Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ МУЗЕЕВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Работа №135736

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы119
Год сдачи2017
Стоимость4865 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I: ЗНАЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВАВ СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛЮДЕЙС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 14
1.1: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 14
1.2: ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ, ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ГЛУХИХ, ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ И МУЗЕЙНАЯ СРЕДА 20
ГЛАВА II: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТОВ 28
2.1: ЗАРУБЕЖНЫЕ МУЗЕИ И ИХ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ 28
2.2: РУССКИЙ МУЗЕЙ И ЕГО ДОСТУПНОСТЬ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ ЛЮДЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 35
2.3: РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА В СФЕРЕ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 49
2.4: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И ОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ ИМ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 53
2.5: МУЗЕЙ МУЗЫКИ – ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ ДВОРЕЦ И ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Приложение ААльбом иллюстраций. Дарвиновский музей 84
Приложение БАльбом иллюстраций. Русский музей 91
Приложение ВАльбом иллюстраций. Государственный Эрмитаж 101
Приложение Г Альбом иллюстраций. Государственный музей истории религии 106
Приложение Д Альбом иллюстраций. Шереметевский дворец 112



Значение ценностей музеев всего мира во все исторические эпохи развития человечества трудно переоценить. Эти искусственно созданные пространства являются, с одной стороны, отражением, с другой - неотъемлемой частью нашей с Вами духовной жизни. Если в современном обществе возникают проблемы, то это тут же находит свое отражение в музее. И, хотя довольно проблематично установить прямую связь между музейными практиками и социальным неравенством, музеи, как и любые другие культурные институты не могут быть чисто культурными и асоциальными. Они, несомненно, участвуют в изменении равенства (или неравенства) между различными социальными группами через конструирование и распространение доминирующих социальных нарративов.
Вопросы доступности музейных ценностей для различных социальных групп беспокоят общество с самого момента возникновения того или иного неравенства – это может быть неравенство с точки зрения финансовых возможностей или разница в статусе социального положения. Но в современном обществе на первый план выступает проблема доступности музейных и культурных ценностей для людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и связанные с этим ограничения
в использовании данных ресурсов в воспитательных целях и социализации подрастающего поколения.
Одними из наиболее важных культурных институтов, к которым люди с ограниченными возможностями должны иметь доступ в первую очередь, это музеи. В социальных взаимоотношениях музеи, в связи со своими больше культурными, нежели социальными функциями, рассматриваются в качестве маловероятных участников. Тем не менее, музеи могут и оказывают позитивное воздействие на жизнь людей, оказавшихся в неблагоприятной ситуации, функционируя как средство для расширения прав и возможностей различных сообществ и способствуя созданию более справедливого общества. В своей работе “Музеи и борьба с социальным неравенством” современный британский ученый Р. Санделл утверждает, что музеи могут оказывать влияние на жизнь людей, как личное, эмоциональное и психологическое (например, повышает самооценку посетителей и причастность к месту), так и прагматичное (посетители могут получить навыки и знания для дальнейшего успешного трудоустройства).
Люди с ограниченными возможностями здоровья (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, с нарушением опорно-двигательного аппарата) часто утрачивают социальные связи и остаются один на один со своими трудностями. Помимо сложностей со здоровьем они сталкиваются с невозможностью жить полной жизнью и настороженностью, а зачастую и негативным отношением к их проблемам в обществе. Все это не может не приводить к дополнительным трудностям в социализации и освоении культурного пространства, ущемлению их прав и интересов, что, в свою очередь, снижает и без того низкое качество их жизни. Как результат, рассматриваемые нами люди оказываются в социальной и культурной изоляции. Особенно остро это ощущают дети, которые лишаются ресурса для полноценного развития и всестороннего воспитания.
Наиболее емко сказала об этом Л.М. Шляхтина: “Новая гуманитарная миссия музея определена социокультурной политикой, направленной на формирование безбарьерной среды, равных возможностей для всех. Это формирует понимание тех нравственных, юридических и профессиональных норм, которые и определяют границы допустимости социальных экспериментов, делая музей доступным физически, экономически и когнитивно для всех и каждого” .
Реализация задач, направленных на повышение доступности музейных ценностей, тесно связана с развитием волонтерского направления. Именно волонтерство Р. Санделл считал одним из способов реализации ценностного потенциала музеев. Через него студенты и временно не имеющие постоянного места работы могут получить бесценный опыт: научиться контактировать с людьми, имеющими коммуникативные проблемы, почувствовать свою значимость и нужность, приобрести смысл жизни, заключающийся в помощи другим людям. Ну а людям с ментальными нарушениями волонтерство позволяет развить уверенность в себе, дает возможность расширить свои социальные связи, избежать изоляции
и одиночества.
В 2012 году Россией была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, которая закрепляет право инвалидов на участие в социокультурной жизни и предполагает создание среды без барьеров, обеспечивающую равную для всех членов общества доступность торговых и лечебных заведений, общественного транспорта, а кроме того – культурных услуг и мероприятий, в том числе и в музейном пространстве.
В России в данной сфере уже приняты многочисленные законодательные акты, в которых на законодательном уровне приняты общие положения о социальной защите лиц с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов в Российской Федерации, установлены не только меры социальной поддержки, условия для реабилитации и адаптации их в обществе, но и устанавливаются требования доступности к учреждениям культуры, а также иным зданиям и сооружениям, утверждается порядок обеспечения условий доступности музеев, культурных ценностей и благ для людей с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата:
1) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ“О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”;
2) Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов” от 01.12.2014 № 419-ФЗ;
3) Приказ Минкультуры России от 9 сентября 2015 г. № 2400 об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения;
4) Приказ Минкультуры России от 16 ноября 2015 г. № 2803 об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
5) Приказ Минкультуры России от 16 ноября 2015 г. № 2800 об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ;
6) Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. № 728-132 “Социальный кодекс Санкт-Петербурга” (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 9 ноября 2011 года);
7) Свод правил доступности для зданий и сооружений для маломобильных групп населения от 27 декабря 2011 г.;
8) Государственная программа Российской Федерации “Доступная среда” на 2011-2020 гг. и другие.
И, тем ни менее, этого недостаточно.
Во-первых, важно в основу принципа доступности музейных и культурных ценностей заложить развитие психологической культуры и толерантного сознания современного российского общества к людям с ограниченными возможностями. Этому наилучшим образом способствует деятельность общественных организаций, развивающих и пропагандирующих значимость волонтерского движения. Добровольно и абсолютно бескорыстно волонтеры сопровождают взрослых и детей, в том числе детей-сирот, беря на себя реализацию отсутствующих у них возможностей, открывая перед ними ранее недоступный им мир культурного пространства, духовного богатства страны. Своим личным примером они показывают всему обществу, что музейное пространство должно быть доступно всем желающим. И это сфера заботы каждого из нас.
Во-вторых, создание условий доступности, регламентированных действующим законодательством, требует:
• серьезных финансовых вложений (установка пандусов, аппарелей , поручней, лифтов и т.д.);
• введение в штат сотрудников музеев дополнительных специалистов (экскурсоводов, владеющих жестовой речью, методиками тифло- и сурдо- педагогики и т.д.);
• организации методического сопровождения по планированию и анализу проделанной работы по обеспечению доступного музейного пространства и имеющихся в нем экспонатов.
Во многих развитых странах вопрос оснащения музеев и проблемы их доступности для людей с ограниченными возможностями, в том числе для инвалидов, стоит менее остро, чем в России. В нашей же стране существует позиция администрации, что музей – это, в первую очередь, часть архитектурного наследия и потому его нельзя делать более технологически удобным.
Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена важностью реализации музейного потенциала в социокультурной адаптации лиц с ограниченными возможностями, необходимостью изучения существующего в данной области опыта, а также потребностью разработки и создания инноваций в сфере доступности музеев для людей, чьи возможности ознакомления с ними ограничены.
Объект исследования: музеи Санкт-Петербурга.
Предмет исследования: доступность музеев Санкт-Петербурга для людей с ограниченными возможностями (слепых, слабовидящих, глухих, слабослышащих и имеющих проблемы в передвижении).
Цель исследования: проанализировать музеи Санкт-Петербурга на предмет доступности для лиц с ограниченными возможностями и разработать рекомендации по решению выявленных проблем.
Задачи:
1) Проанализировать законодательство Российской Федерации и Санкт-Петербурга, регламентирующее основные принципы организации социальной защиты людей с ограниченными возможностями в сфере музеев в современном мире;
2) Проанализировать законодательство Российской Федерации и Санкт-Петербурга, регламентирующее права людей с ограниченными возможностями в сфере музеев;
3) Провести сравнительный анализ зарубежного и отечественного опытов в сфере доступности музеев для людей с ограниченными возможностями и определить инновации в обеспечении доступа людей с ограниченными возможностями к объектам культуры;
4) Провести исследования различных музеев Санкт-Петербурга на предмет их доступности для людей с ограниченными возможностями в контексте отечественного и международного опытов и выявить связанные с ней проблемы. Исследовать, как сочетается сохранение архитектурного облика, интерьера музеев и установка необходимого технического оснащения, как осуществляется информирование населения о доступности объектов и возможности их посещения.
Методы исследования: интервьюирование сотрудников музеев (в том числе методистов, администраторов, смотрителей и заведующих отделами), анализ документов, изучение архивных материалов, исследование экспозиций музеев, их зданий, помещений и технических средств.
Основная гипотеза: современное российское законодательство, регламентирующее требования к организации процесса обеспечения доступности музеев для людей с ограниченными возможностями, исполняется не в полной мере. Это связано с ограниченными финансовыми возможностями, нехваткой кадровых ресурсов, специализирующихся на работе с лицами с ограниченными возможностями, а также с отсутствием технической возможности зданий музеев.
Для того, чтобы обеспечить качественный подход к организации безбарьерного пространства в музеях, необходимо разработать и внедрить инновационные программы “Доступное музейное пространство” , с обязательным алгоритмом организации доступного пространства в музеях для лиц с различными нарушениями здоровья, с учетом индивидуальных особенностей каждого культурного объекта. Крайне необходимо при организации доступности музеев изучить для начала музейную площадь и прилегающую к нему территорию на предмет соответствия музейных зданий и сооружений, посещаемых людьми с ограниченными возможностями, нормам доступности. Нужно заранее изучить потенциал и оснащенность того или иного музея средствами доступности, оценить безбарьерность музейной среды для людей с ограниченными возможностями на текущий момент.
Следует обеспечить качественный уровень контроля за соблюдением законодательных требований в области обеспечения доступности объектов культурного наследия и меры ответственности за несоблюдение данных требований.
Степень изученности: теоретической базой исследования послужили Конвенция ООН о правах инвалидов, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ“О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, Государственная программа РФ “Доступная среда” на 2011-2020 гг.и прочие нормативные правовые акты по вопросам доступности объектов культуры для людей с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов.
Кроме того, данной проблемой углубленно занимались многие авторы, например, такие как:
• Санделл Р., который исследует в своих работах социальное неравенство в музеях, пользу музеев в социокультурной адаптации и реабилитации посетителей, влияние музеев на жизнь людей и общества в целом, а также стремится разработать более инклюзивный подход к музеям;
• Донина И.Н., заведующая отделом образовательных программ и музейной педагогики Государственного музея истории религии Санкт-Петербурга, изучает участие современного музея в социокультурной адаптации посетителей с особыми потребностями, исследует принципы создания универсального дизайна в музее, который бы учитывал возможности разных типов участников, для обеспечения доступности равно всем посетителям, в том числе и для имеющих ограниченные возможности, создание так называемой безбарьерной среды. Кроме того, И.Н. Донина имеет диссертацию на соискание ученой степени кандидата культурологии по теме Музей в социокультурной адаптации инвалидов. Место защиты: ФГБОУ ВПО “Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств”;
• Ашаева С.В., ассистент кафедры музеологии, экскурсоведения и туризма Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, изучает социокультурную изоляцию людей с ограниченными возможностями, формы культурно-образовательной деятельности с людьми с ограниченными возможностями в музее, а кроме того развитие арт-терапии в музее и тактильные экспозиции в музее;
• Карпова Г.Г., кандидат социологических наук, доцент Саратовского государственного технического университета. Она исследует культурную политику, доступность различных сфер культуры для социально-уязвимых слоев населения, проблемы приобщения людей с ограниченными возможностями к культурным ценностям и основные причины отсутствия безбарьерной среды для людей с инвалидностью при посещении культурных и досуговых учреждений;
• Булгакова В.В. из Кемеровского государственного института культуры рассматривает проблему доступности культурного наследия страны для людей с ограниченными возможностями, осуществляет поиск способов беспрепятственного посещения музейной экспозиции для всех категорий инвалидов, исследует вопрос использования средств музейной коммуникации при работе с ними и их социокультурной интеграции и адаптации музейными средствами;
• Медведева Е.Б. – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Московского центра музейного развития, главный редактор журнала “Музей”, доцент кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства – занимается зарубежной и отечественной музейной педагогикой, изучает интерактивные технологии в музее, условия создания музейной экспозиции, доступной всем категориям посетителей, а также феномен “детского музея”;
• Шляхтина Л.М. – кандидат педагогических наук, член Международного комитета музеологии (ИКОФОМ) международного совета музеев (ИКОМ) ЮНЕСКО, доцент кафедры музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Занимается музейной педагогикой и психологией, музейной коммуникацией, исследует теорию и практику музейного проектирования, доступность современных музеев и музейной информации, взаимодействие с различными группами посетителей;
• Мацкевич М.В. – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Московского центра музейного развития – занимается музейной педагогикой, разработкой методик приобщения детей к искусству, исследует возможности создания безбарьерной среды в музеях.
