Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАТОКИНЕЗИОГРАММЫ КАК МАРКЕРЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ДЕЗАДАПТАЦИЙ

Работа №89760

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физиология

Объем работы64 с.
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ 9
1.1 Общие представления о дезадаптации 9
1.2 Функциональное состояние и напряжение регуляторных систем как
механизм дезадаптации 11
1.3 Способ оценки функционального состояния и напряжения
регуляторных механизмов 13
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
2.1. Контингент исследования 15
2.2. Методы исследования 15
2.3. Календарный план проекта 21
2.4. Описание бюджета исследования 21
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАТОКИНЕЗИОГРАММЫ КАК МАРКЕРЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ 23
3.1. Оценка уровня тревожности и депрессии у испытуемых 23
3.2. Особенности ЭЭГ при разной степени выраженности депрессии . ... 24
3.2.1. Взаимосвязь реактивности ритмов ЭЭГ и депрессии 27
3.3. Особенности ЭЭГ у лиц с разным уровнем тревоги 31
3.4. Стабилометрические показатели у лиц с разным уровнем тревоги и
депрессии 33
3.5. Применение методов статистического анализа данных для
выявления маркеров психофизиологической дезадаптации 38
3.6. Применение методов искусственного интеллекта для выявления
маркеров психофизиологической дезадаптации 42
ВЫВОДЫ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 56


В настоящее время проблема психофизиологической дезадаптации стоит очень остро, особенно в современных условиях роста информационной нагрузки, влияния неблагоприятных экологических, социально -
психологических и экономических факторов, в условиях повседневной жизни и профессиональной деятельности, когда состояния психоэмоционального напряжения становятся привычным явлением для современного человека. В нашем исследовании под психофизиологической дезадаптацией, с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации, будем понимать преимущественно тревожные и депрессивные состояния.
К одним из наиболее частых причин психофизиологической дезадаптации относят тревогу и депрессию. Что обусловлено, прежде всего их распространенностью. За период с 1990 по 2013 гг. число людей, страдающих от депрессии и/или тревожных расстройств, возросло почти на 50% — с 416 миллионов до 615 миллионов человек. Около 10% населения мира страдает такими заболеваниями, а на психические расстройства приходится 30% (Незнанов, Мартынихин, Мосолов, 2017; Инвестиции в лечение депрессии.,.2016; Alonso J., etc., 2004). Этому способствуют
постоянное увеличение потока информации, ускорение темпа и ритма жизни, социально-экономические и политические процессы, угроза
международного терроризма (Акарочкова, Шварков, 2007). При хронической психической напряженности тревога и депрессия ведут к нарушению адаптации, и являются дезадаптивными факторами, поскольку нарушают нормальное функционирование механизмов регуляции эмоций изменяяне только восприятие, но и характер ответных реакций, дезорганизуя целесообразное приспособительное поведение (Байдина, Сосницкая, 2012).
Таким образом, при дезадаптации может наблюдаться нарушение социализации, изменение характера восприятия и, как следствие, ухудшение качества анализа ситуации и адекватности принятия решения, повышение уровня агрессии, что является весьма нежелательным не только для системы образования, но и для многих других видов профессиональной деятельности и повседневной жизни в целом.
Учитывая сложившиеся представления об определяющей роли функционального состояния в способности к адаптации и влиянии на него тревоги и депрессии (Аввад, 2002), а также данные о том, что из 50 до 80 % населения России, находящегося на разных стадиях донозологических состояний, т. е. в определении степени снижения адаптационных возможностей (Баранов, Баевский, Берсенева, Михайлов, 2004), а через 8 лет 60 % переходят преморбидные, а 31 % — патологические состояния
(Баранов, Баевский, Берсенева, Михайлов, 2004),без объективной оценки как самого функционального состояния организма, так и динамики его изменений невозможна оптимизация процесса жизнедеятельности.
