АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Теоретические основы стресса и стрессовых реакций 10
1.1 Понятие и физиологические основы стресса 10
1.1.1 Теории и психологические модели стресса 12
1.1.2 Классификация стресса и его этиологические факторы 20
1.1.3 Микростресс и макростресс 23
1.2 Психофизиологические и поведенческие реакции при стрессе 24
1.2.1 Физиологические проявления 25
1.2.2 Поведенческие проявления 29
Глава 2. Организация и методы исследования 38
2.1 Процедура исследования 40
2.2 Описание выборки исследования 41
2.3 Методы исследования 43
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 49
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 50
3.2 Результаты исследования 51
3.3 Обсуждение результатов исследования 72
ВЫВОДЫ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Список использованных источников 81
Приложение А. Опросники 91
Приложение Б. Результаты математико-статистического анализа 99
Приложение С. Карта наблюдения 106
На данный момент в психологической науке отмечается значительное увеличение интереса к проблеме стресса. Это объясняется неблагоприятными изменениями в состоянии психического здоровья населения, что напрямую связано с уровнем стресса в повседневной жизни (Шемякина О. О., 2012).
Проблема стресса лежит на стыке нескольких дисциплин, и ученые разных направлений, таких как психология, физиология, медицина и социология сосредоточены на изучении данной научной проблематики (Мельникова М. Л., 2018; Бильданова В. Р., 2015).
Сам термин - «stress» - в переводе с английского языка означает «напряжение». Ежедневно человек сталкивается с воздействием неблагоприятных факторов (экологических, профессиональных, социальных и т. д.), которые оказывают на него психологическое и эмоциональное воздействие (Бильданова В. Р., 2015). В результате этого возникают негативные эмоции, перенапряжение физических и психических функций и, как следствие, развитие такого психического состояния, как стресс. Психоэмоциональное напряжение, вызванное стрессом, может проявляться в виде поведенческих реакций и психовегетативных дисфункций (Апчел, В. Я., Лымаренко, В. М., Павлова Н. В., 2012).
В основе данной работы лежат данные, собранные в рамках проекта «Эндокринные и психологические детерминанты поведения человека в стрессе», проведенное на факультете психологии СПбГУ в период с 2011 по 2013 год под руководством профессора Абабкова В. А.
Данная научно-исследовательская работа ставит перед собой цель изучить поведенческие и психофизиологические реакций в ситуации микростресса.
Актуальность данной работы заключается изучении протекания базовых процессов стресса на уровне поведения человека, психологии и физиологии, а также в исследовании их взаимосвязи. В настоящий момент существует лишь незначительное количество научных работ, которые были бы посвящены поведенческим проявлениям в ситуации кратковременного стресса. Более того, стоит отметить недостаток работ, которые рассматривали бы поведенческие реакции во взаимосвязи с уровнем кортизола и психологическими характеристиками человека.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы специалистами в области психического здоровья для заблаговременного понимания того, что человек находится в стрессовой для него ситуации по внешним, невербальным проявлениям. Помимо этого, результаты исследование могут помочь в ранней диагностике и контроле психического напряжения в ситуациях стресса. И, как следствие, это потенциально может повлиять на протекание адаптационного синдрома. Материалы данной работы могут учитываться в психотерапевтической практике.
Целью данной работы выступает изучение поведенческих и психофизиологических реакция в ситуации экспериментального микростресса.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Изучение теоретических источников по теме стресса и описание психофизиологических и поведенческих коррелятов стресса.
2. Изучение психологических характеристик респондентов, а также результатов теста на уровень кортизола в слюне.
3. Выявление поведенческих особенностей реагирования мужчин и женщин в ситуациях экспериментального микростресса, заключающегося в общении с представителем противоположного пола на сензитивные темы, связанные с половым поведением.
4. Выявление взаимосвязи психофизиологических, поведенческих и психологических характеристик.
Объектомданной научно-исследовательской работы выступает микростресс.
