ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятие бизнес-процесса и его роль в организации 5
1.2 Бизнес-моделирование и внедрение бизнес-процессов 14
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В ООО «АРЕАЛ» 26
2.1 Характеристика деятельности ООО «Ареал» 26
2.2 Анализ структуры бизнес-процессов в ООО «Ареал» 30
2.3 Выявленные проблемы в структуре бизнес-процессов ООО «Ареал» 38
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 41
3.1.Разработка новой структуры бизнес-процессов 41
3.2 Внедрение разработанной структуры бизнес-процессов 48
3.3 Планируемый экономический эффект от реализуемых мероприятий 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
В деятельности компании непременно наступает момент, когда руководство задумывается об организации ее бизнес-процессов. Пока конкуренция низкая, а рынок растет, руководство, как правило, не задумывается об оптимизации бизнес-процессов, однако неизбежно наступает кризисный момент, когда неэффективность бизнес-процессов становится очевидной. Своевременная организация и внедрение оптимальной структуры бизнес-процессов позволяют перейти на новый уровень, а не просто выживать на стагнирующем рынке.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современных условиях при растущем административном давлении на бизнес и снижающейся потребительской активности, предпринимателям все сложнее расти и развиваться на рынке. Это требует внедрения новых технологий, использование различных методик и инструментов по описанию, внедрению и реорганизации бизнес-процессов.
На практике отлаженные бизнес-процессы позволяют эффективно решать ряд регулярно встречающихся в современном бизнесе проблем. Если в организации происходит дублирование функций, отсутствуют ответственные за процесс лица, информация доходит до менеджмента с опозданием или появляется необходимость внедрения IT-системы, значит есть проблемы с бизнес-процессами, которые необходимо реорганизовать и оптимизировать.
Целью данной работы является систематизация знаний о деятельности организации в сфере управления недвижимостью и ее бизнес-процессах, выявление недостатков существующей сети бизнес-процессов на примере деятельности компании «Ареал», разработка рекомендаций по их выявлению и устранению и реорганизация структуры текущих бизнес-процессов с целью повышения их эффективности.
Для достижения цели исследования поставлен ряд задач:
1. Изучение теоретических основ процессного подхода и моделирования бизнес-процессов;
2. Анализ стандартов и инструментов бизнес-моделирования;
3. Анализ деятельности компании и текущего подхода к управлению в ней;
4. Выявление недостатков в существующей структуре бизнес-процессов;
5. Выявление ключевого бизнес-процесса;
6. Разработка модели бизнес-процессов;
7. Разработка рекомендаций по оптимизации бизнес-процессов;
8. Разработка проекта положений по финансовому планированию предприятия;
9. Оценка планируемого эффекта от реорганизации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные модели, рекомендации и регламенты могут быть использованы в исследуемой организации с целью оптимизации бизнес-процессов и повышения их эффективности.
Предметом исследования являются бизнес-процессы Общества с ограниченной ответственностью «Ареал», на основе данных которого выполнено исследование. Объектом – управляющая компания «Ареал».
Теоретико-методолгической основой исследования являются литературные источники отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам описания, внедрения и реорганизации бизнес-процессов, проблемам проведения реинжиниринга, процессного управления и проблемам повышения конкурентоспособности компаний.
Нормативной базой исследования послужили система государственных и международных стандартов, государственные и местные нормативно-правовые акты.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы, включая системный подход и диалектический метод изучения сложных экономических процессов; методы фундаментальных наук (исследование причинно-следственных связей, сравнительно-аналитический, ситуационный), методы моделирования в нотации IDEF0.
Теоретическую основу исследования составили научные труды и публикации ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов, среди них следует отметить таких как: Э.Деминг, М. Хаммер, Дж. Чампи, А.Н, Елиферов В. Г, Репин В.В, Мешкис Д.К. и другие.
Данная работа включает в себя три главы. В первой рассмотрены теоретические и методические основы совершенствования бизнес-процессов в организациях, стандарты моделирования и оптимизации бизнес-процессов. Во второй главе проанализирована исследуемая компания и ее деятельность, текущий подход к управлению и выявлены недостатки существующей структуры бизнес-процессов. В третьей главе предложены направления для развития компании, положения и регламенты по планированию, разработана новая модель бизнес-процессов, оценён экономический эффект от предложенных улучшений.
Современный бизнес – не постоянная величина. Скорее, это непрерывно развивающийся, изменяющийся, подстраивающийся под потребности и цели людей процесс. К тому же сами владельцы компаний часто инициируют новшества с целью повысить конкурентоспособность. Внешняя и внутренняя среды компании постоянно меняются, что вызывает необходимость непрерывного совершенствования ее деятельности. Адекватное использование методик бизнес-моделирования, оптимизации бизнес-процессов, инжиниринга и реинжиниринга позволяют компаниям оперативно улучшать как продукты своей деятельности, так и внутреннее управление.
Ключевым преимуществом бизнес-моделирования перед другими методами является его универсальность и прозрачность. Адекватная бизнес-модель нацелена на непрерывное совершенствование деятельности компании, а так же обеспечивает руководителя компании релевантной информацией, позволяющей осуществлять функции планирования деятельности предприятия и контроля. С точки зрения процессного подхода, работа организации заключается в создании ценности. Такой подход особенно удобен тем, что компания становится прозрачной, в каждом отдельном процессе становятся видны слабые места и, устранив их, можно существенно улучшить ее результаты.
