Введение С. 3-16
Глава I. Современные научные концепции множественности миров С. 18-45
1.1. Мультиверсивная структура реальности С. 18-25
1.2. Физически реальные мультиверсы С. 25-30
1.3. Логически возможные мультиверсы С. 31-38
1.4. Мыслимые мультиверсы С. 39-44
Глава II. Репрезентация идеи мультиверса в современной медиакультуре С. 45-64
2.1. Мифологичность современной медиакультуры С. 45-58
2.2. Идея множественности миров как научный миф в современной медиакультуре С. 59-64
Глава III. Визуализация идеи множественности миров в современной медиакультуре С. 65-89
3.1. Фантастический дискурс в экранных искусствах как способ визуализации множественных миров С. 65-71
3.2. Объективные мультиверсы в экранных искусствах С. 72-81
3.3. Субъективные мультиверсы в экранных искусствах С. 82-88
Заключение С. 89-92
Список использованной литературы С. 93-97
Актуальность философско-культурологической рефлексии идей мультиверса связана с их активной разработкой в современной философии, физике и математике, а также особым интересом медиакультуры к миру фантастического, в основе которого традиционно лежат некоторые допущения теоретической физики (в данном случае – концепция множественности миров).
Сама идея мультиверса находится на стыке философии и точных наук, а современный интерес к ней определяется, во-первых, постмодернистским приматом множественности над единством и целостностью и углублением философского релятивизма, которые вылились в разработку концепции возможных миров в логической семантике, во-вторых, с трансформациями научной картины мира, для которой теперь в большей степени характерны представления о видимом нам мире как о части мультивселенной, а не как о самобытном и единичном образовании.
Современность смещает акцент с артикуляции единственности вселенной на «тиражирование» и разнородную множественность, которую можно описать понятием «мультиверс». Это порождает ряд фундаментальных философских вопросов (онтологический статус миров, возможность их умопостижения, их соотношения, систематизированность или хаотичность и т. п.), поиск ответов на которые и обеспечивает устойчивый интерес современной культуры к идее о множественности и конструируемости реальностей, в которых живет человек, а также смещение культурного акцента с материальности и константности реальности на её зависимость от условного наблюдателя.
Множественность миров по своей сути «супермир», который представляет собой тотальность и сам ни в какую общность более высокого порядка уже не входит. Михаил Эпштейн предлагает называть эту тотальность термином «мультиверсум», определяя его как «мироздание в целом как
...
Концепция множественности миров в науке и философии имеет длительную историю становления и развития. Её современное прочтение детерминировано переходом от субстанционального к модальному мышлению, а также интенцией к бесконечному расширению сферы реальности. Релятивизация науки, её плюрализм, субъективированность, отказ от поисков объективной истины и абсолюта полностью отвечает этим культурным требованиям. Одним их следствий этого и является актуализация теорий мультивселенной, философских расслоений реальности на множественные миры.
В настоящий момент идея множественности миров представлена в качестве трёх типов теорий, в основе которых лежат три подхода к обоснованию существования многомирия и его структуризации. Первая группа теорий предполагает наличие физически реальных отдельных вселенных, одной из которых является вселенная, опознаваемая нами как действительный мир. Вселенные, являющиеся результатом изысканий в области теоретический физики и космологии, находятся в определённом выделенном пространстве реальности, являются гипотетически ощущаемыми и воспринимаемыми и имеют равный онтологический статус.
Вторую группу составляют теории в области логики и философии. Множественные миры в рамках этой группы теорий допустимы логически и не противоречат известным законам логики, однако не являются реальными в полном смысле этого слова. Реляционная семантика предполагает наличие многомирия как совокупности высказываний о мире возможном, данным в первую очередь ментально. Такие миры – в каком-то смысле фикции человеческого сознания, лишённые онтологического статуса реальности, но имплицитно присутствующие как варианты или возможности бытия. Многомирие также может быть интерпретировано как миры субъективного опыта различных индивидов, специфические планы реальности, зависящие от направления сознания.
Третья группа представлена теориями, являющимися симбиозом первых двух. Многомирие в рамках «модального реализма» выступает как то, что может быть возможно, но при этом и то, что дано в реальности. Мультивселенная в рамках подобных концепций представляет собой совокупность всех мыслимых способов существования реальности, включающую актуальную для нас реальность. Эти миры физически реальны, однако абсолютно пространственно и казуально изолированы друг от друга, а потому не могут быть познаны при помощи человеческого разума в полном смысле этого слова.
Сегодня существует огромное количество определений понятия и структурных особенностей медиакультуры, но в большинстве своем исследователи рассматривают её как подсистему культуры и как непосредственно самостоятельную сложную иерархически развитую структуру, которая включает в себя свой «язык», свою знаковую систему, а также культуру передачи информации и культуру ее восприятия. Современная медиакультура – это одновременно и инструмент конструирования общества, и его самопрезентация. Многие её элементы мифологизированы и существуют благодаря устоявшимся в обществе архетипическим структурам, отражающим и преломляющим факты объективной действительности в человеческом сознании и социальной реальности.
