ОГЛАВЛЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1: ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 8
1.1. Понятийный аппарат исследования 8
1.2. Международный опыт создания и развития национальных платёжных систем 12
1.3. Анализ российского рынка платёжных карт 15
1.3.1. Доля и структура безналичных платежей 16
1.3.2. Количество и структура эмиссии платёжных карт 18
1.3.3. Инфраструктура платёжной системы 21
1.3.4. Структура эквайреров и эмитентов платёжных карт 24
1.4. Национальная система платёжных карт России и платёжная система «Мир» 26
ГЛАВА 2: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 31
2.1. Обзор законодательства 31
2.2. Обзор литературы 34
2.3. Факторы, влияющие на транзакционную активность банковских карт ПС «Мир» 37
2.4. Постановка гипотез и программа практического исследования 38
ГЛАВА 3: ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 42
3.1. Подготовка к практическому исследованию 42
3.1.1. Разработка и запуск анкеты 42
3.1.2. Проектирование выборки 46
3.2. Результаты практического исследования 47
3.2.1. Описательная статистика 47
3.2.2. Анализ связи переменных-измерителей и латентных переменных-конструктов 53
3.2.3. Построение измерительной модели факторов транзакционной активности держателей карт национальной платёжной системы «Мир» 56
Оценка надёжности и валидности измерительной модели 60
3.2.4. Построение структурной модели факторов транзакционной активности держателей карт национальной платёжной системы «Мир» и оценка её качества 62
3.2.5. Интерпретация структурной модели 65
3.2.6. Разработка рекомендаций по развитию национальной платёжной системы «Мир» 69
Заключение 72
Список литературы 73
Приложение 77
Приложение 1: Количество POS терминалов и банкоматов на 100 000 человек 77
Приложение 2: Анкета 80
Оливер Хьюз в докладе «кредитные карты в России: тенденции рынка и предпочтения потребителей»1, выделил четыре этапа развития национальной платёжной системы России: первый этап (1989 г. – 1992 г.) – доминирование международных платёжных систем («Visa», «MasterCard»), второй этап (1992 г. -2003 г.) – запуск и развитие национальных платёжных систем, распространение банковских карт на их основе среди населения России, третий этап (2004 г. – 2005 г.) – преобладание карт, работающих на международных платёжных системах в общей доле эмиссии и последний этап (начиная с 2005 г.) – создание национальной системы платёжных карт и борьба с экспансией международных платёжных систем.
В действительности же попытки запуска национальной платёжной системы на самом деле предпринимались государством с самого начала образования российского рынка платёжных карт в начале 90-х годов. Но по разным причинам они не масштабировались настолько, чтобы обслуживать весь объём безналичных транзакций на всей территории России и большинство из этих проектов не выдержали конкуренции и закрылись. В тоже время, международные платёжные системы – «Visa» и «MasterCard» полностью удовлетворяли спрос на весь спектр услуг по обслуживанию банковских карт. Однако фактически, держатели этих карт не были застрахованы от влияния внешних факторов, так как все банковские транзакции обрабатывались на процессинговых серверах за пределами России. Так, в результате обострения геополитических отношений в 2014 году, международные платёжные системы отключили от обслуживания ряд российских банков, в результате чего, более миллиона россиян не могли воспользоваться денежными средствами на своих платёжных картах2.
Для того чтобы избежать повторения подобной ситуации в будущем, было создано акционерное общество «Национальная система платёжных карт», которое на 100% принадлежит Банку России и является оператором национальной платёжной системы «Мир». Главная задача АО «НСПК» и ПС «Мир» - это обеспечение суверенитета и бесперебойности банковских транзакций внутри России, однако развитие национальной системы платёжных карт также позволяет сохранять комиссию с внутрироссийских безналичных транзакций внутри национальной экономики (международные платёжные системы забирают от 0,7% до 1,5% с каждой операции), устанавливать тарифы по безналичным платежам локально, а не по правилам международных платёжных систем (например, обслуживание пенсионных карт «Мир» бесплатное, также по ним установлена нулевая комиссия по входящим переводам3, в тоже время тарифы за обслуживание дебетовых и кредитных карт международных платёжных систем одинаковые для всех категорий населения) и стимулировать развитие национальной платёжной системы4.