К реорганизации бизнес-процессов прибегают в ряде случаев: при необходимости внедрения информационных систем, при изменении стратегических целей и внедрением системы управления качеством, при необходимости повышения эффективности деятельности предприятия. Первая задача решается с помощью построения модели «как есть», остальные решают модели «как есть» и «как должно быть». Качественное бизнес-моделирование и внедрение реорганизованной модели позволяет не просто улучшить показатели, а достигнуть существенных результатов.
В рамках данной работы была, во-первых, рассмотрена теоретическая база процессного подхода к управлению, основные подходы, методики и нотации. Во второй главе освещена текущая деятельность функционирующего предприятия. В ней определен ключевой бизнес-процесс, проанализирован подход к управлению. В процессе работы был выявлен ряд проблем, связанных с недостаточной регламентацией деятельности работников финансовой службы, отсутствием должного планирования деятельности, отсутствием конкретных владельцев процессов.
В ходе работы над третьей главой были рассмотрены и смоделированы основные бизнес-процессы управляющей компании «Ареал», разработаны две модели: «как есть», описывающая текущие направления деятельности, и «как должно быть». Модель «как должно быть» должна решить проблему достижения цели повышения эффективности основных бизнес-процессов, снижения затрат и повышения рентабельности предприятия. Для построения модели использовалась программа Ramus, программное обеспечение, предназначенное для построения систем управления предприятием в нотации IDEF0.
Практическим итогом работы стало внедрение подпроцессов по планированию доходов и расходов, осуществлению платежей, призванных оптимизировать расходы и деятельность финансовой службы в целом. Даже самая грамотная реорганизация не может быть проведена без финансовой поддержки, в работе предложен ряд способов оптимизации расходов компании для формирования финансового запаса для внедрения предложенных улучшений. В связи с выявленными проблемами разрабатывались подпроцессы блока «планирование», так как именно планирование является отправным пунктом деятельности организации и включает в себя наибольшее число процессов.
Помимо внедрения подпроцессов по планированию деятельности и расчёта экономического эффекта от предлагаемых усовершенствований, автором так же были выдвинуты рекомендации по созданию нового вида деятельности в организации: деятельности по развитию компанией. Бизнес-процесс деятельности по развитию будет представлять собой непрерывную деятельность по развитию услуг компании и расширению ее активов, он должен стать ключевым, так как будет нести наибольшую ценность. Данная деятельность будет оказывать влияние на все категории видов деятельности высшего уровня: управленческую деятельность, основную деятельность, и обеспечивающую деятельность. Результатом комплекса предложенных улучшений должны стать:
• Снижение операционных расходов на 18%;
• Налоговая оптимизация и снижение имущественных налогов на 68%;
• Оптимизация работы с внутренней документацией;
• Оптимизация денежных потоков;
• Формирование запаса денежных средств для реализации будущих проектов.
В данной работе были систематизированы знания по управлению бизнес-процессами в управляющих компаниях в сфере недвижимости, выявлены недостатки в работе исследуемого предприятия, предложены некоторые рекомендации для их устранения, разработаны модели текущих бизнес-процессов и предложена новая модель бизнес-процессов. Так же разработаны проекты внутренних документов (регламентов и положений), определяющих основные проблемные процессы, ответственных владельцев процессов, в которых задействованы все службы и которые должны стать основой для внедрения реорганизованной структуры процессов. На примере анализируемой компании автор также показал, как методы управления бизнес-процессами позволяют оптимизировать расходы предприятия, упорядочивать ее деятельность путем нововведений, не требующих значительных расходов и позволяющих значительно повысить финансовые результаты предприятия.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ в ред. ФЗ от 28.11.2011 № 336-ФЗ // Собрание законодательства РФ, – 1996. – № 5. – Ст. 410.
2. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2015. «Системы менеджмента качества. Требования» // Сборник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, -2015. – Ст. 34.
3. Закон Санкт-Петербурга О налоге на имущество от 26 декабря 2017 года N 838-152 // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. – 2017. URL: www.gov.spb.ru/norm_baza/npa (Дата обращения: 26.02.2018)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ в ред. ФЗ от 27.06.2011 № 162-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998, – №31. – Ст. 3824.
5. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в ред. ФЗ от 2 ноября 2013 г. № 292-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 50. – Ст. 7344. 1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования.
6. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андресен. –М.: Стандарты и качество, -2008. – Ст. 272.
7. Беккер Й. Менеджмент процессов / Й. Беккер, Л. Вилков, В. Таратухин. –М. : Эксмо. -2008, – Ст. 384.
8. Брагин В. Совершенствование управления - основа повышения конкурентоспособности организации // Стандарты и качество. - 2004. - № 8.
9. Брю Г. Шесть сигм для менеджеров/ Пер. с англ. В. Н. Егорова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
10. Бубнов С.А. Процессное управление компанией / С.А. Бубнов., 2011. – Ст. 218.
11. Джестон Д. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов / Джестон Д., Нелис Й., 2008. – Ст. 512.
12. Глухов С.Ю. «Шесть сигм» в России: начало пути. Опыт внедрения процессного подхода // Методы менеджмента качества. - 2005. - № 7.
13. Калашян А.Н., Калянов Г.Н. Структурные модели бизнеса: DFD-технологии // М.: Финансы и статистика, 2003.
14. Калянов Г. Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов: учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 240с.: ил.
15. Калянов Г.Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов / Г.Н. Калянов. – М.: СИНТЕГ, 2000.
...