Введение 3
Глава 1: Доказательная социальная политика как метод принятия решений в нормативно-правовом поле социальной политики 10
1.1 Концепция доказательной государственной политики 10
1.2 История возникновения доказательной государственной политики как метода принятия правотворческих решений 13
1.3 Доказательная социальная политика как частный случай доказательной государственной политики 21
1.4 Практики применения доказательной социальной политики 23
Глава 2: Представители института власти и научно-исследовательского сообщества как основные акторы реализации доказательной социальной политики: неоинституциональный анализ 34
2.1 Взаимодействие института власти и исследовательского сообщества в России: предпосылки к проведению эмпирического исследования 34
2.2 Неоинституционализм как теоретическая рамка изучения взаимодействия института власти и исследовательского сообщества в России 41
2.3 Эмпирическое исследование перспективы реализации доказательной социальной политики в России 50
Заключение 87
Литература и источники 91
Приложения
Актуальность темы. После распада Советского Союза и окончания периода кризиса 1990-х гг. в российской политике намечается тенденция поворота к социальному государству при условии сохранения рыночных механизмов . Россия стремится сохранить как облик сильного государства, так и государства, способного удовлетворить социальные запросы населения . Однако основанием для удовлетворения социальных запросов населения являлось само видение государством этих запросов; череда законотворческих инициатив, вызвавших протесты в российском обществе, а также внутриполитический кризис, точкой отсчёта которого принято считать 2012-й год, стали определяющим фактором для увеличения связи между институтом власти и социальными науками как источником обоснования необходимости регулирования нормативно-правового поля . Тем не менее, обоснование необходимости выдвижения законодательной инициативы не обязывает инициатора к прямым отсылкам на результаты исследований социальной сферы.
По данным Центра стратегических исследований НИУ ВШЭ, в России каждый год принимается около 20 тысяч нормативно-правовых актов. Соответственно, наблюдается и экспоненциальный рост количества подзаконных актов .
Мы не можем говорить о наличии определённого “запроса” на некое количество законопроектов, воплощённого в виде плана, который чиновники Российской Федерации могут, к примеру, перевыполнить. Всё дело в механизме принятия законов: начальным этапом является законодательная инициатива, исходящая от нашего президента, верхней и нижней палат парламента, депутатов, региональных органов . Количество инициатив никак не регулируется: соответственно, каждая инициатива, прошедшая последующие стадии принятия, становится новым нормативно-правовым актом Российской Федерации.
Конституция РФ не включает в себя определения самого понятия “инициатива”, а содержит лишь описание процессуального порядка её выдвижения . Это означает, что одним из возможных условий выдвижения законодательной инициативы является субъективное восприятие чиновниками, наделёнными данным правом, любого социального факта.
Значительную часть принятых нормативно-правовых актов составляют акты, являющиеся следствием исполнения указов президента, причём не конкретных документов с пометной “указ”, а именно вербальных посланий, выражающихся в трансляции субъективного восприятия президентом социальных фактов .
С целью повысить качество принимаемых законопроектов в России существуют принципы необходимости существования регулятивных нормативно-правовых актов, представляющих собой механизмы контроля и надзора в сферах, подконтрольных федеральным законам, однако на деле такой принцип усугубляет волюнтаризм в законодательной сфере, фактически, устанавливая отчётность одних регулятивных органов перед другими .
По-другому обстоят дела в странах Европы: парламенты Англии и Германии, к примеру, редко принимают более 20 законопроектов в год, аналогичных по статусу с федеральными законами РФ . Притом в данном случае несправедливо говорить как о недостатке данных для такого сравнения (на основе лишь трёх парламентов), так и о дискурсе “с оглядкой на запад”. Различия здесь представлены именно в качественных характеристиках.
