Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА МУЗЕЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №21158

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
662
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретико-методологические основы социально-культурной реабилитации
людей с особенностями здоровья 10
1.1 Понятие и содержание социально-культурная реабилитация людей с
особенностями здоровья 10
1.2 Реабилитация людей с особенностями здоровья в Таймырском Долгано
Ненецком муниципальном районе 16
2 Применение музейных технологий в процессе социально-культурной
реабилитации людей с особенностями здоровья 25
2.1 Музейные технологии 25
2.2 Специфика социально-культурной реабилитации людей с особенностями
здоровья музейными средствами 31
2.3 Применение музейных технологий в социально-культурной реабилитации
людей с особенностями здоровья 35
Заключение 42
Список использованных источников 45
Приложение

Актуальность исследования данной темы обусловлена социальными процессами в современном обществе, которые демонстрируют новые стратегические направления в процессах адаптации и поддержки людей с особенностями здоровья. Новые формы социальной реабилитации продиктованы необходимостью формирования толерантных отношений к людям с ограниченными возможностями в рамках конкретных социальных институтов и организаций.
Термин реабилитация давно перестал употребляться как исключительно медицинский и все чаще применяется в контексте социально-экономических феноменов. В процессе реализации крупномасштабных государственных программ, были созданы материально-техническая и нормативно-правовая база социальной поддержки инвалидов. Активное внимание со стороны государственных структур формулирует в обществе неоднозначное отношение к вопросу интеграции данной категории граждан в социальную среду. Снятие общественного напряжения возможно с помощью социально-культурных технологий.
Целесообразность включения культуры, искусства, творчества в систему комплексной реабилитации инвалидов продиктовано как основополагающей ролью этих средств в развитии и самореализации личности, так и накопленным практическим опытом социокультурной деятельности с инвалидами учреждений культуры, убедительно подтверждающим благотворное влияние средств культуры, искусства, творчества на образ жизни инвалидов. Эффективное использование этих средств в процессе реабилитации инвалида способствует формированию у него духовно-нравственных и социальных установок, чувства уверенности в жизни, обеспечивающих корректирующее и восстанавливающее воздействие на здоровье, и мотивацию независимости в различных сферах жизнедеятельности [101]. В данном контексте теоретические
Музейные технологии обладают большим потенциалом в процессе социально-культурной реабилитации людей с особенностями здоровья. Хранящиеся в музейных фондам предметы являются носителями информации о культурно-исторических событиях современного общества.
Ориентированность музеев на региональные особенности создает благоприятную среду для самоидентификации жителей и их сплочения. Возможность создания неформальных, в том числе краеведческих, объединений, а также большого научно-просветительского и культурно-творческого потенциала музейного пространства расширяет вариативность в процессе социально-культурной реабилитации людей с особенностями здоровья.
Степень изученности темы
Первые основные принципы реабилитации людей с ограниченными возможностями, с медицинской точки зрения были рассмотрены рассмотрены в трудах Колесник Ф. А., Дыскин А. А., Гринштейн Е. Я., Лукъяненко А. М., Храпылиной Л. П., Юмашева Г. С., и Ренкер К., Андреевой О. С., Кабакова М. М., Лавровой Д. И., Либман Е. С., Пузина С. Н., Чикиновой Л. Н. Особое внимание стоит уделить работе Выготского А. С. положившей начало в изучении психологии человека с особенностями здоровья.
Первые публикации по вопросу социальной реабилитации можно отнести к работам Болыновой Т. Е., Дементьевой Н. Ф., Ким Е. Н., Мартыненко А. В., Осадчих А. И.,Храпылиной Л. П., Сигиды Е. А., Смирновой Е. Р. В том числе по реабилитации детей-инвалидов: Грачев Л. К., Хригорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Демина Л. Д.
К вопросу применения социально-культурных технологий в процессе реабилитации людей с особенностями здоровья, к развитию творческих способностей обращались такие ученые как Афанасьев В. Г., Киселева Т. Г.,
Красильников Ю. Д., Бакланова Т. И., Жарков А. Д., Каргин А. С.,
Стрельцов Ю. А., Моздокова Ю. С., Жарков А. Д., Максютин Н. Ф.