Предметом выступают психофизиологические и поведенческие реакции в ситуациях экспериментального микростресса.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
1. В состоянии стресса, у мужчин и женщин увеличивается частота использования жестов-самоадапторов.
2. У женщин, которые оценивают ситуацию, как стрессовую, поведенческие изменения будут проявляться в изменениях характеристик, связанных с речью, в то время как у мужчин – через жестикуляции.
3. Речь женщин, находящихся в состоянии стресса, будет более немногословной, с большим наличием долгих пауз.
4. В состоянии стресса люди с низким уровнем экстраверсии/ эмоциональной стабильности, склонны использовать такие копинг-стратегии как «Самоконтроль» и «Дистанцирование».
5. Мужчины и женщины, показавшие отсутствие стресс-реакции, отличаются использованием таких копинг-стратегий как «Положительная переоценка» и «Планирование решения проблемы».
6. Состояние микростресса субъективно переживается женщинами как повышение напряжения, активности, раздражения, тогда как у мужчин состояние стресса переживается только повышением напряжения.
Методы: анализ литературных источников, экспериментальная процедура; наблюдение с использованием карты наблюдения, качественные (стандартизированные) опросники.
Методики: Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина; Краткая версия личностного опросника «Большая пятерка – Big five»; Сокращенный вариант анкеты для наблюдения за стрессом; Анкета употребления кофеин-содержащих напитков и продуктов.
Математико-статистические методы: описательные статистики, включающие в себя средние значения и частотное распределение, однофакторный дисперсионный анализ ANOVA; непараметрический критерий Хи-квадрат Пирсона; Корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена;
Данное исследование ставило целью изучение поведенческих и психофизиологических реакций людей в ситуации микростресса. В рамках данной работы были проверены гипотезы, направленные на поиск различий в личностных характеристиках, используемых копинг-стратегиях и поведенческих проявлениях у людей, которые находились в стрессе в момент эксперимента, то есть у которых наблюдалось повышение кортизола, а также у людей без стресс-реакции. Для этого было поставлено 6 гипотез, из которых, в результате статистического анализа, было подтверждено 2.
Полученные данные говорят не только о наличии различий между людьми, с разными физиологическими реакциями в ситуации микростресса, но и о том, что существуют некоторые гендерные различия, в том числе и в поведении. Тем не менее, результаты, полученные при изучении различий между мужчинами и женщинами в стрессе, указывают на то, что общие паттерны поведения мужчин и женщин схожи. Более полноценные результаты о различиях в поведении мужчин и женщин могут быть получены вследствие создания более полной анкеты наблюдения. Таким образом, данная тема требует дальнейшего изучения и анализа.
Данное исследование было нацелено на более широкое понимание того, как именно может проявляться стресс. Новизна проведенного исследования заключается в рассмотрении стрессорных процессов не только на уровне личностных характеристик и защитных механизмов, но и на уровне поведения. Дальнейшее изучение данной темы может дать более четкое понимание того, как именно мужчины и женщины реагируют на стресс в сфере поведения. Полученные данные могут быть полезны для представителей помогающих профессий, работающих с людьми.
1. Абабков, В. А., Боголюбова, О. Н., Веревочкин, С. В., Войт, Т. С., Маневский, Ф. С., Никитенко, М. А., ... &Шаболтас, А. В. Влияние кофеина и эмоционального состояния на уровень кортизола при экспериментальном стрессе. Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике, 16(60), 22.). 2012.
2. Абабков В. А, Боголюбова О. Н., Веревочкин С. В., Войт Т. С., Маневский Ф. С., Никитенко М. А., Потемкина Е. А., Сафонов В. К., Ураева Г. Е., Шаболтас А. В. Типы реагирования на повседневные микрострессоры // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 2013. № . С. 34–44.
3. Абабков, В., Войт, Т., Ураева, Г., &Шаболтас, А. Влияние кофеинсодержащих напитков и продуктов на переносимость повседневного стресса. Психологические исследования, 6 (32). 2013. 11 с.
4. Апчел, В. Я., Лымаренко, В. М., Павлова Н. В. Исторические аспекты изучения проблемы стресса // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2012. № 4(40). С. 255–260.
