Введение 3
Глава 1. Реализация антикоррупционной политики РФ на современном этапе 14
1.1. Общественное и научное понимание коррупции и антикоррупционной политики в современной России 14
1.2. Институциональные и правовые основы реализации антикоррупционной политики в Российской Федерации 33
1.3. Тенденции формирования и развития антикоррупционной политики в Российской Федерации 44
Глава 2. Восприятие и оценка антикоррупционной политики и коррупции в сознании россиян (на примере г. Санкт-Петербург) 64
2.1. Теоретико-методологический конструкт исследования коррупции и антикоррупционной политики 64
2.2. Социальные установки общества в отношении коррупции 80
2.3. Оценки эффективности механизмов антикоррупционной политики в сознании россиян 93
Заключение 112
Библиографический список 119
Приложение 131
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в современной российской государственной политике направление противодействия коррупции является одним из приоритетных.
За последнее десятилетие в этом направлении произошли позитивные изменения: в 2008 г. издан Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции»1, и принят федеральный закон «О противодействии коррупции»2, определивший организационные основы противодействия коррупции, направления деятельности органов государственной власти. В дальнейшем созданы «Национальный план противодействия коррупции» и Указ Президента «О Национальной стратегии противодействия коррупции на 2010-2011 гг.»3, где были определены субъекты антикоррупционной политики и механизмы её реализации. Кроме того были ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции4 и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию5.
Несмотря на это, данные различных российских и международных организаций, фиксируют высокий уровень коррупции и становятся основой для характеристики коррупции как системного явления. Анализ предпринимаемых мер в сфере противодействия коррупции как на уровне государства, так и конкретных организаций показывает, что разработка эффективной и действенной антикоррупционной политики требует учета восприятия коррупции, оценок антикоррупционных мер в сознании общества и формирования нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.
При этом имеются различия в определении понятий «коррупция» и «антикоррупционная политика» в сознании политических элит и в сознании граждан. Так, на политико-правовом уровне коррупция зачастую трактуется как злоупотребление служебным положением и полномочиями, дача или получение взятки, при этом характерным признаком является конфликт интересов между действиями должностного лица и интересами государства и общества6. При таком подходе антикоррупционная политика сводится к политико-правовым механизмам, а также к распространению информации об успехах правоохранительных органов в борьбе с проявлениями коррупции.
В общественном мнении «коррупция» ― это не только взяточничество и нецелевое расходование средств, но и неэффективность государственного и муниципального управления, повышение налогов, тарифов, бюрократизм7. Такое понимание говорит о недостаточной политической грамотности, низком уровне правовой культуры, но, в то же время, указывает на недостаточность политико-правового подхода в понимании коррупции для создания эффективной системы антикоррупционных мер. При этом, в общественном сознании антикоррупционная политика зачастую охватывает не только борьбу с коррупционными преступлениями, но и решение проблем, порождающих коррупцию.
Степень изученности темы. Ввиду актуальности проблематики борьбы с коррупцией и реализации антикоррупционной политики в различных отраслях ― социология, политология, юридические науки, существуют знания о рассматриваемом явлении, однако они являются разрозненными и практически несистематизированными. Работы и исследования, посвященные коррупции и антикоррупционной политике условно можно разделить на три группы в соответствии с подходами, использованными в них: социально-экономические, политико-правовые и социологические.
Подробное исследование и анализ коррупции и противодействия ей начинается в XIX-XX вв. Основу для политического изучения коррупции представляет работа на стыке экономики, социологии и политологии – «Коррупция и государство»8 С. Роуз-Аккерман, опубликованная в 1970-х гг. и представляющая социально-экономический подход в понимании коррупции. В этой монографии она не только приводит определение и классификацию видов коррупции, но и впервые обобщает опыт антикоррупционной политики государств Европы, Америки, некоторых стран Азии и Африки. Значительным вкладом является также её оригинальная классификация коррумпированных государственных систем в зависимости от уровня сосредоточения взяткополучателей и их количеством.
Политико-правовой подход. Осмысление коррупции как проявления политической нестабильности находит выражение у С. Хантингтона. Его работа «Политический порядок в меняющихся обществах»9 заложила основу изучения роли коррупции в модернизирующихся государствах. Им указывается необходимость рассмотрения разрыва между уровнем социальной мобилизации и политической институционализации, который приводит к проявлениям политической нестабильности. По мнению Хантингтона, коррупция в модернизирующихся государствах выполняет особую роль, позволяя преодолевать жесткость в политической и социальной организации общества, что приводит экономику в движение.
