследовательского сообщества на государственной службе и в смежных отраслях в качестве экспертов-консультантов .
В рамках анализа степени разработанности темы приведены наиболее комплексные исследовательские работы, включающие в себя информацию о других проектах и исследованиях, ставших основой для создания таких работ. Однако русскоязычный научный дискурс практически не затрагивает данную тему: изучение доказательной государственной политики являлось целью работ В.А. Волошинской и ряда белорусских специалистов .
Изучение истории возникновения доказательной государственной и, в частности, социальной политики связано с изучением политического контекста Великобритании 1990-х годов . Таким образом, следует выдвинуть гипотезу, что различие политического контекста Великобритании и России помешало импорту социологического знания, и, как следствие, разработанности проблемы в русскоязычном научном дискурсе. Данная работа призвана стать основой для изучения перспективы реализации доказательной государственной и, в частности, социальной политики на территории России, обогатив русскоязычный научный дискурс.
Основной исследовательский вопрос работы– возможна ли реализация доказательной социальной политики в России на основании текущих особенностей межинституционального взаимодействия представителей института власти и исследовательского сообщества согласно критериям концепции доказательной социальной политики, являющейся правотворческой парадигмой в ряде стран Европы и США?
Цель работы: проанализировать концепцию и практики применения доказательной социальной политики и на этой основе выявить особенности межинституциональноего взаимодействия представителей института власти и исследовательского сообщества как акторов реализации доказательной социальной политики в современной России.
Задачи работы:
1. Рассмотреть концепцию доказательной государственной политики;
2. Изучить историю возникновения доказательной государственной политики как метода принятия решений в нормативно-правовом поле;
3. Рассмотреть доказательную социальную политику как частный случай доказательной государственной политики;
4. Изучить практики применения доказательной социальной политики;
5. Провести эмпирическое исследование перспектив реализации доказательной социальной политики в России.
Объект: доказательная социальная политика как межинституциональное взаимодействие представителей института власти и исследовательского сообщества
Предмет: особенности взаимодействия представителей института власти и исследовательского сообщества, способствующие или препятствующие реализации доказательной социальной политики.
Эмпирической базой исследования послужили практики изучения доказательной государственной и, в частности, социальной политики, а также информация об использовании доказательных баз при принятии решений в нормативно-правовом поле России, Великобритании и США, представленная в интернете, новостях и СМИ. Кроме того, эмпирическую базу составили результаты проведённых автором данной работы экспертных интервью в сопоставлении с реальными кейсами реализации принципов доказательной социальной политики.
Теоретическая значимость состоит в применении неоинституционального подхода к изучению контекста межинституционального взаимодействия акторов реализации доказательной социальной политики в России.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования при проектировании институционального дизайна, способствующего установлению доказательного подхода в принятии решений в нормативно-правовом поле в качестве парадигмального, а также при изучении возможности создания предпосылок к установлению такого подхода в качестве парадигмального.
По данным Центра стратегических исследований НИУ ВШЭ, в России каждый год принимается около 20 тысяч нормативно-правовых актов. Соответственно, наблюдается и экспоненциальный рост количества подзаконных актов .
Мы не можем говорить о наличии определённого “запроса” на некое количество законопроектов, воплощённого в виде плана, который чиновники Российской Федерации могут, к примеру, перевыполнить. Всё дело в механизме принятия законов: начальным этапом является законодательная инициатива, исходящая от нашего президента, верхней и нижней палат парламента, депутатов, региональных органов . Количество инициатив никак не регулируется: соответственно, каждая инициатива, прошедшая последующие стадии принятия, становится новым нормативно-правовым актом Российской Федерации.
Конституция РФ не включает в себя определения самого понятия “инициатива”, а содержит лишь описание процессуального порядка её выдвижения . Это означает, что одним из возможных условий выдвижения законодательной инициативы является субъективное восприятие чиновниками, наделёнными данным правом, любого социального факта.
