Введение 2
Глава 1. Имидж лидера государства как фактор обеспечения его внешнеполитических интересов 8
1.1 Имидж современного политического лидера и концептуально-теоретические основы его формирования в отражении российской науки 8
1.2 Особенности классификации и формирования внешнеполитического имиджа лидера государства в современных условиях 18
Глава 2 Технологии формирования позитивного образа государства и его лидера во внешнеполитическом пространстве 28
2.1 Проблемы позиционирования государства во внешнеполитическом пространстве 28
2.2 Концептуальная модель внешнеполитической имиджевой кампании 39
Глава 3 Роль российских лидеров в формировании внешнеполитического образа страны 48
3.1 Политические условия для формирования имиджа российских лидеров после распада СССР 48
3.2 Персонализация русского национального имиджа в эпоху В.B. Путина 61
3.3 Образ В.В. Путина и его роль в формировании политического имиджа страны 69
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 82
Актуальность данного исследования состоит в том, что в условиях глобализации, когда мир насыщен информационными потоками, значение создания благоприятного имиджа государства крайне важно для положительного позиционирования его на внешнеполитической арене. От имиджа зависит оценка государства на мировой политической арене и, следовательно, принятие необходимых международных политических решений. Таким образом, конструирование положительного имиджа Российской Федерации за ее пределами – одно из ключевых направлений деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Имидж В.В. Путина складывался с 2000-х годов, и складывается и по сей день. Его имидж – это уникальный результат, который был достигнут российскими имиджеологами. Если смотреть исследования, проводившиеся во время начала нулевых годов, то они показывают, каким жители России хотели бы видеть главу государства. Исходя из этих данных, 70% опрошенных людей хотели бы видеть на посту президента инициативного, умного и сильного человека, для которого важен народ1. Также имидж В.В. Путина был описан как принципиальный и решительный человек с жестким характером, который не сомневается в себе и в своей работе. Такой человек является хорошим стратегом и твердо стоит на своих принципиальных позициях. Он почти не подвержен эмоциям, что дает ему преимущество в принятии решений в непредвиденных и опасных ситуациях.
Таким образом, цель данной работы – определить роль имиджа политического лидера в формировании внешнеполитического образа государства.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать имидж лидера государства как фактор обеспечения его внешнеполитических интересов;
2. Охарактеризовать технологии формирования во внешнеполитическом пространстве образа позитивного государства и позитивного лидера;
3. Проанализировать роль российских лидеров в формировании внешнеполитического образа страны.
Объектом работы является внешнеполитический имидж политического лидера России – президента В.В. Путина.
Предметом исследования выступает роль имиджа политического лидера в формировании внешнеполитического образа государства.
Методологическую основу настоящей работы составили общенаучный диалектический метод познания объективной действительности и апробированные наукой частные методы познания социально-правовых явлений: системный, статистический, сравнительно-аналитический, социологический, исторический, формально-логический и др.
При написании работы использовались следующие источники:
• международные соглашения, заключенные Россией после распада Советского Союза как правовая основа внешнеполитической деятельности государства, влияющая в том числе и на формирование ее внешнеполитического образа2;
• нормативно-правовые акты РФ, официальные внешние политические документы России, например, Концепция внешней культурной политики России (2000, 2010),3 Концепция внешней политики (2016),4 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (2016).5В этих документах сформулированы приоритеты в областях внутренней и внешней политики, а также важнейшие смысловые рамки образа России, популяризация которого должна стать одним их главных содержаний внешнеполитической деятельности РФ;
• данные социологических опросов («Левада-центр», ВЦИОМ и др.), в которых приводится информация об отношении граждан России и зарубежных стран к политическому лидеру6;
• материалы прессы, СМИ (например, авторитетных западных изданий «The Washington Post», «The Guardian» и некоторых др.), медиа, которые способствуют пониманию основных черт образа политического лидера7 и которые дают картину информации, на которой строится комплекс представлений зарубежной аудитории о российском политическом лидере;
• еще можно использовать рейтинги самых влиятельных людей в мире, рейтинги стран с наилучшим имиджем, такие как рейтинг наиболее влиятельных людей «Форбс» или рейтинг агентства «Future Brand» наиболее влиятельных брендов государств».8 Это важный источник для нашего исследования, т.к. он не только дает не только представление о текущем положении имиджей влиятельных политиков или брендов стран, но содержит необходимые комментарии, раскрывающий сильные и слабые стороны представленных имиджей и брендов.