Таким различием, такой качественной характеристикой является доказательная государственная политика. Доказательная государственная политика – метод принятия решений в правовом регулировании и социально-экономической политике с использованием результатов научных исследований, доказательной базы и обоснованных фактов . Повсеместное использование такого метода способно повысить качество государственного управления и регулирования, а применение доказательной государственной политики компенсирует издержки, имеющиеся в результате проведения исследований с целью формирования наиболее оптимизированной стратегии . Частным случаем доказательной государственной политики является доказательная социальная политика. Данная научно-исследовательская работа посвящена самому феномену и практикам его применения.
Степень разработанности темы. Доказательная государственная политика является предметом изучения социальных наук в США и ряде стран Западной Европы, притом анализ феномена происходит как в рамках научного, так и политического дискурса . Стоит отметить, что принятие решений в нормативно-правовом поле на основе доказательной базы, подкреплённой результатами научных исследований, является парадигмальным подходом в правотворческой деятельности этих государств.
В рамках научного дискурса осуществляется изучение целеполагания доказательной государственной политики: дискурс содержит в себе понятие «сценарий» - определённый исход при использовании тех или иных доказательных баз – и изучение выработки сценариев как итога комплексного применения доказательной государственной политики является одним из подходов к изучению феномена – комплексный анализ проецирования сценариев осуществлён в рамках работы «От доказательной государственной политики – к политическому анализу» .
Также степень разработанности темы характеризуют исследования методологии, используемой в рамках создания доказательной базы для принятия решений. Одной из самых значительных работ по изучению методологии является труд социологов из Великобритании «Что работает?» - работа включает в себя анализ эффективности различных стратегий проведения исследований для получения доказательной базы, а также анализ вторичных данных и экспертных заключений .
Кроме того, тема изучается в рамках междисциплинарного подхода: стоит отметить исследование, проведённое и опубликованное британским изданием «FinancialTimes», целью которого было сравнение показателей успеха политической карьеры у политиков, имеющих исследовательские компетенции, и не имеющих таковых . Значительнымвкладомвмеждисциплинарныеисследованияявляетсяиработа «Fromparadoxtoprinciples: wherenextforscientificadvicetogovernments?», целью которой было выявление востребованности представителей исследовательского сообщества на государственной службе и в смежных отраслях в качестве экспертов-консультантов .
В рамках анализа степени разработанности темы приведены наиболее комплексные исследовательские работы, включающие в себя информацию о других проектах и исследованиях, ставших основой для создания таких работ. Однако русскоязычный научный дискурс практически не затрагивает данную тему: изучение доказательной государственной политики являлось целью работ В.А. Волошинской и ряда белорусских специалистов .
Изучение истории возникновения доказательной государственной и, в частности, социальной политики связано с изучением политического контекста Великобритании 1990-х годов . Таким образом, следует выдвинуть гипотезу, что различие политического контекста Великобритании и России помешало импорту социологического знания, и, как следствие, разработанности проблемы в русскоязычном научном дискурсе. Данная работа призвана стать основой для изучения перспективы реализации доказательной государственной и, в частности, социальной политики на территории России, обогатив русскоязычный научный дискурс.
Основной исследовательский вопрос работы– возможна ли реализация доказательной социальной политики в России на основании текущих особенностей межинституционального взаимодействия представителей института власти и исследовательского сообщества согласно критериям концепции доказательной социальной политики, являющейся правотворческой парадигмой в ряде стран Европы и США?
Цель работы: проанализировать концепцию и практики применения доказательной социальной политики и на этой основе выявить особенности межинституциональноего взаимодействия представителей института власти и исследовательского сообщества как акторов реализации доказательной социальной политики в современной России.
Задачи работы:
1. Рассмотреть концепцию доказательной государственной политики;
2. Изучить историю возникновения доказательной государственной политики как метода принятия решений в нормативно-правовом поле;
3. Рассмотреть доказательную социальную политику как частный случай доказательной государственной политики;
4. Изучить практики применения доказательной социальной политики;
5. Провести эмпирическое исследование перспектив реализации доказательной социальной политики в России.