Значительную часть принятых нормативно-правовых актов составляют акты, являющиеся следствием исполнения указов президента, причём не конкретных документов с пометной “указ”, а именно вербальных посланий, выражающихся в трансляции субъективного восприятия президентом социальных фактов .
С целью повысить качество принимаемых законопроектов в России существуют принципы необходимости существования регулятивных нормативно-правовых актов, представляющих собой механизмы контроля и надзора в сферах, подконтрольных федеральным законам, однако на деле такой принцип усугубляет волюнтаризм в законодательной сфере, фактически, устанавливая отчётность одних регулятивных органов перед другими .
По-другому обстоят дела в странах Европы: парламенты Англии и Германии, к примеру, редко принимают более 20 законопроектов в год, аналогичных по статусу с федеральными законами РФ . Притом в данном случае несправедливо говорить как о недостатке данных для такого сравнения (на основе лишь трёх парламентов), так и о дискурсе “с оглядкой на запад”. Различия здесь представлены именно в качественных характеристиках.
Таким различием, такой качественной характеристикой является доказательная государственная политика. Доказательная государственная политика – метод принятия решений в правовом регулировании и социально-экономической политике с использованием результатов научных исследований, доказательной базы и обоснованных фактов . Повсеместное использование такого метода способно повысить качество государственного управления и регулирования, а применение доказательной государственной политики компенсирует издержки, имеющиеся в результате проведения исследований с целью формирования наиболее оптимизированной стратегии . Частным случаем доказательной государственной политики является доказательная социальная политика. Данная научно-исследовательская работа посвящена самому феномену и практикам его применения.
Степень разработанности темы. Доказательная государственная политика является предметом изучения социальных наук в США и ряде стран Западной Европы, притом анализ феномена происходит как в рамках научного, так и политического дискурса . Стоит отметить, что принятие решений в нормативно-правовом поле на основе доказательной базы, подкреплённой результатами научных исследований, является парадигмальным подходом в правотворческой деятельности этих государств.
В рамках научного дискурса осуществляется изучение целеполагания доказательной государственной политики: дискурс содержит в себе понятие «сценарий» - определённый исход при использовании тех или иных доказательных баз – и изучение выработки сценариев как итога комплексного применения доказательной государственной политики является одним из подходов к изучению феномена – комплексный анализ проецирования сценариев осуществлён в рамках работы «От доказательной государственной политики – к политическому анализу» .
Также степень разработанности темы характеризуют исследования методологии, используемой в рамках создания доказательной базы для принятия решений. Одной из самых значительных работ по изучению методологии является труд социологов из Великобритании «Что работает?» - работа включает в себя анализ эффективности различных стратегий проведения исследований для получения доказательной базы, а также анализ вторичных данных и экспертных заключений .
Кроме того, тема изучается в рамках междисциплинарного подхода: стоит отметить исследование, проведённое и опубликованное британским изданием «FinancialTimes», целью которого было сравнение показателей успеха политической карьеры у политиков, имеющих исследовательские компетенции, и не имеющих таковых . Значительнымвкладомвмеждисциплинарныеисследованияявляетсяиработа «Fromparadoxtoprinciples: wherenextforscientificadvicetogovernments?», целью которой было выявление востребованности представителей исследовательского сообщества на государственной службе и в смежных отраслях в качестве экспертов-консультантов .
В рамках анализа степени разработанности темы приведены наиболее комплексные исследовательские работы, включающие в себя информацию о других проектах и исследованиях, ставших основой для создания таких работ. Однако русскоязычный научный дискурс практически не затрагивает данную тему: изучение доказательной государственной политики являлось целью работ В.А. Волошинской и ряда белорусских специалистов .