Связь уровня коррупции и структуры политического процесса разрабатывали А. Шляйфер и Р. Вишни10. Они определили, что новые правительства, неустойчиво контролирующие свои политические институты наиболее подвержены коррупции, что в целом близко к пониманию причин коррупции у С. Хантингтона.
Политический аспект, причины высокой коррумпированности, факторы коррупциогенности политического процесса в России представлены в трудах П. А. Кабанова. В работе «Политическая преступность» он рассматривает коррупцию как направление преступной деятельности в сфере политики11. Особенностью его работы является рассмотрение коррупции как метода политической борьбы. П. А. Кабанов также является одним из исследователей регионального аспекта антикоррупционной политики.
Содержание, форма и вопросы реализации антикоррупционной политики современного российского законодательства рассмотрены в работах С. С. Сулакшина12, В. В. Моисеева13. Авторы анализируют шаги, проделанные государством и российским обществом на пути становления и реализации антикоррупционной политики, отмечая её основные этапы и некоторые итоги. Также ими подробно проанализированы существующие механизмы антикоррупционной политики и выделены факторы, влияющие на эффективность проводимых мер.
Социологический подход берёт своё начало с работы С. Н. Алатаса «Социология коррупции»14 1968 г., где он предлагает для изучения коррупции наблюдение за отдельными государствами в течение длительного времени, оспаривая применение исключительно традиционных методов социологических исследований: анкетирования, интервью, анализа статистики, т.к. коррупция, по его мнению, представляет собой «теневую», неафишируемую сторону социальных отношений.
В России теоретические изыскания в области политической социологии, посвященные вопросам коррупции и антикоррупционной политики современного периода, появляются с начала 1990-х гг. и активно развиваются с момента признания антикоррупционной деятельности национальным проектом в 2008 г. Направления исследований охватывают различные сферы деятельности, этапы и аспекты формирования и реализации российской антикоррупционной политики, а также сравнительный анализ антикоррупционных процессов различных стран.
Как социальный феномен коррупция представлена в работах Г. А. Сатарова, который определяет её как системное социальное явление в рамках проблематики девиантного поведения и социального контроля. Появление коррупции связывается им с отклонением от нормальной модели агентских отношений в социуме. В книге «Российская коррупция: уровень, структура, динамика»15 на основании значительного числа исследований, проводившихся с 2001 по 2010 гг. им обобщены результаты по изучению коррупционных рынков, выделены группы риска.
Кроме того, различные аспекты рассматриваются в публикациях, посвященных отдельным вопросам противодействия коррупции. Так, например, проблематика коррупции, антикоррупционной политики и их восприятия в общественном сознании связаны, в том числе и с существующими социальными установками. Некоторые особенности массового сознания россиян и противоречивость в оценке коррупционной проблематики отражены М. Ю. Мартыновым, А. И. Габеркорн16.
Объектом работы является антикоррупционная политика как составная часть российского современного политического процесса.
Предмет составляют факторы, влияющие на восприятие коррупции и антикоррупционной политики общественным сознанием и формирующие оценочные мнения россиян по отношению к коррупции (на примере Санкт-Петербурга).
Целью данной работы является разработка модели восприятия коррупции и антикоррупционной политики в сознании россиян с учётом рассмотрения их оценки уровня распространенности коррупции, её причин и оценок реализуемых мер антикоррупционной политики. Исходя из поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность антикоррупционной политики как политического процесса;
2. Проанализировать механизмы и направление трансформации современной российской антикоррупционной политики;
3. Выявить факторы, детерминирующие отношение россиян к коррупции и антикоррупционной политике (объективные и субъективные);
4. Провести эмпирическое исследование восприятия антикоррупционной политики, социальных установок в отношении коррупции, а также оценок в общественном сознании проводимых мер антикоррупционной политики и уровня информированности об их реализации;
5. Построение модели восприятия и оценки в общественном сознании антикоррупционной политики современной России и выработка некоторых рекомендаций по повышению эффективности мер антикоррупционной политики.
Теоретико-методологическая основа исследования. В рамках работы использованы различные методологические подходы, что обусловлено сложностью коррупции как социального феномена и комплексным характером темы исследования.