5. Барабаш, О. Факторы, влияющие на поведение человека. LegeaşiViaţa, 304(4/2), 2017. С. 3–6.
6. Беленкова, Л. Ю. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на копинг-поведение подростков в трудных жизненных ситуациях / Л. Ю. Беленкова // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2015. № 4(29). С. 20–25.
7. Бильданова В. Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт. сост. ст. преп. В. Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. 142 с.
8. Бобровская, Е. Ф. Стресс и копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкман. Познание. 2020. 48–52.
9. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.
10. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М. ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
11. Будкевич, Р. О. Половые различия студентов по некоторым показателям высшей нервной деятельности, суточной динамики кортизола и антиоксидантного статуса / Р. О. Будкевич, Е. В. Будкевич // Физиология человека. 2019. Т. 45, № 1. С. 113–118.
12. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Трансактный подход к изучению стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. №2. С. 47–58.
13. Вундт В. Основания физиологической психологии, тт. 1–2. СПб, 1880–1881.
14. Габдреева Г. Ш. Место тревожности в структуре развивающейся психологической защиты личности // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2012. №6. С. 233 -243.
15. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М.: Н аука, 1980. - 104 с.
16. Демиденко, П. Д. Теоретико-методологические подходы к проблеме стресса / П. Д. Демиденко // Инновационные стратегии развития педагогического образования: сб. науч. тр. Том Часть 1. Саратов: Центр "Просвещение", 2017. С. 113–118.
17. Давыдов, Д. Правда ли, что кофеин полезен для здоровья? // Тинькофф-журнал. 2021.
18. Джемс У. Психология. 5-е изд. Спб.: Издание К.Л.Риккера, 1905. 448 с.
19. Ермакова И. В. Современные представления о механизмах регуляции функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы // Новые исследования. 2014. №4 (41).
20. Зуева, Е. А. Типология невербальных средств коммуникации // Филология и проблемы преподавания иностранных языков. 2006. Вып. 2. С 63–69.
21. Ильина Л. И., Сердакова К. Г. Стресс и имение им управлять // Медицинская сестра. 2015. №7. C. 42–44.
22. Калинин, А. Я. Кофеин - друг или враг? / А. Я. Калинин // Компетентность. 2014. № 9–10 (120–121). С. 43–51.
23. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 370 с.
24. Коневцев, И. В. Экстраверсия и нейротизм как факторы выбора копинг-стратегий / Под ред. И. В. Коневцев, Е. А. Родионова // Проблемы теории и практики современной психологии, Иркутск: Иркутский государственный университет, 2022. С. 66–69.
25. Коневцев, И. В. Копинг-стратегии личности во взаимосвязи с гендером и темпераментом / И. В. Коневцев, Е. А. Родионова // Молодой ученый. 2022. № 18(413). С. 459–461.
26. Кочуров М.Г. Связь копинг-стратегий с локусом контроля // МНИЖ. 2020. №1–2 (91). С. 40–43.
27. Крейдлин, Г. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. 2022. 228 с.
28. Кроповницкий О. В. Взаимосвязь копинг-стратегий, локуса контроля и мотивации достижения у руководителей // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. №4.
29. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 178–208.
30. Майоров Ф. П. История учения об условных рефлексах; Изд-во Акад. наук СССР, 2-е изд., испр, и доп. - Москва; Ленинград. 1954. 368 с.
31. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: 2-е изд., испр. и доп. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. 400 с.
32. Маслеева В. В. Пантомима как средство невербальной коммуникации // Скиф. 2016. №4. С. 13–19.
33. Мельникова М. Л. Психология стресса: теория и практика: учебно-методическое пособие; Урал. гос. пед. ун-т; науч. ред. Л. А. Максимова. Екатеринбург, 2018.
34. Мирболок A. К понятию копинг-стратегии поведения. Вестник Ереванского Университета: Философия, Психология, 4(1), 2013. 69–75.