Объект: доказательная социальная политика как межинституциональное взаимодействие представителей института власти и исследовательского сообщества
Предмет: особенности взаимодействия представителей института власти и исследовательского сообщества, способствующие или препятствующие реализации доказательной социальной политики.
Эмпирической базой исследования послужили практики изучения доказательной государственной и, в частности, социальной политики, а также информация об использовании доказательных баз при принятии решений в нормативно-правовом поле России, Великобритании и США, представленная в интернете, новостях и СМИ. Кроме того, эмпирическую базу составили результаты проведённых автором данной работы экспертных интервью в сопоставлении с реальными кейсами реализации принципов доказательной социальной политики.
Теоретическая значимость состоит в применении неоинституционального подхода к изучению контекста межинституционального взаимодействия акторов реализации доказательной социальной политики в России.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования при проектировании институционального дизайна, способствующего установлению доказательного подхода в принятии решений в нормативно-правовом поле в качестве парадигмального, а также при изучении возможности создания предпосылок к установлению такого подхода в качестве парадигмального.
Цель выпускной квалификационной работы заключалась в анализе концепции и практики применения доказательной социальной политики и выявлении на основе анализа особенностей межинституционального взаимодействия представителей института власти и исследовательского сообщества как акторов реализации доказательной социальной политики в России. Для этого последовательно был выполнен ряд задач.
Во-первых, была рассмотрена концепция доказательной государственной политики. Доказательная государственная политика является методом принятия правотворческих решений, основанием для которого служат факты, подтверждённые результатами научных исследований и экспертным мнением. Такой метод призван сократить возможные издержки в реализации политики с помощью процесса отбора сценариев, которые могут привести к неэффективному государственному и муниципальному управлению, и дальнейшего исключения таких сценариев из перечня возможных решений. Хоть доказательная государственная политика и является правотворческой парадигмой в ряде стран Европы и США, конечное решение всё же остаётся за институтом власти: чиновники могут принимать различные решения, руководствуясь одной и той же доказательной базой. Такой подход обладает рядом недостатков – в частности, он не исключает лоббирования определённых инициатив с помощью манипулирования как доказательной базой, так и самими экспертами, но, в любом случае, альтернативой такому подходу является его отсутствие, где решение принимается без необходимости наличия доказательной базы. Таким образом, мы можем сделать вывод о повышении эффективности правотворческой деятельности с внедрением принципов доказательной государственной политики.
Во-вторых, была изучена история возникновения доказательной государственной политики как метода принятия правотворческих решений в нормативно-правовом поле. Отправной точкой следует считать приход к власти в Великобритании 1990-х готов партии лейбористов, первой поставившей ключевой вопрос доказательной государственной политики «А что работает?». Внутриполитический и социальный контекст Великобритании того времени располагал особенным институциональным дизайном, сочетающим в себе наличие запроса на эффективные практики со стороны государства, возможности представления исследовательским сообществом данных о таких эффективных практиках и одобрение новых оснований для принятия решения гражданами Великобритании. Уже в 2001 году доказательная государственная политика стала правотворческой парадигмой. В дальнейшем подход только укреплялся в ведущих общественных и политических институтах Великобритании – изучению самого подхода, методологии предоставления доказательной базы и решениям, принятым на основании такой доказательной базы, выделялось значительное финансирование, а сами темы становились одними из самых востребованных для обсуждения в научном дискурсе.
В-третьих, была рассмотрена доказательная социальная политика как частный элемент доказательной государственной политики. Такая политика осуществляется в рамках тех же законов, что и политика более широкого спектра, однако объектом нормативно-правового регулирования и исследовательской деятельности, на основании результатов которой осуществляется это регулирование, является социальная сфера.
