Введение………………………………………………………………………...…3
Глава I. Культура повседневности……………………………………………...9
1.1. Понятие, специфика, соотношение терминов «повседневность» и «Быт»........................................................................................................................9
1.2. Западные и отечественные культурологические подходы……………….12
1.3. Проблемы показа повседневности в экспозиционно-выставочном пространстве………………………………………………………………….….15
Глава II Культура советской повседневности в экспозициях и выставках государственных музеев Санкт-Петербурга…………………………………...21
2.1 Государственный музей Истории Санкт-Петербурга…………………..…21
2.1.1 Особняк Румянцева…………………………………………………….….21
2.1.2. Музей С.М. Кирова…………………………………………………….…28
2.2. Государственный музей политической истории России…………………37
2.3. Государственный литературный музей «ХХ век» ……………………….49
2.4. Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме…………………………………………………………………54
2.5. Отражение культуры повседневности в выставках музеев Санкт-Петербурга за 2000-2016 годы……………………………………………….…61
Глава III Культура советской повседневности в экспозициях негосударственных музеев Санкт-Петербурга………………………………...73
3.1. «ХХ лет после войны» Музей повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг. ………………………………………………………………….….74
3.2 Музей советской эпохи……………………………………………………...79
Заключение…………………………………………………………………….…82
Список использованных источников и литературы………………………...…87
Для современного российского общества характерно неоднозначное отношение к советскому прошлому. С одной стороны, это - идеализация жизни в Советском союзе в сравнении с современными условиями, с другой - заострение внимания на негативных явлениях советского прошлого. Уходят в небытие определенные символы эпохи, начинают отмирать навыки приспособления к дефициту, и другие явления специфической культуры, присущей советскому человеку. Вместе с данными процессами в обществе возникает ностальгия по советской эпохе, стремление сохранить отдельные артефакты, свидетельствующие о ней. В этот процесс активно вовлекается музей, так как его деятельность направлена на сохранение подлинных предметов - свидетелей прошлого, в том числе, повседневной жизни людей.
Идея сохранения советского наследия в рамках музейных институций возникает после распада СССР. В 1990-е гг. обсуждался проект создания «Музея СССР», идея принадлежала Музею и общественному центру имени Андрея Сахарова. Своей целью авторы проекта считали «представить целостный, исторически достоверный и по-человечески интересный образ того, какими были мечты, достижения, испытания, заблуждения, энтузиазм, страх, конформизм, преступления и жертвы сотен миллионов людей, проживших в СССР свою единственную жизнь»1. Проект не был реализован, однако, благодаря частной инициативе в России за последние двенадцать лет возникает множество музеев, посвященных именно советской культуре: Музеи советской эпохи в Воронеже и Уфе, Музей социалистического быта в Казани, Музей быта советских ученых при ТСЖ «Курчатовское» в Москве, музеи СССР в Москве и Новосибирске, и т.д. В Санкт-Петербурге в 2017 г. так же открылась подобное учреждение под названием Музей советской эпохи, о котором будет сказано в третьей главе данной ВКР.
Необходимо отметить, что государственные музеи в 2000-е гг. так же активно вовлекаются в процесс осмысления советского прошлого, в том числе проблем советской повседневности. Отечественный исследователь проблемы музеефикации советского наследия Абрамов Р.Н. указывает на то, что в настоящее время в государственных музеях, преимущественно краеведческих, появились экспозиции, посвященные 1960-80-м гг. с акцентом на потребление и повседневность этой эпохи, чаще всего это реконструкции бытовых условий барака, коммунальной квартиры или квартир более поздних эпох – Хрущева и Брежнева2.
Благодаря выставкам и экспозициям музеев Санкт-Петербурга становятся доступными для широкой публики сюжеты, связанные с советской повседневностью. Этой темы касаются как ведущие музеи города, так и малые музеи, каждый из них формирует свой собственный взгляд на культуру советской повседневности.
