Введение 3
1. Лоббирование, как предмет исследования 10
1.1. Истоки и теория лоббирования 10
1.2. Влияние имперского мышления на лоббирование 13
2. Исторические истоки, формы и методы лоббирования в Великобритании и России 20
2.1. История развития и формы современного лоббирования в Великобритании 20
2.1.1. История лоббирования в Великобритании 20
2.1.2. Современное состояние системы лоббирования в Великобритании 23
2.2. Истоки и формы современного лоббирования в России 34
2.2.1. История лоббирования в России 34
2.2.2. Лоббирование в постсоветский период 36
3. Факторы, влияющие на процесс и механизмы лоббирования в России и Великобритании 43
3.1. Экономические факторы, влияющие на лоббирование 43
3.2. Доминирование государственных интересов как общая черта лоббирования в двух странах 51
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 59
Лоббирование как таковое представляет собой механизм регулирования действий государственных органов и органов местного самоуправления посредством контакта представителей негосударственных организаций – лоббистов – с представителями органов власти с целью добиться решений поднимаемых проблем в соответствии с интересами представляемых лоббистами групп.1
Данная дипломная работа посвящена исследованию систем лоббирования в России и Великобритании. Цель исследования: на основе проведенного анализа механизмов лоббирования и идентификация их особенностей в двух странах, с одной стороны, выработать рекомендации для эффективного проведения лоббирования российских интересов в деловых и политических кругах Великобритании, с другой стороны, прояснить ситуацию с реальным положением дел в сфере лоббирования в России представителям заинтересованных британских кругов.
Выбор объектов исследования – России и Великобритании – не случаен. Обе страны относятся к числу наиболее крупных экономически развитых стран и являются ядерными державами. Более того, существенной общей чертой является то, что как Великобритания, так и Россия были империями. Великобритания — наследница Британской империи, крупнейшей в истории (22 % земной суши), существовавшей в XIX — начале XX веков.2 В то же время, эта страна, имеющая форму правления – конституционную монархию, считается родиной современной парламентской демократии. Россия как субъект международного права является последовательной наследницей Российской империи (XVIII-XX века, третья по площади империя после Британской и Монгольской) и Советского Союза (1922-1991 годы, занимал 1/6 часть суши).3 В настоящий момент Российская Федерация является президентско-парламентской республикой. Сопоставление лоббирования в данных странах – России и Великобритании – представляет особый интерес ввиду сохранившейся имперской доминанты в общественном сознании обеих стран.4
В современной научной практике имперское сознание понимается как «целостный, объемный комплекс разнородных идей, концепций, чувствований, это часть общественного сознания, представлений о месте своей страны в мире и в истории».5 В этот комплекс входят как исторически апробированные доктрины, обосновывающие имперскую политику, так и современные идеологические концепции. Особое значение имеют традиционные ценности жизненного уклада метрополий. Эта часть общественного сознания, связанная с генезисом, развитием и воспроизведением феномена империй, должна оказывать влияние на все общественные институты, включая сферу лоббирования.
Следует подчеркнуть, что, с одной стороны, Россия и Великобритания – наследницы двух могущественных империй, однако, с другой стороны, исторический путь этих могущественных империй был различен. До создания империи, начавшегося с присоединения Шотландии и Ирландии, и провозглашения в 1707 г. королевства Великобритания, англичане уже осознали себя полновластными владыками на море и доступных частей света.6 Хотя, согласно мнению Кормака, возникновение имперской идеологии в Британии предшествовало самой империи, тем не менее, эта империя строилась на «пустом» в идеологическом смысле месте, не опираясь на исторических предшественников. Такая самодостаточность объясняла апломб британцев в различных сферах деятельности и способствовала динамичному развитию. Ситуация в России обратная. Здесь особую роль сыграло принятие православия и идеологических установок от Византии.7 После ее падения Московия, полностью восприняв идею имперской исключительности, осознает себя как «третий Рим». Характерно, что ни о каком реальном доминировании России на мировом пространстве в то время говорить не приходится. Таким образом, создание империи в России опирается в значительной степени на предшествующие идеологические установки. Это сопровождается их канонизацией и, естественно, торможением развития.