Изучение истории возникновения доказательной государственной и, в частности, социальной политики связано с изучением политического контекста Великобритании 1990-х годов . Таким образом, следует выдвинуть гипотезу, что различие политического контекста Великобритании и России помешало импорту социологического знания, и, как следствие, разработанности проблемы в русскоязычном научном дискурсе. Данная работа призвана стать основой для изучения перспективы реализации доказательной государственной и, в частности, социальной политики на территории России, обогатив русскоязычный научный дискурс.
Основной исследовательский вопрос работы– возможна ли реализация доказательной социальной политики в России на основании текущих особенностей межинституционального взаимодействия представителей института власти и исследовательского сообщества согласно критериям концепции доказательной социальной политики, являющейся правотворческой парадигмой в ряде стран Европы и США?
Цель работы: проанализировать концепцию и практики применения доказательной социальной политики и на этой основе выявить особенности межинституциональноего взаимодействия представителей института власти и исследовательского сообщества как акторов реализации доказательной социальной политики в современной России.
Задачи работы:
1. Рассмотреть концепцию доказательной государственной политики;
2. Изучить историю возникновения доказательной государственной политики как метода принятия решений в нормативно-правовом поле;
3. Рассмотреть доказательную социальную политику как частный случай доказательной государственной политики;
4. Изучить практики применения доказательной социальной политики;
5. Провести эмпирическое исследование перспектив реализации доказательной социальной политики в России.
Объект: доказательная социальная политика как межинституциональное взаимодействие представителей института власти и исследовательского сообщества
Предмет: особенности взаимодействия представителей института власти и исследовательского сообщества, способствующие или препятствующие реализации доказательной социальной политики.
Эмпирической базой исследования послужили практики изучения доказательной государственной и, в частности, социальной политики, а также информация об использовании доказательных баз при принятии решений в нормативно-правовом поле России, Великобритании и США, представленная в интернете, новостях и СМИ. Кроме того, эмпирическую базу составили результаты проведённых автором данной работы экспертных интервью в сопоставлении с реальными кейсами реализации принципов доказательной социальной политики.
Теоретическая значимость состоит в применении неоинституционального подхода к изучению контекста межинституционального взаимодействия акторов реализации доказательной социальной политики в России.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования при проектировании институционального дизайна, способствующего установлению доказательного подхода в принятии решений в нормативно-правовом поле в качестве парадигмального, а также при изучении возможности создания предпосылок к установлению такого подхода в качестве парадигмального.
Цель выпускной квалификационной работы заключалась в анализе концепции и практики применения доказательной социальной политики и выявлении на основе анализа особенностей межинституционального взаимодействия представителей института власти и исследовательского сообщества как акторов реализации доказательной социальной политики в России. Для этого последовательно был выполнен ряд задач.
Во-первых, была рассмотрена концепция доказательной государственной политики. Доказательная государственная политика является методом принятия правотворческих решений, основанием для которого служат факты, подтверждённые результатами научных исследований и экспертным мнением. Такой метод призван сократить возможные издержки в реализации политики с помощью процесса отбора сценариев, которые могут привести к неэффективному государственному и муниципальному управлению, и дальнейшего исключения таких сценариев из перечня возможных решений. Хоть доказательная государственная политика и является правотворческой парадигмой в ряде стран Европы и США, конечное решение всё же остаётся за институтом власти: чиновники могут принимать различные решения, руководствуясь одной и той же доказательной базой. Такой подход обладает рядом недостатков – в частности, он не исключает лоббирования определённых инициатив с помощью манипулирования как доказательной базой, так и самими экспертами, но, в любом случае, альтернативой такому подходу является его отсутствие, где решение принимается без необходимости наличия доказательной базы. Таким образом, мы можем сделать вывод о повышении эффективности правотворческой деятельности с внедрением принципов доказательной государственной политики.
