Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Работа №59893

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
300
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения повседневной культуры в курсе истории в основной школе.
1.1. Методико-педагогические подходы к изучению повседневной
культуры в основной школе 11
1.2. Современные методики изучения повседневной культуры в основной
школе 17
Глава 2. Методика изучения повседневной культуры советских детей в годы Великой Отечественной войны в основной школе
2.1. Структурно-функциональный анализ учебно-исторического
материала по истории Великой Отечественной войны (на примере учебника История России XX в. для 9 класса общеобразовательных учреждений, авторы Данилов А.А., Косулина Л.Г.) 25
2.2. Методические приёмы изучения военной повседневности в годы
Великой Отечественной войны на уроках истории в 9 классе 28
2.3. Апробация авторской модели изучения по теме «Положения
советских детей в год Великой Отечественной войны» во внеклассной работе 31
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 42

Повседневность прежде всего выражается в обыденном образе жизни человека. Не только существование человека, но и его установки, цели и взгляды ярко выражены именно в самой повседневности, с которой тесно связано культура. Так как взаимодействуя именно с повседневностью и являясь её частью культура приобретает смысл. Благодаря такой связи культура (повседневности) «возрождается, изменяется и дополняется». То есть повседневность является непрерывным процессом существования человека каждый день будь, то сегодня или завтра. Ежедневно, с нами происходят какие- либо события, хорошие или нет, в ходе, которых мы принимаем определенные решения, результатом, которых являются определенные эмоции и чувства, которые и включают в себя повседневность.
Следовательно, повседневность - это не просто близкое понятие к человеку, а именно некий своеобразный «план жизни», который связан с чувством и ощущением жизни и реальности бытия человека.
Исследование понятия повседневности и его описание началось еще в Новое время. На сегодняшний день термин повседневная культура включает в себя интересы человека и весь его спектр различных потребностей.
Актуальность темы исследования:
Изучение повседневной культуры в основной школе играет важную роль, так как, изучать историю на примере повседневности школьнику гораздо интереснее и понятнее. Современная историческая наука уделяет большое внимание исследованию отдельных аспектов повседневности. Российские исследователи связывают проблемы повседневной культуры с русской народной традицией и культурой. Они по-прежнему активно изучают влияние и взаимосвязь культуры и повседневности друг на друга.
В современной отечественной историографии сложилась тенденция, направленная на изучение детства в годы Великой Отечественной войны. Именно в 2000-е годы «военное детство» становится популярной темой для изучения специалистами. Данная проблема исследуется не только российскими, но и зарубежными учеными. Традиционной стала Международная конференция «Дети и война: история и современность», проводимая в австрийском городе Зальцбурге . В ней принимали участие специалисты многих стран. В последние годы историки уделяют все больше внимания к изучению проблемы особенности повседневного быта и труда детей в годы войны .
Характеристика литературы: Научную литературу по заявленной проблеме можно условно разделить на две группы:
1) Труды исследователей по истории военной повседневности построенные в методологии исторического исследовании.
2) Научные работы педагогов-методистов, занимающихся анализом методических приёмов обучения истории повседневности.
В своём труде «Теория и история культуры повседневности» Скопинцева Т.Ю. характеризует основные подходы к исследованию культуры повседневности; специфику повседневного мышления и проблемы российского коллективного сознания; особенности российской культуры повседневности в её сопоставлении с западной и восточной типами повседневных культур; культуру быта; некоторые исторические и маргинальные формы российской повседневной культуры .
Концептуально-методические подходы к преподаванию истории, методические модели, эффективные в условиях вариативного образования, современные формы активного развивающего обучения рассматриваются в работе Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю. «Методика преподавания истории в школе» .
Обучению истории в старших классах средней школы и усовершенствованию познавательного процесса школы посвящена монография Дайри Н.Г. В работе дана характеристика внутренних закономерностях в соответствии с условиями развития общества. Дайри обобщает опыт учителей, отраженный в литературе и, по мнению автора, наиболее ценный для активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, а с другой стороны, исследуются некоторые новые пути ее организации, позволяющие учить не только по книге, но и непосредственно по жизни, расширяющие источники познания и виды познавательной деятельности молодежи .
