Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отрицательная оценка произведений искусства: речевая репрезентация коммуникативных сценариев

Работа №134389

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы109
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I. Категория оценочности в свете интенциональной стилистики………9
1.1. Оценочность как научное понятие …………………………………………9
1.2. Типология оценок …………………………………………………………..18
1.3. Формы и средства выражения оценочной интенциональности медиатекста………………………………………………………………………24
1.4. Оценочность и модальность ……………………………………………….34
1.5. Отрицательная и положительная оценка в публицистическом тексте: специфика речевой репрезентации …………………………………………….38
Глава II. Коммуникативный сценарий рецензии на произведения искусства и речевая форма выражения отрицательной эстетической оценки ……………43
2.1. Коммуникативный сценарий: границы понятий ……………………........43
2.2. Доминирующие типы оценок ……….........................................................51
2.3. Отрицательно-оценочная рамка …………………………………………...64
2.4. Смысловая структура рецензий на произведения искусства……….........67
2.5. Влияние коммуникативного сценария на речевую репрезентацию оценки…………………………………………………………………………….82
Заключение…………………………………………………………………...…..92
Список литературы………………………………………………………………96



СМИ в современном мире обладают огромной воздействующей на общественные процессы силой: не просто информируют человека о событиях, происходящих в мире, но склонны создавать собственную реальность, отличную от многоаспектного и многопланового бытия. Эта реальность часто подменяет собой окружающую действительность. СМИ, заполняя досуг человека, оказывают влияние на мировоззрение индивида, его стиль мышления и, как следствие, на саму современную культуру.
Исследователи последних лет определяют многоаспектное понятие культура как систему коллективного знания, с помощью которого люди моделируют окружающий мир. Это означает, что действия каждого конкретного человека, будучи тесно связанными с коммуникативными процессами, являют собой систему коллективного знания, которое распространяется в первую очередь посредством языка. Коллективное знание становится массовым посредством трансляции оценки окружающей действительности через СМИ.
Одна из важнейших черт стилистики журналистской речи – оценочность. Являясь необходимой частью познавательно-ценностной конструкции действительности, она выступает средством реализации творческого замысла журналиста.
В журналистском тексте, в зависимости от объекта исследования, используются разные типы оценок, начиная с общих – положительной или отрицательной, которые даются «по совокупности признаков», т. е. отражают соответствие / несоответствие идеальному образцу, выражаются с помощью прилагательных или наречий с оценочным значением: плохой – хороший, плохо – хорошо.
Оценка – это не только познание, осмысление, оценивание действительности, но и отношение субъекта к результатам познания. Журналист оказывает влияние на формирование аксиологических представлений массовой аудитории. Корпус оценочных средств в языке велик и разнообразен, так как оценка лиц, предметов, качеств, событий, осуществляемая субъектом, сопровождает процесс познания, проникает во все языковые слои и отражается средствами всех языковых уровней. Благодаря использованию разнообразных методов и средств выражения оценки, СМИ имеют возможность сформировать отношение людей к различным фактам общественной жизни, отчасти корректировать общественное мнение.
Актуальность исследования обусловлена значимостью изучения средств выражения отрицательной оценочности в журналистских текстах, которые реализуются в различных коммуникативных сценариях. Владение алгоритмами трансляции оценки является одним из ключевых профессиональных требований, предъявляемых к журналисту, поскольку оценочность – одна из важнейших функциональных семантико-стилистических категорий, с помощью которой автор выражает свое отношение к различным процессам, происходящим в обществе, определяя степень их ценности.
Новизна работы заключается в выявлении основных видов коммуникативных сценариев выражения отрицательной оценочности в арт-журналистике.
Апробация исследования. Основные результаты магистерского исследования были представлены на научно-практической конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (9 – 11 марта 2016 г., Санкт-Петербург) и отражены в четырех научных публикациях.
Объект исследования – журналистский арт-текст с доминирующей оценочной интенциональностью, посвященный произведениям искусства.
Предмет – специфические речевые средства и текстовые формы актуализации речевой репрезентации коммуникативных сценариев, нацеленных на выражение отрицательной оценки произведений искусства в журналистских текстах.
Цель – выявление средств, используемых для актуализации определенных коммуникативных сценариев при трансляции отрицательной оценки произведений искусства в журналистских текстах.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи.
1. Создать терминологическую базу исследования
2. Установить формы и средства выражения отрицательной оценочности
3. Дать определение коммуникативного сценария по отношению к журналистским текстам
4. Описать основные виды коммуникативных сценариев;
5. Проанализировать коммуникативные сценарии выражения отрицательной оценочности в арт-журналистике.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе дается подробное описание оценочности как языковой категории в современной лингвистике и журналистике, актуализируются разные типы оценок, выявляются формы и средства выражения оценочной интенциональности медиатекста, анализируется влияние коммуникативного сценария на речевую репрезентацию отрицательной оценки в журналистском арт-медиатексте. Вторая глава посвящена коммуникативному сценарию рецензии и речевой форме выражения отрицательной эстетической оценки.
Эмпирическая база исследования: рецензии на произведения искусства, представленные в периодических изданиях Санкт-Петербурга, таких как «Деловой Петербург», «Санкт-Петербургские ведомости», специализированного журнала «PRO Танец», а также тексты о русской литературе, опубликованные в политологическом журнале Foreign Policy за 2013 – 2016 гг.
Теоретическая база представлена исследованиями логического аспекта оценки – работы А. А. Ивина, H. Д. Арутюновой; семантического – Е. М. Вольф; прагматического – Ю. Д. Апресяна; функционально-семантического – Т. В. Маркеловой; функционально-стилистического – В. Н. Телии, И. В. Арнольд, В. И. Шаховского; национально-культурного – А. Вежбицкой, Ю. Д. Апресяна и др. К исследованиям, посвященным журналистскому арт-дискурсу, относятся работы Л. Р. Дускаевой и Н. С. Цветовой. Работы по сценарной основе речевого общения принадлежат В. И. Шляхову, а коммуникативным стратегиям и тактикам русской речи – О. С. Иссерс.
В процессе работы будут использованы такие научные методы, как интенционально-стилистическое описание смысловой структуры и речевой формы медийного текста, метод аксиологического исследования категории оценочности, методы лексического, семантического, контекстного и лингвостилистического анализа, выборочный метод, лингвистический анализ, сравнительно-сопоставительный метод.
Положения, выносимые на защиту:
1. Оценочность – институциональное качество медиатекста, создаваемое одной из базовых функций журналистики, нацеленной на формирование определенного отношения массовой аудитории к тем или иным значимым событиям или фактам, явлениям окружающей действительности.
2. С семантической точки зрения, в основе любой оценки лежит отличие хорошего от плохого. Вопрос о том, как отличить плохие сообщения от хороших, или, иными словами, что такое «хорошо» и что такое «плохо», сложен, поскольку понятие хорошего и плохого не абсолютны, и в разных ситуациях общения возможны совершенно противоположные оценки одних и тех же событий коммуникантами.
3. Понятие коммуникативного сценария применяется прежде всего к диалогическому взаимодействию. Общение, в том числе оценочное, организуется по коммуникативным сценариям. Повторение сценариев, речевых схем, стереотипов, паттернов (образцов) оптимизирует коммуникацию.
4. