Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тонино Гуэрра: «тетради жизни» как рефлексия эпохи интеллигенции

Работа №135229

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ. 3-7
1. ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ «СОЧИНИЛ ЭПОХУ»
1.1. Начало творчества. 8-10
1.2.«Волшебство России». 11-12
1.3. «Воззвание о красоте». 12-15
2. РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И КУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫИТАЛИИ И СССР.
2.1. Интеллигенция и intelligentsia 16-24
2.2. Последние интеллигенты СССР 24-26
2.3. Интеллектуалы Италии второй половины 20го века 26-36
3. «ТЕТРАДИ ЖИЗНИ» КАК РЕФЛЕКСИЯ ЭПОХИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. 37-40
3.1 Русские герои тетрадей жизни. 40-44
3.2. Итальянские герои «тетрадей жизни». 44-46
3.3. Влияние Тонино Гуэрра на итальянский и советский кинематограф.. 46-49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50-51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52-55

Данная дипломная работа посвящена, с одной стороны итальянскому сценаристу, поэту, писателю, художнику Тонино Гуэрре, а с другой стороны истории формирования русской интеллигенции и класса интеллектуалов в Италии. Временные рамки исследования охватывают XVII - XIX, но основной фокус внимания направлен на вторую половину XX века.
Тонино Гуэрра – знаменитый итальянский сценарист, поэт, писатель, «последний великий «русский» итальянец»1 был одним из европейских свидетелей постепенного «заката» русской интеллигенции. Многочисленные воспоминания сценариста о СССР, его работы с русскими режиссерами, многочисленные проекты с советскими интеллигентами 1960-1980 годов позволяют нам лучше изучить данную эпоху, глубже понять творения наших соотечественников, и, таким образом, больше ценить наше культурное наследие, и нашу Родину.
Феномен появления интеллигенции чрезвычайно интересен, хотя бы с той точки зрения, что проявление он имел только в нашей стране. Понятие произошло от слова латинского происхождения «intelligens», что означало «понимающий, мыслящий, разумный». Как принято считать, слово «интеллигенция» ввел древнеримский мыслитель Цицерон. Интеллигентами в России считались люди высокообразованные, профессионально занимающиеся творческими и интеллектуальными видами деятельности, и обладающие возможность объективно и критично взглянуть со стороны на современное общество, экономическую, политическую, социальную и культурную ситуации. В связи с чем, эти люди являлись родоначальниками новых течений, взглядов, идеологий, а, как следствие, радикальных и постепенных изменений, восстаний, открытий. Любопытно, что в Европе вместо термина «интеллигент», используют слово «интеллектуал», которое обозначает крайне образованного человека, обладающего широким кругозором и занимающегося интеллектуальным трудом. В чем же отличие между этими двумя, с первого взгляда так похожими, понятиями? Русские интеллигенты являлись еще и нравственными эталонами общества. Можно сказать, что они совмещали в себе европейскую аристократию и интеллектуалов, являясь людьми, остро заинтересованными в развитии страны. В данной работе предпринята попытка проследить историю появления и изменения самого понятий «интеллигент», а также трансформации роли и задач интеллигенции во времени.
Кроме того, дипломная работа представляет собой отражение эпохи интеллектуалов и интеллигентов СССР и Италии 1960-1980 годов с опорой на биографию и труды итальянского сценариста Тонино Гуэрры, а также, воспоминаний его современников.
Актуальность темы исследования. Проблема исчезновения интеллигенции в современной России мне представляется чрезвычайно важной. Вопрос существовании интеллигенции сегодня остаётся открытым, однако, разделение мнений образуют несколько точек зрения, которые будут рассмотрены в данной работе.
Параллельно в работе проводиться исследование «творческого мира» кинематографической элиты, имеющей отношений к знаменитому итальянскому сценаристу.
Степень разработанности темы исследования может быть признана удовлетворительной лишь частично. Проблематика изучения феномена интеллигенции, как и эстетическая проблема исчезновения «говорящего» кино требует дополнительных, более углублённых исследований. Однако, мною было проведено базовое изучения аспектов вышеприведенных проблем.