Формирование музееведения в качестве отдельной научной дисциплины относится ко второй половине ХХ века. Проблема взаимодействия и взаимообусловленности музея и общества анализировалась в рамках различных научных дисциплин. Философские аспекты культуры, музея как социокультурного и морально-нравственного феномена, специфика музейного предмета рассматривались в трудах философов Бахтина М. М., Библера В. С., Бубера М, Воронина А. А., Калугиной Т. П., Маковецкого Е. А., Мальро А., Соколова Б. Г., Флоренского П. и др. В философской концепции Фёдорова Н. Ф. («Музей, его смысл и назначение») музей предстает как «подобие всего мироздания», в нем осуществляется преемственность поколений, попытка «собирания и воспитания в единстве» .
Отдельные аспекты социокультурной музейной проблематики нашли отражение в музееведении. Они освещались в публикациях зарубежных исследователей Аве И., Бенеша И., Глузинского В., Грегорова А., Кунтца А., Жигульского З., Клаузевитца В., Неуступны И., Прайса Д., Ривьера Ж. А., Ромендера Й., Шола Т, Шрайнера К. и других. Автор опирается на отечественную музееведческую теорию, основа которой была заложена в проектах-моделях музейных учреждений Аделунга Ф. П., Вихмана Б. Г., Свиньина П. П.
Объект исследования — социально-культурная реабилитация людей с особенностями здоровья.
Предмет исследования — музейные технологии.
Целью работы является исследовать применение музейных технологий в процессе социально-культурной реабилитации людей с особенностями здоровья.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие Задачи:
- сформулировать теоретико-методологические основания социально-культурной реабилитации;
- рассмотреть принципы реабилитации людей с особенностями здоровья в социально-культурных учреждениях, в том числе в учреждениях Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района;
- изучить музейные технологии, как средство социально-культурной реабилитации людей с особенностями здоровья;
- разработать социально-культурный проект, направленный на реабилитацию людей с особенностями здоровья в учреждении культуры.
Методологические основы работы
Для теоретической обоснованности социально-культурной реабилитации людей с особенностями здоровья использовался диахронический метод изучения теории и истории социально-культурной деятельности Киселевой Т. Г., Красильникова Ю. Д..
В работе был использован метод обобщения для анализа основных понятий и определений Киселевой Т. Г., Красильникова Ю. Д., Жаркова А. Д., Григорьевой Е. И.
Также в работе применялся структурный подход сформулированный Асмолов А. Е., Богоявленская Д. Б., Божович Л. И., Брагин А. С., Великанова Е. В., Григорьева Е. И., Киселева Т.Г., Красильников Ю. Д., Первушина О. В., Платонов К. К., Рубинштейн С. Л., Триодин В. Е., Шадриков В. Д., Ярошенко Н. Н. и др.)
Гипотеза. По средствам музейных технологий, возможно, осуществлять психологическую коррекцию в процессе реабилитации людей с особенностями здоровья.
Теоретическая значимость результатов исследования
В ходе работы были уточнены понятия «музейные технологии», «социально-культурная реабилитация». Дано обоснование реализации социально-культурной реабилитации музейными технологиями.
Практическая значимость результатов исследования
Проведенное социологическое исследование выявило причины низкой активности людей с особенностями здоровья, учитывая которые можно вести проектную разработку. Предложенный социально-культурный проект возможно реализовывать в различных музеях.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании рассмотренных материалов по вопросу социокультурной реабилитации людей с особенностями здоровья можно сделать следующий вывод: социально-культурная реабилитация в современных условиях является одним из ключевых направлений в процессе интеграции и социальной адаптации людей с особенностями здоровья, которое осуществляется по средствам культурно-досуговых технологий.
Изучив разные определения социально-культурная реабилитация в данной работе принято понятие, сформулированное как комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью помочь этим группам населения достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворения культурно¬досуговых потребностей, что обеспечивает им возможности для позитивных изменений за счет расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду.