Во-вторых, была изучена история возникновения доказательной государственной политики как метода принятия правотворческих решений в нормативно-правовом поле. Отправной точкой следует считать приход к власти в Великобритании 1990-х готов партии лейбористов, первой поставившей ключевой вопрос доказательной государственной политики «А что работает?». Внутриполитический и социальный контекст Великобритании того времени располагал особенным институциональным дизайном, сочетающим в себе наличие запроса на эффективные практики со стороны государства, возможности представления исследовательским сообществом данных о таких эффективных практиках и одобрение новых оснований для принятия решения гражданами Великобритании. Уже в 2001 году доказательная государственная политика стала правотворческой парадигмой. В дальнейшем подход только укреплялся в ведущих общественных и политических институтах Великобритании – изучению самого подхода, методологии предоставления доказательной базы и решениям, принятым на основании такой доказательной базы, выделялось значительное финансирование, а сами темы становились одними из самых востребованных для обсуждения в научном дискурсе.
В-третьих, была рассмотрена доказательная социальная политика как частный элемент доказательной государственной политики. Такая политика осуществляется в рамках тех же законов, что и политика более широкого спектра, однако объектом нормативно-правового регулирования и исследовательской деятельности, на основании результатов которой осуществляется это регулирование, является социальная сфера.
Четвёртой выполненной задачей стало изучение практик применения доказательной социальной политики. Доказательная социальная политика реализуется как на общегосударственном уровне с привлечением к дискуссии вокруг принятия решения исследовательского сообщества, так и на локальном уровне, где результаты исследований служат основанием для эффективного целевого расхода бюджетных средств и выбора наиболее отвечающих целям и задачам социальной политики практик осуществления нормативно-правового регулирования. Одним из центральных понятий доказательной социальной политики в странах Европы и США является реестр хранения данных – организация, осуществляющая сбор вторичных данных (в некоторых случаях – и сбор результатов первичного исследования) с целью использования этих данных как для предоставления их по запросу со стороны института власти, так и для выступления с собственной инициативой при условии наличия необходимости экспертного вмешательства, если такую необходимость демонстрируют результаты исследований.
Пятая выполненная задача – проведение эмпирического исследования, перспектив реализации доказательной социальной политики в России. Данные экспертного опроса представителей института власти и исследовательского сообщества, осуществляющих межинституциональное взаимодействие, и применение кейс-стади к законопроекту «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской федерации» позволили сделать вывод, что в текущих условиях установление доказательной социальной политики в качестве правотворческой парадигмы не представляется возможным, а те основания, которые номинально следует отнести к элементам внедрения доказательной государственной политики, такие, как привлечение экспертов к обсуждению обоснования правотворческого вмешательства или отслеживание итогов исследований в рамках проблемного поля, являются лишь формальностью.
Положения и выводы диссертации способны выступить теоретическим материалом для дальнейших исследований в области перспектив реализации доказательной государственной и, в частности, социальной политики в России, а также методологическим основанием для применения неоинституционального анализа при изучении межинституционального взаимодействия акторов, представляющих отличные друг от друга по целям и задачам институты.
Во-первых, была рассмотрена концепция доказательной государственной политики. Доказательная государственная политика является методом принятия правотворческих решений, основанием для которого служат факты, подтверждённые результатами научных исследований и экспертным мнением. Такой метод призван сократить возможные издержки в реализации политики с помощью процесса отбора сценариев, которые могут привести к неэффективному государственному и муниципальному управлению, и дальнейшего исключения таких сценариев из перечня возможных решений. Хоть доказательная государственная политика и является правотворческой парадигмой в ряде стран Европы и США, конечное решение всё же остаётся за институтом власти: чиновники могут принимать различные решения, руководствуясь одной и той же доказательной базой. Такой подход обладает рядом недостатков – в частности, он не исключает лоббирования определённых инициатив с помощью манипулирования как доказательной базой, так и самими экспертами, но, в любом случае, альтернативой такому подходу является его отсутствие, где решение принимается без необходимости наличия доказательной базы. Таким образом, мы можем сделать вывод о повышении эффективности правотворческой деятельности с внедрением принципов доказательной государственной политики.