Четвёртой выполненной задачей стало изучение практик применения доказательной социальной политики. Доказательная социальная политика реализуется как на общегосударственном уровне с привлечением к дискуссии вокруг принятия решения исследовательского сообщества, так и на локальном уровне, где результаты исследований служат основанием для эффективного целевого расхода бюджетных средств и выбора наиболее отвечающих целям и задачам социальной политики практик осуществления нормативно-правового регулирования. Одним из центральных понятий доказательной социальной политики в странах Европы и США является реестр хранения данных – организация, осуществляющая сбор вторичных данных (в некоторых случаях – и сбор результатов первичного исследования) с целью использования этих данных как для предоставления их по запросу со стороны института власти, так и для выступления с собственной инициативой при условии наличия необходимости экспертного вмешательства, если такую необходимость демонстрируют результаты исследований.
Пятая выполненная задача – проведение эмпирического исследования, перспектив реализации доказательной социальной политики в России. Данные экспертного опроса представителей института власти и исследовательского сообщества, осуществляющих межинституциональное взаимодействие, и применение кейс-стади к законопроекту «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской федерации» позволили сделать вывод, что в текущих условиях установление доказательной социальной политики в качестве правотворческой парадигмы не представляется возможным, а те основания, которые номинально следует отнести к элементам внедрения доказательной государственной политики, такие, как привлечение экспертов к обсуждению обоснования правотворческого вмешательства или отслеживание итогов исследований в рамках проблемного поля, являются лишь формальностью.
Положения и выводы диссертации способны выступить теоретическим материалом для дальнейших исследований в области перспектив реализации доказательной государственной и, в частности, социальной политики в России, а также методологическим основанием для применения неоинституционального анализа при изучении межинституционального взаимодействия акторов, представляющих отличные друг от друга по целям и задачам институты.
1. Алексеева Т. А. Современные политические теории. – РОССПЭН, 2007
2. Баранов Н.А. Публичность в контексте российской политики // Вестник СПбГУК. 2013. №3 (16)
3. Ваславский Я. и др. Неоинституциональный подход как методологическая основа исследования электронного правительства //Вестник МГИМО Университета. – 2016. – №. 6 (51)
4. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. c. 200. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Новости,1992.
5. Волошинская А. А., Комаров В. М. Доказательная государственная политика: проблемы и перспективы // Вестник Института экономики РАН. – 2015. – №. 4.
6. Волошинская А. Доказательная Государственная Политика (Evidence-Based State Policy). – 2015,
7. Готлиб А. С. Конструирование социального контекста в качественном социологическом исследовании: возможности нарративного подхода //Социология вчера, сегодня, завтра. – 2012.
8. Грэйсон Л. Доказательная медицина: обзор и руководство для литературы. Британская библиотека: Лондон. - 1997.
9. Дж Х. Социологический неоинституционализм и анализ организаций (предисловие к разделу) //Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2007. – №. 3,
10. Джонсон К. Влияние доказательной политики и практики на деятельность по городскому планированию. PlanningExchange, TontineHouse, GordonStreet, GlasgowG1 3PL
11. Институциональный анализ как перспективное направление в исследовании общественных движений (аналитический обзор) // Вестник Института социологии. 2017. № 20.
12. Кичалюк О. Н. Акты Президента Российской Федерации программно – политического содержания: конституционно – правовая характеристика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20.
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
14. Кузина Т., Чулицкая Т. Бремя доказывания: нужна ли Беларуси доказательная политика. Просветительско-исследовательское учреждение «Центр исследования общественного управления "СИМПА»
15. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют: пер. с англ. Ю. В. Автономова. - М.: Журнал «Вопросы экономики», 2004
16. Панов П. В. Институционализм(ы): объяснительные модели и причинность. – Полис. Политические исследования. 2015. № 3.
17. Петтикрю М. Систематические обзоры от астрономии до зоологии: мифы и заблуждения // Британский медицинский журнал, 13 января, № 322 (7278) – 2001.
18. Питерс Г. 1999. Политические институты: вчера и сегодня. - Политическая наука: новые направления (пер. М.М. Гурвица, А.Л. Демчука, Т.В. Якушевой). М.: Вече.