35. Мухамедьянова А. Р., Ширяев В. Б. Выраженность информационного стресса и способы его оптимизации. Символ науки, 3 (3), 2017. С. 203–205.
36. Надежкина, Е. Ю., Новикова, Е. И., Маринина, М. Г., Мужиченко, М. В. Изменение уровня кортизола в слюне студентов с различными психофизиологическими особенностями во время экзаменационного стресса. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета, (1 (73)), 2020. С. 146–149.
37. Стресс: психологические, биохимические и психофизиологические аспекты: учебное пособие / Под ред. Н. А. Паточкина, М. В. Комелькова, О. Б. Цейликман, М. С. Лапшин. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. 82 с.
38. Проскурякова, Т. В. Кофеин и психическое здоровье / Т. В. Проскурякова, М. Э. Гришин // Психическое здоровье. 2016. Т. 14, № 10(125). С. 76–82.
39. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.
40. Русалова, М. Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека. М.: Наука, 1979. 171 с.
41. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме/ Г. Селье. М.: Медгиз, 1960. 254 с.
42. Селье Г. Стресс без дистресса /Г. Селье. Медгиз, 1982. 125 с.
43. Смирнов П. Ю. Гендерная дифференциация в проявлении речевой агрессии мужчин и женщин // БГЖ. 2017. №4 (21). С. 191–193.
44. Ташлыков, В.А. Психологические защиты у больных с неврозами и психосоматическими расстройствами / В.А. Ташлыков. СПб., 1992. 23с.
45. Украинцева, Ю. В. Индивидуальные поведенческие и вегетативные проявления эмоционального стресса у человека/ Под ред. Ю. В. Украинцева, Д. М. Берлов, М. Н. Русалова// Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 2006. Т. 56, № 2. С. 183–192.
46. Федорова, Т. Д. Актуальность теории стресса Ганса Селье в современных реалиях / Т. Д. Федорова, А. И. Огиенко // Youthforscience 2020: сб. статей, Петрозаводск: «Новая Наука», 2020. С. 219–223.
47. Хамицева С. Ф. Особенности невербальной коммуникации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №4–2. С. 263–167.
48. Шемякина О. О. Анализ причин стресса и методы его профилактики [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 2.
49. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. СПб.: Питер, 2021. 384 с.
50. Юнусова, С. Г., Розенталь, А. Н., Балтина, Т. В. Стресс. Биологический и психологический аспекты. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки, 150 (3), 2008. С. 139–150.
51. Яковлев Е. В., Леонтьев О. В., Гневышев Е. Н. Психология стресса: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Университета при МПА ЕврАзЭС, 2020. 94 с.
52. Bienertova-Vasku J, Lenart P, Scheringer M. Eustress and Distress: Neither Good nor Bad, but Rather the Same? Bioessays. 2020, 42(7). P. 1-5.
53. Biggs, A., Brough, P., & Drummond, S. Lazarus and Folkman's psychological stress and coping theory. The handbook of stress and health: A guide to research and practice, 2017. P. 349-364.
54. Arnold, М. Stress and emotion / М. Arnold // J. of Psychological stress. 1967. N 4. P. 123-140.
55. Caini S, Cattaruzza MS, Bendinelli B, et al. Coffee, tea and caffeine intake and the risk of non-melanoma skin cancer: a review of the literature and meta-analysis. Eur. J Nutr. 2017. 56. P. 1-12.
56. Cannon W. B. Organization for physiological homeostasis. PhysiolRev 9: 1929. P. 399–431.
57. Cannon W. B. Bodily changes in pain, hunger, fear, and rage. New York: Appleton, 1929.
58. Cannon W. B. The wisdom of the body. New York: W. W. Norton and Company. 1932. P. 177 – 201.
59. Clark I, Landolt HP. Coffee, caffeine, and sleep: a systematic review of epidemiological studies and randomized controlled trials. Sleep Med Rev 2017; 31. P. 70-78.
60. CompasВ. Е. An agenda for coping research and theory: basic and applied developmental issues // International Journal of Behavioural Development. 1998. № 22(2). P. 231—237.