Рассмотренные в работе компоненты и принципы реализации социально¬культурной реабилитации формулируют вектор для эффективного применения реабилитационных методов культурно-досуговыми учреждениями. Таким образом, значение социально-культурных технологий в процессе реабилитации людей с особенностями здоровья создает благоприятные условия для интеллектуального, творческого и коммуникативного развития, что в свою очередь формирует новые возможности для интеграции данной категории граждан в системе социальных институтов.
Для выявления особенностей процесса реабилитации и возможностей применения социально-культурных технологий в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе было проведено социологическое исследование. В рамках, которого было проведено экспертное интервью среди сотрудников и волонтеров центров обслуживания людей с особенностями развития и работников культурно-досуговых учреждений, занимающихся
реализацией проектов в данном направлении. В результате были сделаны следующие выводы:
- работающие на территории района реабилитационные центры осуществляют всестороннюю деятельность в данном вопросе, в том числе с применение социально-культурных технологий;
- социально-культурные учреждения имеют успешный опыт в реабилитации и приобщении данной категории жителей района к культурному наследию;
- жители района с ограниченными возможностями редко посещают учреждения культуры, что связано с объективными обстоятельствами проживания на данной территории. Однако большинство опрошенных остаются довольны от участия в культурном мероприятии и рассматривают возможности в саморазвитии на базе культурно-досуговых организаций.
В ходе социологического исследования также было выяснено, что в районе лишь одно учреждение досугового типа имеет специальное оборудование для осуществления беспрепятственного доступа маломобильной категории граждан к культурным ценностям — это Таймырский краеведческий музей.
Далее в ходе работы были рассмотрены музейные технологии в системе социально-культурной реабилитации людей с особенностями развития. После изучения музейной системы и понятий музейные технологии в рамках данной работы употребляется данное понятие как системно организованная совокупность средств, методов и процессов в сфере сохранения и популяризации культурного наследия.
В результате изучения опыта мировых и российских музеев были сформулированы специфические возможности применения музейных технологий в процессе реабилитации людей с особенностями здоровья, такие как: особенности организации музейного пространства и возможность адаптации людей с особенностями развития через удовлетворение образовательно-психологических желаний: желание удовлетворить
43
Опираясь на изученные материалы можно сделать выводы о том, что применение музейных технологий в процессе реабилитации людей с особенностями развития является средством в реализации социально-культурных функций, развитии творческих и образовательных возможностей у граждан с особенностями здоровья. Это подтверждается тем, что в музее реализуются интеллектуально-психологические потребности людей, удовлетворяя которые у людей-инвалидов, увеличивается их возможность в самореализации.
На основании полученных данных в ходе социологического исследования и изучения специфических возможностей применения музейных технологий в процессе социально-культурной реабилитации был разработан проект для реализации на базе Таймырского краеведческого музея.
В результате полученных выводов можно утверждать, что сформулированная гипотеза подтвердилась частично. Реабилитация людей с особенностями развития возможна при помощи музейных технологий, но для осуществления психологической коррекции необходимо участие в этом процессе профессионального психолога.
Сформулированные в данной работе цель и задачи были реализованы в полном объеме.


1. Айшервуд, М. М. Полноценная жизнь инвалида / М. М. Айшервуд. - Москва : Высшая школа, 2002. - 265 с.
2. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. / Л. И. Акатов. Психологические основы Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — Москва : ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
3. Ануфриев, А. В. Музейное дело и охрана культурных ценностей /
A. В. Ануфриев. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. — 197 с.
4. Арзамасцев, В. П. О семантической структуре музейной экспозиции /
B. П. Арзамасцева. Музееведение. На пути к музею XXI века.(Сб. научн тр. НИИ культуры). - Москва , 1989;
5. Ахиезер, А. С. Социокультурная динамика России / А. С. Ахиезер // Политические исследования. 1991. - № 5. - С. 7.
6. Ахундова, И. В гостях у сказки. На полатях полежать, коромысло подержать или Руками трогать разрешается // Москва. правда. — 2003. — 23окт. (№ 192). — То же. — Соц. реабилитация незрячих: Звук. Сб. — 2003.— Вып. 4 (75).
7. Ахундова, И. Отведите детей в музей / И. Ахундова - Москва. правда. — 2003. —12 июля (№ 124). — Молодцы: Спец. вып. — № 11. — С. 1.
