Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности развития математических представлений у
старших дошкольников 7
1.2. Влияние познавательно-исследовательской деятельности на
развитие математических представлений у старших дошкольников 16
1.3. Свойства развития математических представлений у старших
дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Исследование уровня развития математических представлений
у старших дошкольников 29
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию
математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности развития математических представлений у
старших дошкольников 7
1.2. Влияние познавательно-исследовательской деятельности на
развитие математических представлений у старших дошкольников 16
1.3. Свойства развития математических представлений у старших
дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Исследование уровня развития математических представлений
у старших дошкольников 29
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию
математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.), знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких умений и способностей, которые позволяют легко адаптироваться в социуме, усваивать новое. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию внимания, памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, З.А.Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д.Рихтерман, Е.В.Сербина, Е.В. Соловьева, А. А. Столяр, Т.В . Тарунтаева, Е. И. Щербакова и др.). Средствами развития математических представлений являются дидактические игры и упражнения, блоки Дьенеше (А.М. Леушина,
З.А.Михайлова, Т.Д.Рихтерман, Е.И. Щербакова и др.), палочки Кюизенера (З. А. Михайлова), моделирование (А. В. Белошистая, Е.И. Щербакова и др.). В соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование и развитие математических представлений происходит в процессе интеграции различных видов деятельности (игровой, трудовой, познавательно-исследовательской, двигательной и др.).
Под познавательно-исследовательской деятельностью мы будем понимать «активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации» (2, 6).
Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л. А. Венгер, А. В.Запорожец, Г. В. Пантюхина, Н. Н. Поддьяков, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой и др. ).
В научной литературе недостаточно разработан вопрос, связанный с развитием математических представлений у дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности. В связи с этим мы выбрали следующую тему
Проблема исследования: каковы средства развития математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: развитие математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
Предмет исследования: средства развития математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития математических представлений у старших дошкольников.
2. Рассмотреть сущность познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников и ее влияние на развитие математических представлений.
3. Определить и теоретически обосновать средства развития математических представлений у старших дошкольников в познавательно¬исследовательской деятельности.
4. Разработать методические рекомендации педагогам по использованию разнообразных средств развития математических представлений у старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: развитие математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности будет успешна, если:
1. выявлены проблемы в структуре развития предметно-пространственной среды с позиции ее направленности на развитие математических представлений,
2. выбраны средства с учетом реального уровня развития математических представлений у ребенка и существующих проблем.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент
(констатирующий этап), анкетирование;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад» общеразвивающего вида №2 «Родничок» п. Прохоровка, Белгородской области, старшая группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, З.А.Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д.Рихтерман, Е.В.Сербина, Е.В. Соловьева, А. А. Столяр, Т.В . Тарунтаева, Е. И. Щербакова и др.). Средствами развития математических представлений являются дидактические игры и упражнения, блоки Дьенеше (А.М. Леушина,
З.А.Михайлова, Т.Д.Рихтерман, Е.И. Щербакова и др.), палочки Кюизенера (З. А. Михайлова), моделирование (А. В. Белошистая, Е.И. Щербакова и др.). В соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование и развитие математических представлений происходит в процессе интеграции различных видов деятельности (игровой, трудовой, познавательно-исследовательской, двигательной и др.).
Под познавательно-исследовательской деятельностью мы будем понимать «активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации» (2, 6).
Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л. А. Венгер, А. В.Запорожец, Г. В. Пантюхина, Н. Н. Поддьяков, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой и др. ).
В научной литературе недостаточно разработан вопрос, связанный с развитием математических представлений у дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности. В связи с этим мы выбрали следующую тему
Проблема исследования: каковы средства развития математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: развитие математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
Предмет исследования: средства развития математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития математических представлений у старших дошкольников.
2. Рассмотреть сущность познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников и ее влияние на развитие математических представлений.
3. Определить и теоретически обосновать средства развития математических представлений у старших дошкольников в познавательно¬исследовательской деятельности.