Однако, в настоящее время нет адекватных методов скрининговой оценки функционального состояния и состояния адаптивных систем, что существенно затрудняет решение задач, профессионального отбора и прогнозирования деятельности в условиях стресса. В связи с чем, выявление на более ранних стадиях дезадаптивных изменений является актуальным, как в превентивной медицине, так и в системе допуска к определенным видам деятельности. А также, делает весьма актуальным мониторинг дезадаптивных изменений на основе данных динамической биометрии, и возможность прогнозирования риска дезадаптивных реакций. При этом сложившиеся представления о функциональном состоянии системы равновесия (Жильцова, Котов, Альжев, 2016) как наиболее чувствительных индикаторах адаптационных реакций организма делают их исследование методом стабилометрии с целью ранней диагностики дезадаптивных изменений является весьма актуальным.
Необходимо отметить также, что с внедрением компьютерных технологий в биомедицинских измерительных системах возникли новые возможности получения, обработки и анализа биологических сигналов. Результаты значительного количества работ, а также данного исследования, показывают, что большая часть информации, вследствие нелинейности биологических процессов и многомерности получаемых сигналов, может быть скрыта от исследователя и не использоваться при обычных видах анализа, которые в основном приспособлены для одномерных сигналов. В связи с этим необходим поиск новых подходов к анализу биосигналов.
Цель исследования:
Изучить особенности характеристик статокинезиограммы у лиц с психофизиологической дезадаптацией.
Задачи:
1. Исследовать особенности стабилометрической реакции у лиц с разным уровнем тревоги и депрессии
2. Выявить маркеры дезадаптивных состояний на основе интеллектуального анализа данных
3. Разработать архитектуру и параметры искусственной нейронной сети для интеллектуального анализа данных.
Научная новизна. Впервые предложен способ формального описания состояние человека в виде алгоритма формирования вектора признаков для биометрических сигналов в рамках задачи распознавания состояния человека. Использование данного подхода позволяет применить методы машинного обучения для автоматического распознания состояний человека как целостного объекта.
Также предложена методика определения физических и психо-эмоциональных состояний человека. Особенностью методики является возможность классификации состояния по ограниченным данным .
Ожидаемые результаты. Найти маркеры дезадаптивных состояний на примере тревоги и депрессии донозологических уровней по данным стабилометрических исследований.
Разработать архитектуру нейронной сети способную определять дезадаптивные изменения с вероятностью не менее 70%.
Практическая значимость. Разработка автоматизированного программного комплекса (АПК) предназначенного для распознавания функциональных, ресурсных, психоэмоциональных состояний в реальном времени на основе анализа данных динамической биометрии.
Создаваемый АПК в отличие от существующих систем оценки функциональных состояний будет иметь следующие качества и характеристики:
- одновременный анализ разнородных биометрических данных для распознавания состояния;
- использование облачных технологий для хранения и обработки данных, позволяющих создать цифровую экосистему;
- использование современных технологий анализа данных;
- возможность самообучения системы на основе вновь полученных данных;
- обучение с подкреплением (обучение системы под индивидуального пользователя).
Апробация. На настоящий момент проект был представлен на IV региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!» 2017г., на экспертной сессии Клуба сумасшедших идей - 2017 был удостоен I места в номинации «Умные технологии и сервисы», а также принял участие во II выставке-конкурсе разработок студенческих конструкторских
бюро/студенческих научно-исследовательских лабораторий опорных вузов в г. Омск 2018 г.
Данный проект прошел в финал программы «Умник» 2018 г.
Личный вклад. Был осуществлен сбор данных для проведения научно-исследовательской работы, а именно:
- сбор данных об уровнях депрессии и тревоги на основе тестовых методик;
- регистрация электрической активности головного мозга (ЭЭГ) для оценки уровня тревоги и депрессии при помощи энцефалографа;
- регистрация перемещения центра давления (ЦД) при помощи стабилоплатформы.