Проблему доступности произведений искусства в своих работах затрагивали также многие авторы: А.С. Майданов, А.В. Суворов, Г.Б. Гусева, М.Д. Коновалова и прочие. Кроме того, способы адаптации, интеграции и реабилитации людей с ограниченными возможностями в социальной и культурной сфере изучали М.П. Коновалова, Л.В. Усова, О.Г. Злобина, Н.Н. Галкин, Ю.С. Моздокова, Л.Ю. Савина и другие.
Новизна исследования: предпринимается попытка целостного анализа опыта работы отечественных музеев с посетителями с ограниченными возможностями в рамках наиболее известных музеев Санкт-Петербурга, проводящие специальные программы по улучшению доступности для людей с ограниченными возможностями: Государственного Русского музея (в том числе таких его филиалов, как Михайловский дворец, корпус Бенуа, Строгановский дворец, Михайловский замок и Мраморный дворец), Государственного Эрмитажа (и его филиала в Меншиковском дворце), Шереметевского дворца(Музея музыки) и Государственного музея истории религии.
Хронологические рамки: анализируются объекты культуры и их деятельность с лицами, имеющими ограничения по здоровью, по состоянию на 2016-2017гг.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, дополняют и объединяют имеющиеся представления о текущей ситуации в обеспечении доступности музеев для людей с ограниченными возможностями в России.
Практическая значимость состоит в возможности использования основных положений и выводов исследования:
1) Администрацией города, от которой зависит принятие решений и нормативных актов, направленных на улучшение положения в сфере доступности культурных объектов Санкт-Петербурга;
2) Администрацией музеев при разработке методических рекомендаций;
3) Сотрудниками организаций, обеспечивающих социальную защиту людей с ограниченными возможностями;
4) В учебно-методических целях для получения необходимой информации по изучаемой теме.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка использованных источников и пяти приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, на основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
В современном обществе люди с ограниченными возможностями составляют существенную его часть, а значение музейного пространства в их социальной адаптации и реабилитации трудно переоценить. Именно реабилитация устраняет или компенсирует ограничения жизнедеятельности инвалидов. В результате на передний план выходят проблемы осуществления доступности музейного пространства и культурных ценностей для них, вопрос создания так называемого безбарьерного пространства, доступного для всех и каждого. Как уже было сказано ранее, Российской Федерацией в данной сфере уже принято множество законодательных актов, регулирующих доступность учреждений культуры, различных культурных услуг и мероприятий, в том числе и в музейной сфере. В них на законодательном уровне приняты общие положения о социальной защите лиц с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов, установлены не только меры социальной поддержки, условия для реабилитации и адаптации их в обществе, но и устанавливаются требования доступности к учреждениям культуры, а также иным зданиям и сооружениям, утверждается порядок обеспечения условий доступности музеев, культурных ценностей и благ для людей с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. Однако, как показало последующее исследование, этого недостаточно.
В процессе написания данной работы автором предпринимается попытка целостного анализа опыта работы отечественных музеев с посетителями с ограниченными возможностями в рамках наиболее известных музеев Санкт-Петербурга, проводящих специальные программы по улучшению доступности для людей с ограниченными возможностями: Государственного Русского музея (в том числе таких его филиалов, как Михайловский дворец, корпус Бенуа, Строгановский дворец, Михайловский замок и Мраморный дворец), Государственного Эрмитажа (и его филиала в Меншиковском дворце), Шереметевского дворца (Музея музыки) и Государственного музея истории религии.
Среди уже созданных инновационных терапевтических технологий, таких как библиотерапия и музыкотерапия, значится и арт-терапия – реабилитация людей с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельностью, кроме того, на текущий момент уже имеется возможность внедрения множества инноваций в музеи, которые бы сделали их посещение инвалидами значительно доступнее. Помимо всего вышеперечисленного, существует множество общественных организаций инвалидов, в том числе “Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых” (ВОС), “Всероссийское общество глухих” (ВОГ) и “Всероссийское общество инвалидов” (ВОИ), целями которых являются обеспечение равных возможностей, социальной адаптации и реабилитации, доступности для людей с ограниченными возможностями различных учреждений культуры, например, через взаимодействие с музеями и организацией их совместных посещений инвалидами.
Одними из самых сложных категорий людей с ограниченными возможностями, рассматривая их доступ в музей, являются слепые и слабовидящие. Несмотря на устойчивое убеждение, что посещение такими людьми музеев является бессмысленным и даже невозможным, тем ни менее оно возможно и даже плодотворно, однако только при создании определенных условий в музее и ответственному подходу его сотрудников. Для формирования у них полноценного и правильного представления об экспонатах музея и помещениях, в которых они расположены, необходимо наличие различных тактильных макетов, экспонатов, этикетажа на шрифте Брайля, специальных направляющих напольных покрытий и многого другого. Кроме того, важно понимать, что проведение экскурсий и донесение до слепых и слабовидящих посетителей информации должно осуществляться особым образом, необходимо, чтобы они, несмотря на сопровождение экскурсовода, не получали всю готовую информацию вербально, а приходили к своим собственным выводам и представлениям по тактильным моделям и экспонатам, а уже потом корректируя их согласно описаниям извне.
Работа по созданию доступной и комфортной среды ведется зарубежными музеями уже давно. За этот век многие музеи создали проекты и программы для данной категории зрителей, значительно переоборудовали музейные пространства для реализации доступной среды, внедряя такие технологии, как вместительные лифты, специальные туалетные комнаты, тактильные экспозиции, различные подъемные устройства, пандусы, адаптированный этикетаж и многое другое, а кроме того привлекая к работе с инвалидами высококвалифицированных и специально обученных сотрудников, а некоторые пошли еще дальше, создав единое цельное пространство без перегородок, как Музей на набережной Бранли в Париже. Также, необходимо отметить, что, несмотря на расположение многих зарубежных музеев в исторических зданиях, некоторые из них подошли к созданию безбарьерной среды и внедрению пандусов, лифтов и прочих подъемных устройств со всей ответственностью и долей креативности, оборудовав архитектурные памятники устройствами, не только не нарушающими целостность помещений, но и вписывающимися в интерьер. Российскими музеями в направлении доступности был также сделан значительный скачок вперед.
Согласно проведенному автором исследованию среди перечисленных выше музеев Санкт-Петербурга и их филиалов, Государственный Русский музей и входящие в него филиалы (в том числе Михайловский дворец, корпус Бенуа, Строгановский дворец, Михайловский замок и Мраморный дворец) проделали значительную работу по обеспечению условий доступности для посетителей с ограниченными возможностями. За последнее время музеем было проведено исследование, выявившее недостатки, затрудняющие посещение музея инвалидами, составлен паспорт доступности и создана на их основе дорожная карта развития, в которой прописаны необходимые мероприятия по созданию безбарьерной среды для всех категорий посетителей. Помещения музея обладают разной степенью доступности. Наиболее приспособленным для людей с ограниченными возможностями остается Строгановский дворец, который уже значительно модернизировали по результатам последних исследований. В нем имеются переносные пандусы, специально оборудованный лифт, полностью оснащенный туалет для инвалидов, позволяющие беспрепятственно посетить всю основную экспозицию музея. Кроме того, в Михайловском дворце ведется работа по переустройству и остеклению внутренних дворов, которая предусматривает создание отдельного входа для гостей с ограниченными возможностями, а также внешних лифтов, не нарушающих целостность исторического здания и позволяющих посетить все экспозиции музея. Несмотря на то, что Русскому музею предстоит еще значительная работа по адаптации своих филиалов, чтобы сделать их полностью доступными для инвалидов, его сотрудники подходят к данному вопросу со всей ответственностью, и он имеет все шансы в ближайшее время стать одним из самых доступных музеев Санкт-Петербурга для такого рода посетителей.