4. Разработать методические рекомендации педагогам по использованию разнообразных средств развития математических представлений у старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: развитие математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности будет успешна, если:
1. выявлены проблемы в структуре развития предметно-пространственной среды с позиции ее направленности на развитие математических представлений,
2. выбраны средства с учетом реального уровня развития математических представлений у ребенка и существующих проблем.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент
(констатирующий этап), анкетирование;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад» общеразвивающего вида №2 «Родничок» п. Прохоровка, Белгородской области, старшая группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Работа над выпускной квалифицированной работой на тему «Развитие математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности» позволила сделать следующие выводы.
Теоретический анализ позволил раскрыть сущность и особенности понятий «математическое развитие», «математические представления», их развитие у старших дошкольников.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций (А. А. Столяр, А. В. Белошистая, З.А.Михайлова и др.).
В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и «логико-математическое развитие», предложенное З.А.Михайловой, которое является тождественным. Компоненты логико-математического развития: свойства (форма, цвет, количество, размер, расположение в пространстве), отношения (подобия, порядка, части и целого), логические и математические зависимости и закономерности (следования, чередование, включение, сохранение количества).
Математические представления являются средством логико-математического развития дошкольников. Под математическими представлениями мы понимаем образование памяти и воображения, полученные эмпирическим путем и связанные с понятиями (количества, пространства и др.). Математические представления (о числе, счете, форме предметов и геометрических фигурах, величинах и их измерении, простейших вычислениях), постигаемые ребенком на эмпирическом, чувственном уровне, называют элементарными.
На сегодняшний день основной формой организации обучения в ДОО в том числе и элементарной математике является непосредственно образовательная деятельность. Организационная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды деятельности: игровую, познавательно¬исследовательскую, двигательную и художественно-творческую деятельность. З. А. Михайлова, в свою очередь, предлагает в работе с детьми использовать проблемно-игровую технологию.
Рассмотрев сущность познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников и ее влияние на развитие математических представлений, мы выяснили, что познавательно-исследовательская деятельность - это «активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации». Познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А.Н.Леонтьев): любопытство, любознательность, собственно исследовательская деятельность.
Основные функции познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); освоение ребенком причинно-следственных, пространственных и временных отношений; освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта; развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу. Познавательно-практическая деятельность помогает совершенствовать, углублять и расширять представления детей о числах, соотношениях размеров, разнообразии геометрических форм, различной длительности временных отрезков, пространственных отношениях.
Определили и теоретически обосновали средства развития математических представлений у старших дошкольников в познавательно¬исследовательской деятельности для детей, педагогов и родителей.
В соответствии с проблемой выпускной квалифицированной работы, его целью и задачами была организованна экспериментальная работа. В рамках констатирующего этапа эксперимента была проведена диагностическая методика для определения уровня развития математических представлений у старших дошкольников и составлена анкета для педагогов о развития математических представлений.
По результатам констатирующего этапа экспериментальной работы у шести детей (30 %) выявлен высокий уровень развития математических представлений. Средний уровень выявлен у девяти дошкольников, что составляет 45% от общего количества воспитанников, у пяти детей (25%) выявлен низкий уровень развития математических представлений.
На основе научной литературы нами были выделены основные средства развития математических представлений у старших дошкольников: комплект наглядного дидактического материала для занятий, оборудование для самостоятельных игр и занятий детей, методические пособия для воспитателя, дидактические игры и упражнения, учебно-познавательные книги, математическая сказка, создания развивающей предметно-пространственной среды, чтение художественной литературы.
Так же нами были предложены методические рекомендации педагогам по развитию математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
Все это может помочь достичь желаемого результата и правильно построить образовательный процесс с воспитанниками, направленный на
Таким образом, успешное развитие математических представлений у старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности зависит от умения педагога видеть проблемы в структуре развития предметно-пространственной среды с позиции ее направленности на развитие математических представлений, от выбранных средств с учетом реального уровня их развития у ребенка и существующих проблем.