Теоретический анализ коррупции, представленный в работе, основан на теории установки У. Томаса, Ф. Знанецкого17, а также М. Смита18, что позволило раскрыть структуру и роль социальных установок, являющихся основой для понимания, оценки и готовности участия индивидов в антикоррупционной политике. При рассмотрении восприятия антикоррупционной политики использованы трактовки общественного мнения, предложенные Д. П. Гаврой19, М. А. Шишкиной20, а также У. Липпманом21 и Дж. Цаллером22.
Некоторые аспекты теории политического поведения (С. Верба, Н. Ной, Г. Г. Дилигенский) нашли применение при анализе активности населения в антикоррупционных инициативах.
В процессе исследования важное место занимает системный подход, помогающий рассмотреть коррупцию в качестве структуры с собственной иерархией, а также как систему, взаимодействующую с другими системами общества и государства.
Применение институционального подхода позволяет более полно описать воздействие коррупционных процессов на различные институты в социальной, политической и экономической сфере.
Использование общенаучных методов, в частности компаративного анализа мер, институтов и механизмов реализации антикоррупционной политики позволило выявить основные тенденции в развитии антикоррупционной деятельности, особенности противодействия коррупции в Российской Федерации в сравнении с некоторыми другими странами, а также определить уровень развития антикоррупционной политики на региональном уровне.
Для эмпирической части и получения социологических данных использовался метод социологического опроса, проведенного с использованием оборудования ресурсного центра Научного парка СПбГУ Социологические и интернет исследования, в рамках проекта с участием автора на тему: «Проблема коррупции в массовом сознании россиян» (объем выборки 1100 человек)23. Научный руководитель проекта — доцент кафедры социологии политических и социальных процессов, кандидат социологических наук С. Д. Савин. Шифр проекта в системе ИАС НИД СПбГУ: 10.52.886.2017.
Среди использованных эмпирических методов также использованы такие, как анализ документов, анализ нормативно-правовых актов, вторичный анализ российских и зарубежных социологических исследований коррупционной проблематики.
Источниковая база исследования представлена:
1. Международными нормативно-правовыми актами, составляющими основу противодействия коррупции;
2. Нормативно-правовыми актами Российской Федерации, её субъектов, в том числе Санкт-Петербурга, определяющими направление и формы российской антикоррупционной политики;
3. Результатами политологических и социологических исследований и рейтингами международных и российских организаций (Transparency International, Ernst&Young, ВЦИОМ, ИНДЕМ, ФОМ, Левада-Центр) по проблематике коррупции и антикоррупционной политики в современной России и в сравнении с другими странами;
4. Документами общественно-политических организаций РФ (предвыборные программы, материалы форумов, отчеты);
5. Публикациями в российских СМИ (электронных и печатных изданиях) различных уровней;
6. Публикациями и материалами интернет-ресурсов, таких как сайты органов государственной власти, общественных организаций и движений.
Новизна исследования состоит в следующем:
• разработана комплексная модель восприятия коррупции и антикоррупционной политики в общественном сознании с учетом их оценок уровня коррупции, факторов её распространения, эффективности реализуемых антикоррупционных мер и возможности формирования антикоррупционной культуры населения;
• проанализированы различные подходы к пониманию коррупции как явления, выявлена необходимость доработки понятийного аппарата;
• показаны противоречия в восприятии коррупции обществом как препятствие на пути формирования нетерпимого отношения к коррупции;
• выявлена возрастная дифференциации в восприятии коррупции как нормы поведения и оценке проводимых антикоррупционных мер.
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования выводы вносят определенный вклад в изучение государственной антикоррупционной политики, проблематику формирования антикоррупционной культуры российского общества.
Методология, использованная в исследовании, может быть использования для дальнейшего мониторинга восприятия и оценки обществом проблематики коррупции и антикоррупционной политики.
Проблемы, озвученные в исследовании, имеют перспективы для дальнейших научных изысканий по теме работы. Возможно использование выводов работы для анализа и дальнейшей разработки тематики органами государственной власти, МСУ, общественными организациями, а также в учебном процессе при подготовке к учебным занятиям и написании статей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Предлагается определять социальную установку как намерение и готовность личности действовать определенным образом в отношении коррупции.