Во-вторых, была изучена история возникновения доказательной государственной политики как метода принятия правотворческих решений в нормативно-правовом поле. Отправной точкой следует считать приход к власти в Великобритании 1990-х готов партии лейбористов, первой поставившей ключевой вопрос доказательной государственной политики «А что работает?». Внутриполитический и социальный контекст Великобритании того времени располагал особенным институциональным дизайном, сочетающим в себе наличие запроса на эффективные практики со стороны государства, возможности представления исследовательским сообществом данных о таких эффективных практиках и одобрение новых оснований для принятия решения гражданами Великобритании. Уже в 2001 году доказательная государственная политика стала правотворческой парадигмой. В дальнейшем подход только укреплялся в ведущих общественных и политических институтах Великобритании – изучению самого подхода, методологии предоставления доказательной базы и решениям, принятым на основании такой доказательной базы, выделялось значительное финансирование, а сами темы становились одними из самых востребованных для обсуждения в научном дискурсе.
В-третьих, была рассмотрена доказательная социальная политика как частный элемент доказательной государственной политики. Такая политика осуществляется в рамках тех же законов, что и политика более широкого спектра, однако объектом нормативно-правового регулирования и исследовательской деятельности, на основании результатов которой осуществляется это регулирование, является социальная сфера.
Четвёртой выполненной задачей стало изучение практик применения доказательной социальной политики. Доказательная социальная политика реализуется как на общегосударственном уровне с привлечением к дискуссии вокруг принятия решения исследовательского сообщества, так и на локальном уровне, где результаты исследований служат основанием для эффективного целевого расхода бюджетных средств и выбора наиболее отвечающих целям и задачам социальной политики практик осуществления нормативно-правового регулирования. Одним из центральных понятий доказательной социальной политики в странах Европы и США является реестр хранения данных – организация, осуществляющая сбор вторичных данных (в некоторых случаях – и сбор результатов первичного исследования) с целью использования этих данных как для предоставления их по запросу со стороны института власти, так и для выступления с собственной инициативой при условии наличия необходимости экспертного вмешательства, если такую необходимость демонстрируют результаты исследований.
Пятая выполненная задача – проведение эмпирического исследования, перспектив реализации доказательной социальной политики в России. Данные экспертного опроса представителей института власти и исследовательского сообщества, осуществляющих межинституциональное взаимодействие, и применение кейс-стади к законопроекту «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской федерации» позволили сделать вывод, что в текущих условиях установление доказательной социальной политики в качестве правотворческой парадигмы не представляется возможным, а те основания, которые номинально следует отнести к элементам внедрения доказательной государственной политики, такие, как привлечение экспертов к обсуждению обоснования правотворческого вмешательства или отслеживание итогов исследований в рамках проблемного поля, являются лишь формальностью.
Положения и выводы диссертации способны выступить теоретическим материалом для дальнейших исследований в области перспектив реализации доказательной государственной и, в частности, социальной политики в России, а также методологическим основанием для применения неоинституционального анализа при изучении межинституционального взаимодействия акторов, представляющих отличные друг от друга по целям и задачам институты.
Подобные работы
- Практики применения технологий нейролингвистического программирования российскими политиками
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Роль
телевидения в области медицинской журналистики, в вопросах здоровья,
медицины и здорового образа жизни в России
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Эпистемологический анализ теорий и концепций исторического развития с позиций вероятностно-смыслового подхода (на примерах российской историографии)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Преступления в сфере экономической деятельности: вопросы теории, законодательного регулирования и судебной практики (Российский Университет Транспорта)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование механизмов реализации государственной политики Российской Федерации в сфере профилактики экстремизма (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРАКТИКИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ МЕЦЕНАТОВ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Коммодификация человеческой жизни и смерти в современном обществе на примере российского донорства внутренних органов
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Масс-медийная практика информационной войны
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018