Методические пути изучения исторического документа рассмотрены в работе Степанищева А.Т. Она ориентирует на понимание концептуально - методологических проблем преподавания и изучения истории, освоение конкретных методик проведения различных видов и форм занятий, организацию самостоятельной работы учащихся .
Ко второй группе относятся труд Коротковой М.В. «Изучение повседневной культуры России в музее и школе», в котором содержится обширный материал по истории российской повседневности и раскрывюется различные стороны повседневной жизни общества .
В ходе исследования была привлечена источниковая база. Её составил значительный комплекс опубликованных источников, такие как сборники воспоминаний, дневники, мемуары и методические разработки Полетаевой О.О . и Рафиковой С.А . Источники по исследуемой работе можно поделить на следующие основные группы:
1) законодательные источники;
2) источники личного происхождения;
3) инновационный опыт учителей.
К первой группе источников относятся постановления, в которых отражена государственная политика в отношении эвакуации населения. Например, в учебнике по истории Отечества представлены документы, постановления, благодаря которым можно проследить, как протекал процесс организации эвакуации населения .
Ко второй группе относятся воспоминания и дневники участников событий Великой Отечественной войны. Например, Артемьев И.Н. в своей работе «В эфире - партизаны (Военные мемуары)» вспоминает. Он был генерал-майором технических войск, Иваном Николаевичем Артемьевым, организовывал партизанскую радиосвязь. Он пишет о самоотверженном труде мастеров эфира и о том, как наши связисты боролись с происками вражеских радиошпионов .
В своем труде Польских К.В. «Елабуга в годы Великой Отечественной войны по воспоминаниям и рассказам современников того времени» описывает город Елабугу как в предвоенные 30-е годы XX века, так и в годы Великой Отечественной войны .
Воспоминания Сыраевой Н.М. повествуют как жила их семья во время войны, что они пережили . А Капустин Н.Г. о том, как работал в тылу на благо своей Родины . Или, к примеру, дневник Пети Сагайдачного, в котором описывается школьная, заводская, а затем и фронтовая жизнь Пети . Был использован известный всем дневник ленинградки Тани Савичевой. В дневнике написано совсем немного, но, сколько боли в этих немногочисленных строках . Таня Савичева, Анна Франк, Садако - это символы недетского мученичества и отваги. Они погибли, но в дневниках отражается их жизнь, чувства, мысли.
Эти источники важны тем, что показывают роль войны и её последствия для человека. Данные материалы также отражают настроение людей и их отношение к происходившим тогда событиям и явлениям в то нелегкое время.
К третьей группе источников относится методические разработки Полетаевой О.О . и Рафиковой С.А ., где они описывают приёмы и методы изучения повседневной культуры в основной школе.
Объект исследования - система исторического образования в основной школе.
Предмет исследования - формы и методы изучения повседневной культуры на уроках истории в основной школе.
В ходе решения поставленных задач была сформулирована рабочая гипотеза исследования: познавательный интерес и эффективность усвоения учащимися исторического материала на уроках истории в основной школе повышается в случае:
1. если исторические события и факты изучаются через призму повседневности;
2. организации учебной деятельности включают работу с историческими источниками;
3. применения интерактивных методик обучения.
Соблюдение предложенных методических условий и применение выработанного плана работы в рамках уроков различной формы, на наш взгляд значительно повысит эффективность и результативность обучения истории.
Цель исследования: выявить оптимальные методические приёмы изучения истории повседневности в курсе истории в основной школе.
Задачи выпускной квалификационной работы:
-охарактеризовать научно-педагогические подходы к изучению повседневной культуры в основной школе;
- раскрыть современные методики изучения повседневной культуры в школе;
- на основе анализа инновационного опыта выявить эффективные методические приемы изучения повседневной культуры;
- провести анализ содержания учебно-исторического материала по теме «Положение советских детей в годы Великой Отечественной войны»;
- апробировать авторскую модель изучения повседневной культуры советских детей в годы Великой Отечественной войны.
Научная новизна заключается в том, что изучение повседневности через региональный аспект, повышает патриотизм и гражданственность, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) основного общего образования воспитание обучающихся является одним из направлений реализации личностно-деятельностного подхода. При проведении данного исследования были привлечены краеведческие материалы, полученные в ходе проведения беседы с участниками событий, которые ранее не были опубликованы.