Что касается Государственного Эрмитажа, то он является одним из наиболее приспособленных музеев Санкт-Петербурга для посещения людьми с ограниченными возможностями. Для них доступны все залы и экспозиции музея. Он оборудован несколькими лифтами, пандусами и подъемными устройствами, а также специальными туалетами для инвалидов. Однако, отсутствие этикетажа на шрифте Брайля, тактильного напольного покрытия и экспонатов для тактильного осмотра, а также нехватка экскурсий на жестовом языке не позволяют назвать его абсолютно доступным музеем для инвалидов. А такой филиал Государственного Эрмитажа, как Меншиковский дворец, в силу особенностей здания и вовсе не приспособлен для посещения людьми с ограниченными возможностями. На данный момент сотрудниками Эрмитажа разрабатывается дорожная карта развития музея, которая будет готова в ближайшее время, а также осенью 2017 года планируются симпозиумы по вопросам доступности.
В отличие от всех Государственный музей истории религии невероятно серьезно подошел к вопросам создания “универсального дизайна” и безбарьерной среды в своем пространстве. Он оборудован специальными туалетами, лифтами, переносными пандусами и подъемными устройствами, позволяющими посетителям с ограниченными возможностями добраться до любой точки экспозиции. Кроме того, в музее создана специально оборудованная тактильная интерактивная экспозиция “Начало начал”, на которой проводятся различные занятия для детей, в том числе и для имеющих различные ограничения по зрению. Как и остальные музеи, Музей истории религии разрабатывает дорожную карту развития, которая определит необходимые мероприятия для усовершенствования доступности для всех категорий посетителей. Например, на данный момент музею необходимо решить вопрос об оснащении главного входа стационарным пандусом и оборудовать основную экспозицию тактильными предметами и подписями на шрифте Брайля.
Наконец, Музей музыки, расположенный в Шереметевском дворце, является весьма интересным с точки зрения доступности для слепых и слабовидящих посетителей. Он оборудован тактильным рельефным напольным покрытием, указателями и табличками на шрифте Брайля, тактильным планом Шереметевского дворца, помогающими таким гостям ориентироваться в пространстве, добраться до гардероба, туалета, кассы, концертного зала и самой экспозиции. Также музей имеет в своем распоряжении специально оборудованный туалет для инвалидов, а для экскурсий сотрудниками музея используются тактильные реплики музыкальных инструментов. Тем не менее основная экспозиция музея до сих пор остается неадаптированной для слепых и слабовидящих посетителей. Среди недостатков музея можно назвать невозможность установки лифта, отсутствие пандуса при входе и не функционирующие подъемные устройства на аккумуляторах, что существенно затрудняет вход в музей и перемещение по нему посетителей-колясочников. Кроме того, так как последние подвижки в обеспечении доступности дворца были осуществлены еще в 2014 году, некоторые внедренные тогда инновации (прорезиненная напольная дорожка и тактильный план) уже нуждаются в некотором обновлении.
Несмотря на текущие проблемы и трудности, связанные с доступностью музеев для людей с ограниченными возможностями, российскими музеями ведется активная работа по осуществлению безбарьерной среды, разрабатываются различные адресные программы и проекты для “особых” посетителей. Тем не менее, вопрос о доступности музеев Санкт-Петербурга до сих пор остается крайне актуальным, для решения которого важно скоординировать работу музейных работников и администрации Петербурга.
Важно добавить, что, хотя по закону музеи и обязаны предоставить доступ к своим коллекциям всем категориям граждан, многие музеи стараются сделать еще больше в данной сфере, создать безбарьерную среду для комфортного посещения всех гостей, в том числе – посетителей с ограниченными возможностями.
Для улучшения качества доступности музеев для людей с ограниченными возможностями необходимо: взаимодействие с органами социальной защиты населения, с Центрами социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, которые открыты в каждом районе, волонтерами, органами местной власти и различными учреждениями, занимающимися решением вопросов адаптации и интеграции посетителей музея с ограниченными возможностями. Следует обучать персонал музеев с целью формирования у него навыков работы с особыми посетителями – людьми с ограниченными возможностями.
Так как одной из основных проблем музеев при работе с людьми с ограниченными возможностями является недостаточное обеспечение всех желающих осуществить визит полной информацией о доступности учреждения, необходимо создание комплексного информирования о доступности музеев и мероприятий в культурной жизни города для людей с ограниченными возможностями.