8. Бойцова, Т. М., Самохина, Л. С. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме Сетевой курс / Т. М. Бойцова, Л. С. Самохина - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2010. — 192 с.
9. Валеева, Н. Ш. Социальная реабилитация Социальная реабилитация: Учебник / Под общей редакцией Н. Ш. Валеевой. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 320 с.
10. Ваньшин, С. Н., Ваньшина, О. П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами / С. Н. Ваньшина, О. П. Ваньшина : Метод. пособ. — 2-е изд. испр. и доп. — Москва : Изд-во ГДМ, 2009. — 76 с.
11. Ваньшина, О. П. Инвалиды по зрению в музее / О. П. Ваньшина // Проблемы реабилитационной индустрии: Информ. Сб. — Москва, 2003. — С. 28—31.
12. Вильчинская-Бутенко, М. Э. Социально-культурная деятельность за рубежом / М. Э. Вильчинская-Бутенко: учебное пособие — Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2011. — 240 с.
13. Воробьева, И. В. Социально-культурная деятельность ГИУСТ БГУ / И. В. Воробьева , 2009. — 106 с.
14. Вяхякуопус, Е. Кантор, В. З. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями сенсорной, двигательной и интеллектуальной сферы / Е. Вяхакуопус, В. З. Кантор: учебно-методический комплекс. - Москва : Издательство «Папирус», 2009.— 304 с.
15. Гальцева, М. Новое направление: духовно-нравственная
реабилитация детей-инвалидов / М. Гальцева // Соц. обеспечение. 2004. — № 5.-С. 35.
16. Гейнике, Н. А. Культурно-исторические экскурсии. Основные вопросы методики и методологии исторических экскурсий. В 3-хчастях. / Н. А. Гейнике : Москва , 1923;
17. Глазова, Е. Ю. Научиться видеть прекрасное / Е.Ю.Глазова // Чистый голос. —2004. — № 6. — С. 16—19.
18. Гончарова, М. Н. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата./ М. Н. Гончарова, А. В. Гринина, И. И. Мирозаева : Ленинград, 1974. — 236 с.
19. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е.И. Григорьева : Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. — 284 с.
20. Гудина, Т. В. Социокультурная реабилитация и интеграция детей- инвалидов средствами музыкального воспитания / Татьяна Викторовна Гудина : Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2012, Том 18
21. Гудков, Л. Общество культура — человек / Л. Гудков // Свободная мысль. - 1991. -№ 7.- С. 5.
22. Гужова, Л. Г. Музееведение / Л. Г. Гужова, Н. В. Мягтина : учебное пособие для студентов. - Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. - 116 с.
23. Данилов, А. Профреабилитационная помощь инвалидам /
A. Данилов, Г. Киселев // Человек и труд. 2000. — № 2. - С. 50.
24. Дашкова, Е. В. Организация музейного сервиса: коммуникационный подход / Е. В. Дашкова, Е. Б. Ивушкин: учебное пособие. — Шахты: ЮРГУЭС, 2010. — 79 с.
25. Дворянчикова, И. А. Семья инвалида в социальной структуре общества [Электронный ресурс] : Диссертация кандидата социологических наук / И. А. Дворянчикова : 22.00.04. Москва : РГБ, 2003/ Из фондов Российской Государственной библиотеки.
26. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. Н. Исаева
— Москва , 1996.
27. Дуликов, В. З. Социально-культурная работа за рубежом /
B. З. Дуликов : учебное пособие. - Москва : МГУКИ, 2003. - 68с.
28. Думбаев, А. Е. Инвалид, общество и право / А. Е. Думбаев, Т. В. Попова : Алматы : Верена, 2006. - 180 с.
29. Ермолаева, Т. Б. Нетрадиционные методы реабилитации детей- инвалидов / Т. Б. Ермолаева // Немедикаментозные методы лечения : Материалы науч.-практ. конф., Чебоксары, 2001. — С. 119-120.
30. Ерошенков, И. Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И. Н. Ерошенко — Москва , 1994. — 399 с.
31. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб.
— метод. пособие / Науч. ред А. Д. Жарков — Москва : Либерия- Бибинформ, 2008. — 239 с.
