Глава 1 Теоретические основы развития познавательного
интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения
1.1 Характеристика познавательного интереса младших
школьников в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития познавательного интереса младших
школьников в учебной деятельности 14
1.3 Использование технологии проблемного обучения в развитии
познавательного интереса младших школьников 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения
2.1. Диагностика познавательного интереса младших школьников
на констатирующем этапе исследования 31
2.2. Реализация педагогических условий по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения 35
2.3. Результаты экспериментальной работы по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения.. 41
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложение
Одна из насущных проблем современного образования состоит в том, чтобы сформировать у младшего школьника устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Чтобы до¬биться успехов в усвоении знаний, младший школьник должен, прежде все¬го, осознавать необходимость их получения и значимость для себя.
Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов.
Проблема развития познавательных интересов младших школьников - одна из важнейших задач современной школы. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Педагоги используют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задания на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации.
Работая над проблемой формирования и развития познавательных интересов младших школьников в процессе обучения, мы опирались на идеи и опыт тех педагогов и психологов, которые занимались исследованием этой проблемы: Б.Г. Ананьева, Г.К. Байдельдиновой, Л.И. Божович, В.Б.Бондаревского, В.В. Давыдова, Е.И. Киричук, А.К. Маяковой,Н.Г.Морозовой, Н.Л. Погореловой, С.Л. Рубинштейна, Н.Д. Хмель,
Г.И.Щукиной. Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательного интереса к урокам русского языка имеет социальное и психолого-педагогическое значение.
Изучением вопросов, связанных с технологией проблемного обучения как средства познавательной активности младших школьников в учебном процессе, занимались Ю.К. Бабанский, А.В. Брушлинский, С.И. Брызгалова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Ильницкая, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, В.В. Оконь, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и другие отечественные педагоги и психологи.
Принцип значимости учебной деятельности для ребенка имеет большое значение. Именно проблемное обучение на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость, т.к. оно требует от ученика активной мыслительной деятельности, в ходе которой он учится наблюдать, сравнивать, делать выводы. Такая работа будет способствовать подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение позволяет заинтересовать учащихся в изучении учебного материала, является мощным активизирующим фактором при изучении любого учебного предмета, в том числе и русского языка.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка.
Предмет исследования - педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения будет эффективным, если:
- обеспечивается положительная мотивация к изучаемому предмету;
- используются проблемные ситуации в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом;
- учащиеся выступают в качестве субъекта учебной деятельности на уроке.
В соответствии с предметом исследования для достижения поставлен¬ной цели были определены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу и выявить степень разработанности исследуемой темы;
- изучить педагогический опыт, имеющийся в школьной практике;
- организовать экспериментальную работу по предмету исследования в начальных классах;
- разработать уроки русского языка по проблеме исследования.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической, литературы; педагогическое наблюдение; беседы с учащимися и учителями начальных классов; педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования.
Практическая база исследования: 2 класс МБОУ «Бехтеевская СОШ»
Практическая значимость исследования: определены педагогические условия, обеспечивающие развитие интереса у младших школьников к изучению русского языка как учебного предмета на основе технологии проблемного обучения. Материалы исследования могут применяться в практической работе общеобразовательной школы.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения. Список литературы состоит из 50 источников. Квалификационная работа включает в себя 52 страницы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения» охарактеризован познавательный интерес как психолого-педагогическая проблема, определены особенности развития познавательного интереса в учебной деятельности,
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения» определены критерии и уровни развития познавательного интереса младших школьников; описана практическая работа по теме исследования и показана динамика развития познавательного интереса на контрольном этапе исследования.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: таблицы, конспекты уроков русского языка .
Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что проблема результативности обучения зависит от уровня сформированности познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык».
Как показывает изучение педагогической и методической литературы переход от традиционной передачи готового знания от учителя ученику к организации процесса самостоятельного овладения детьми нового знания и применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем становится актуальным и востребованным в школьной практике обучения.
В ходе теоретического изучения исследуемой темы мы установили, что проблемный метод обучения, разработанный Ю.К. Бабанским, А.В. Брушлинским, С.И. Брызгаловой, И.А.Ильницкой, Т. В. Кудрявцевым, А. М. Матюшкиным, М.А. Махмутовым, Е.Л. Мельниковой и другими отечественными учёными, позволяет создавать проблемную ситуацию - отправную точку в развитии мышления, наталкивать ученика на посильные для него вопросы и проблемы. Мы убедились, что решение проблем - наиболее значимая (и, возможно, единственная) ключевая компетентность в условиях со¬временного образования, которая мотивирует познавательную активность и формирует устойчивый интерес к изучаемым школьным дисциплинам.
Изучение педагогического опыта по теме исследования показало, что проблемные ситуации располагают учащихся к рассуждениям, обеспечивают не только развитие интеллектуальных способностей, но и формируют умения анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие, обобщать и делать выводы. Без сформированности этих мыслительных операций невозможно обеспечить эффективность в усвоении изучаемого учебного материала.
Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании участвовали обучающиеся 2 класса МБОУ «Бехтеевская СОШ».
В ходе экспериментальной работы нам удалось апробировать положения гипотезы, соблюдение которых обеспечило успех в её проведении. Мы описали использование проблемных ситуаций, которые достаточно эффективно способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников в соответствии с изучаемым на уроке русского языка учебным материалом.
В ходе выпускного квалификационного исследования мы убедились в том, что использование на уроках русского языка проблемных ситуаций способствует формированию познавательного интереса младших школьников к изучению предмета и обеспечивает условия, в которых ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует и направляет в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом.
