Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование читательской самостоятельности учащихся младших школьников (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №135162

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы28
Год сдачи2024
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: школа № 48 города Барнаула.
Выборка: 20 учеников 4 «А» и 4 «Б» (возраст от 10-ти до 11-ти лет).
Есть приложение.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования читательской самостоятельности младших школьников 6
1.1. Чтение как социокультурная ценность 6
1.2. Проблема формирования читательской самостоятельности младших школьников 10
Выводы по первой главе 14
Глава 2. Опыт формирования читательской самостоятельности младших школьников 15
2.1. Диагностика уровня сформированности читательской самостоятельности младших школьников 15
2.2. Система работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников 20
Выводы по второй главе 24
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27
Приложение 29

Актуальность обращения к теме настоящего исследования объясняется социокультурным значением чтения в жизни современного человека: чтобы занять достойное место в обществе, он должен уметь работать с большим объемом информации, анализировать его, использовать для решения стандартных и нестандартных задач. Вполне очевидно, что такие качества формируются, когда ребенок учится в младших классах. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, вышедший в 2021 году, уделяет большое внимание развитию такого фундаментального качества, как читательская самостоятельность. В частности, в главе IV, где обозначены требования к результатам освоения программы, сказано о том, что у детей должны быть сформированы ценности научного познания: такие качества, как активность, любознательность, самостоятельность помогут им получить представления о научной картине мира. В том же части документа, в разделе 43.1.2, перечислены требования по учебному предмету «литературное чтение»: учащийся должен владеть навыками смыслового чтения, анализировать тексты разных жанров, проявлять интерес к самостоятельному чтению.
Сформированность навыка является одним из ключевых требований для совершенствования читательских умений младших школьников, интеллектуального, духовного и нравственного развития личности. В то же время информационное поле, представленное телевидением, социальными сетями, сетью Интернет, накладывает отпечаток на мировоззрение ребенка. Многие родители, занятые на работе, не могут уделить достаточно внимания своим детям, вследствие чего процесс взаимодействия с книгой превращается для младшего школьника в утомительное занятие. Достаточно быстро он начинает считать, что чтение – это нечто скучное, устаревшее, ненужное. Отсутствие интереса влияет на то, что ребенок читает мало или перестает читать совсем. Начинаются проблемы с техникой чтения, с пониманием содержания книги (неосмысленное чтение), с подбором литературы. Отсюда возникает противоречие между требованием государственных стандартов к овладению навыком и наличной ситуацией. Указанные обстоятельства порождают проблему: как сформировать читательскую самостоятельность младших школьников.
Проблема формирования читательской самостоятельности школьников младшего возраста интересовала В.В. Давыдова, О.В. Джежелей, Н.И. Жинкина, М.Р. Львова, М.И. Оморокову, Т.С. Пиче-Оол, Н.Н. Светловскую, И.И. Тихомирову и других ученых. Как представляется, стимулирование читательской самостоятельности возможно посредством введения игрового содержания в изучаемый материал, которое используется в библиотеках при работе с детьми. Такие инновационные формы продвижения книг, как сторителлинг, буктрейлер, букслэм и другие повышают интерес юных читателей к информации в целом: ребята включаются в игру, отыскивая разные сведения в энциклопедиях и справочниках, художественной литературе.
Объект исследования – формирование читательской самостоятельности младших школьников.
Предмет исследования – формирование читательской самостоятельности младших школьников посредством игровых форм обучения.
Цель исследования – теоретически обосновать и подтвердить опытно-эмпирическим путем эффективность формирования читательской самостоятельности младших школьников посредством игровых форм обучения.
Задачи исследования:
1. раскрыть социокультурную ценность чтения;
2. выявить сущность понятия «читательская самостоятельность» применительно к младшему школьному возрасту;
3. осуществить диагностику уровня сформированности читательской самостоятельности младших школьников;
4. представить систему работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования; обобщение передового педагогического опыта) и эмпирические (анкетирование, опрос, формирующий педагогический эксперимент, качественная и количественная оценка полученных результатов).
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания заданий, выполняемых младшими школьниками с помощью использования инновационных форм продвижения чтения. Даная информация может стать полезной учителям начальных классов при обучении на уроках литературного чтения, а также в организации внеурочной деятельности детей.
Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках настоящего исследования предпринята попытка теоретически обосновать и подтвердить опытно-эмпирическим путем эффективность формирования читательской самостоятельности младших школьников посредством игровых форм обучения. В ходе обзора источников по теме сделан вывод о том, что чтение – это социокультурный феномен, который оказывает общее влияние на развитие личности, внутреннего мира и духовного взросления человека. Благодаря этому из поколения в поколение передаются важные сведения, помогающие сохранению национального самосознания, единения людей. Обучение чтению на систематической основе начинается в младшем звене школы. Педагоги делают все возможное для того, чтобы каждый ученик смог стать самостоятельным читателем. Такой ребенок умеет выбирать книги согласно своим интересам, способен бегло читать, понимать и выражать собственное отношение к прочитанному, испытывает потребность в постоянном обращении к книге.
В начальной школе дети под руководством учителя знакомятся с произведениями разных жанров, овладевают практическими умениями для анализа художественного текста. При этом главная задача педагога – сформировать у детей читательский интерес, желание работать с информацией, приобщать учащихся к культурному наследию своего народа. Методическая проблема заключается в том, что мышление учащихся младшего школьного возраста во многом предметно, вследствие чего им нужна зрительная опора; восприятие дискретно, поэтому они выделают из большого объема информации то, что наиболее ярко, эмоционально привлекательно; внимание неустойчиво, чем объясняется отвлекаемость. Решение методической проблемы заключается в отборе методов и приемов обучения, организационных форм, использовании педагогических технологий: вместе взятые, ни помогают учителю удержать внимание детей на изучаемой теме.
При опоре на представленную выше теоретическую базу было проведено опытно-эмпирическое исследование в школе № 48 города Барнаула. К участию в педагогическом эксперименте приглашены два класса: состав 4 «А» стал контрольной группой, состав 4 «Б» экспериментальной. Количество детей в обоих классах по 20 человек, таким образом, выборка составила 40 человек. Изучению подлежал уровень сформированности читательской самостоятельности младших школьников, для чего использованы следующие методики: анкета Н.Г. Малаховой «Какой ты читатель», опросник А.П. Кашкарова «Узнай свой читательский интерес», анкета «Исследование читательского кругозора» С.В. Казаринова.
Результаты диагностики показали, что в каждом классе большинство составляют учащиеся со средним уровнем. Далее организован формирующий эксперимент, в ходе которого были использованы игровые формы обучения: сторителлинг, буктрейлер, букслэм, библио-гусеница, квилт, организован конкурс «Читательские рекорды»; также детям было предложено изготовить мультфильмы-самоделки и записать любимые произведения для аудио-гостиной. Перспектива дальнейшего исследования заключается в проведении контрольного эксперимента, по итогам которого можно сделать вывод об эффективности проведенной работы с использованием игровых форм обучения либо опровергнуть предположение.