Исторические традиции не могли не найти отражение в формах и методах лоббирования. Это касается обеих сторон процесса – государственных и лоббистских структур. В англосаксонской системе подготовки государственных служащих правовая основа всегда доминировала. Базовое образование для поступления на государственную службу должно было быть юридическим.8 Консерватизм, свойственный британскому обществу, способствовал созданию определенного кодекса чести государственных служащих. Как следствие, произошла регламентация процесса лоббирования, причем подотчетным субъектом является преимущественно государственный служащий.9 В Российской же империи корпус государственных служащих формировался зачастую по наследственному принципу. Среди них было немного компетентных государственных деятелей, таких, к примеру, как Столыпин П. А.10 Реформы, проводимые сверху, не затрагивали суть феодального по сути уклада общества (напомним, что отмена крепостного права была проведена только в 1861 г.).
Тоталитарный режим в Советском Союзе в вопросе подготовки государственных служащих исходил из известной ленинской декларации о привлечении к управлению государством «кухарок»: «Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами, и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту». 11 Фактически же это привело к понижению образовательного и зачастую морального ценза государственных служащих, причем как на советском, так и постсоветском пространстве.12 Как результат — развитие «местечкового» подхода, в явном или скрытом виде подменяющего собой цивилизованное лоббирование. Таким образом, британские и российские государственные органы характеризуются различной степенью компетентности и подготовки сотрудников.
В обывательском общественном сознании имеется тенденция смешивать понятия лоббизма и коррупции. Необходимо строго разграничить эти явления. Организация Transparency International, Мировой банк и другие организации понимают под коррупцией злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды.13 Более конкретно в «Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию» Совета Европы дается следующее определение данного явления: «коррупция означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового».14 Лоббизм же как явление представляет собой, образно говоря, «обратную связь» между государственными органами и общественными структурами. И процесс лоббирования – необходимый элемент жизнедеятельности общества.
В Великобритании существуют давние традиции борьбы с коррупцией, среди отлаженных мер давно используется независимый аудит; антикоррупционное законодательство этой страны считается одним из самых совершенных в мире. По международному индексу восприятия коррупции (Transparency International’s corruption index) Британия занимает 14-е место из 177 наций.15 Однако, как отмечает Георг Moнбьет, это означает успешное пресечение коррупции в нижних кругах, тогда как в банковской сфере и в сфере государственных заказов коррупция сохраняет свои позиции. Анализируя эту проблему, Давид Уайт добавляет парламент и полицию как зараженные коррупцией органы.16 Россия по уровню восприятия коррупции занимает где-то 136 место. Член правления «Трансперенси Интернешнл – Россия» Юлий Нисневич утверждает, что «коррупция – это основа жизнедеятельности российского государства» и что жесткие меры, принимаемые государством по ее искоренению, способствуют обратному.17 В этих условиях любая деятельность по лоббированию нужного явления имеет опасность скатиться к коррупционным формам (взятки за выгодный контракт и «откаты» – часть контрактной суммы, передаваемой чиновникам). Как представляется, четкое обозначение принципов и форм лоббирования поможет этому процессу занять свое достойное место в социально-политической жизни страны. Введение закона о лоббировании помогло бы «решить проблему коррупции с одной стороны и двинуть страну в сторону цивилизации».18
Актуальность темы дипломной работы обусловлена динамичностью развития и усложнением системы общественных отношений в России в постсоветский период, когда на арену выходят новые силы, отстаивающие свои интересы. Это определяет необходимость создания механизма регулирования политического лоббирования и цивилизованного отстаивания своих интересов. Проблема актуальна и для современной Великобритании, где все еще существует проблема коррупции, а различные политические проблемы, в частности дезинтеграционные и интеграционные процессы, требуют усовершенствования системы лоббировании. Кроме того, Великобританию и Россию связывают многофакторные экономические и политические отношения, в связи с которыми необходимо иметь представление о процессе принятия решения в стране-оппоненте.
Конкретные задачи, которые ставятся в данной работе, заключаются в следующем:
1. Рассмотреть теоретическую базу лоббирования.
2. Проанализировать исторические истоки и существующие системы лоббирования в России и Великобритании.
3. Рассмотреть тенденции развития основных институтов и используемых средств.
4. Проанализировать влияние экономических аспектов на процесс лоббирования.
5. Рассмотреть влияние государственных интересов на лоббирование.
Работа опирается на анализ разнообразных источников, среди них монографии и статьи в отечественной и британской периодике признанных специалистов в этой области (П. А. Толстых, Д. А. Леви, Д. С. Приходько, А. П. Любимов, S. E. Finer, P. Parvin, K. Maloney и др.), а также электронные ресурсы различного рода, дающие представление о современной ситуации в том или ином вопросе. При анализе последних учитывалась возможная противоречивость ряда утверждений. Особую роль как источникам отводилась актам, регламентирующим лоббирование. Следует отметить, что как в Великобритании, так и в России закона о лоббировании как такового нет. Поэтому значение регламентирующих актов особенно велико. Изучение развитой системы британских актов и кодексов представляет особый научный интерес.