32. Жарков, А. Д. Организация культпросвет работы / А. Д. Жарков : учебное пособие — Москва : Просвещение, 1989.— С.217-233.
33. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусства /
A. Д. Жарков. — Москва : Изд. дом МГУКИ, 2007. — 480 с.
34. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность / А. Д. Жарков,
B. М. Чижиков — Москва : МГУКИ, 1998. — 462 с.
35. Закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федер. закон от 24.11.95 г. № 181-ФЗ. / М-во юстиции Рос. Федерации. Москва : ACT, 2000. — 29 с.
36. Закон Об основах социального обслуживания населения в РФ : федер. закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ. //Рос. газ. 1995. - 19 дек.
37. Зборовский, К. Э. Группы самопомощи в технологии социальной реабилитации инвалидов / К. Э. Зборовская : учебно-методическое пособие. / Минск: Общественная организация «Белорусская ассоциация социальных работников», 2008. - 156 с.
38. Зозуля, Т. В. Комплексная реабилитация инвалидов / Т. В. Зозуля - Москва : Академия, 2005. — 304 с.
39. Зурита , П. Слепые люди и пластические искусства / П. Зурита // Соц. реабилитация незрячих. — 2002. — Вып. 3 (70). — 1 мкф. 72 73
40. Иванов, А. А. Аксиология преодоления в «экстремальном искусстве»: концепция музея художественного творчества художников- инвалидов / А. А. Иванов // Творчество инвалидов — путь в мир равных прав и возможностей. — Москва , 2003. — 121 с.
41. Каменец, А. В. Основы культурной политики / А. В. Каменец : учебник Москва : Перспектива, 2012. — 240 с.
42. Карякина, О. И. Основы реабилитации инвалидов / О. И. Карякина, Т. Н. Карякина : учебное пособие. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 1999. - 88с.
43. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности / Т .Г. Киселева, Ю. Д. Красильников : учебное пособие. — Москва : Издательство МГУК, 1995.-136.
44. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников : учебник. — Москва : МГУКИ, 2004. — 539 с.
45. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников : учебная программа. — Москва : МГУКИ, 2001. — С. 394.
46. Кичерова, М. Н. Социальная реабилитация инвалидов в современных условиях / М. Н. Кичерова : Вестник Самарского государственного университета. - 2007. - №5-1. - С.132-142.
47. Кондратьев, В. В. Вопросы отбора материалов современности в музейное собрание / В. В. Кондратьев // Формирование и изучение музейных коллекций. - Москва, 1982. — С. 41
48. Крестьянов, В. П. Педагогика досуга / В. П. Крестьянов : учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры / Науч. ред. В. П. Крестьянов — Орел: ОГУ, 2010. — 156 с.
49. Культурно-образовательная деятельность / Музейное дело России. Москва , 2003.
50. Куртанова, Ю. Е. Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Материалы международной научно-практической конференции / Ю. Е. Куртанова : Москва, МГППУ. 5-6 декабря 2011. - 713 с.
51. Лекции по образовательным технологиям в социально-культурной деятельности. Музей как вид СКД. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //social-culture.ru/index.php?id=330&request=full
52. Ломакин, В. И. Социокультурная реабилитация инвалидов / В. И. Ломакина, Л. П. Храпылина, В. С. Шипулина : метод. рекомендации. — Москва, 2002. — 144 с.
53. Луценко, Е. Л. История и современность социальной работы с инвалидами / Е. Л. Луценко // Материалы научно-практической конференции «Человек, общество и культура: проблемы исторического развития». - Комсомольск-на-Амуре, 2005. - С.45-47.
54. Майданов, А. ... И я увидел кремль / А. Майданов // Школьный вестник. —2000. — № 2. — С. 68—77. — То же. — С. 93—110. — РТШ.
55. Майданов, А. С. Восприятие незрячими красоты / А. С. Майданов — Москва : Канон+, РООИ «Реабилитация», 2010. — 616 с.
56. Майданов, А. С. Пути постижения прекрасного / А. С. Майданов // Научно-практич. проблемы эстетич. и этич. воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения: Сб. ст. — Москва , 2001. — С. 51—71.