Таким образом, мы выбрали объектами исследования феномен русской интеллигенции и итальянских интеллектуалов, воспоминания Тонино Гуэрры о России 1960-1980х годов, а также о его русских коллегах – интеллигентов и интеллектуалов того времени, а предметом исследования произведение советского и российского искусствоведа и историка культуры Паолы Дмитриевны Волковой: «Тонино. Семь тетрадей жизни», в котором автор собрала воспоминания о великом сценаристе, а также рассказы Т. Гуэрра о России и русской интеллигенции. Кроме этого, я уделила пристальное внимание культурологическим, литературным, историческим трудам русских и зарубежных писателей, критиков, культурологов, философов, с целью проследить историю появления и развития понятий «интеллектуал» и «интеллигент», а, также, процесса формирования интеллигенции, как класса общества.
Для этого были определены следующие цели и задачи исследования:
1) проследить историю возникновения общества интеллигенции и интеллектуалов в России и Италии
2) изучить эпоху русской творческой интеллигенции 1960-1980 годов, с опорой на воспоминание «русского» итальянца
3) проследить влияние творчества Тонино Гуэрры на русский кинематограф
Методологической основой дипломной работы включает в себя использование методов анализа, сравнения, сопоставления и обобщения. В ходе написания работы используются дескриптивный и компаративистский методы и биографический подход.
Теоретико-методологическая основа изучения интеллигенции заложена такими философами и исследователями как И.С. Аксаковым2, П.Д. Боборыкиным3, Н. Боббио, М.К. Мамардашвилли, У. Эко, А. Грамши и др. Именно в их трудах появляются первые разработки в области общей теории и методологии исследования интеллигенции.
Исследованием творчества Т. Гуэрры в России занималась в первую очередь П. Д. Волкова, во вторую – многочисленные искусствоведы, культурологи и журналисты. Большую роль в написании работы сыграли документальные фильмы о сценаристе, его журнальные и теле-интервью, а также непосредственно художественные и поэтические работы Т. Гуэрры.
Научная новизна работы: Данная дипломная работа является первой попыткой изучения и анализа эпохи интеллигенции с опорой на данное биографически - художественное произведение, а также на тематические труды русских и европейских мыслителей.
Научно-практическая значимость исследования: Данная работа может быть полезна интересующимся развитием интеллигенции, как отдельного класса общества, политической силы, культурного двигателя страны, а, также, изучающим итальянский кинематограф. Содержание данной ВКР может использоваться для дальнейших исследований в области культурологии, психологии, социологии, истории кино и литературы.
Структура работы: Предлагаемая выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: она состоит из введения, трёх глав, 10 параграфов, заключения, списка использовано литературы и приложения.
Во введении обоснованы актуальность и новизна исследования, сформулированы его цель и задачи, определена степень изученности проблемы и дан обзор использованных источников.
Первая глава носит ознакомительный характер, она посвящена биографии Т. Гуэрры, некоторым его работам и его отношению к России.
Во второй главе проводиться культурологическо-теоретическое исследование истории формирования интеллигенции, поднимаются вопросы роли и задач русских интеллигентов и европейских интеллектуалов, а, также, проблема исчезновения интеллигенции сегодня.
Третья глава посвящена анализу произведения П. Волковой и Т. Гуэрра «Тонино. Семь тетрадей жизни», и исследованию влияния творчества сценариста на русский кинематограф 1960-1980 годов.
В заключении сформулированы выводы и итоги в соответствии с целями работы.
Положения, выносимые на защиту:
1) Сам термин «интеллигенция» появился в XIX, и претерпевал значительные изменения с течением времени. С разных точек зрения воспринимались, также, роли и функции данного класса, в зависимости от эпохи и политической ситуации.
2) Сегодня интеллигенция в России и Италии продолжает существовать, однако утратила свойственную ей самоотверженность и категоричность.
3) Тонино Гуэрра – один из ярких примеров творческого гения и интеллигента Италии XX века. Его творчество стало чрезвычайно обогащающим для итальянского кинематографа, и оказало немалое влияние на советское кино.