Методы исследования:
В работе были использованы две группы методов:
1) методы для проведения истории исследования
- специальные методы исторического исследования: сравнительно¬
исторический метод позволяет выявить путем сравнения общее и особенное в исторических явлениях;
- логические методы исследования: анализ, в котором события развиваются от сложного к простому; обобщение, которое позволяет выделить общие признаки, которые дают возможность представить версию исторического события в целом;
2) общепедагогические методы
- изучение и обобщение инновационного опыта преподавания;
- апробация экспериментальной модели обучения.
При написании выпускной квалификационной работы теоретическую основу исследования составили:
- концепция личностно-ориентированного обучения в школе;
- дидактические системы и образовательные технологии, направленные на развитие личности ученика и их творческую самореализацию в ходе обучения и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано, как рекомендация учителям-предметниками для изучения истории повседневной культуры в целях усовершенствования педагогического процесса, так и студентами для подготовки к семинарским занятиям или на научно-практических конференциях.
Апробация выпускной квалификационной работы: Основные
результаты выпускного квалификационного исследования были представлены на научно-практических конференциях: Международная научно-практическая конференция «Общество науки и творчества» ; Всероссийская научно¬практическая конференция «Вопросы современной науки» ; Материалы II Всероссийской студенческой и аспирантской научно-практической конференции: "Человек в современных социально-философских концепциях" ; Материалы международных научно-практических конференций: "Общество науки и творчества" .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствие с историко-культурным стандартом тема повседневной культуры имеет немалую значимость в изучении истории России в основной школе, в каждом разделе ИКС присутствует пункт, посвященный раскрытию темы обыденности культуры. Целями историко-культурного стандарта являются:
Во-первых, повышение качество исторического образования в школе;
Во-вторых, развитие у учащихся исследовательских компетенций;
В-третьих, сформирование единого культурного-исторического
пространства.
Историко-культурный стандарт (ИКС), расширяет и углубляет знания школьников и создаёт реальное представление о жизни людей в прошлом.
Так же для того, чтобы доказать значимость изучения повседневной культуры в основной школе и выявить ее роль в процессе изучения истории можно привести в пример - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), который включает в себя требования к результатам освоения, выделяет - воспитание повседневной культуры, понимание значения веры, религии в жизни человека, семьи, общества и т.д.
На начальном этапе исследования, нами были рассмотрены теоретические основы изучения повседневной культуры в основной школе. В ходе, которой мы изучили не только существующие методико-педагогические подходы, но и различные современные методики. Для примера можно отметить сингапурскую модель для исследования повседневности в школе.
При работе с литературой и источниками, мы пришли к выводу о том, что изучением обыденной культурой занимаются не только
узкоспециализированные исследователи, но и учителя-предметники. К примеру, стоит отметить то, что применение различных интерактивных методик преподавания помогает более эффективно представлять детям информацию о положении советских детей в годы Великой Отечественной войны и позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
На втором этапе нашей работы нам удалось выяснить, что в школьных учебниках повседневность изучается лишь в некоторых главах.
Мы рассмотрели источники личного происхождения, а именно дневники и воспоминания участников тех событий, так как они играют немаловажную роль в изучение повседневности и благодаря ним становится видна не только полная картина происходивших событий в тот период, но и посредством изучения источников у учащихся формируется интерес к истории.
Привлечение новых документальных фактов позволяет им почувствовать дух эпохи. При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания.
Нами была предложена авторская модель изучения «Положения советских детей в годы Великой Отечественной войны» в ходе которого учащиеся не только изучили дневники участников тех событий, но и проявили активный интерес к теме. Исследование позволило выявить материалы, которые ранее не были опубликованы.
В ходе нашей работы были изучены интерактивные методы обучения. На основании вышесказанного рабочая гипотеза исследования была реализована.
Отсюда следует вывод, что для эффективного освоения материала по теме изучение повседневной культуры в основной школе следует использовать: во- первых, интерактивные методы; во-вторых, источники личного происхождения; в-третьих, наглядность.



