Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СМИ в формировании религиозной идентичности (на примере индийских англоязычных газет The Times of India и The Indian Express)

Работа №135885

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Понятие идентичности 7
1.1. Конструирование идентичности 7
1.2. Религиозная идентичность 13
1.3. Роль СМИ в формировании религиозной идентичности 23
Глава 2. Особенности религиозной среды Индии 28
2.1. Конфессиональная картина Индии 28
2.2.Индийская политика секуляризма 34
2.3. Трансформация конфессиональной картины Индии 41
2.4. Индийская медиасистема 45
Глава 3. Анализ англоязычных индийских изданий 52
3.1. Репрезентация религиозной идентичности на страницах The Times of India 52
3.2. Репрезентация религиозной идентичности на страницах The Indian Express 55
Заключение 63
Библиографический список


Современная Индия является не только самой многонациональной, но и самой многоконфессиональная страной на Земле. С момента образования страны религия играет важнейшую роль в жизни индийского общества, одновременно являясь для индусов источником счастья и противоречий. При таком многообразии конфессий, индийская религиозная среда является достаточно толерантной, а понятие секуляризма закреплено индийской Конституцией. Но в борьбе за власть, подвергающей опасности целостность индийского государства и бесценные духовные традиции ее народов, религия превращается в главное оружие, а в условиях медиатизации «полем битвы» между конфессиональными группами становятся средства массовой информации.
Актуальность данного исследования обусловлена серьезным воздействием на современное информационное общество и социокультурный опыта человека медиакультуры. Все важнейшие значения, создающие облик общества и современной культуры, строятся, изменяются и тиражируются в пространстве, выстроенном средствами массовой коммуникации. Это пространство является одним из основных средств конструирования идентичности человека. В то время, как одна часть этого пространства, например, такая как социальные медиа, позволяет человеку выполнить самопрезентацию идентичности, другая часть этого пространства воздействует на сам процесс формирования идентичности.
Религиозная идентичность становится одним из важнейших элементов в структуре социальной идентичности. Независимо от наличия и сути религиозных убеждений, человек ежедневно сталкивается с воздействием конфессий, доминирующих в его социальной реальности. Разумеется, особую роль в формировании и поддержании религиозной идентичности играет медиакультура. Именно сейчас, когда медиапространство наполняется таким объемом материалов религиозной тематики, возникает потребность в анализе производимого им контента. Наиболее благодатную почву для подобного анализа представляет индийская пресса, которая является в этой стране важнейшим идеологическим фактором, не всегда способствующим унификации специфической для различных регионов страны религиозной, конституционной и политической культуры населения.
В рамках этого исследования нам интересно изучить процессы и способы формирования религиозной идентичности населения Индии посредством информации, потребляемой им со страниц национальных англоязычных изданий.
Новизна данной работы связана с тем, что подобные исследования до сих пор не проводились, несмотря на растущее влияние Индии на международной арене. На примере самой многоконфессиональной страны мира мы сформулируем и раскроем понятие «религиозная идентичность», вызывающее оживленные дискуссии в современной научной литературе. На основе контент-анализа ведущих индийских изданий мы получим актуальную информацию о том, насколько средства массовой информации участвуют в процессе формирования религиозной идентичности.
Объектом исследования стала религиозная идентичность населения Индии.
Предмет исследования – механизмы влияния на формирование религиозной идентичности населения Индии со стороны англоязычных индийских изданий(«The Times of India» и «The Indian Express»).
Целью нашего исследования было выявить роль средств массовой информации Индии в формировании религиозной идентичности своих читателей. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) сформулировать и раскрыть понятие «религиозная идентичность»
2) изучить историю национальной и конфессиональной политики Индии в XX-XXI веке
3) изучить индийскую медиасистему на предмет наличия в печатной периодике превалирования религиозной тематики
4) провести сравнительный анализ полученных данных
5) выделить основные черты в формировании религиозной идентичности читательской аудитории Индии
В основе теоретической базы исследования лежат труды российских и зарубежных ученых и журналистов. Основными книгами, на которые опирается исследование религиозной идентичности и способов ее формирования является «Идентичность: юность и кризис» Эриксона Э. Х.,. «Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка» Хантингтона С.П., «Функционирование русскоязычной прессы в современной Германии» Смоляровой А. С., а также «Религиозный вопрос в XXI веке. Геополитика и кризис постмодерна» Ж. Корма. Национальная и конфессиональная история Индии, а также индийская медиасистема изучена благодаря работам Гороховой С. А. «Религиозный фактор в политической жизни современной Индии», «Светское государство и религиозный радикализм в Индии» Абрамова Д. Б., «Индуистский национализм: неудобная правда» Ливена А., а также трудам Глушковой И.П. «Религиозная идентичность и политика национальной интеграции в Индии» и «Средства массовой информации Индии» Страшуна Б. А.