Существующую литературу по данной теме можно разделить на два тематических блока – исторический и музеологический. В рамках исторического блока привлекались исследования (статьи и монографии) посвященные как теоретическим проблемам изучения истории и культуры повседневности, так и отдельным вопросам советской повседневности. Культурологическому содержанию повседневности посвящены работы отечественного исследователя Лелеко В.Д., в частности он анализирует различные подходы к изучению повседневности, рассматривает временные и темпоральные ее характеристики3. Теоретическому осмыслению культуры повседневности посвящены работы кандидата философских наук Лукова М.В.4 В плане комплексного рассмотрения советской повседневности заслуживает внимания работа Орлова И.Б. «Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления», в которой автор исследует основные аспекты культуры советской повседневности: бытовые практики, трудовые отношения, досуг и т.д.5 Необходимо так же упомянуть справочную литературу, в частности «Энциклопедический словарь истории советской повседневной жизни» Л.В. Беловинского, который содержит ценный материал по реалиям бытовой и общественной жизни советского времени6. Изучением различных аспектов советской повседневности занимаются отечественные исследователи Лебина Н.Б.7, Зубкова Е.Ю8.
Литература по музеологии посвящена в большей степени осмыслению и разработке проблем построения музейной экспозиции в целом. Так, теоретическим и практическим проблемам создания музейных экспозиций посвящен сборник научных трудов «Музейная экспозиция», выпущенный Российским институтом культурологии в 1997 г.9 В рамках семиотического подхода рассматривает экспозицию Волькович А.Ю., разработавшая модель механизма музейной коммуникации через экспозицию10. В 2015 г. вышел сборник статей «Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки», в котором рассматривается потенциал музейных собраний как информационных ресурсов, в том числе музейных экспозиций11. Проблема показа советской истории в музейной экспозиции рассматривается, как правило, в статьях научных сборников, изданных музеями или сборников материалов конференций. Применительно к теме данной ВКР оказалась полезна статья сотрудника Государственного Исторического Музея Москвы (далее – ГИМ) Куренышева А.А. «История повседневности: историографические и музейно-экспозиционные проблемы», в которой автор рассматривает проблему показа микро- и макро- истории в музейной экспозиции12. Таким образом, нами не были обнаружены исследования, полностью сфокусированные на проблеме показа культуры советской повседневности в государственных музеях исторического профиля, мемориальных или частных музеях. Разработке данного вопроса и будет посвящена данная ВКР.
Объектом исследования является репрезентация культуры советской повседневности в музейном экспозиционном пространстве. Предмет данной ВКР находится в русле указанной тематики, звучит следующим образом: «Культура советской повседневности в экспозициях и выставках музеев Санкт-Петербурга».
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в выявлении основных тенденций экспонирования материалов, характеризующих советскую повседневность в экспозициях и выставках музеев Санкт-Петербурга различного статуса (государственных и частных).
Для достижения данной цели были выдвинут следующие задачи – изучить историю развития и проблематику культуры повседневности как научной дисциплины, проанализировать материалы экспозиций музеев Санкт-Петербурга, выявить специфику показа советской повседневности во временных выставках музеев Санкт-Петербурга, определить основные принципы музейной репрезентации культуры советской повседневности в музейных экспозициях Санкт-Петербурга и проследить их зависимость от тематики и профиля музея.