Сложность политического и общественного устройства двух стран – России и Великобритании – определяет широкий круг вопросов: идеологических, практических и экономических, для которых существуют различные системы лоббирования. Это определяет структуру данной работы. В первой главе описывается лоббирование как предмет исследования, а также отмечаются особенности лоббирования в странах с имперским прошлым. Во второй главе дается общий очерк лоббирования в двух странах с описанием доминирующих тенденций и исторических особенностей. Там же приведена характеристика сложившихся систем лоббирования в России и Великобритании. В третьей главе проводится анализ влияния экономики на процесс и механизмы лоббирования в России и Великобритании и формулируются общие и различные черты этого процесса. В качестве одного из индикаторов для исследования лоббирования выбран процесс, касающейся той ее части, которая является «государствообразующей» (по аналогии с «градообразующим предприятием»). В настоящее время для России – это сырьевой сектор. В Великобритании добывающие отрасли также играют большую роль в экономике (хотя определяющим является сектор банковских услуг).19 Предполагается, что подобная система изложения, комбинирующая анализ истории и основных черт лоббирования наряду с более детальным рассмотрением конкретного вопроса позволит наилучшим образом дать представление о системе лоббирования, его средствах и методах в двух странах.
Подводя итоги, можно сказать, что современное лоббирование является одним из признаков цивилизованного общества. Необходимость его признания и создания регламентирующей законодательной базы обусловлена тем, что однородное общество – это абстракция. Реальное общество состоит из групп, коалиций, национальных сообществ и других объединений. И у них должен быть инструмент, обеспечивающий их выживание и процветание. Однако существует ряд негативных факторов, связанных с искажением интересов общества в целом в пользу отдельной группировки. К ним относятся опасность дезинформации властных структур при лоббировании и беспрепятственное проведение интересов мощных транснациональных корпораций, сильных бизнес-структур, влияющих негативно на прогресс в этой области социальных отношений. Сложность разработки механизма цивилизованного лоббирования заключается в обеспечении баланса интересов всех общественных групп и институтов.
В ходе рассмотрения теории лоббирования и его исторических истоков, было выявлено, что в той или иной форме лоббирование существовало практически всегда. Однако, несмотря на схожий исторический опыт имперских стран Великобритании и России процесс становления лоббирования проходил в них по-разному. В Великобритании лоббистские действия регламентируются многочисленными актами и документами; высокий уровень демократичности общества и существующий несколько веков плюрализм способствовали созданию цивилизованного механизма отстаивания интересов, необходимого для функционирования всего государственного аппарата в интересах населения.
В России цивилизованное лоббирование находится в зачаточной стадии. Некоторые механизмы воздействия на властные структуры имеются, однако о четком законодательном регулировании и какой-либо прозрачности говорить пока рано. Централизация власти и низкий этический и образовательный уровень государственных служащих приводили (и все еще приводят) к подавлению этого процесса и развитию коррупции. Кроме того, тенденции к государственности и плановости, без отстаивания интересов малых групп, подпитываются имперским менталитетом населения. В связи с этим лоббирование в достаточной мере развивалось только на международном уровне, где правила задавались партнерами. Однако существующие тенденции позволяют утверждать, что необходимость процесса лоббирования находится в стадии осознания и общество начинает понимать важность этого механизма. Из внешних сфер лоббирование, так или иначе, начинает проникать во внутренние круги.
Если говорить в целом, то сопоставление состояния дел в России и Великобритании показывает значительное отставание в области российского политического лоббирования. Законодательная база отсутствует в обеих странах, однако в Великобритании существует весьма четкий механизм отстаивания интересов. В России же применяемые при лоббировании средства содержат значительный элемент «грязных» технологий. В общественном сознании размыта граница между лоббированием и завуалированной коррупцией. В то же время, давние традиции и восприимчивость к новому российского гражданского сообщества вселяют надежду на конструктивный подход к цивилизации лоббирования. Можно говорить о положительной динамике, об осознании необходимости лоббирования. В целом же, ситуация осложняется недостаточной развитостью всей политической системы и экономики, на платформе которых могло бы развиться цивилизационное лоббирование.