Также была создана объемная база данных для дальнейшей стат. обработки. Статистическая обработка данных была проведена при помощи IBM SPSS Statistics 17.0
Для интеллектуального анализа данных и прогнозирования дезадаптивных реакций применяли многослойный перцептрон (MLP) модуля IBM SPSS Neural Networks.
Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка алгоритма раннего выявления и коррекции психофизиологических дезадаптаций».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Высоко тревожные испытуемые в большей степени задействуют зрительный контроль при сохранении ортостатической позы, характеризуются высокой скоростью движения и максимальным отклонением центра давления с наибольшим вектором линейной скорости.
2. Увеличение уровня депрессии на донозологическом уровне сопровождается изменениями стабилометрических показателей, отражающих повышение порогов проприоцептивной чувствительности и рост напряжения системы контроля двигательного баланса для построения системы оценки уровня психофизиологической дезадаптации необходимо совместное использование статистических и нейросетевых методов.
3. Использование предварительного статистического анализа позволяет сократить список необходимых параметров без понижения уровня информативности. Нейросетевая модель позволяет с близким к оптимальному соотношением ошибкам первого и второго рода оценить психофизиологическую дезадаптацию.
4. Показатели стабилометрии могут быть использованы в качестве маркеров развития психофизиологической дезадаптации.



1. Аввад Н.М. Разработка методов и средств оценки функционального состояния организма человека на основе многоканального анализа на малых апертурах наблюдения: Дис. канд.тех.наук. - Курск, 2002. - 149 с.
2. Акарачкова Е.С. Афобазол в терапии вегетативных проявлений тревоги и дезадаптации у больных неврологической и общесоматической практике / Е.С. Акарочкова, С.В. Шварков // Рус.мед. журнал. - 2007. - Т. 15, № 2. - С. 26-30.
3. Байдина Т.В., Сосницкая Д.М. Влияние депрессивных расстройств на постуральную устойчивость у больных дисциркуляторной энцефалопатией старческого возраста // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2012. - Т.8, №2. - С. 383 - 388.
4. Баранов В. М., Баевский Р. М., Берсенева А. П., Михайлов В. М. Оценка адаптационных возможностей организма и задачи повышения эффективности здравоохранения // Экология человека, [Электронный ресурс] - 2004. - № - 6. - С. 25-29.
URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/otsenka-adaptatsionnyh-
vozmozhnostey-organizma-i-zadachi-povysheniya-effektivnosti- zdravoohraneniya (дата обращения: 2.11.2018).
5. Баранов В. М., Баевский Р. М., Берсенева А. П., Михайлов В. М. Оценка адаптационных возможностей организма и задачи повышения эффективности здравоохранения // Экология человека, - 2004. — № 6. — С. 25-29.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270с.
7. Бондарева Г.Н., Жаворонкова Л.А., Шарова Е.В., Буклина С.Б., Мигалев А.С., Пяшина Д.В., Пронин И.Н., Корниенко В.Н. фМРТ-ЭЭГ- исследование реакций мозга здорового человека на функциональные
нагрузки // Физиология человека. - 2009. -Т. 35. - № 3. - С. 20-30.
8. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 1988. - 240 с.
9. Быков А.Т., Питерская Я.А., Поддубная Р.Ю., А.С. Слива. Показатель качества функции равновесия (кфр) - маркер психофизиологической дезадаптации у лиц опасных профессий // Известия ТРТУ, - 2006. - С. 24-27.
10. Выхованец Ю.Г., Тетюра С.М., Черняк А.Н., Алешечкин П.А. Нейросетевая модель диагностики функциональных состояний человек // Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье". -
2016. - № 4. - С. 116-123.
11. Гимазов Р.М., Булатова Г.А., Биомеханический подход к классификации стабилометрических показателей // Научно-теоретический журнал «Ученые записки», - 2014. - № 12 (118). - С. 51-57.
12. Гордеев С. А. Особенности биоэлектрической активности мозга при высоком уровне тревожности человека // Физиология человека. - 2007. - № 4. - С. 11-17.