1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. / Б.Г. Ананьев. - М.: Ученые записки ЛГУ, N265. «Психология», 2000. - 351 с.
2. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников / Ю.К.Бабанский. - Ростов-на-Дону, 2000. -190 с.
3. Безручко Л. В. Развитие мыслительной деятельности на уроках русского языка / Л. В. Безручко // Начальная школа. - 2008. - N4. -С. 20-27.
4. Выготский Л.С. Психология познания/ Л.С.Выготский. - М.: Наука,1977. - 374 с.
5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию./В.Б.Бонджаревский - М.: Просвещение, 1984. - 144 с.
6. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения/ А.В.Брушлинский. - М.: Просвещение, 1983. - 234 с.
7. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб.пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / С.И. Брызгалова. - Калининград: Калинингр. ун-т, 1998. - 267 с.
8. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе/ Д.В. Вилькеев. - Казань, 1997. - 195 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Л.С.Выготский. - М., 1991. - 480 с.
10. Гордеева О.В. Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка / О.В. Гордеева // Начальное образование. - 2009. - N 5. - С. 34-37.
11. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников: диссерт. канд. пед. наук. 13.00.01 / Н.В.Грачева. - Киров, 2003. - 123 с.
12. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учите¬ля /А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. - М.: Вита-Пресс, 2010. - 288 с.
13. Иванов В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека./В.Г.Иванов. Учебные записки Л.Г.У., №214. Серия «Психология и педагогика». -СПб, 2001. - С. 45 - 50.
14. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. / И.А.Ильницкая. - М.: Просвещение, 1985. - 187 с.
15. Калугина И.Л. Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе/И.Л.Калугина [Офиц. сайт] URL: http: //nsportal .ru/nachalnaya- shkola/russkii-yazyk/2015/02/06/ispolzoyanie-tekhnologii-problemnogo-
obucheniya-v(дата обращения: 15.12.2017).
16. Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе / Е.Г. Кайдаш // Начальная школа. - 1993. - №12. - С.14-19
17. Костаева Т.В. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников в процессе их профессионально-личностного самоопределения: дис. канд. пед. наук. - Саратов, 2006. - 213с.
18. Костаева Т. В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся / Т.В.Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. - Вып.5. - Саратов : Изд-во Саратовского пединститута, 1998.- 234 с.
19. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы./ Т.В.Кудрявцев. - М.:3нание, 1991. - 229 с.
20. Лернер И.Я. Система методов обучения/ И.Я.Лернер. - М.: Знание, 1976. - 219 с.
21. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М.Матюшкин. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 392 с.
22. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. / М.И.Махмутов - М.: Просвещение, 1977. - 410 с.
23. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории/М.И.Махмутов. - М.: Педагогика,1975. - 234 с.
24. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра / Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 6. - С.28-30.
25. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. - М.: Прогресс, 2006. - 84 с.
26. Морозов М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов детей младшего школьного возраста. - М.: Известия , 2000. - 184 с.
27. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М. 1979. -267 с.
28. Мухина В.С. Возрастная психология. / В.С.Мухина. - М., 1998. -327 с.
29. Мохначева И. Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников / И. Мохначева // Начальная школа. -1990. - №12. - С.13-15.
30. Небосова Н.В. Формы организации познавательной деятельности младших школьников / Н.В. Небосова // Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 18-20.
31. Оконь В.В. Основы проблемного обучения/ В.В.Оконь. - М.:Просвещение, 1986. - 229с.
32. Островерх О.С. Условия становления индивидуального учебного действия в образовательном пространстве начальной школы / О.С. Островерх // Начальная школа. - 2001. - № 11. - С.60-65.
33. Оспенникова Е. В. Взаимосвязь системы видов учебного познания, методов обучения и организационных форм построения учебного процесса / Е. В. Оспенникова // Наука и школа. - 2001. - № 4. - С.20
34. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов / И. П.Подласый. - М, 2001. -182 с.
35. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск: «Пеленг», 1993. - 61с.
36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999. -124 с.
37. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: 1973. - 356 с.
38. Румянцева Ю.Н. Подготовка студентов к формированию познавательной мотивации у младших школьников / Ю.Н.Румянцева // Начальная школа. - 2005. - №4. - С.45-47.
39. Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1/ С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко и др. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 176 с.
40. Серебренникова Т.Н. Урок русского языка на основе технологии проблемного обучения (2-й класс)/ Т.Н. Серебренникова // Начальная школа плюс до и после. - 2004. - № 7. - С.78-80.
41. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 435 с.
42. Слинкина О.А. Формирование познавательных интересов учащихся при реализации современных принципов организации учебного процесса. - М.: 1987. - 106 с.
43. Сочивко Д. В. Когнитивные типы и индивидуальные стили познавательной деятельности / Сочивко Д. В., Якунин В. А. // Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса / Общество психологов АН СССР. - Л.-М., 1987. - с.217-229.
44. Тяжелова М.Г. Приёмы развития личной заинтересованности младших школьников в изучении русского языка./ М.Г. Тяжелова // Начальная школа. - №11. - 2007. - С.35 -37.
45. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К.Марковой. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с.
46. Царева С.Е. Учебная деятельность и умение учиться / С.Е. Царева // Начальная школа. - 2007. - №9. - С. 50-57.
47. Шаповалов В.В. О познавательном интересе и приёмах его активизации / В.В. Шаповалов // Начальная школа. - 2009. - № 7. - С.26-29.
48. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. -265 с.
49. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 218 с.
50. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971. - 114 с.