Следовательно, цель и задачи, поставленные нами в начале работы, полностью достигнуты и решены. Работа в данном направлении может быть продолжена.
Теоретический анализ позволил раскрыть сущность и особенности понятий «математическое развитие», «математические представления», их развитие у старших дошкольников.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций (А. А. Столяр, А. В. Белошистая, З.А.Михайлова и др.).
В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и «логико-математическое развитие», предложенное З.А.Михайловой, которое является тождественным. Компоненты логико-математического развития: свойства (форма, цвет, количество, размер, расположение в пространстве), отношения (подобия, порядка, части и целого), логические и математические зависимости и закономерности (следования, чередование, включение, сохранение количества).
Математические представления являются средством логико-математического развития дошкольников. Под математическими представлениями мы понимаем образование памяти и воображения, полученные эмпирическим путем и связанные с понятиями (количества, пространства и др.). Математические представления (о числе, счете, форме предметов и геометрических фигурах, величинах и их измерении, простейших вычислениях), постигаемые ребенком на эмпирическом, чувственном уровне, называют элементарными.
На сегодняшний день основной формой организации обучения в ДОО в том числе и элементарной математике является непосредственно образовательная деятельность. Организационная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды деятельности: игровую, познавательно¬исследовательскую, двигательную и художественно-творческую деятельность. З. А. Михайлова, в свою очередь, предлагает в работе с детьми использовать проблемно-игровую технологию.
Рассмотрев сущность познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников и ее влияние на развитие математических представлений, мы выяснили, что познавательно-исследовательская деятельность - это «активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации». Познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А.Н.Леонтьев): любопытство, любознательность, собственно исследовательская деятельность.
Основные функции познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); освоение ребенком причинно-следственных, пространственных и временных отношений; освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта; развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу. Познавательно-практическая деятельность помогает совершенствовать, углублять и расширять представления детей о числах, соотношениях размеров, разнообразии геометрических форм, различной длительности временных отрезков, пространственных отношениях.
Определили и теоретически обосновали средства развития математических представлений у старших дошкольников в познавательно¬исследовательской деятельности для детей, педагогов и родителей.
В соответствии с проблемой выпускной квалифицированной работы, его целью и задачами была организованна экспериментальная работа. В рамках констатирующего этапа эксперимента была проведена диагностическая методика для определения уровня развития математических представлений у старших дошкольников и составлена анкета для педагогов о развития математических представлений.
По результатам констатирующего этапа экспериментальной работы у шести детей (30 %) выявлен высокий уровень развития математических представлений. Средний уровень выявлен у девяти дошкольников, что составляет 45% от общего количества воспитанников, у пяти детей (25%) выявлен низкий уровень развития математических представлений.
На основе научной литературы нами были выделены основные средства развития математических представлений у старших дошкольников: комплект наглядного дидактического материала для занятий, оборудование для самостоятельных игр и занятий детей, методические пособия для воспитателя, дидактические игры и упражнения, учебно-познавательные книги, математическая сказка, создания развивающей предметно-пространственной среды, чтение художественной литературы.
Так же нами были предложены методические рекомендации педагогам по развитию математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
Все это может помочь достичь желаемого результата и правильно построить образовательный процесс с воспитанниками, направленный на
Таким образом, успешное развитие математических представлений у старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности зависит от умения педагога видеть проблемы в структуре развития предметно-пространственной среды с позиции ее направленности на развитие математических представлений, от выбранных средств с учетом реального уровня их развития у ребенка и существующих проблем.
Следовательно, цель и задачи, поставленные нами в начале работы, полностью достигнуты и решены. Работа в данном направлении может быть продолжена.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Управление процессом развития математических представлений в дошкольном возрасте на основе использования исследовательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Условия развития математических представлений у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Использование счетных палочек Х.Кюизенера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Использование элементов проблемного обучения в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024