13. Горелик В.В., Беляев В.С., Филиппова С.Н., Чумаков Б.Н. Особенности психофизиологической адаптации учащихся 11-16 лет к учебным и физическим нагрузкам, детерминированные типами их вегетативной регуляции // Человек. Спорт. Медицина, - 2018. - № 1. - С.20-32.
14. Гулин К.А., Фалалеева О.И., Ослопова Ю.Е. К вопросу о социальных предпосылках депрессивных расстройств // Экономические и социальные перемены в регионе, - 2003. - № 23. - С. 68-72.
15. Гурфинкель В.С. Стабилизация положения тела - основная задача позной регуляции // Физиология человека, - 1981. - Т. 7. - № 3. - С. 400-410.
16. Джебраилова Т. Г. Спектральные характеристики ЭЭГ у студентов с различной личностной тревожностью в ситуации экзаменационного стресса // Журн. высш. нерв. деятельности. - 2003. - № 4. - С. 495-502.
17. Егорова И.С. Электроэнцефалография. - М.: Медицина, 1973. - 296 с.
18. Жильцова И.И., Котов О.В., Альжев Н.В. Динамика показателей компьютерной стабилографии при статоэргометрической пробе // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2016. - № 3 (55) -С. 113-116.
19. Жильцова, И.И. Ранняя диагностика и прогнозирование ФС лиц,
подвергающихся воздействию неблагоприятных факторов
окружающей среды / И.И. Жильцова // Сб. тез.докл. междунар. конф. «Научно-практические проблемы рационального потребления воздуха». - Алматы. Казахстан, - 2000. - С. 10-11.
20. Жуков Л.А., Решетникова Н.В. Приложения нейронных сетей: Учебное пособие для студентов, учащихся лицея и ЗПШНИ. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2007. - 154 с.
21.Заенцев И.В. Нейронные сети: основные модели. - Воронеж: Изд-во ВорГУ, 1999. - 76 с.
22.Захаров Н.Е., Захарова М.В., Золотникова Г. П., Скачкова Т. А., Сизаева В. Э. Психофизиологические аспекты адаптации организма студентов в процессе вузовского обучения // Ученые записки
университета Лесгафта. - 2017. - №6 (148). - С. 249 - 253.
23. Зорина Е.В. Прибор контроля пространственного положения человека на базе микромеханического инерциального модуля // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 5. - С. 464-469.
24. Изнак А.Ф., Никишова М.Б. Электрофизиологические корреляты психогенных расстройств // Физиология человека. - 2007. -Т. 33. - № 2. - С. 137-139.
25.. Калашникова И. Г., Сорокина Н. Д. Биологические корреляты личностной тревожности двух сильных типов высшей нервной деятельности // Журн. высш. нерв. деятельности. - 1995. - № 4. - С. 56¬61.
26. Каллан Р. Основные концепции нейронных сетей: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 287 с.
27. Конарева И.Н., Павленко В.Б. Взаимосвязь ритмической активности коры мозга, вызванных потенциалов и характеристика личности // Уч. записки Таврического ун-та им. В.И. Вернадского. - 2001. -Т. 14. - С. 11-15.
28. Криволапчук И. А. Психофизиологическая цена напряженной
информационной нагрузки у детей и подростков 5-14 лет // Физиология человека. - 2008. - Т. 34. - № 4. - С. 28-35.
29. Кривошей И.В., Скворцов А.В., Шинаев Н.Н., Талабум Е.А.
Показатели стабилометрии при некоторых психических заболеваниях // Журнал неврологии и психиатрии. - 2006. № 8. - С. 62-64.
30. Круг П.Г. Нейронные сети и нейрокомпьютеры: Учебное пособие по курсу «Микропроцессоры». - М.: Изд-во МЭИ, 2002. - 176 с.
31. Круглов В.В., Дли М.И., Голунов Р.Ю. Нечетная логика и
искусственные нейронные сети: Учебное пособие. - М.: Изд-во
Физико-математической литературы, 2001. - 224 с.