Напоследок хотелось бы отметить важный момент, что создание экспозиции музея согласно принципам универсального дизайна не только обеспечивает безбарьерную среду для инвалидов, но и улучшает качество обслуживания прочих посетителей, так как предоставляет им возможность изучить привычные экспонаты непривычным способом через осязание, обоняние и слух, этикетаж с укрупненным шрифтом, дублирование цифровой информации субтитрами и прочее, что способствует лучшему усвоению поступающей информации, а также делает посещение музеев значительно интереснее.
Таким образом, изначально выдвинутая автором гипотеза практически полностью подтвердилась. Современное российское законодательство, регламентирующее требования к организации процесса обеспечения доступности музеев для людей с ограниченными возможностями, действительно исполняется не в полной мере, что связано с ограниченными финансовыми возможностями, нехваткой кадровых ресурсов, специализирующихся на работе с лицами с ограниченными возможностями, а также с отсутствием технической возможности зданий музеев.
В процессе написания данной работы автором были выполнены все поставленные задачи, а также достигнута цель ее написания.



I. Нормативные документы: законы, своды, приказы, постановления:
1) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
“О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”
2) Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов” от 01.12.2014 N 419-ФЗ (последняя редакция)
3) Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. – 39 с.
4) Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297“ОбутверждениигосударственнойпрограммыРоссийской Федерации “Доступная среда” на 2011 - 2020 годы”
5) Приказ Минкультуры России от 9 сентября 2015 г. N 2400 об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения
6) Приказ Минкультуры России от 16 ноября 2015 г. N 2800 об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ
7) Приказ Минкультуры России от 16 ноября 2015 г. N 2803 об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов
8) ПриказМинкультуры России от 20 ноября 2015 г. N 2834 об утверждениипорядка обеспеченияусловий доступностидля инвалидов объектовкультурного наследия, включенных в единыйгосударственный реестр объектовкультурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
9) Свод правил СП 59.13330.2012 “СниП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения”. Актуализированная редакция СниП 35-01-2001 (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 605) (с изменениями и дополнениями)
10) Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 “Социальный кодекс Санкт-Петербурга” (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 9 ноября 2011 года)
11) Постановление Правительства Санкт-Петербурга о государственной программе Санкт-Петербурга “Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге” на 2015-2020 годы от 23.06.2014
12) Кодекс музейной этики ИКОМ.– 2006. – 13 с.
13) Методическое пособие Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2012 г. “Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность”. – М.: 2012. – 145 с.
14) Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи// Министерство труда и социальной защиты РФ. Фонд содействия научным исследованиям проблем инвалидности. – М.: 2015. – 292 с.

II. Литература по вопросам исследования:
15) Ашаева, С.В. Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями/ С.В. Ашаева//Омский научный вестник. – 2010. - № 4(89). – С. 219-222.
16) Булгакова, В.В. Взаимодействие с лицами с ограниченными возможностями здоровья в российских и зарубежных музеях в конце XIX – начале XX века / В.В. Булгакова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2016. -№ 34. – С. 158-168.
17) Булгакова, В.В. Теоретические и методологические аспекты социокультурной интеграции инвалидов в музейной среде/ В.В. Булгакова //Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2015. - № 30. – С. 96-106.
18) Донина, И.Н. Музей в социокультурной адаптации инвалидов. Диссертация на соиск. уч. степ. кандидата культурологии / И.Н. Донина. – СПб, 2014. – 223 с.
19) Донина, И.Н. Музей в социокультурной адаптации инвалидов: Программа “Светлый мир” Государственного музея истории религии / И.Н. Донина //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. - № 7(1) – С. 58-61.
20) Донина, И.Н. Универсальный дизайн в социокультурной адаптации“особых” посетителей музейными средствами/ И.Н. Донина //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014. - №166. – С. 133-143.
21) Карпова, Г.Г. Инвалиды и культурная политика: проблемы доступности / Г. Г. Карпова//Социологические исследования. – 2010. - № 10. – С. 74-80.
22) Козиев, В.Н. Музей и общество/ В.Н. Козиев, Е.В. Потюкова. – СПб.: Алетейя, 2015. – 192 с.
23) Люди с ограниченными возможностями здоровья в современном мире: нормативно-правовой аспект: учебное пособие / сост. О. В. Шелехова, О. В. Шелкунова. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. – 124 с.
24) Особые дети в музее. Материалы научно-практической конференции 25-26 ноября 2003 года. – СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2004. – 136 с.
25) Профессия – музей. Научно-методический сборник. – СПб.: ГМИ СПб, 2011. – 304 с.
26) Шерер, М. Зритель в экспозиции / М. Шерер// Вопросы музеологии. – 2013. - № 1(7). – С. 79-84.