2. Измерение коррупции через её восприятие в общественном сознании в рамках трехкомпонентной структуры социальной установки, включающей когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, позволяет выявить развитость коррупционной среды (уровень коррупции в России и Санкт-Петербурге, оценки уровня коррумпированности различных институтов и организаций), отношение общества к коррупции и его готовность к участию в антикоррупционной политике.
3. Основными факторами, детерминирующими отношение общества к коррупции и антикоррупционной политики и формирующими социальные установки, являются: стереотипные представления о коррупции, институциональные особенности политической системы, освещение в СМИ резонансных коррупционных дел, личный опыт участия в коррупционных сделках, вовлеченность в социальные группы, эмоциональное заражение, уровень доверия к органам власти.
4. По результатам эмпирического исследования доказано, что восприятие коррупции и антикоррупционной политики разными возрастными группами различно и имеет свою специфику. Молодежь (18-30 лет) имеет более негативные установки в отношении коррупции. Большую терпимость к коррупции показали респонденты среднего возраста (31-45 лет), уверенность в успешности проводимой антикоррупционной политики отмечена у респондентов старшего возраста (старше 60 лет).
5. Несогласованность между компонентами социальной установки является фактором, снижающим эффективность антикоррупционной политики, и определяет сосуществование двух групп стереотипов: о нетерпимости и неискоренимости коррупции. Негативное отношение в обществе к коррупции сочетается с установками о возможности обращения к коррупционным практикам при необходимости быстрого решения проблем.
6. Исследование позволило выделить в обществе тенденцию к перераспределению ответственности в пользу государства и низкий уровень инициативности населения и желания личного участия в антикоррупционной деятельности, в том числе через некоммерческие организации, общественные антикоррупционные движения.
7. Выявлено, что по оценке эффективности силовые методы антикоррупционной политики, по мнению общества, являются наиболее популярными. Среди них: ужесточение законодательства, правоприменительных практик, увеличение числа проверок. При этом респондентами отмечена высокая эффективность журналистских расследований в СМИ.
Апробация результатов работы осуществлялась в форме выступлений на всероссийских и международных конференциях и публикации статей по теме исследования.
Структура магистерской диссертации обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из 3 параграфов, заключение, библиографический список и приложение.
Антикоррупционная политика в современном мире является одним из важнейших направлений российской государственной политики. Её можно определить как систему действий, способных предотвратить коррупционные риски, определить прогноз развития ситуации и противодействовать преступлениям, связанным с коррупцией.
Эффективность реализации мер по противодействию коррупции во многом связана с правовой культурой, правовым просвещением, гражданской активностью, готовностью принимать участие в антикоррупционных мероприятиях. Системное видение явления коррупции как социального феномена включает в себя не только политико-правовые, социально-экономические и культурно-исторические аспекты, но и её восприятие как специфического социального института, воспроизводящегося в виде определенных практик на основе неформальных норм и функционально влияющего на социальную структуру.
В ходе теоретического анализа структуры социальных установок выявлено, что изучение коррупции как социального явления требует анализа как на микроуровне: восприятие коррупции населением, их социальных установок и оценок по отношению к коррупции и антикоррупционной политике, так и рассмотрения на макроуровне функционирования основных институтов, задающих рамки и направление трансформации коррупции и трансформации антикоррупционной политики. В нашем исследовании понятие социальной установки было определено как намерение и готовность личности действовать определенным образом в отношении коррупции.
Анализ восприятия коррупции показывает, что в общественном сознании россиян это социальное явление имеет более широкое значение, включающее не только непосредственно коррупционные практики, но и совокупность других социально-политических и социально-экономических проблем: например, недоверие к власти, социальную напряженность, недовольство экономической ситуацией и ростом цен.
Разночтения в понимании сущности феномена коррупции и антикоррупционной политики обществом и политическими элитами значительно затрудняют формирование адекватных предложений и рекомендаций при разработке государственной антикоррупционной политики.
Особенность социологического подхода при изучении социальных установок общества в отношении коррупции и выявлении оценок проводимой антикоррупционной политики заключается в определении уровня коррупции, факторов, влияющих на её повышение, эффективности отдельных субъектов антикоррупционной политики через их восприятие в общественном сознании. Использование измерения коррупции через её восприятие позволяет выявить уязвимые места существующей антикоррупционной стратегии, определить наиболее эффективные механизмы борьбы с коррупцией и показать общественное мнение по отношению к основным акторам антикоррупционной политики: органам государственной власти, государственным институтам, некоммерческим организациям, СМИ.