В качестве теоретической базы для написания работы использовались труды таких авторов, как: Л. Г. Антонова, Л.Н. Арутюнян, Е. Н. Богданов, И.А. Василенко, Д.А. Вылегжанин, М.К. Горшков, Б.А. Грушин, Е. Н. Давыборец, Г.Г. Дилигенский, Т.Г., Добросклонская, Т.В. Евгеньева, Е.В. Желнина, Э.А. Галумова и др.
Так, большое теоретическое значение для настоящего исследования имели работы известного российского специалиста в области имиджелогии Э.А. Галумова, в которых раскрывается понятие образа государства, международного имиджа РФ в частности, имиджа политического лидера и технологи их формирования.9
Оригинальная теория построения образа государства, основанная на значительном использовании социологических методик, представлена в работах И.Ю. Киселева, которые также стали теоретической основой настоящей диссертации.10
Проблематике внешнеполитического имиджа РФ, проблемам и технологиям его формирования в современны условиях, посвящены исследования И.А. Василенко11 и Е.Б. Шестопал.12
Анализ конкретных технологий построения имиджа, его теоретических аспектов и способов формирования представлен в трудах Е.В. Егоровой-Гантман и К.В. Плешакова.13 Анализ технологий, применяемых в политической имиджелогии, также представлен в работе Д.А. Вылегжанина.14 Также для изучения особенностей формирования международного имиджа государства было полезно исследование К. Боулдинга, в котором рассматривается феномен «национального имиджа» и его теоретические аспекты.15 Все указанные исследования были необходимы при изучении теоретических подходов к пониманию образа государства и того, какое место в нем занимает имидж политического лидера.
Научная новизна диссертации заключается в систематизации теоретических положений в области политической имиджеологии на основе практических кейсов, связанных с имиджем действующего Президента Российской Федерации.
Отдельно укажем ряд аналитических статьей, опубликованных китайскими исследователями в периодических научных изданиях, содержащих анализ текущего образа России и ее лидера и позволивших взглянуть на проблемы восприятия РФ глазами иностранных специалистов.16
Практическое значение работы заключается в выявлении проблемных аспектов формирования политического имиджа президента России В.В. Путина и выработке предложений по их устранению.
В настоящей диссертации автор будет использовать термины, которые необходимо специально прокомментировать ввиду их сходства с рядом близких, но не тождественных понятий. Во-первых, автор будет использовать термин «имидж политического лидера» в связи с тем, что другое близкое понятие - «образ политика» не столь распространено в российской науке, как словосочетание «имидж политика», что и обусловило использование именно данного термина в настоящей работе. О том, что такое «имидж политического лидера», как он понимается в современной российской науке и какие существуют дискуссии по этому поводу, речь пойдет в главе 1 диссертации.
Имидж политического лидера определяет одно из центральных мест в формировании внешнеполитического образа государства. «Внешнеполитический образ государства» - другое базовое понятие, использованное в диссертации. Понятие «образ государства» тесно связано с понятием «имидж государства», однако в настоящем исследовании они все же не рассматриваются как синонимы.17 Один из известных российских специалистов в области имиджелогии Э.А. Галумов определяет образ государства как «базу, определяющую, какую репутацию приобретает страна в сознании мировой общественности в результате тех или иных акций ее субъектов»,18 и отмечает, что «восприятие государства далеко не всегда осуществляется в соответствии с создаваемым им имиджем, а направляется образами, которые возникают у других участников международных отношений».19 Кроме того, как отмечают российские исследователи, понятие «образ государства» по своему содержанию полностью включает термин «имидж государства». Понятие «имидж государства» во многом идентично «образу государства», последний термин охватывает полностью его содержание.20 Внешнеполитический образ государства позволяет сделать вывод о том, что для государства важно понимать, каким образом оно воспринимается другими участниками международных отношений, т.е. способствует корректировке внешнеполитической стратегии этого государства21
Хронологические рамки исследования охватывают период, начиная с 1991 года и заканчивая 2019 годом. Такой выбор хронологических рамок объясняется изменением политического строя России, которое вывело на арену новых политических лидеров, которым необходимо было зарабатывать и повышать политический имидж у населения России.