19. Подразделение производительности и инноваций Секретариата кабинета министров «Более эффективная реализация и выработка политики: документ для обсуждения». Секретариат кабинета министров: Лондон, 2001.
20. Подразделение производительности и инноваций Секретариата кабинета министров «Более эффективная реализация и выработка политики: документ для обсуждения». Секретариат кабинета министров: Лондон, 2001.
21. Путило Н. В. и др. Правовое регулирование деятельности организаций, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, образования и культуры. – 2013.
22. Резаев А. и др. (ред.). Сравнительная социология. – Litres, 2017.
23. Ромашевская И., Чулицкая Т. Оценка эффективности социальной политики: поиск путей в современном государственном управлении // Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования.
24. Секретариат кабинета министров. Модернизация правительства // Государственная канцелярия: Лондон, гл. 2, пункт 6.
25. Секретариат кабинета министров; Казначейство Ее Величества. Государственная служба: преемственность и перемены. Королевская государственная канцелярия. Лондон. – 1994.
26. Сморгунов Л. В. Философия и политика: очерки соврем. полит. философии и рос. ситуация. М., 2007.
27. Солсбери У. Доказательная государственная политика: Откуда она пришла и куда идет. Лондон: Центр доказательной государственной политики и практики Совета по экономическим и социальным исследованиям Великобритании
28. Социальные науки для знаний и принятия решений // ОЭСР: Париж.
29. Хасс Д. Социологический неоинституционализм и анализ организации (предисловие к разлелу). Вестник Санкт-Петербургского государственного университета, Серия 8, Менеджмент, 2007 №3.
30. Холстова Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008, с. 13
31. ШмидтН. Why Central Bank Independence Could Become a Thing of the Past / T. ROWE PRICE INSIGHTS ON MACROECONOMICS, 2019.
32. Apter D.E. Comparative Politics, Old and New. A New Handbook of Political Science. Ed. by R.E. Goodin, H.-D. Klingemann. New York, OUP Oxford, 1998.
33. Baron J. A Brief History of Evidence-Based Policy, Volume: 678, 2018.
34. Bowen S., Zwi A. B. Pathways to “evidence-informed” policy and practice: a framework for action //PLoS medicine. – 2005. – Т. 2. – №. 7.
35. Davies H. T. O., Nutley S. M., Smith P. C. Editorial: What works? The role of evidence in public sector policy and practice. – 1999.
36. De Marchi G., Lucertini G., Tsoukiàs A. From evidence-based policy making to policy analytics //Annals of Operations Research. – 2016. – Т. 236. – №. 1.
37. Gluckman P., Wilsdon J. From paradox to principles: where next for scientific advice to governments?. – 2016
38. Lukes, 1973. Цит. по: Ходжсон, 2003.
39. Newman K., Capillo A., Famurewa A., Nath C., Siyanbola W. What is the evidence on evidence-informed policy making? Lessons from the International Conference on Evidence Informed Policy Making. UK, Oxford: International Network for the Availability of Scientifi c Publications (INASP), 2013.
40. Peters B.G. Political Institutions: Old and New. A New Handbook of Political Science. Ed. by R.E. Goodin, H.-D. Klingemann. New York, OUP Oxford, 1998. с. 205 – 222
41. Stoker G., Evans M. Evidence-based policy making in the social sciences: Methods that matter // Published by: Bristol University Press, Policy Press, 2016
42. Sutcliffe S. Evidence-Based Policymaking: What is it? How does it work? What relevance for developing countries?. – 2005. – №. Folleto 1427.