Методологическая база нашего исследования включает сравнительный анализ, а также качественный и количественный контент-анализ публикаций. Сравнительный анализ публикаций ведущих индийских газет позволил нам определить способы и разницу в процессах формирования религиозной идентичности в разных СМИ в зависимости от политики изданий и их аудитории.
Эмпирической базой исследования стали аналитические статьи, публикуемые на интернет-сайтах ежедневных англоязычных индийских газет The Times of India и The Indian Express. Эти издания являются национальными и имеют самый большой тираж. Единицей исследования является публикация, которая находится в новостной ленте исследуемых изданий.
Хронологические рамки исследования: с 1 апреля 2017 года по 1 апреля 2018 года.
Структура исследования состоит из введения, трех глав: в первой главе подробно рассматриваются понятия «идентичность» и «религиозная идентичность», особенности и способы их формирования, во второй главе дается развернутое описание истории формирования конфессиональной картины Индии, а также подробно рассматривается понятие «секуляризм», в третьей главе проводится количественный и качественный контент-анализ эмпирической базы и определяется образ религий, создаваемый этой базой, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании был проведен теоретический анализ работ на тему религиозной идентичности и факторов, влияющих на ее формирование. Также была изучена конфессиональная картина Индии и индийская медиасистема. На основе этого анализа мы заключили, что религиозная идентичность представляет сложный и противоречивый процесс и одновременно результат, во-первых, отождествления личности себя с трансцендентным. Во-вторых, становления личностных характеристик и ценностных ориентаций личности, создающих особое отношение к окружающему миру и окружающим людям. В-третьих, отождествления себя с определенной религиозной общиной, принятия ее обрядов, символов и ценностей, учения. Одним из важнейших факторов в формировании религиозной идентичности субъекта является медиапространство. Средства массовой информации разных уровней, масштабов аудитории участвуют в процессе создания ценностной картины мира у своей аудитории, информируют о существовании тех или иных религиозных идентичностей в обществе и все чаще выступают платформой не только для религиозного диалога, но и для религиозного конфликта.
Во второй части исследования был проведен сравнительный анализ репрезентации мусульманской и индуистской религиозных групп на страницах ведущих индийских газет «Times of India» и «The Indian Express». Данный анализ помог проследить динамику материалов различной тональности с упоминанием мусульман и индуистов. В исследовании были использованы методы качественного и количественного контент-анализа.
Количественный контент-анализ позволил определить число обращений к религиозной тематике в аналитических материалах исследуемых изданий. Было выявлено, что в «The Indian Express» количество обращений в два раза превышает количество обращений к той же теме в аналитике «Times of India».В результате был сделан вывод о том, что «The Indian Express» уделяет больше внимания религиозному вопросу в Индии и, соответственно, оказывает большее влияние на формирование религиозной идентичности индийского населения, чем «Times of India».
В своих аналитических материалах, посвященных конфессиональным группам «Times of India» не занимает определенной позиции, а остается наблюдателем, в то время как журналисты «The Indian Express» обращают внимание своей аудитории на случаи ущемления религиозных меньшинств, в основном, мусульманской конфессиональной группы, а также на нарушение естественных и законных прав женщин, страдающих как от мусульманских, так и от индуистских религиозных традиций. Все тексты подобной направленности, безусловно, создают негативный образ той или иной религии. Положительную тональность имеют материалы, рассказывающие истории жизни простых людей, поощеряющих межконфессиональные браки и гендерное равноправие. Как правило, акцент в таких материалах делается на положительной характеристике религии, исповедуемой героем статьи. Также положительный образ религии создают статьи о культурной самобытности ислама и индуизма.
В результате качественного анализа были определены основные темы, обсуждаемые в аналитических статьях «Times of India» и в «The Indian Express», посвященных мусульманской и индуистской конфессиональной группе. В статьях о мусульманской конфессиональной группе чаще всего обсуждается практика мгновенного разводаtriple talaq и необходимость признания ее неконституционной, межконфессиональные браки и антимусульманские протесты. Основными темами при обсуждении индуистской конфесиональной группы являются феминизм, гендерное неравенство, запрещенная индуизмом практика межконфессионального брака love dihad и политика правительсттва Индии в отношении религиозных меньшинств.
На основе анализа данных тем был сделан выводы о том, что в индийской медийной среде происходит активный процесс формирования религиозной идентичности, при этом информация, репрезентуемая аудитории о конфессиональных группах часто отражает реальную ситуацию в индийском обществе и, следовательно, является объективной.