Работа состоит из введения, трех глав с соответствующими параграфами, заключения и списка использованных источников.
В главе 1 рассматривается имидж современного политического лидера и концептуально-теоретические основы его формирования в отражении российской науки, изучаются особенности классификации и формирования внешнеполитического имиджа лидера государства в современных условиях.
В главе 2 рассматриваются вопросы, связанные с позиционированием РФ на внешнеполитической арене, исследуется концептуальная модель построения имиджа страны.
В главе 3 выявляются политические условия для формирования имиджа российских лидеров после распада СССР, анализируется персонализация русского национального имиджа в эпоху В.B. Путина, рассматривается образ В.В. Путина и его роль в формировании политического имиджа страны.
Российские политологи выделяют несколько уровней формирования имиджа политического лидера: психологический, философско-исторический, социологический и социально-психологический. На этапе каждого уровня используются как теоретические, так и практические материалы из различных областей знания.
Образ связан с абстрактными представлениями, впечатлениями и ожиданиями, в то время как имидж представляет собой конкретный социальный образ. Образ основан на естественном отражении сознанием действительности, в то время как имидж – искусственном представлении. Образ завершен и статичен, в то время как имидж меняется со временем и стремится к достижению совершенства.
Имидж политического деятеля является результатом намеренного создания его характеристик, делающих образ политика более привлекательным и позитивным и направленных на решение определенных политических задач.
В становлении и укреплении демократии в стране немаловажное значение имею выборы политического лидера. Достичь успеха удается тому претенденту, сформированный имидж которого вселяет в население уверенность в завтрашнем дне и стабильном будущем, оправдании ожидании и решении насущных проблем в стране и обществе.
При создании имиджа необходимо учитывать изменчивость связи архетипичного и ситуативного. Поиск подходящего архетипа, который наиболее полно отвечал бы требованиям населения, следует вести посредством глубокого экономического, социально-философского и политического анализа текущей обстановки в стране. Зная все данные детали, профессиональные имиджмейкеры способны активно воздействовать на массовое сознание населения, используя современные технологии в медиа и информации для виртуализации образа политического лидера.
Позитивный внешний образ государства напрямую влияет на становление и развитие политических, экономических, международных отношений его с другими государствами, поэтому при исследовании образа государства необходимо уделить внимание изучению его внешнеполитического образа. Внутренний образ также немаловажен. Его формирование является одной из первостепенных задач, стоящих перед властью, поскольку именно позитивное представление граждан о своей стране обеспечивает устойчивость политической власти и экономической системы.
Сегодня формировании имиджа происходит с использованием политических технологий, благодаря которым в образ политика или государства закладываются необходимые для достижения каких-либо целей качества. Современные политические имиджевые технологии включают в себя создание инфоповодов, мифологизацию образа или событий, создание легенды и т. д. Таким образом постепенно в имидж закладываются необходимые качества, которые в комплексе образуют единый многогранный образ, направленный на влияние на мышление масс, их поведение и взгляды в соответствии с поставленными целями и задачами.
Для современных российских политических деятелей характерен образ-архетип лидера-служителя или лидера-пожарного. Так, В. В. Путин имеет в имидже черты лидера-пожарного, поскольку при возникновении любых конфликтов он спешит оказать гуманитарную помощь, выступить за разрешение конфликта и т.д. Политические лидеры на уровне муниципалитета действуют в соответствии с указаниями, данными высшими органами власти. Такой порядок действий объясняется и менталитетом русского народа.
Одной из заметных черт российского политического лидерства является влияние на власть бизнесменов. Они играют важнейшую роль при принятии многих политических решений, поскольку обеспечивают финансирование государственных проектов, поддерживают развитие государственных систем и т. д. Еще в 1990-2000 годах бизнесмены оказывали огромное влияние на политику страны – как прямое, так и косвенное. Справедливым является мнение, что российским политическим деятелям свойственен архетип лидера-торговца.