Эти обстоятельства необходимо учитывать западным лоббистам. Перенесение технологий, принятых в Великобритании, на российскую почву может оказаться безрезультативным. В первую очередь западным лоббистам необходимо учитывать жесткую властную вертикаль и особенности чиновничьего мышления в России, которые искажают привычные для них логичные формы лоббирования. Также нельзя пренебрегать возможным смыканием лоббирования и коррупции, с привнесением методов последней в цивилизованный процесс. В свою очередь, акции, привычные для российского менталитета, могут вызывать резкое отторжение в западном сообществе. Образно говоря, старая рекомендация «в чужой монастырь со своим уставом не лезь» весьма актуальна для обеспечения эффективности работы лоббистов в чуждом им сообществе.
Рассматривая экономические факторы, действующие на лоббирование можно заметить, что характер лоббирования зависит от структуры экономики, которая различна в России и Великобритании. В России в приоритете глобальные отрасли и крупный бизнес, при этом малое и среднее предпринимательство зачастую подавляется. Отсюда существование, помимо легальных, теневых и криминальных технологий как методов GR-лоббирования. Привилегированное положение лоббистов из государствообразующих отраслей приводят к тому, что задачи и интересы сырьевого и обрабатывающего сектора в экономике России фактически определяют государственную политику. В Великобритании подобные тенденции также присутствуют, представители банковско-биржевого сектора лоббирует свои интересы, обеспечивая тем самым благоприятный климат для инвестиций на международном уровне.
В связи в этим, можно рекомендовать выходящему на российский рынок лоббисту быть готовому к работе на новых условиях. Для деятельности в России необходимо предварительно заручиться личными связями, как основным инструментом продвижения своих интересов. В свою очередь российскому лоббисту в Великобритании необходимо понимать механизм работы системы, быть готовым обнародовать всю информацию о своей деятельности, и столкнуться с большой и нескрываемой конкуренцией. Кроме того, обеим категориям лоббистов необходимо сопоставлять свои интересы с государственными экономическими интересами, т.е. понимать, что механизм работы во многом зависит от области деятельности и политической ситуации в целом.
1. В РАНХиГС обсудили правовое регулирование лоббизма // Официальный сайт РАНХиГС. URL: http://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/2675-lobbizm (дата обращения: 10.04.16).
2. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. // Совет Европы и Россия. - 2002. № 2. - С. 46- 55.
3. Международный финансовый центр URL: http://mfc-moscow.com (дата обращения: 18.04.16).
4. Об оценке регулирующего воздействия // Министерство экономического развития Российской Федерации URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ria/info/ (дата обращения: 15.04.16).
5. Проект Федерального закона N 396138-3 2 от 24.11.2003 «О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002
6. Проект Федерального закона N 97801795-2 от 02.06.1997 «О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997.
7. Российская империя. История государства российского URL: https://www.rusempire.ru/rossijskaya-imperiya/istoriya-rossijskoj-imperii.html (дата обращения: 10.03.16).
8. Северный поток // официальный сайт Газпром URL: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/nord-stream/ (дата обращение: 20.04.16).
9. Экономика и внешняя торговля Великобритании. Основные черты британской экономики URL: http://www.ereport.ru/articles/weconomy/ukingdom.htm (дата обращения: 18.03.16).
10. About us // The PRCA URL: http://www.prca.org.uk/aboutus (дата обращения: 05.04.16).
11. Annual Report 2014-15 and Business Plan 2015-16 July 2015 // the Committee on Standards in Public Life – 2015. URL: https://www.gov.uk/government/organisations/the-committee-on-standards-in-public-life (дата обращения: 02.04.16).
12. Association of Professional Political Consultants URL: http://www.appc.org.uk/ (дата обращения: 05.04.16).
13. CEPR Transatlantic Trade and Investment Partnership // Economic Analysis Explained URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2013/september/tradoc_151787.pdf (дата обращения: 18.04.16).
14. Committee calls on PCC Candidates to sign up to ethical checklist 21 March 2016 // Committee on Standards in Public Life – 2016. URL: https://www.gov.uk/government/news/committee-calls-on-pcc-candidates-to-sign-up-to-ethical-checklist (дата обращения: 05.04.16).
15. Ethical Standards for Providers of Public Services 17 June 2014 // Committee on Standards in Public Life – 2014. URL: https://www.gov.uk/government/publications/ethical-standards-for-providers-of-public-services (дата обращения: 02.04.16).
...