27) Шляхтина, Л.М. Социальные практики современного музея: границы доступности / Л.М. Шляхтина// Вопросы музеологии. – 2014. - №2(10). – С. 10-15.
28) Beyond appearances: sculpture for the visually handicapped: a catalogue of the exhibition, organised by Nottingham castle museum with the Arts council of Great Britain, Nottingham castle museum, 13th Apr. to 12th May, 1985 etc. – London: Arts council of Great Britain, 1985. – 60 p.
29) Ciolfi, L. Including visitor contributions in cultural heritage installations: designing for participation / L.Ciolfi, L.J. Bannon, M.Fernström // Museum management and curatorship. – 2008. - № 23 (4). – P. 353-365.
30) Glushi, E. Galleries and museums in the Czech republic accomodated for sight-disabled persons and for others / E. Glushi // Rehabilitation of disabled persons by the museum means: materials of round-table meetings: the round-table meeting was held from 29 June till 1 July, 2011 in the city of Moscow within the frames of III International conference “Equal rights - equal opportunties. Universal design: new concepts and best examples”: S.N. Vanshin. – Moscow, 2011. – P.141-146.
31) Leidner, R. Accessibility of museums and exibitions for blind and visually impared visitors / R. Leidner // Rehabilitation of disabled persons by the museum means : materials of round-table meetings: the round-table meeting was held from 29 June till 1 July, 2011 in the city of Moscow within the frames of III International conference “Equal rights - equal opportunties. Universal design: new concepts and best examples”: S.N. Vanshin. – Moscow, 2011. – P. 134-141.
32) Noble, C. W. Access for disabled people to arts premises: the journey sequence / C.W. Noble // Architectural press, 2004. – XXIII. – 162 p.
33) Sandell, R. Museums and the Combating of Social Inequality: roles, responsibilities, resistance / R. Sandell //Museums, Society, Inequality. – London, 2002. – P. 3-23.
34) Sandell, R. Museums as agents of social inclusion / R. Sandell // Museum Management and Curatorship. – 1998. – Vol. 17, № 4. – P. 401-418.
35) Sandell, R. Social inclusion, the museum and the dynamics of sectoral change / R.Sandell //Museum and society. – 2003. –№ 1(1). – P. 45-62.

III. Прочие электронные ресурсы:
36) Все аудиогиды по музеям и городские аудио туры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://izi.travel/ru, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017г.).
37) Городское туристско-информационное бюро Санкт-Петербурга. Доступность музеев для инвалидов-колясочников [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ispb.info/tourist/disable/dostupnost_muzeev_dlja_ljudejj_s_invalidnostju/, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017 г.).
38) Городской информационный портал. Программа создания доступной среды для инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://saint-petersburg.ru/m/spb/old/318992/, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017 г.).
39) Государственный Дарвиновский музей. Информация о доступности для посетителей с ограниченными возможностями. Музей без барьеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.darwinmuseum.ru/section/muzej-bez-bar-erov, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017 г.).
40) Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017 г.).
41) Музеи России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museum.ru/, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017г.).
42) Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. Карта доступности учреждений культуры и мероприятий в сфере культуры для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://mkrf.ru/ministerstvo/podvedomstvennye/accessibility/, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017 г.).
43) Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. Отраслевой перечень государственных услуг и работ Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/trud/otraslevoj-perechen/, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017 г.).
44) Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. Стандарты социального обслуживания населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/trud/standarty-socialnogo-obsluzhivaniya-naseleniya/, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017 г.).
45) Официальный сайт Общероссийской общественной организации инвалидов “Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых”[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.vos.org.ru, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017 г.).
46) Официальный сайт Всероссийского общества глухих [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.voginfo.ru, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017 г.).
47) Официальный сайт Государственного Русского музея [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusmuseum.ru/, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017г.).
48) Официальный сайт Государственного музея истории религии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gmir.ru/, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017г.).
49) Официальный сайт Государственного Эрмитажа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017г.).
50) Официальный сайт Шереметевского дворца – Музея музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://theatremuseum.ru/filial/sheremetevskiy_dvorec_muzey_muzyki, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017г.).
51) Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://dislife.ru, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017 г.).
52) Рейтинг доступности музеев Санкт-Петербурга для инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/ratings_urban_environment/20120719/678377162.html, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017 г.).
53) Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru, свободный. (Дата обращения: 08.05.2017г.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