Введение…………………………………………………………………...
Глава 1. Самостоятельная работа как средство развития познавательной деятельности учащихся в обучении математике………………………………………………………………...
§1. Сущность понятия самостоятельная работа и ее виды……………..
§2. Самостоятельная работа как способ развития творческого мышления учащихся……………………………………………………...
§3. Дифференцированное обучение в старших классах………………..
Глава 2. Методика организации самостоятельной работы в старших классах в условиях дифференцированного обучения…………………………………………………………………...
§1. Система самостоятельных работ по математике старших классов, способствующая развитию творческого мышления учащихся……………………………………………………………….….
§2. Применение метода проектов как способа организации самостоятельной работы учащихся в условиях дистанционного обучения……………………………………………………………….…..
§3. Экспериментальная проверка метода проектов по теме «Геометрическая прогрессия»…………………………………………...
Заключение…………………………………………………………….….
Библиография…………………………………………………………….. ….
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока и активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что наиболее эффективное приобретение и усвоение знаний происходит только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Между тем в школе еще редко можно видеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приемов познавательной деятельности, школьников мало обучают способам и приемам самостоятельной работы, в частности приемам развернутого и свернутого описания, объяснения, выведения правил и предписаний, выхода на формулирование идей и их предварительного развертывания по смыслу и содержанию, то есть тем приемам, которые составляют основу учебно-познавательной деятельности ученика.
Тем самым, самостоятельная работа – одна из важнейших составляющих процесса обучения, позволяющая учителю определить уровень усвоения учащимися учебного материала и одновременно обеспечивающая качественное усвоение учащимися учебного материала. Таким образом, она выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию.
Одновременно с этим, важной задачей педагогического процесса является развитие у учащихся творческого мышления, так как оно позволяет учащимся не только изучить и запомнить материал, но и находить нестандартные методы решения и конструировать новые подходы. Тем не менее, решение задач творческого характера занимает на уроке значительную часть времени и доступны только для хорошо подготовленных учащихся. Таким образом, введение в программу обучения таких задач представляет собой проблему для учителей. Вследствие этого возникает необходимость в самостоятельном индивидуальном решении учащимися задач творческого характера.
Анализ научной, педагогической и методической литературы позволяет говорить о том, что в современном процессе обучения самостоятельной работе отводится лишь роль проверки и контроля деятельности учащихся, причем в самостоятельную работу включаются только основные понятия современной математики, которые не дают учащимся возможности сформировать целостное представление о математике, как прогрессирующей базовой науке, позволяющей развивать основные психические процессы, такие как память, мышление, воображение, восприятие и так далее.
Использование самостоятельных работ при изучении математики не дает ожидаемого результата из-за уровня преподаваемого материала и неспособности заниматься без помощи преподавателя.
На основе вышеизложенного можно сказать, что использование на уроке самостоятельных работ творческого характера расширяет возможности учащихся в изучении математики, позволяет развивать продуктивное мышление и формирует умения применять свои знания в нестандартных ситуациях. Это определяет актуальность выбора самостоятельной работы творческого характера в условиях дифференцированного обучения в качестве поля исследовательской работы.
Методологическую основу исследования составили фундаментальные работы в области педагогики и психологии П.И. Пидкасистого, В.А. Крутецкого, Б.П. Есипова, Ю.М. Колягина, Я.А. Пономарева, теории и методики преподавания математики В.А. Гусева, А Вейля, В.И. Мишина, А. Б. Василевского.
Проблема исследования состоит в решении задач по определению дидактических условий и методики рациональной организации самостоятельной работы творческого характера в условиях дифференцированного обучения.
Объектом исследования служит организация самостоятельной работы в условиях дифференцированного обучения математике.
Предметом исследования являются дидактические и методические
..........
..............
обучения в условиях обычной школы должно быть решение всевозможных задач, направленных на повышение интереса к обучению, на углубление знаний учащихся, на привлечение их к творческой исследовательской деятельности.
Самостоятельные работы в школе направлены на проверку знания учащимися основных формул и выполнения заданий по уже известному образцу – алгоритму. Причем учитель при составлении самостоятельных работ ориентируется только на проверку знаний конкретной темы и не связывает пройденный материал с ранее пройденными темами, что приводит к обрывочным знаниям и неумением решать комбинированные задания.
Проведенное нами исследование позволило сделать вывод о том, что проведение учителем контроля и оценки знаний учащихся может быть направлено на развитие у учащихся различных видов мышления, в том числе и творческого, без увеличения времени занятий и введения в систему обучения дополнительных занятий. Можно также отметить, что применение учителем метода проектов будет способствовать развитию творческого мышления учащихся. Таким образом, уровень усвоения знаний учащихся будет повышаться за счет их самостоятельной творческой деятельности.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а значит, организация самостоятельных работ, направленных на развитие творческого мышления учащихся, в условиях дифференцированного обучения – один из наиболее эффективных методов обучения и развития учащихся, так как он .........
1. Алгебра: Учеб. для 9 кл. сред. шк. / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. – М.: Просвещение, 1992. – 223с.
2. Аммосова Н.В. Формирование творческой личности младших школьников средствами математики. М.: АГПУ, 1998. – 284с.
3. Атахов Р.М. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления. Вопросы психологии, №5, 1995.
4. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Педагогика, 1961. – 582с.
5. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. – 240с.
6. Василевский А. Б. Обучение решению задач по математике. Минск, 1988. – 211с.
7. Вейль А. Математическое мышление. М.: Наука, 1989. – 313с.
8. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Просвещение, 1987. – 344с.
9. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. – М.: ООО «Издательство «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003. – 432с.
10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: АСТ - ПРЕСС, 1986. – 478с.
11. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. – М.: Просвещение, 1961. – 156с.
12. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. – 234с.
13. Колягин Ю.М., Оганесян В.А. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. М.: Просвещение, 1977. – 297с.
14. Колягин Ю.М., Хурошевская В.Ф., Гульчевская В.Г. О системе учебных задач как средстве развития математического мышления школьников. М.: Просвещение, 1970. – 325с.
15. Кострикина Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. М.: Просвещение, 1991. – 267с.
16. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Изд. «Наука», 1972. – 528с.
17. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. – 311с.
18. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1968. – 246с.
19. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528с.
20. Людмилов Д. С. Некоторые вопросы проблемного обучения математике. Пермь, 1975. – 250с.
21. Математика: Для поступающих в вузы: Пособие / Г.В. Дорофеев, М.К. Потапов, Н.Х. Розов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 560с.
22. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Изд. «Наука», 1972. – 387с.
23. Методика преподавания математике. Частная методика. Сост. В.И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. – 365с.
24. Международные математические олимпиады. М.: Просвещение, 1976. –189с.
25. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608с.
26. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. – 340с.
27. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. – 342с.
28. Сборник задач по математике для посткпающих в вузы. Алгебра / Под ред. М.И. Сканави. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс-В, Новая Волна, 1999. – 616с.
29. Сборник задач по математике для поступающих в вузы: Учеб. пособие / П.Т. Дыбов, А.И. Забоев, А.С. Иванов и др.; Под ред. А.И. Прилепко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1989. – 271с.
30. Темербекова А.А. Методика преподавания математики.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 176с.
31. Шабунин М.И. Пособие по математике для поступающих в вузы. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 640с.
32. Шумилин А.Т. Проблемы структуры и содержания процесса познания. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 124с.
33. Экзаменационные вопросы и ответы. Алгебра и начала анализа 9 и 11 выпускные классы. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000. – 416с.