32. Крупнова А. Б. // Научные труды Московского гуманитарного университета. М. Изд-во Моск. гуманит. ун-та. — 2014. - № 11. - С. 60-67.
33. Лапин И.А. Особенности когерентных характеристик ЭЭГ при депрессивных расстройствах с различными ведущими аффектами // Соц. и клин. Психилогия. - 2014. - Т. 24. - № 2. - С. 11-17.
34. Лапин И.А., Алфимова М.В. ЭЭГ-маркеры депрессивных состояний // Соц. и клин. Психиатрия, - 2014. -Т. 24. - № 4. - С. 81-89.
35. Ляпин В.А., Ковленко Е.В. Сравнительный анализ отдельных
стабилометрических показателей в покое и под воздействием
соревновательной нагрузки у спортсменов, занимающихся различными видами восточных единоборств. // Научное обозрение. Биологические науки. - 2014. - № 1. - 81 с.
36. Макаренко H. В. Психофизиологические функции человека и
операторский труд. К.: Наукова Думка, 1991. - 216 с.
37. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его
мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, -№ 1. - С. 16-17.
38. Мармалюк П.А., Куравский Л.С., Холмогорова Н.В. Программное обеспечение частотного анализа стабилографического сигнала для оценки функционального состояния человека // Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск. «Медицинские информационные системы». - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - С. 150-155.
39. Медведев В. И. Адаптация человека. - С-Пб.: изд-во «Институт мозга человека РАН», 2003. - 578 с.
40. Меерсон Ф.З. Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. - 253 с.
41. Мурик С. Э. Оценка функционального состояния организма человека. В 2 ч. Ч. 1. Теоретические основы : учеб.пособие / С. Э. Мурик. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. - 159с.
42. Наследов А. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
43. Незнанов Н.Г., Мартынихин И.А., Мосолов С.Н. Диагностика и терапия тревожных расстройств в Российской Федерации: результаты опроса врачей-психиатров // Современная терапия психических расстройств. - 2017. - № 2. - С. 2-15.
44. Павлыгина Р.А., Сахаров Д.С., Давыдов В.И. Спектральный анализ ЭЭГ человека при прослушивании музыкальных произведений // Физиология человека. - 2004. -Т. 30. № 1. - С. 62-69.
45. Русалов В. М., Бодунов М. В. О факторной структуре интегральных 

Психофизиологическое исследование интеллектуальной
саморегуляции и активности. М.: Наука, 1980. - С. 94-113.
46. Сосницкая Д.М., Байдина Т.В., Данилова М.А. Роль эмоциональных нарушений в стратегии поддержания статического равновесия у больных старческого возраста // Пермский медицинский журнал, -
2017. — Т. XXXIV. - № 6.— С. 72-80.
47. Стадников Е.Н., Слива С.С., Стадникова Н.Е. Стабилометрический мониторинг психических характеристик // Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск. «Медицинские информационные системы». - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, -2008. - № 6 (83). - С. 207-209.
48. Alonso J., etc. Prevalence of mental disorders in Europe: results from the European study of the epidemiology of mental disorders (ESEMeD) project. // ActaPsychiatrScand, - 2004. - V109. - Suppl. 420. - P. 21-27.
49. Enoch M. A., Rohrbaugh J. W., Davis E. Z., et al., Relationship of genetically transmitted alpha EEG traits to anxiety disorders and alcoholism // Am. J. Med. Genet. - 1995. - No. 5. - P. 400-408.
50. V. Knott, C. Mahoney, S. Kennedy, and K. Evans, EEG power, frequency, asymmetry and coherence in male depression // Psychiat. Res. Neuroimaging. - 2001. - No. 2. - P. 123-140.
51. Siciliani O., Schiavon M., Tansella M. Anxiety and EEG alpha activity in neurotic patients // Acta Psychiat. Scand. - 1975. - №8. - P. 116-131.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