1. Абрамов Д. Б. Светское государство и религиозный радикализм в Индии. М., 2011.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994.
3. Аникеева Е. Н. Проблемы индийского теизма: философско-компаративный анализ. М., 2013.
4. Бузов В. И. Новейшая история Азии и Африки (1945-2004): учеб. пособие. Р., 2005.
5. Джеймс У. Мнообразие религиозного опыта. – М.: «Наука». 1993.
6. Кнотт К. Индуизм. М., 2001.
7. Корм Ж. Религиозный вопрос в XXI веке. Геополитика и кризис постмодерна. М., 2012.
8. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937.
9. Максаковский В. П. Географическая картина мира. М., 2008.
10. Малашенко А. Религия и конфликт. М., 2007.
11. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
12. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
13. Н. Нилекани, Образ новой Индии: Эволюция преобразующих идей. М., 2010.
14. Румин И. Информация и общественное мнение: От репортажа в СМИ к реальным переменам. М., 2010.
15. Семашко И. М. Регион и этнос. Индия: страна и ее регионы. М., 2000.
16. Смолярова А.С. Функционирование русскоязычной прессы в современной Германии. СПб., 2014.
17. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.
18. Страшун Б. А. Средства массовой информации Индии, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Америка и Азия. М., 2001
19. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. Спб., 2000.
20. Фрейд З. Недовольство культурой. М.: «Ренессанс», 1992.
21. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». М., 1921.
22. Фромм Э. Психоанализ и религия. М., 1990.
23. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка. М., 1997.
24. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М., 2004.
25. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.
26. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
27. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2000.

На иностранных языках:

28. Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. М., 2002.
29. Beit-Hallahmi B. Religion and identity: Concepts, data, questions // Social Science Information. 1991.
30. Krotz F. Medien als Ressource der Konstitution von Identität: Eine konzeptionelle Klarung auf der Basis desSymbolischen Interaktionismus // Medienidentitäten: Idenität im Kontext von Globalisierung und Medienkultur / Hrsg. С. Winter, T. Thomas, A. Hepp. Halem, 2003.
31. Madan T.N. Secularism in Its Place // The Journal of Asian Studies. 1987. - Vol. 46. -№ 4.
32. Mitra A. Television and Popular Culture in India: A Study of the Mahabharat. New Delhi, 1993.
33. Nehru J. Selected Works of Jawaharlal Nehru. Orient Longman. – 1972. – Vol 3. – P. 233.
34. Park C.L. Religiousness/spirituality and health: A meaning systems perspective // Journal of Behavioral Medicine. 2007.
35. Rushdie S.In Good Faith // The Independent. – London, 1990. – February 4.
36. Shah A.B. Chanllenges to Secularism. – Bombay: Nachiketa Publications, 1966.
37. Smith D.E. India as a Secular State. – Princeton: Oxford University Press, 1963.
38. Tajfel, Turner. Social Identity Theory. 1979.
39. Thapar R. Communalism and History in India // www.mnet.fr – Ch. II.
40. The First Report on Religion Data. Census of India 2001. New Delhi, 2004.
41. Ysseldyk R., Matheson K., Anisman H. Religiosity as Identity: Toward an Understanding of Religion // Social Identity Perspective Personality and Social Psychology Review. 2010.

Научные статьи:

42. Акимова И. А. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе // Сервис Plus, 2009. № 1.
43. Аникеева Е. Н. Роль религиозного сознания и его законов (парадигм) в кросскультурных и глобализационных процессах // Культурная идентичность и глобализация. Доклады и выступления. 5-й Международный философский симпозиум «Диалог цивилизаций: Восток – Запад», 2002. С. 171–178.
44. Анурин В.Ф. Религия как фактор социальной интеграции // Социологические исследования, 2013. №1.
45. Балич Н.Л. Религиозная идентичность в культуре современного общества // Социологический альманах. – 2015 - №6.
46. Верещак В.А. Проблема богоискательства и социально-психологические детерминанты становления неофита православия // Прикладная психология, 2001. №2.
47. Гаврилов Ю. А., Кофанова Е. Н., Мчедлов М. П., Шевченко А. Г. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о ее социальных функциях // Социологические исследования. 2005. №6.
48. Гальченко О. Понятие идентификации в теории З. Фрейда // Развитие личности, 2011. № 2. С. 106-115.
49. Гимадеева Д.Р. Ефлова М.Ю. Конструирвоание религиозной идентичности в политкультурном обществе: социальные детерминанты // Ученые записки Казанского университета, 2013.
50. Глушкова И. Религиозная идентичность и политика национальной интеграции в Индии // Религия и конфликт. 2007. С. 223-265
51. Горохов С. А. Религиозный фактор в политической жизни современной Индии // Вестник Адыгейского государственного университета, 2011. № 2.
52. Жунушова С.О. Роль СМИ как основного фактора трансформации социальной идентичности молодежи в современных условиях // Проблемы современной науки и образования, 2017. №11.
53. Ишмуратова И.Р. Влияние средств массовой информации на формирование культурной идентичности (на примере РТ) // Материалы VII Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. СПб, 2004. C. 15.
54. Кочетков В. В. Национальная и этническая идентичность в современном мире // Вестник МГУ, 2012. № 2. С. 144-161.
55. Лягушева С. А., Нагой А. А. Религиозная идентичность в современной культуре // Вестник Адыгейского государственного университета, 2009.
56. Ляпкина Т. Ф. Конструирование и репрезентация идентичности в массмедиа // Вестник русской христианской гуманитарной академии, 2015. № 2.
57. Матвиенко В. В. Развитие и проблемы функционирования медиаконцернов в Индии: дис. … канд. фил. наук: 19.12.08 / В. В. Матвиенко; РУДН, М., 2008.
58. Мухаметзянова-Дуггал Р. М. Политика в отношении религиозных меньшинств в Индии // Уральское востоковедение : международный альманах, 2015.
59. Мчедлов М. П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах // Социологические исследования. 2006.
60. Посадский А. Индия: строительство политической нации на базе цивилизационной идентичности // ВРНС. 2013.
61. Празаускас А.А. Индия: слагаемые национального единства // Обозреватель – Observer. 1996. – № 10-12.
62. Руденко Д. Этнокультурная идентичность: вариант Южной Индии // Тамыр. 2014. № 39
63. Смирнова Е. В. Религия и политические технологии в Индии // Тамбов: Грамота, 2015. № 12.
64. Соколовская И. Э. Социальная психология религиозной идентичности современной российской молодежи: дис. … док. псих. наук: 19.12.08 / Соколовская И. Э; МПГУ, М., 2015.
65. Успенская Е. Н. Индуизм и кастовая идеология // Кросскультурное взаимодействие в Азии. Теория и практика: Ежегодник 2010. Сборник статей. 2010. С. 249–275.
66. Хруль В. Журналистика и религия: к построению принципиальной модели диалога // Вестник МГУ. 2012. С. 260-264.
67. Шорохова В. А. Религиозная идентичность в зарубежных психологических исследованиях: теоретические модели и способы изучения // Социальная психология и общество, 2014. № 4

Статьи в периодических изданиях:

68. В Индии мужчину линчевали за тайное поедание говядины // Фонтанка.ру
URL: https://www.fontanka.ru/2015/09/30/160/
69. Индия: тренды 2015 года и прогноз на 2016 // Geopolitica.ru /
URL: https://www.geopolitica.ru/article/indiya-trendy-2015-goda-i-prognoz-na-2016-y
70. Косырев Д. Новые гиганты в альянсе ШОС //ИнфоШОС.
URL: http://www.infoshos.ru/ru/?idn=16750
71. Ливен А. Индуистский национализм: неудобная правда // Россия в глобальной политике
URL: http://globalaffairs.ru/global-processes/Induistskii-natcionalizm-neudobnaya-pravda-18725
72. Нарендра Моди хочет изменить Индию // Time. – 2015. – May.
URL: https://inosmi.ru/india/20150516/228057649.html
73. От колонии — к державе: как изменилась Индия за 70 лет независимости // ТАСС /
URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4480585
74. Рыбаков Р. Реформация индуизма // Ставрос, 2011.
URL: https://stavroskrest.ru/content/reformaciya-induizma
75. Эксклюзивное интервью с Нарендрой Моди // Time. – 2015. – May.
URL: https://inosmi.ru/india/20150516/228058149.html
76. Ясина И. Путешествие по предрассудкам // Газета.ru.
URL: https://www.gazeta.ru/comments/column/yasina/s63357/8075897.shtml?updated
77. Protest: Depiction of Rahul Gandhi as Shiva and Sonia Gandhi as Rani Lakshmibai in Kumbh Mela // Hindu Jagruti Samity. 06.02.2013.
URL: http://www.hindujagruti.org/news/15617.html
78. Protest: The Telegraph Daily Insults Shri Krishna through Picture // Hindu Jagruti Samity. 28.06.2013.
URL: http://www.hindujagruti.org/news/16675_the-telegraph-daily-insults-shri-krishna.html
79. Ramaseshan Radhica. Demolition Dad. Token Effort to Placate Advani // The Telegraph. - 11.06.2013.
URL: http://www.telegraphindia.com/1130611/jsp/frontpage/story_16994711.jsp#.U0zlrhbGCq0

Эмпирические материалы:

80. Официальный сайт газеты Time of India
https://timesofindia.indiatimes.com/
81. Официальный сайт газеты The Indian Express
http://indianexpress.com/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