Для того, чтобы проследить как выстраивается культура повседневности в экспозициях музеев привлекалась обширная источниковая база. В первую очередь это материалы самих экспозиций музеев Санкт-Петербурга. В рамках данной работы мы рассматриваем экспозиции, в которых культура повседневности составляет одну из сюжетных линий экспозиции: Государственного музея истории Санкт-Петербурга (далее – ГМИ СПб) 13, Государственного музея политической истории России (далее – ГМПИР), Государственного Литературного музея «ХХ век» (далее ГЛМ «ХХ век»), Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, музея повседневной культуры Ленинграда «ХХ лет после войны», Музея Советской эпохи. При описании экспозиций мы придерживались заданных музеями экспозиционных маршрутов осмотра. В рамках данной ВКР рассматривались так же временные выставки, проведенные ГМИ СПб, ГМПИР и ГЛМ «ХХ век». В работе были использованы материалы музейного архива ГЛМ «ХХ век». Важным источником по теме оказались путеводители, каталоги выставок, буклеты музеев, позволившие понять как музей позиционирует и интерпретирует экспозиции, как составные части, так и в целом, так же на каких элементах сотрудники и создатели экспозиций или выставок заостряют внимание. В процессе работы над ВКР удалось провести интервью с создателями экспозиций, сотрудниками музеев.
Структура исследования на наш взгляд является наиболее оптимальной ввиду существующей в музееведческой науке сложности включения негосударственных музеев в разработанные классификационные схемы. На данную проблему указывает отечественная исследовательница Рощина Е.В. в статье «Негосударственные музеи: Проблема классификации», в которой она предлагает разделять всю совокупность существующих музеев по формам собственности на государственные и негосударственные, в последнюю группу она включает музеи частные, корпоративные, общественные, муниципальные и церковно-археологические14. Таким образом, анализ экспозиций негосударственных музеев вынесен нами в отдельную главу.
За рамками данного исследования остались музеи, посвященные Великой Отечественной войне и блокадному Ленинграду ввиду того, что они показывают специфические формы быта, которые явились следствием экстремальных условий жизни, что требует особого подхода к изучению данной проблематики.
При написании данной ВКР использовались следующие методы: обще-научные - анализ, сравнение, сопоставление; частно-научные - историко-генетический (или описательный), историко-сравнительный, конкретно-исторический.
Необходимо особо отметить проблемы, возникшие в процессе исследования. В первую очередь, это отсутствие общих критериев анализа музейной экспозиции. Поэтому, значительную часть работы занимает описание экспозиций музеев, на основе которого происходит анализ. Данная проблема признается значимой отечественными исследователями, которые намечают пути ее решения, например, Елисеева В.А. в статье «К вопросу о методологии анализа музейного текста» отмечает, что анализ музейной экспозиции может быть основан на взгляде на музейный текст как на информационную систему и как на произведение, построенное по законам различных видов искусств15. Так же одной из важнейших проблем анализа экспозиционного пространства признается слабая разработанность понятийной базы, которой приходится оперировать16.
Культура повседневности – достаточно широкое понятие, включающее в себя весь объём культуры, актуализированной в человеческой жизнедеятельности1. Советская эпоха породила особый тип культуры, в том числе, составной ее части – культуры повседневности. В СССР бедность людей, неустроенность их быта, скудость рациона, недостаток предметов народного потребления отступали на второй план по сравнению с масштабом внутриполитических задач, выполнением которых занимались советские граждане. В этом заключается специфичность повседневности, считавшейся «низкой» стороной существования человека, сопутствующей духовной деятельности. И в то же время культура повседневности в советскую эпоху – во многом стремление населения преодолеть бытовую неустроенность, что выразилось в появлении и распространении большого количества бытовых практик, характерных именно для данной эпохи. Например, очереди, перешив одежды и т.д.
Бытовые предметы, задействованные в таких практиках способны раскрыть суть различных феноменов культуры повседневности советской эпохи в рамках музейной экспозиции. Однако, музейная экспозиция, ограничена как тематическими рамками, так и рамками экспозиционных площадей, что отнюдь не способствует цельному показу культуры повседневности в музее, если такой показ вообще возможен.