43. Taylor B. D. Police reform in Russia: The policy process in a hybrid regime //Post-Soviet Affairs. – 2014. – Т. 30. – №. 2-3. –
Электронный ресурс
1. Age of the expert as policymaker is coming to an end [электронныйресурс] // Информационно-аналитическоеагентство Financial Times. URL: ft.com/content/f0b6e4a0-99ad-11e9-9573-ee5cbb98ed36 (датаобращения: 03.03.2020)
2. Book Review: Evidence-Based Policy: A Practical Guide to Doing It Better by Nancy Cartwright and Jeremy Hardie [электронныйресурс] // Порталобзоровнаакадемическиеиздания LSE Review of Books. URL: http://blogs.lse.ac.uk/lsereviewofbooks/2013/05/19/book-review-evidence-based-policy-a-practical-guide-to-doing-it-better (дата обращения: 22.02.2020)
3. Coalitionforevidence-basedpolicy [Электронный ресурс] // Коалиция доказательной политики США, официальный сайт. URL: http://coalition4evidence.org (дата обращения: 01.04.2020)
4. Evidence Based Policy: Whence it Came and Where it’s Going [электронныйресурс] // КоролевскийколледжЛондона. URL: https://www.kcl.ac.uk/sspp/departments/politicaleconomy/research/cep/pubs/papers/assets/wp1.pdf (дата обращения: 27.12.2019)
5. Investing in Children [электронныйресурс] // Реестрданных Investing in Children. URL: http://www.investinginchildren.net (датаобращения: 05.03.2020)
6. Making evidence matter: public policy topic [электронныйресурс] // Информационныйпортал Making evidence matter. URL: https://evidencenetwork.ca (датаобращения: 07.01.2020)
7. Purely evidence-based policy doesn’t exist [электронныйресурс] // Информационно-аналитическоеагентство «Chicago Booth Review».URL: https://review.chicagobooth.edu/economics/2019/article/purely-evidence-based-policy-doesn-t-exist (датаобращения: 07.03.2020)
8. Supporting evidence-informed practice with children and families [электронныйресурс] // Информационныйпортал «Research in practice». URL: http://www.rip.co.uk/about (датаобращения: 08.01.2020)
9. The Case for Evidence-Based Policy [электронныйресурс] // Urban Institute, официальныйсайт. URL: https://www.urban.org/sites/default/files/publication/32431/901189-The-Case-for-Evidence-Based-PolicyBeyond-Ideology-Politics-and-Guesswork.PDF (дата обращения: 27.03.2020)
10. The EPPI-Centre: committed to informing policy and professional practice with sound evidence [электронныйресурс] // Научно-исследовательскийцентр «EppiCentre». URL: http://eppi.ioe.ac.uk/cms (датаобращения: 08.01.2020)
11. VIII Грушинская конференция [электронный ресурс] // Официальный сайт VIII Грушинской конференции. URL: https://wciom.ru/nauka_i_obrazovanie/conferences/conference_2018 (дата обращения: 16.11.2019)
12. ВЦИОМ: худой мир или добрая ссора [электронный ресурс] // Официальный сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10077 (дата обращения: 13.05.2020)
13. Госдума и зарубежные парламенты: сравнение по структуре состава и практике парламентской деятельности [электронный ресурс] // Газета «Протестант». URL: http://www.gazetaprotestant.ru/2017/12/gosduma-i-zarubezhnye-parlamenty-sravnenie-po-strukture-sostava-i-praktike-parlamentskoj-deyatelnosti (дата обращения: 12.12.2019)
14. Доказательная политика в России: новая волшебная палочка Кремля? [электронный ресурс] // Информационно-аналитическое агентство Riddle. URL: https://www.ridl.io/ru/dokazatelnaja-politika-v-rossii-novaja-volshebnaja-palochka-kremlja/ (дата обращения: 04.04.2020)
15. Доказательная политика: Конкурс грантов на исследования в целях проведения evidence-based poliсy в России [электронный ресурс] // Центр перспективных управленческих решений. URL: https://cpur.ru/grant/CAG_grants.pdf (дата обращения: 17.11.2019)
16. Домашнее насилие – Левада-центр [электронный ресурс] // Аналитический центр Юрия Левады. URL: https://www.levada.ru/2019/09/13/domashnee-nasilie (дата обращения: 13.05.2020)