Для реализации вышеперечисленных задач, АО «НСПК» необходимо увеличивать как количество активных карт ПС «Мир», так и объём проходящих по ним платежей. И благодаря проекту перевода всех бюджетных выплат на банковские карты, обсуживающиеся национальной платёжной системой «Мир», АО «НСПК» удалось занять долю в 25% активных банковских карт на российском рынке к концу 2018 года. Однако проблема заключается в том, что из-за низкой транзакционной активности держателей карт национальной платёжной системы, доля ПС «Мир» на российском рынке платёжных карт по объёму платежей почти вдвое меньше, чем по количеству активных карт и составляет 12%, остальные платежи проходят по картам международных платёжных систем «Visa» и «Mastercard»5.
Для решения этой проблемы АО «НСПК» необходимо знать факторы, влияющие на транзакционную активность держателей банковских карт национальной платёжной системы «Мир».
Также, Национальная система платёжных карт в стратегии развития АО «НСПК» 2019-2021 (утверждённой Банком России) установила увеличение объёма платежей по картам национальной платёжной системы «Мир» до не менее, чем 30% от всех безналичных платежей в России - ключевым показателем развития ПС «Мир»6. Это подтверждает актуальность данного исследования.
Объектом исследования являются держатели активных банковских карт национальной платёжной системы «Мир». Предметом исследования являются факторы, влияющие на их транзакционную активность.
Цель исследования: выделить факторы, влияющие на транзакционную активность держателей банковских карт на основе национальной платёжной системы «Мир».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Изучить понятийный аппарат;
• Провести анализ международного опыта и российского рынка платёжных карт;
• Изучить работы зарубежных авторов для определения факторов, способствующих увеличению транзакционной активности держателей банковских карт;
• Выделить теоретические факторы, влияющие на транзакционную активность держателей банковских карт на основе национальной платёжной системы «Мир» с учётом специфики Российского рынка платёжных карт и продуктов и сервисов национальной платёжной системы «Мир»;
• Провести опрос держателей активных банковских карт на основе национальной платёжной системы «Мир» в Санкт-Петербурге;
• Построить модель влияния факторов транзакционной активности держателей карт на основе национальной платёжной системы «Мир»;
• Дать рекомендации АО «НСПК» по развитию национальной платёжной системы «Мир» на основе этой модели.
Для построения модели влияния факторов транзакционной активности держателей банковских карт национальных карт будет использоваться метод моделирования структурными уравнениями (SEM, Structural Equation Modeling) с помощью программного обеспечения IBM SPSS AMOS.
Формат работы: Исследовательский проект.
За последние 5 лет, национальная платёжная система «Мир» смогла занять более четверти рынка активных банковских карт, однако пользователи продолжают отдавать предпочтение международным платёжным системам, о чём свидетельствует низкая транзакционная активность по картам «Мир». Осознавая эту проблему, АО «НСПК» ставит перед собой цель увеличить объём платежей, проходящих по картам «Мир» до минимум 30% от всех безналичных платежей на территории России до 2021 года. Эта проблема становится ещё более актуальной на фоне изменений в образе жизни людей, формата предоставления большего количества услуг, а также обострения международных отношений. Понимание факторов транзакционной активности держателей карт национальной платёжной системы «Мир» необходимо АО «НСПК», чтобы адоптироваться под эти условия и создавать востребованные россиянами продукты и сервисы.
Выпускная квалификационная работа состоит из 3 глав. В первой главе был составлен понятийный аппарат исследования, а также проанализирован международный опыт и российский рынок банковских карт. Также, был приведён обзор основных продуктов и сервисов платёжной системы «Мир» и составлен анализ внешней среды её оператора – «Национальной системы платёжных карт».
Во второй главе был проведён обзор правовой базы функционирования АО «НСПК», также был проведён обзор литературы, в ходе которого выяснилось, что исследователи чаще всего выделяют факторы «удовлетворённость» и «продвижение», как главные прогностические факторы транзакционной активности держателей банковских карт. После обзора литературы был выбран метод построения модели транзакционной активности держателей банковских карт национальной платёжной системы «Мир» и составлен дизайн практического исследования.