Научные и философские концепции множественности миров были восприняты медиакультурой, переструктурированы и мифологизированы ею, в результате чего массовое обыденное представление о многомирии может быть охарактеризовано как симбиоз элементов различных научных теорий, совмещённый с их адаптацией к массовому сознанию. В основе адаптации концепции к медиакультуре лежит значительное опрощение теорий, гиперболизация отдельных их элементов и нивелирование других, преувеличение антропоцентричности, а также вплетение в них узнаваемых культурных элементов.
Основой современной культуры является визуальная коммуникация, современная культура экранна, её базовую единицу можно определить как образ. Экран – неотъемлемое звено восприятия реальности, во многом формирующее конкретные представления о ней и оперирующее в первую очередь узнаваемыми культурными символами и мифологемами.
В этом контексте аудиовизуальные искусства наиболее информативны и репрезентативны в отношении медиакультурного представления о мультивселенной. Идея множественности миров активно эксплуатируется кинематографом и телевидением, так как предполагает зрелищность и актуальную для современности неклассичность повествования.
Произведения, в сюжет которых встраивается рассматриваемая концепция, относится к фантастическому дискурсу, в рамках которого традиционно существуют «ирреальные» допущения в области искусства. В кинематографе был выработан ряд стратегий визуализации множественности миров, которые могут быть классифицированы по опознаваемому онтологическому статусу изображаемых универсов. Кинематографическое объективное многомирие представляет собой визуализацию как минимум двух активных сюжетно миров, имеющих одинаковый онтологический статус и являющихся реальными для принадлежащих к ним акторов.
Объективное многомирие может быть представлено мультиверсом ветвлений (здесь в основе существования многомирия лежит расхождение событий после прохождения точки бифуркации), мультиверсом параллельных миров (здесь два или более миров сосуществуют в кинематографической данности изначально, не имея общих событий на каком-либо промежутке существования) и мультиверсом с вспомогательным универсом (здесь один из миров представляет собой подпространство другого).
Субъективное многомирие включает мультиверс с симулированной реальностью (кроме реального мира существует мир, созданный искусственно), мультиверсы, порождаемые сознанием человека (реальность дополняется миром, существующим в изменённом сознании одного из акторов).
Создаваемые в кинематографе множественные миры в значительной степени отличаются от мультивселенных, актуальных в философии или науке. Как миры художественных произведений они не являются цельными физическими или ментальными структурами, а представляют собой набор субъектов и объектов, актуальных для существования сюжета. Кроме того, такое многомирие основано на мифологемах, существующих в обыденном представлении и транслируемых медиакультурой, может содержать семантические неоднородности или логические противоречия.
Таким образом, концепция множественности миров в медиакультуре представляет собой совокупность мифологем, создаваемых на основе научных и философских теорий, обогащённых узнаваемыми культурными образами и архетипами и адаптированных к обыденному сознанию. Основным способом репрезентации концепции служат экранные искусства, внутри которых выработался ряд узнаваемых стратегий изображения множественности миров.
1. Акопян, А. А. Возможные миры как объекты модального мышления // Молодой ученый. – 2009. – №9. – С. 96-99.
2. Armstrong, D. A. Combinatorial Theory of Possibility. – Cambridge: Cambridge University Press, 1989 – 156 p.
3. Артёменко, О. Л. Мультиверсум – миры постнеклассической космологии // Философия и социальные науки. – 2008. – № 2. – С. 51-54.
4. Бодрийяр, Ж. Система вещей. – М.: РУДОМИНО, 2001. – 224 с.
5. Бойко, М. Е. Типы мультиверсов в современной массовой культуре // Философия и культура. – 2014. – № 9. – С. 1362–1370.
6. Бойко, М. Е. Мультиверсы и парамультиверсы в экранных искусствах: Тезаурус обобщённой теории фабулы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 10. – С. 41–43.
7. Бригз, А., Кобли, П. Медиа. Введение. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 550 с.
8. Бруно, Д. Диалоги. – М.: Госполитиздат, 1949. – 552 с.
9. Ваганов, А. Г. Мифологическое мышление и сетевые коммуникационные технологии // Мир психологии. – 2003. – № 3. – С. 62-74.
10. Веретенников, А. А. Философия Дэвида Льюиса: сознание и возможные миры. Автореферат дис. кандидата философских наук. М., 2007. – С. 24-25.
11. Виленкин, А. Мир многих миров. Физики в поисках иных вселенных. – М.: Астрель, 2011. – 304 с.
12. Витгенштейн, Л. Философские работы. Часть I. – М.: Гнозис, 1994. – 612 с.
13. Владленова, И. В. Космологические проблемы конструирования структуры реальности // Философия и космология. – 2014. – № 12. – С. 38-46.
14. Власова, С. В. Многомировая интерпретация квантовой механики и множество миров Н. Гудмена // Российский гуманитарный журнал. – 2012. – №1. – С. 23-29.
15. Галанина, Е. В. Миф как феномен современной культуры // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – №305. – С. 50-52.
...