17. Интервью А. Поповой информационному порталу «Реальное время» [электронный ресурс] // Информационный портал «Реальное время». URL: https://realnoevremya.ru/articles/146435-alena-popova-o-zakonoproekte-o-domashnem-nasilii (дата обращения: 13.05.2020)
18. Интервью В. Фёдорова – специально для Snob.ru // Информационно-аналитический портал «Сноб». URL:https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=7974 (дата обращения: 17.11.2019)
19. Интервью О. Пушкиной для Российской Газеты [электронный ресурс] // Информационный портал «Российская газета». URL: https://rg.ru/2019/12/01/v-rossijskom-zakonodatelstve-poiavitsia-otvetstvennost-za-semejno-bytovoe-nasilie.html (дата обращения: 13.05.2020)
20. Калифорнийский информационный центр доказательных практик в области детского благополучия [электронный ресурс] // Официальный сайт Калифорнийского информационного центра доказательных практик в области детского благополучия. URL: http://www.cebc4cw.org (дата обращения: 05.03.2020)
21. Мари Давтян, публикация в профиле Facebook [электронный ресурс] // Социальная сеть Facebook. URL: https://www.facebook.com/mari.davtyan.54/posts/1446541405511523 (дата обращения: 13.05.2020)
22. Материалы Северо-западного экономического форума 2018 [электронный ресурс] // Официальный сайт Северо-западного экономического форума. URL: http://inno.gov.spb.ru/news26/postid/announce/3277 (дата обращения: 02.12.2018)
23. Насилие над женщинами – Левада-Центр [электронный ресурс] // Аналитический центр Юрия Левады. URL: https://www.levada.ru/2020/04/07/nasilie-nad-zhenshhinami (дата обращения: 13.05.2020)
24. Петиция «Мы требуем принять закон против домашнего насилия» [электронный ресурс] // Платформа создания петиций change.org. URL: https://www.change.org/p/%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%83%D0%B5%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 13.05.2020)
25. Письмо президенту РФ «Мы против закона о домашнем насилии!» [электронный ресурс] // Инфорамционное агентство «Regnum». URL: https://regnum.ru/news/polit/2748248.html (дата обращения: 13.05.2020)
26. Помогают ли социологи гражданам иметь собственное мнение о реальности? [электронный ресурс] // URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha2018/prez/3/Rimskiy.pdf (дата обращения: 16.11.2019)
27. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. [электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 14.05.2020)
28. Почему Россия плохо управляется? [электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал Riddle. URL: https://www.ridl.io/ru/pochemu-rossija-ploho-upravljaetsja (дата обращения: 01.05.2020)
29. Председатель СФ – о эффективной системе профилактики семейно-бытового насилия [электронный ресурс] // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://council.gov.ru/events/news/109081 (дата обращения: 13.05.2020)
30. Проект федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской федерации» [электронный ресурс] // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://council.gov.ru/media/files/rDb1bpYASUAxolgmPXEfKLUIq7JAARUS.pdf (дата обращения: 13.05.2020)
31. Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего [электронный ресурс] // Архив публикаций ВШЭ. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/219490174 (дата обращения: 13.03.2020)
32. Социолог и общество: почему не складываются отношения? [электронный ресурс] // Доклады и выступления в рамках VIII Грушинской конференции. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha2018/prez/2/Knyazeva.pdf (дата обращения: (дата обращения: 16.11.2019)
33. Центр регулирования доказательной политики [электронный ресурс] // Оксфордский университет. URL: http://www.spi.ox.ac.uk/centre-for-evidence-based-intervention (дата обращения: 03.04.2020)
34. Шорт-лист финалистов конкурса грантов «Доказательная политика» [электронный ресурс] // URL: https://cpur.ru/news/short-list-finalistov-konkursa-grantov-dokazatelnaya-politika (дата обращения: 17.11.2019)