Музеи исторического профиля, а так же определенные экспозиции мемориальных музеев (например «За детство счастливое наше…») активно привлекают материалы, связанные с культурой советской повседневности в экспозиции, при формировании которых применяется широкий спектр художественно-образных средств, сочетание предметно-документального контекста, и ансамблевого метода построения. Фокус экспозиции ГМИ СПб в Особняке Румянцева сосредоточен на повседневности типичного городского жителя, она воспроизводит визуальные образы различных пространств, в которых он работал, отдыхал и т.д. Тогда как проект «Советская эпоха…» ГМПИР позиционирует повседневность как одну из сфер преломления политики, которая, в то же время, приобретает самостоятельное значение, согласно логике экспозиции. Оба музея, встраивая повседневность в социо-культурный или политический контекст, показывают ее типичные феномены, которые становились нормой в обществе. Культура повседневности маргинальных слоев или элиты практически не затрагивается в экспозиции. Эти аспекты находят свое отражение в экспозициях Музея С.М. Кирова. Нередко в экспозиционной деятельности применяется прием противопоставления особенностей быта различных социальных слоев (в том числе и в экспозиции мемориально квартиры Анны Ахматовой).
Историко-бытовые реконструкции в исторических музеях являются так же обобщенными, собирательными образами, которые дополняются агитационными материалами советского времени, фотографиями, документами или статистическими данными для сопоставления реалий жизни, идеального образа, представленного историко-бытовой реконструкцией и декларативных намерений советской власти.
Совершенно иначе выстраивается культура повседневности в экспозициях мемориальных музеев, которые воссоздаются на основе имеющихся мемориальных предметов или в точности повторяют интерьеры определенных периодов. Более того, в мемориальном музее значение имеет не только историко-бытовая обстановка, но и создание особого «духа присутствия», который достигается за счет привлечения мемориальных экспонатов, поэтому акцент в экспозициях мемориальных музеев смещается в сторону индивидуальных особенностей культуры повседневности, хотя прослеживаются и типичные ее черты.
Если исторические музеи со «смешанными» экспозициями, сочетающими историко-бытовые ансамбли и документально-предметную часть, реконструируют усредненный образ культуры советской повседневности, вписанный, в первую очередь, в широкий контекст политической или социальной истории, то в мемориальных музеях, ввиду привлечения т.н. частной истории демонстрируются особенные черты культуры повседневности, характерные для определенных групп советского общества - интеллигенции, политической элиты.
В большинстве музеев важной частью экспозиций, посвященных культуре советской повседневности, является идеологическое наполнение предметной среды, это не только плакаты, лозунги и др. экспонаты, отдельные бытовые предметы, не несущие советскую символику, в контексте экспозиции могут отсылать к идеологии.
Иначе осуществляется репрезентация культуры советской повседневности в экспозициях частных музеев Санкт-Петербурга, появившихся на основе частных коллекций. В случае музея «ХХ лет после войны», повседневная культура послевоенных десятилетий заявлена как основная тема. Она выстраивается на уровне отдельных предметов экспозиции, дающих цельное представление об эстетике дома, а так же в пространстве историко-бытового ансамбля, который приобретает различные контексты в зависимости от проводимых мероприятий. Другой рассмотренный нами частный музей – музей советской эпохи осуществляет показ советской повседневности на уровне отдельных категорий предметов, использовавшихся в быту или для проведения досуга, фактически не выходя за рамки истории быта.
Как показало исследование, репрезентация культуры советской повседневности в экспозиционном пространстве музеев Санкт-Петербурга осуществляется через призму определенной тематики музея или экспозиции. Если в экспозициях музеев исторического профиля и в одном из частных музеев культура повседневности выражена эксплицитно, как одна из тем экспозиции, то в случае мемориальных экспозиций, культура повседневности раскрывается на уровне конкретных бытовых предметов или соотнесения историко-бытовой обстановки с биографическим контекстом. Экспозиции музеев Санкт-Петербурга демонстрируют модели отдельных феноменов культуры советской повседневности, которые возникают на основе сочетания историко-бытовых обстановок и макро- контекста (политическая, социальная история) или микро-контекста (частной историей).