Создание в сознании российского населения, поживающего в различных субъектах страны, соответствующего имиджа РФ является сложной, но крайне важной задачей, которая стоит перед государством. В качестве мотивов для создания определенного имиджа выделяются моральные факторы, которые имеют не просто высокую, а приоритетную значимость в восприятии всех составляющих имиджа государства. По оценкам российского населения нравственные характеристики являются важнейшими составляющими имиджа страны, нравственные принципы политических лидеров влияют на поддержку населением своей страны. Даже активность на мировой арене оценивается российским населением позитивно только в условиях придерживания строгим нравственным принципам.
Образ политического лидера важен в современном мире. Глава государства представляет страну на внешнеполитической арене, по его поведению иностранные граждане судят о стране и ее жителях. Кроме того, во внешней политике важны личные контакты и сложившийся образ В.В. Путина определяет характер отношений с главами других государств.
Источники
Международные нормативно-правовые акты
1. Совместная политическая Декларация о сотрудничестве и партнерствемежду Российской Федерацией и Европейским союзом. Режим доступа docs.cntd.ru/document/1900789 (дата обращения 14.03.2020)
2. Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях Россия-ЕС. Режим доступа www.kremlin.ru/supplement/4687 (дата обращения 14.03.2020)
3. Стратегия развития отношений Европейским Союзом с Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2000 - 2010 гг.). Режим доступа: docs.cntd.ru/document/901773061 (дата обращения 14.03.2020)
Нормативно-правовые акты и официальные документы Российской Федерации:
4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646) Режим доступа: httр://bаsе.gаrаnt.ru/182535/#iхzz3Ха2kdGуT // (дата обращения 17.05.2020).
5. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640) Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71452062/ (дата обращения 17.04.2020).
6. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, утверждены МИД России 18.12.2010 Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_130289 (дата обращения 14.04.2020).
7. Распоряжение Президента Российской Федерации «О создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени A.M. Горчакова» Режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1050068 (дата обращения 29.04.2020).
8. Тезисы «Внешняя культурная политика России год 2000»//Дипломатический вестник. 2000. № 4 (апрель). С. 74-86.
9. Указ Президента Российской Федерации о создании фонда «Русский мир» № 1134 от 8 августа 2012 года. Режим доступа: httр://russkiуmir.ru/fund/thе-dесrее-оf-thе-рrеsidеnt-оf-thе-russiаn-fеdеrаtiоn-оn-сrеаtiоn-оf-fund-russiаn-wоrld.рhр#1/ (дата обращения 22.04.2020).
Материалы социологических исследований
1. Гражданин и лидер: главные требования и качества // ВЦИОМ. 21.02.2019. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9566. (дата обращения 21.01.2020)
2. Имидж России в глобальном пространстве [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое издание Режим доступа: http://www.contrtv.ru/common/165/ (дата обращения: 17.02.2020)
3. Образ идеального политика. Экспертно-аналитический центр РАНХиГС. Режим доступа: https://www.ranepa.ru/images/News/2017-12/20-12-2017-politshkola-kalmykov.pdf. (дата обращения 21.01.2020)
4. Президент потерял прошлогодний максимум. Левада-центр изучил электоральный рейтинг «экс-кандидатов» // Левада-центр. 11.04.2019. Режим доступа: https://www.levada.ru/2019/04/11/prezident-poteryal-proshlogodnij-maksimum/. (дата обращения 18.01.2020)
5. Самым выдающимся человеком всех времен россияне назвали Сталина // Комсомольская правда. 2017. 26 июня. Режим доступа: https://www.omsk.kp.ru/daily/26696/3720715/. (дата обращения 22.01.2020) – это источник, перенесен сюда из раздела «статьи»
6. Стало известно, кого хотят видеть россияне на посту президента в 2024 году. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/vremena_peremen/stalo-izvestno-kogo-hotiat-videt-rossiiane-na-postu-prezidenta-v-2024-godu-5dc804f51877c954d6c77448 (дата обращения: 29.02.2020)
...