1.1. Scientific conference «Children and War: Past and Present» (University of Salzburg, Salzburg, Austria) [Электронный ресурс] URL: https://www.science- community.org/en/node/163036 [Дата обращения 09.04.2017].
1.2. Бергер П., Лукман Т Социальное конструирование реальности
[Электронный ресурс] URL: http://skepdic.ru/wp-
content/uploads/2013/05/Berger_Lukman.. [Дата обращения 09.04.2017].
1.3. Бродель Ф. Структура повседневности. Возможное и невозможное [Электронный ресурс] URL: http://demoscope.ru/weekly/knigi/brodel/brodel.pdf [Дата обращения 10.04.2017].
1.4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. Практическое пособие для учителей. М. 1999.
1.5. Гирц К. Интерпретация культур [Электронный ресурс] URL:
http: //yanko .lib.ru/books/cultur/girc=interpret_cult.pdf [Дата обращения
10.04.2017].
1.6. Гуссерль Э. [Электронный ресурс] URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/.. [Дата обращения 09.04.2017].
1.7. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. М., 1966.
1.8. Жизнь как ценность [Электронный ресурс] URL: https://books.google.ru/books.. [Дата обращения 09.04.2017].
1.9. Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению [Электронный ресурс] URL: http://constructorus.ru/uspex/intellekt- karty.html [Дата обращения 25.04.2017].
1.10. Интерактивные формы обучения [Электронный ресурс] URL: http://apu-fsin.ru/ [Дата обращения: 20.04.2017].
1.11. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс] URL: http://histrf.ru/biblioteka/book/istoriko-kul-turnyi-standart [Дата обращения
10.04.2017].
1.12. История России в системе курсов истории: образовательный и воспитательный потенциал [Электронный ресурс] URL:
http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo- kompleksa.. [Дата обращения 10.04.2017].
1.13. Как делать заметки по методу Корнелла [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikihow.com/..[Дата обращения 25.04.2017]
1.14. Кластер как один из методов критического мышления[Электронный
ресурс] URL:http://pedsovet.su/metodika/priemy/5673_metod_klaster_na_uroke
[Дата обращения 25.04.2017]
1.15. Клочкова Н.А. Обучающие структуры сингапурской методики обучения [Электронный ресурс] URL:http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja- konstantinovna-klochkova/posobie-dlja-uchitelja..[Дата обращения:24.03.2017]
1.16. Козлова Н. Повседневность // Современная западная философия: Словарь. — 2-е изд., переработанное и дополненное. — М.: ТОН. — Остожье, 1998. -С. 318 — 319.
1.17. Концепция нового учебно-методического комплекса по
Отечественной истории [Электронный ресурс] URL:
http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo- kompleksa.. [Дата обращения: 23.04.2017]
1.18. Кривоножкина Е.Г., Ханипова И.И. Дети в условиях эвакуации. Татарская АССР. 1941-1945 гг.: Сборник документов и материалов. - Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан, 2013. - С. 147.
1.19. Культура советской повседневности и её отражение в сатире 1920-х гг. [Электронный ресурс] URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=35497 [Дата обращения 08.03.2017].
1.20. Ляшенко Л.М., Волобуев О.В., Симонова Е.В. // История России: XIX - начало XX века, 9 класс. [Электронный ресурс] URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist454.htm [Дата обращения: 23.04.2017]
1.21. Образовательные ресурсы интернета-история [Электронный ресурс] URL: http://www.alleng.ru/ [Дата обращения: 27.04.2017]
1.22. Основные понятия [Электронный ресурс] URL: Основные понятия сингапурской методики обучения masl.abatskobr.ru/ДДата обращения 25.04.2017]
1.23. Повседневная культура: подходы к изучению [Электронный ресурс] URL: http://pinkcastteneko.livejournal.com/4269.html [Дата обращения
09.04.2017].
1.24. Попова К.В. К вопросу о положении детей в годы Великой Отечественной войны// Всероссийская студенческая и аспирантская научно-практическая конференция: "Человек в современных социально-философских концепциях".- Елабуга,2015. C. 88-90.