Практическое исследование началось с разработки анкеты. В анкету вошли вопросы-измерители, составленные для каждого фактора, выделенного в теоретической части исследования, а также вопросы о платёжных предпочтениях респондентов и вопросы для идентификации социально-демографических характеристик опрашиваемых. После была спроектирована выборка для дальнейшего исследования и проведён базовый анализ данных, включающий в себя описание собранных данных с помощью графиков и таблиц и описательную статистику одного из блоков анкеты. Для проверки схемы связи латентных переменных-конструктов и переменных-измерителей был проведён PCA анализ, который выделил идентичное теоретической модели количество факторов, которые по составу также напоминали латентные переменные-конструкты из предложенной теории модели. Однако, чтобы точно удостовериться в наличии структуры связи переменных-измерителей и латентных переменных-конструктов, в каждом блоке вопросов с помощью метода главных компонент было построено по одной компоненте, в результате, почти в каждом блоке вопросов эта компонента объясняла больше половины дисперсии вопросов-измерителей, что свидетельствовало о высокой линейной связи между ними, поэтому авторами было принято решение не менять структуру модели. В ходе подтверждающего факторного анализа пришлось исключить 3 переменные: loyal_2, loyal_4 и safe_2, соответствующие вопросам-измерителям: «начисление процентов на остаток по счёту стимулирует меня пользоваться этой картой чаще», «большое количество партнёров программы лояльности стимулирует меня пользоваться этой картой чаще» и «насколько вы уверены в том, что вам помогут в случае столкновения с мошенничеством?». После этого модель успешно прошла проверку на валидность и надёжность, и авторы перешли к построение структурной модели. Структурная модель была основана на следующих теоретических предположениях: на удовлетворённость от использования платёжной карты ПС «Мир» влияют экзогенные переменные, характеризующие атрибуты платёжной карты и сопутствующие банковские услуги, такие как: стоимость обслуживания карты, программы вознаграждения клиентов, воспринимаемые выгоды от банка-эмитента карты, технические характеристики карты, функциональность карты и безопасность использования карты. В свою очередь, удовлетворённость от использования платёжной карты влияет на транзакционную активность пользователей и их лояльность. Кроме удовлетворённости, на транзакционную активность также влияет фактор продвижения и лояльность держателя карты. Оценка качества структурной модели показала, что можно было построить модель такого же качества, но с меньшим количеством переменных. Также было подтверждено 7 гипотез из поставленных 11: на удовлетворённость статистически значимо влияли все переменные, кроме технических характеристик и безопасности, в тоже время на переменную транзакционную активность пользователей статистически значимо влияла «удовлетворённость» и «продвижение». На основе выводов из модели, менеджерам АО «НСПК» были даны рекомендации по увеличению транзакционной активности держателей карт на основе нацональной платёжной системы «Мир».
1. Оливер Хьюз. Банковские розничные услуги в России: что сделано и что предстоит? // ПЛАС. 2005. №5.
2. Visa and Mastercard still want to enter China, but China isn’t cooperating // Quarts – [Электронный ресурс]. URL: https://qz.com/1539255/visa-and-mastercard-still-cant-enter-china/
3. Воронин Б. Б. и др. Розничный банковский бизнес. Бизнес-энциклопедия. – 2010.
4. Годовой отчёт АО «НСПК» за 2018 год, стр. 17 // сайт АО «НСПК». URL: https://www.nspk.ru/upload/iblock/8cb/%D0%93%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%90%D0%9E%20%D0%9D%D0%A1%D0%9F%D0%9A%20%D0%B7%D0%B0%202018.pdf
5. Казарин О.В., Рабинович А.С. Методика аутентификации пользователя в информационной системе с использованием технологии NFC // Вопросы кибербезопасности. 2013. №2. С. 59.
6. Ким В. С., Тестирование учебных достижений. - Уссурийск, 2007 // -Словарь ДВФУ. -URL: http://uss.dvfu.ru/static/kim_testing_monograph/src/glava_1_5.php
7. Ким В. С., Тестирование учебных достижений. - Уссурийск, 2007 // -Словарь ДВФУ. -URL: http://clipperkim.narod.ru/test/monotest/src/glava_3_9.html
8. Маркетинг: большой толковый словарь. — М.: Омега-Л. Под ред. А. П. Панкрухина. 2010.
9. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009 // Академик. – Словари и энциклопедии, 2000-2020. URL: https://methodological_terms.academic.ru/1050/%D0%9D%D0%90%D0%94%D0%81%D0%96%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC_%D0%A2%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%90
10. О компании // Сайт АО «НСПК». URL: https://www.nspk.ru/about/
11. Открытая база данных Банка России. URL:
12. Отчёт Reward-программы 2.0 // Сайт аналитической кампании «FrankRG», 2020 // URL: https://frankrg.com/wp-content/uploads/2019/10/59cd3b52c2ff.pdf
13. Перечень операторов услуг платежной инфраструктуры // Сайт АО «НСПК». URL: https://www.nspk.ru/cards-mir/perechen-operatorov-uslug-platezhnoy-infrastruktury/
14. Платежная система "Мир" разработала рекомендации для банков по работе с претензиями // агентство экономической информации АО «АЭИ Прайм», 1996-2020. URL: https://1prime.ru/finance/20200421/831301582.html
15. Протокол 3D-Secure // banki.ru URL: https://www.banki.ru/wikibank/3d-secure/
...