Для показа более частных сюжетов, связанных с культурой повседневности используется формат выставок. Выставки освещают историю развития определенного предмета быта (большинство выставок ГМИ СПб), либо детально раскрывают суть определенного феномена советской повседневности, как социо-культурного («Еда – дело государственное», «… Больше чем спорт» и т.д.), так и конкретно-исторического («БАМ: По рельсам времени»).
Культура повседневности – специфическая, обширная область исследования. Показать культуру повседневности в музейном пространстве сложно в силу многоаспектности, широкого диапазона проблематик внутри данной темы. Как показало исследование, репрезентация культуры повседневности ограничивается знакомыми, ключевыми, легко узнаваемыми маркерами советской культуры и советского быта. Например? Это общее место всех рассмотренных нами экспозиций музеев Санкт-Петербурга.
Требования, предъявляемые к объему выпускной квалификационной работы не позволили рассмотреть заявленную проблематику более подробно. Однако нам удалось выявить и проанализировать ее основные черты. Очевидно, что репрезентация культуры советской повседневности является формирующимся направлением в экспозиционно-выставочной деятельности музеев. Данное направление, требует дальнейшей разработки, совершенствования методов показа, способов музейной интерпретации историко-бытового материала, выбора культурных феноменов для экспонирования. Несмотря на это, репрезентация культуры советской повседневности в музее как формирующееся направление является перспективным, так как отвечает общественному запросу и способно, как показало исследование, быть связующим звеном между историей быта и социальной или общественно-политической историей.
Источники:
I. Личного происхождения
1. Интервью автора с директором ГЛМ «ХХ век» Арефьевой Н.Е. 21.01.2017 // Личный архив Манохиной А.Д.
2. Интервью автора с директором Музея повседневной культуры Ленинграда «ХХ лет после войны» Сапанжой О.С. // Личный архив Манохиной А.Д.
3. Интервью автора с заведующим научно-экспозиционного отдела ГМПИР Смирновым А.П. 20.09.2016 // Личный архив Манохиной А.Д.
II. Музейного происхождения
1. «12 стульев Ленинградских писателей: Выбор музея. Буклет / рук. проекта Сочивко. Е.В. - СПб.: ГЛМ «ХХ век», 2015.
2. «…Больше чем спорт!»: Буклет / авт. Смирнов А.П., Костюшева Е.К. –СПб.: ГМПИР, 2014. – 20 c., ил.
3. БАМ: по рельсам времени: Буклет / авт. Смирнов А.П., Григорьев Н.С. – СПб.: ГМПИР, 2014. – 21 c., ил.
4. Выставка «Коммунальный рай или близкие поневоле // ГМИ СПб. Особняк Румянцева (дата посещения 11.03.2017).
5. Еда - дело государственное. XIX – XXI вв.: Буклет // Государственный музей политической истории России, проект Власть и общество / сост. Смирнов А.П. – СПб.: ГМПИР, 2016. – 11 с., ил.
6. Государственный литературный музей «ХХ век». Архив текущей документации. ГЛММЗ. 2638/1,2, 6-9, 14.
7. Истории Фонтанного дома. Вместо путеводителя // Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме / текст: Позднякова Т. С., Попова Н.И. – СПб.: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, 2015. – 120 с., ил.
8. Мемориальная квартира Анны Ахматовой // Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (дата посещения 11. 02.2017).
9. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме: Экспозиция / авт.-сост. Кравцова И.Г. и др. – Л.: Петрополь, 1991. - 47 с., ил.
10. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме: путеводитель / Благотвор. фонд В. Потанина, Гос. лит.-мемор. музей Анны Ахматовой в Фонтан. доме". – М.: Благотворительный фонд Потанина Проектное бюро Спутник, 2013. – 23 с., ил.
11. Музей-квартира Михаила Зощенко: Путеводитель / Государственный литературный музей «ХХ век» - СПб.: «Островитянин», 2009. – 16 с., ил.
12. Музей С.М. Кирова. Буклет. - СПб.: ГМИ СПб, 2012. – 28 с., ил.
...