1.25. Попова К.В. Методика изучения повседневной культуры советских детей в годы Великой Отечественной войны во внеклассной работе в школе // Всероссийская научно-практическая конференция «Вопросы современной науки» (15 февраля - 25 марта 2017 г.). - С.53-56.
1.26. Попова К.В. Хроника войны и военной повседневности в детских дневниках // Периодический сборник научных трудов: Выпуск 28.- Казань,2015. С. 64-66.
1.27. Попова К.В. Эвакуация советских детей вглубь страны// Периодический сборник научных трудов: Выпуск 28.- Казань, 2015. С. 67-69.
1.28. Пушкарева Н.Л. История повседневности» как направление
исторических исследований [Электронный ресурс] URL:
http://www.perspektivy.info/print.php.. [Дата обращения 08.03.2017].
1.29. Российское историческое общество // История России в системе курсов истории: образовательный и воспитательный потенциал [Электронный ресурс] URL: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-
metodicheskogo-kompleksa..[Дата обращения 09.03.2017].
1.30. Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности [Электронныйресурс]
URL:http://www.orenport.ru/images/img/1281/skopinseva_teoria.pdf[,n,aTa обращения 09.04.2017].
1.31. Современные педагогические технологии на уроках истории [Электронный ресурс] URL:http://festival.1september.ru/articles/599135/[Дата обращения:24.03.2017]
1.31. Составление синквейна с примерами [Электронный ресурс] URL:http://lewe.ru/sostavlenie-sinkvejna-s-primerami/[Дата обращения:24.03.2017]
1.32. Степанищев А.Т История Отечества: преподавание в школе. М., 2001
1.33. Фундаментальные характеристики человека: несводимость,
невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность [Электронный ресурс] URL: http://studopedia.su/14_171129_fundamentalnie-
harakteristiki-cheloveka.. [Дата обращения 09.04.2017].
Источники
Законодательные источники
2.1. Постановление ЦКВКП (б) и Совнаркома СССР о создании Совета
по эвакуации // История Отечества в документах 1917-1993 гг. / Сост. Колосков А.Г., Гевуркова Е.А. - М.: Изд-во «ИЛБИ», 1994.
[Электронный ресурс] URL: http://www.a-z.ru/ [Дата обращения: 20.03.2017].
2.2. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
[Электронный ресурс] URL:http://base.garant.ru/55170507/ [Дата
обращения: 24.03.2017]
Источники личного происхождения
2.3. Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/ [Дата обращения: 20.04.2017].
2.4. В эфире -партизаны / И.Н. Артемьев. М. Воениздат, 1971. - 136 с.
2.5. Гудкова Т.В. Творческая реконструкция исторического прошлого в проектной деятельности учащихся на уроках истории [Электронный ресурс] URL: http://www.portal-slovo.ru/history/48311.php [Дата обращения: 20.04.2017].
2.6. Дети Военной поры / Сост. Э.Максимова. - М.: Политиздат, 1998. - 320 с.
2.7. Дневник Миши Тихомирова. Дети военной поры / Сост. Э.Максимова. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 72 с.
2.8. Дневник Пети Сагайдачного / Сост.Л.И. Розина. - М.: Изд-во АПН РСФСРД963. - 211 с.
2.9. Дневник Тани Савичевой // Дети на войне // http://www.world-war.ru/ [дата обращения: 10.10.2014].
2.10. Короткова М.В. Изучение повседневной культуры России в музее и школе [Электронный ресурс] URL:
http://fictionbook.rU/static/trials/08/91/47/08914740.a4.pdf [Дата обращения: 20.03.2017].
2.11. Полетаева О.С. Работа с документами на уроках истории
[Электронный ресурс] URL: http://naukovedenie.ru/ [Дата обращения:
27.03.2017].
2.12. Польских К.В. Елабуга в годы Великой Отечественной войны по воспоминаниям и рассказам современников того времени.-Елабуга, 2014 -62 с.
2.13. Рафикова С.А. // Изучение истории и культуры повседневности [Электронный ресурс] URL: http://pinkcastleneko.livejournal.com/ [Дата
обращения: 10.03.2017].
2.14. Фархутдинова А.Н. Об этом забывать нельзя (Елабуга в годы Великой Отечественной войны).-2012.- С.12.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