Список использованной литературы насчитывает 40 источников, среди которых 18 русских печатных изданий, 15 интернет - ресурсов на русском языке, и 7 источников на итальянском.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование, основанное на анализе источников на русском и итальянском языках позволяет прийти к следующим выводам:
1) Роли и функции интеллигенции изменялись во времени, как и изменялся взгляд на задачи данного класса у философов и культурологов. Таким образом, изучение данной тематики является невероятно занимательным и разносторонним.
2) С опорой на прочитанный материал можно сделать вывод, что интеллигенция сегодня исчезла в революционном понимании. Однако, она все ещё продолжает выполнять свою главную функцию: критика современного общества и власти.
3) Изучив труды Тонино Гуэрра, и воспоминания его современников о нём хочется подчеркнуть гениальность данного итальянского сценариста, писателя, художника и поэта. Его влияние на итальянский, европейский кинематограф бесспорно значительно. Что касается влияния на советское кино – исследованный материал выявляет лишь «верхушку айсберга» вклада Т. Гуэрра в творчество советских режиссёров. Более длительное и углублённое изучение и анализ его творчества, и творчества его друзей - советских режиссеров позволит получить больше информации и понимания в данной теме.
Как говорил Эйзенштейн1: «Кино – это идеальный сейсмограф, оно точно диагностирует состояние общества». Когда общественная жизнь и культура в упадке, даже у великих художников ничего не выходит. Тонино Гуэрра явился рефлексией своего времени, своей культуры. Он, наряду с другими итальянскими и  русскими гениями, отражал красоту нашего мира, глубину человеческих переживаний, неотвратимость трагедий, и силу любви. Его сценарии и книги говорят от имени целой эпохи, целого народа, поэтому мы можем смело называть его «человеком, который сочинил эпоху».
«Да, сюжеты Тонино рождены народной мудростью и вошли в духовный опыт нации. Влияние Тонино ощутимо и в России, где почти век равнялись на нравственные максимы Льва Толстого. Во Франции многое в ХХ веке определяла литература. А в Италии того же периода камертоном было кино. Оно на много лет вперед дало направление мысли. И нравственную религию народу во многом дали фильмы, сценарную основу которых создавал Гуэрра. Он выстраивал миры многих режиссеров, им всем был нужен.»2 - Лора Гуэрра.


1. Бенда Ж. Предательство интеллектуалов. М.,2009.
2. Боббио Н. Интеллектуалы и власть. Антология мировой политической мысли. Зарубежная политическая мысль ХХ века.Т.2. М.,1997.
3. Боборыкин П.Д. Русская интеллигенция // Русская мысль. -1904. -№ 12.
4. Боборыкин П.Д. Подгнившие "Вехи"// В защиту интеллигенции: сб.ст.-М.-1909.
5. Волкова П. Гуэрра Л. Тонино. Семь тетрадей жизни.-2-е изд.испр.-М.:АСТ:Зебра Е, 2007.
6. Грамши А. Тюремные тетради. Часть первая. М.: Издательство политической литературы. 1991.
7. Грамши А. Искусство и политика. В 2-х т. Пер. с итал. М.: Искусство, 1991.
8. Гусейнов А.А. Слово об интеллигенции //На рубеже веков. -1997. -№1.
9. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005.
10. Куренной В. История и теория интеллигенции и интеллектуалов // Мыслящая Россия: сб.ст.- М.-2009.
11. Мамардашвилли М.К. Интеллигенция в современном обществе. - В кн.: Проблемы рабочего движения. Материалы международной научной сессии 12 - 15 апреля 1967 года. М., 1968.
12. Мережковский Д.С. Грядущий хам // Интеллигенция. Власть. Народ. Антология: сб.ст.- М.- 1991.
13. Орлов Б.С. Интеллигенция как мифологический феномен. Историко-социологический анализ / Соц. исслед. -2001. -№ 1
14. Розанов В.В. Трудные дни интеллигенции // Новое время. -1908.-№11625.
15. де Серто М. Изобретение повседневности. 1 том. Искусство делать. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт- Петербурге. 2013.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