57. Мацукевич, О. Ю. Теоретико-методологические основы социально-культурной ресоциализации личности дезадаптантов : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Специальность: 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности. МГГУ им. М. А. Шолохова. / О. Ю. Мацукевич - Москва. 2014. -— 405 с.
58. Мир музея. — 2009. — № 10. — 62 с.
59. Михайловская, А. И. Музейная экспозиция. Москва, 1964; Искусство музейной экспозиции / А. И. Михайловская: сб. научн. тр./НИИ культуры. №45. Москва , 1977;
60. Музееведение : учеб. пособие для студентов специальности 031502 - М 90 музеология / Л. Г. Гужова [и др.] ; под. ред. доц. Н. В. Мягтиной ; Владим. гос. ун-т. - Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. - 116 с.
61. Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. - Москва , 1996;
62. Музей (Лицом к социальным проблемам). — 2008. — № 4. — 97 с.
63. Музей и новые технологии // На пути к музею XXI века / сост. и науч ред. Н. А. Никишин. - Москва : Прогресс-Традиция, 1999, 216 с.
64. Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России. Москва , 2003
65. Настольная книга реабилитолога / Под ред. С. Н. Ваньшина. — Москва : Изд-во Реакомп, 2007. — 496 с.
66. Наумчик, В. Н. Социально-культурная деятельность — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2008. — 96 с.
67. Научно-просветительная работа в естественно-научных музеях. Москва , 2000;
68. Научно-просветительная работа в художественном музее на современном этапе. Санкт-Петербург , 1996;
69. Новикова, Г. Н. Технологические основы социокультурной деятельности: / Учебное пособие / Науч. ред. Г. Н. Новикова — Москва : МГУКИ, 2010. — 158 с.
70. Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства: Метод. пособ. — Москва , 2001.
71. Олейникова, М. Объект недоступен / М. Олейникова // Надежда. — 2003. —№ 10. — С. 7—8.
72. Орлова, Е. Свобода прикасания: Музеи и художественная культура для инвалидов в Великобритании / Е. Орлова // Вестн. благотворительности. — 1966. — № 3 (май-июнь). — С. 9, 16—17.
73. Петрова, З. А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности / З. А. Петрова : учебное пособие. — Москва : МГИК, 1990.— С.92-108.
74. Поляков, Т. П. Мифология музейного проектирования или Как делать музей? - 2 / Т. П. Поляков / Росс. ин-т культурологии. — Москва , 2003. 456 с.
75. Пособие для работодателей: трудоустройство инвалидов. —2004. — 82 с.2.
76. Рабочий словарь тифлореабилитолога / Под ред. С. Н. Ваньшина. — Москва : Изд-во Реакомп, 2007. — 76 с.
77. Реабилитация и социальная интеграция лиц с отклонениями в состоянии здоровья Коллективая монография / под ред. Е. М. Каулиной. Н. Новгород Сочинский университет туризма и курортного дела. - 2010. — 213 с.
78. Реабилитация инвалидов по зрению во Всероссийском обществе слепых. Проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции (г. Москва, 12—13 нояб. 2002 г.). — Санкт-Петербург, 2003. — 133 с.
79. Решетников, В. Социальная реабилитация дезадаптированных детей / В. Решетников, Т. Хижина : монография. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2005. - 150 с.
80. Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа : http: //www. museum.ru/RME/sci_system.asp
81. Российская Федерация. Правительство. О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры : постановление Правительства Рос. Федерации от 7 декабря 1996 г. №1449 // Рос. газ. 1996. - 19 дек.
82. Российская Федерация. Правительство. Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности : постановление Правительства Рос. Федерации от 12.08.1994 г. № 927 // Рос. газ. 1994. - 27 авг.
83. Руками трогать обязательно // Вёрсты. — 2001. — 1 сент. — С. 4. Слепым виднее, если о них заботятся // Соц. реабилитация незрячих. — 1997. — № 2. — 1 мфк.
84. Словарь музейных терминов : сб. науч. трудов / ГМСИР. - Москва, 2010. - С. 114.
85. Современная историографическая ситуация и проблемы исторических экспозиций музеев. - Москва , 2002;


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