1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2010. – 1536 с.
3. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 2010. – 283 с.
4. Гудова М.Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ: автореф. дисс. … канд. культурологии. – Екатеринбург, 2015. – 51 с.
5. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий. – М.: Дрофа, 2017. – 96 с.
6. Казаринов С.В. Читали, читаем и будем читать! : исследования и анализ отношения к книге и чтению пользователей библиотек Новосибирской области. – Новосибирск, 2015. – С. 6-34.
7. Кашкаров А.П. Личностный интерес ребенка // Вестник детской литературы. – 2011. – № 2. – С. 126-130.
8. Короткова Е.Г. Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой // Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности: сборник докладов педагогической мастерской. – Смоленск: МБУ ДО «ЦДО», 2021 – 119 с.
9. Лотман Ю.М. Семиосфера: монография. – М.: КнигИздат, 2017. – 704 с.
10. Малахова Н.Г. «Я читаю потому, что мне немного нравится читать»: о мотивах чтения подростков // Человек читающий = Homo legens: сборник статей. – М.: Школьная библиотека, 2006. – С. 241-251.
11. Маранцман В.Г Методика преподавания литературы. – М.: Просвещение, 2007. – 216 с.
12. Моток В.С. Вклад Н.А. Рубакина в развитие библиотековедения // Актуальные проблемы информационного и документационного обеспечения управления: науч.-практ. конф. – Тамбов, 2019. – С. 64-68.
13. Нестерова Л.В. Психолого-педагогические аспекты чтения как важной составляющей информационной культуры специалиста // Современная наука. – 2015. – №1. – С. 71 - 74.
14. Никитина Л.А., Зарубина С.П. Интерактивные формы работы с книгой – ресурс формирования читательской самостоятельности младших школьников // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2022. – №4(53). – С. 13-18.
15. Психология и социология чтения / А.В. Себелева. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2016. – 139 с.
16. Светловская Н.Н. Методика обучения творческому чтению: учебное пособие / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол. – М.: Юрайт, 2019. – 305 с.
17. Современные практики продвижения чтения: материалы flash-семинара / МБУК «ЦБС г. Рязани»; Центральная городская библиотека им. С.А. Есенина; сост. Л.Ю. Томарович. – Рязань, 2019. – 43 с.
18. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Собр. соч. в 11 тт. Т. 2. – М.: Директ-Медиа, 2020. – 825 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