61. Deak, A. Brain and emotion: Cognitive neuroscience of emotions. Review ofpsychology, 2011. 18(2). P. 71-80.
62. Dohrenwend B.S., Dohrenwend B.P. Class, and race as status-related sources of stress / social stress. S. Levineand A. Scotch. Chicago: Aldine, 1970. P. 111-140.
63. Dorn, L.D., Lucke, J.F., Loucks, T.L., Berga, S.L. Salivary cortisol reflects serum cortisol: analysis of circadian profiles. AnnClinBiochem, 2007. 44(pt 3). P. 281-284.
64. Essaimathi, S., & Sidorenko, L. General adaptation syndrome. In NANO-2019: Limits of Nanoscience and Nanotechnologies. 2019. P. 66.
65. Fogiel M. The psychology problem solver. NY: REA, 1980. 292 p.
66. Folkman, S., & Lazarus, R. S. Ways of Coping Checklist (WCCL). APA PsycTests. 1980.
67. Freud S. The psychopathology of everyday life. New York: Norton, 1966.
68. Fuller J.L., Thompson W.R. Foundations of behavior genetics. St. Louis, Mo: C.V. Mosby, 1978.
69. Halpern, C. T., &Kaestle, C. E. Sexuality in emerging adulthood. In L. Diamond & D. Tolman (Eds.), APA handbook of sexuality and psychology, Washington, DC: American Psychological Association, 2013.P. 487-522.
70. Hartley, T. R., Lovallo, W. R., Whitsett, T. L., Sung, B. H., & Wilson, M. F. Caffeine, and stress: implications for risk, assessment, and management of hypertension. The Journal ofClinicalHypertension. 2001. 3(6). P. 354-382.
71. Humiston, T., & Lansing, A. H. Stress: Historical Approaches to Allostasis. In Biopsychosocial Factors of Stress, and Mindfulness for Stress Reduction, Cham: Springer International Publishing. 2022. P. 3–16.
72. Kapur, R. Understanding the Types of Stress. 2021.
73. Krantz D. S., Lazar J. D. Behavioural factors in hypertension. In: Julius S, Bassett DR, eds. The stress concept: issues and measurements. New York: Elsevier Science; 1987. P. 43–58.
74. Lara DR. Caffeine, mental health, and psychiatric disorders. J Alzheimers Dis. 2010. P. 239-248.
75. Lazarus, R. S. Psychological Stress, and the Coping Process. New York, NY: McGraw-Hill. 1966.
76. Lazarus R. S., Launier R. StressbezogeneTransaktionenzwischen Person und Umwelt. – In: R. Nitsch (Hrsg.). Stress: Theorien, Untersuchungen, Massnahmen. Bern: Huber, 1981. P. 213 – 259.
77. Lazarus, R., and Folkman, S. Stress, Appraisal and Coping. New York, NY: Springer Publishing Company. 1984.
78. Lazarus, R. S., and Folkman, S. Transactional theory and research on emotions and coping. Eur. J. Pers. 1, 1987. P. 141–169.
79. Lazarus, R. S. Coping Theory and Research: Past, Present, and Future. PsychosomMed. 55. 1993. 234–247.
80. Lipp, M. N., &Lipp, L. M. N. Proposal for a four-phase stress model. Psychology, 2019. 10(11). 1435-1443.
81. Low, C. A., Salomon, K., & Matthews, K. A. Chronic life stress, cardiovascular reactivity, and subclinical cardiovascular disease in adolescents. PsychosomaticMedicine, 2009. 71 (9). P. 927-931.
82. Lucas M, O’Reilly EJ, Pan A, et al. Coffee, caffeine, and risk of completed suicide: results from three prospective cohorts of American adults. World J Biol. Psychiatry. 2014. 15: P. 377-86.