В работе выделены факторы, влияющие на социальные установки россиян в отношении коррупции и антикоррупционной политики: стереотипы в восприятии коррупции, институциональные особенности политической системы, транслируемые СМИ сообщения о коррупционных делах, личный опыт участия в коррупционных практиках, включенность в социальные группы, эмоциональное заражение, уровень доверия к власти.
Влияя на общественное мнение, система стереотипов определяет фокус внимания и ракурс восприятия той или иной группы фактов, относящихся к коррупции и борьбе с ней. У. Липпман отмечает, что стереотип «накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия». Основными стереотипами в общественном сознании являются стереотипы о терпимости к коррупции, её неискоренимости и масштабности коррупции на высших уровнях власти (стереотип о верхушечной коррупции).
Итоги исследования подтверждают гипотезу о том, что восприятие коррупции и антикоррупционной политики разными возрастными группами имеет свою специфику. Наиболее негативные установки в отношении коррупции выявлены у респондентов в возрасте 30-39 лет и молодежи (18-30 лет). Более терпимо относятся к коррупционным практикам при решении собственных проблем респонденты старше 40 лет. Население в возрасте старше 60 лет (41%) демонстрирует большую уверенность в успехе антикоррупционной деятельности государства, наименьшую — респонденты в возрасте 31-45 лет.
На основе результатов исследования выделим факторы риска, влияющие на эффективность проводимой антикоррупционной политики:
• переход в восприятии коррупции как девиации к восприятию её как явления, входящего в границы социальной нормы;
• наличие у индивидов положительного опыта решения проблем при вовлеченности в коррупционную ситуацию, приводящее к рассогласованию социальных установок (аффективный и поведенческий компоненты);
• недооценка степени опасности коррупции и важности антикоррупционной деятельности в общественном сознании;
• низкий уровень доверия общества как отдельным субъектам антикоррупционной политики (например, МВД), так и к власти в целом;
• отчужденность общества от государства, слабость институтов гражданского общества, работающих в сфере антикоррупционной деятельности.
В ходе анализа мнений респондентов об эффективности мер проводиммой антикоррупционной политики выявлены особенности восприятия механизмов борьбы с коррупцией и акторов, включенных в антикоррупционную деятельность. В большей степени граждане отдают предпочтение силовым методам антикоррупционной политики, считая их более эффективными: ужесточение законодательства, правоприменительных практик, увеличение числа проверок. В то же время нами было выявлено мнение об эффективности журналистских расследований в СМИ, которые респонденты отметили в числе наиболее эффективных мер.
Общественное сознание склонно оценивать факторы распространения коррупции субъективно, отождествляя те или иные факторы с личными чертами чиновников, распространенностью неформальных связей в управленческой сфере. Среди причин, влияющих на повышение уровня коррупции, петербуржцы назвали неэффективные, неработающие законы, высокую бюрократизацию власти и круговую поруку коррупционеров.
При этом выделяется тенденция к перераспределению ответственности в пользу государства и низкий уровень инициативности общества, желания личного участия в антикоррупционной деятельности, в том числе через НКО и при проведении митингов, акций против коррупции. Таким образом, выделяется рассогласование между ценностным и аффективным компонентом (негативные установки в отношени коррупции при допустимости использования коррупционных практик в некоторых ситуациях) и поведенческим (пассивность, неготовность участия в антикоррупционной деятельности, неготовность отказаться от использования коррупции). Рассмотрение феномена коррупции в социально-политическом ключе предполагает перераспределение ответственности за негативные процессы в государстве и передачи части её обществу, однако, как показывает практика, общественное мнение в большей степени склонно к передаче ответственности именно органам государственной власти.
С учётом этого можно отметить необходимость формирования антикоррупционных установок в общественном сознании с акцентом на согласование всех компонентов установки (аффективного, когнитивного, поведенческого). Это позволит выстраивать комплексную стратегию борьбы с коррупцией, с пониманием того, что противоречия в социальных установках затрудняют прогнозирование поведения индивида в ситуации столкновения с коррупцией и формирование устойчивой и эффективной антикоррупционной политики.
Также при формировании антикоррупционных установок в общественном сознании следует учитывать социокультурные особенности, международный опыт успешной борьбы с коррупцией, российские реалии и особенности функционирования властных институтов, а также специфику регионов.
По результатам исследования отметим выявленные факторы, усиливающие положительные установки в отношении коррупции и препятствующие эффективной антикоррупционной деятельности:
• отсутствие сбалансированной стратегии по формированию антикоррупционного сознания и закрепления антикоррупционных социальных установок в сознании россиян;
• низкая эффективность существующей антикоррупционной кампании посредством социальной рекламы, не учитывающей структуру социальных установок общества;
• трансляция в СМИ стереотипов о повсеместности, масштабности и неискоренимости коррупции;
• недоверие к представителям власти, государственным служащим и отдельным государственным институтам.
Полученные в ходе исследования данные позволили нам выделить некоторые рекомендации для улучшения антикоррупционной стратегии российского государства:
1) Рекомендуем использование системного и комплексного подхода в борьбе с коррупцией, учитывающего особенности общественного мнения в отношении коррупции и основанного на необходимости согласования компонентов антикоррупционных социальных установок, транслируемых государством.
2) Для изменения аксиологических установок следует проводить меры по социальной профилактике коррупции с акцентом на просветительские, информационные, пропагандистские мероприятия, учитывающие специфику социально-политической ситуации, психологию общества, уровень доверия к власти.
3) Для включения общества в антикоррупционную деятельность, осознания своей роли как субъекта антикоррупционной политики необходимо развитие гражданского общества, содействие государства в поддержании антикоррупционных инициатив, поступающих «снизу», более активное включение НКО в антикоррупционную деятельность: информационную, просветительскую, мониторинговую, экспертную.
4) К совершенствованию контрольных мер, мониторинга уровня коррупции и эффективности проводимых мер рекомендуем добавить разработку показателей для каждого вида мероприятий антикоррупционной политики, которые бы применялись на всех уровнях власти и МСУ. Их подтверждение должно сопровождаться не только результатами отчетов, но и социологическими опросами, проводимыми на соответствующем уровне, а также экспертными оценками.
Учитывая глубину социально-психологических причин коррупции, не стоит ожидать быстрых результатов в сфере антикоррупционной политики. Основой для повышения эффективности антикоррупционной политики должно стать, на наш взгляд, осознание необходимости изменений внутри общества. Ведь изначально корни проблемы коррупции лежат не в несовершенстве законов, не в отсутствии механизмов, а в мировоззренческих установках. «Психологическая коррупция» составляющая основу для всех других её видов должна быть излечена. Формирование устойчивых антикоррупционных установок в общественном сознании длительный и трудный процесс, но именно преодоление апатии, воспитание антикоррупционного мировоззрения позволит повысить эффективность проводимых мер в сфере антикоррупционной политики.
Для значительного снижения масштабов распространения коррупционных явлений потребуются систематические и долгосрочные меры, однако проработка указанных направлений позволит создать фундамент для снижения уровня коррупции и дальнейшего повышения эффективности российской антикоррупционной политики.
1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию // COUNCIL OF EUROPE. URL: http://www.coe.int/fr/web/conventions/search-on-treaties/-/conventions/rms/090000168007f58c (дата обращения: 02.11.2017).
2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 02.11.2017).
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237.
4. Закон Российской Федерации «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» от 07.05.2013 № 79 // Российская газета. — 2013 г. — № 100.
5. Закон Российской Федерации «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 № 230 // Российская газета. — 2012 г. — № 280.
6. Закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 (в ред. от 15.02.2016) № 273 // Российская газета. — 2008 г. — № 266.
7. Закон Российской Федерации «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» от 25.07.2006 № 125 // Российская газета. — 2006 г. — № 164.
8. Закон Российской Федерации «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» от 08.03.2006 № 40 // Российская газета. — 2006 г. — № 56.
9. Закон Российской Федерации «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172 // Российская газета. — 2009 г. — № 133.
10. Закон Российской Федерации «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212 // Российская газета. — 2014 г. — № 163.
11. Указ Президента Российской Федерации «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 04.04.1992 № 361 // Российская газета. — 1992 г. — № 80.
12. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию коррупции» от 19.05.2008 (ред. от 14.02.2014) № 815 // Российская газета. — 2008 г. — № 108.
13. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010−2011 годы» от 13.04.2010 № 460 // Российская газета. — 2010 г. — № 5158.
14. Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014−2015 годы» от 11.04.2014 № 226 (ред. от 15.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014 г. — № 15.
15. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 № 537 // Российская газета. — 2009 г. — № 4912.
...