83. Mason J. W. A historical view of the stress field. II. J Hum Stress 1:6–12, 1975. P. 22–36.
84. Mason J. W. A re-evaluation of the concept of “non-specificity” in stress theory. J Psych Res 8. 2001. P. 323–333.
85. McCarty R., The Alarm Phase and the General Adaptation Syndrome: Two Aspects of Selye’s Inconsistent Legacy, Editor(s): George Fink, Stress: Concepts, Cognition, Emotion, and Behavior, Academic Press, 2016. P. 13-19.
86. Mifsud K. R., Reul J. Mineralocorticoid, and glucocorticoid receptor-mediated control of genomic responses to stress in the brain. Stress. 2018. 21(5):389-402.
87. Micek A, Godos J, Lafranconi A, Marranzano M, Pajak A. Caffeinated and decaffeinated coffee consumption and melanoma risk: a dose-response meta-analysis of prospective cohort studies. Int J Food Sci. Nutr. 2018. 69. P. 417–426.
88. Nicolson, Nancy A. In L.J. Luecken and L.C. Gallo. Measurement of Cortisol. In: Handbook of Psychological Research Methods in Health Psychology. SagePublications. 2008. P. 37–74.
89. Obbarius, N., Fischer, F., Liegl, G., Obbarius, A., Rose, M. A modified version of the transactional stress concept according to Lazarus and Folkman was confirmed in a psychosomatic inpatient sample. Frontiersinpsychology, 12, 2021.
90. Orzechowicz, D. Privileged emotion managers: The case of actors. Social PsychologyQuarterly, 2008. 71(2). P. 143-156.
91. Pacák K, Palkovits M. Stressor specificity of central neuroendocrine responses: implications for stress-related disorders. EndocrRev. 2001. 22(4). P. 502-48.
92. Parsons P. A. Behaviour, stress and variability // Behaviour Genetics, 1988. Vol.18. P. 293-308.
93. Patterson, M. L. Nonverbal behavior: A functional perspective.2012.
94. Pintschovius, L. Macrostresses, Microstresses and Stress Tensors. In: Hutchings, M.T., Krawitz, A.D. (eds) Measurement of Residual and Applied Stress Using Neutron Diffraction. NATO ASI Series, vol 216. Springer, Dordrecht.1992.
95. Salimzadeh, R., Hall, N. C., & Saroyan, A. Examining academics’ strategies for coping with stress and emotions: A review of research. In Frontiersin Education, Vol. 6. Frontiers Media SA. 2021.
96. Schneiderman N, Ironson G, Siegel SD. Stress, and health: psychological, behavioural, and biological determinants. Annu Rev Clin Psychol. 2005. P. 607-628.
97. Selye H. A syndrome produced by diverse nocuous agents. Nature. 1936.
98. Selye, H. The stress of life / H. Selye. New York: McGraw-Hill, 1956. 325 p.
99. Smith, C. A., and Lazarus, R. S. “Emotion and adaptation,” in Handbook of Personality: Theory and Research, ed. L. A. Pervin; New York, NY: Guilford Press, 1990. P. 609–637.
100. Tan SY, Yip A. Hans Selye (1907-1982): Founder of the stress theory. Singapore Med J. 2018 Apr; 59(4). P. 170-171.
101. Ulrich, C. Stress, and sport. Science and medicine of exercise and sports, 1960. P. 508-516.
102. Van Dam, R. M., Hu, F. B., & Willett, W. C. Coffee, caffeine, and health. New England Journal ofMedicine, 2020. 383(4). P. 369-378
103. Vitaliano, P. P., Scanlan, J. M., Zhang, J., Savage, M. V., Hirsch, I. B., & Siegler, I. C. A path model of chronic stress, the metabolic syndrome, and coronary heart disease. Psychosomaticmedicine, 64(3),2002. P. 418-435.
104. Wolff H.G. Stress and Disease, 2ndEd. Springfield, III: Charles C. Thomas, 1968.
105. Wilson D. McGraw-Hill Manual of Laboratory and Diagnostic Tests 1st Ed Normal, Illinois, 2007.
106. Yan J. Specificity and Non-Specificity of Stressful Responses, 2008, 16(03). P. 363-370.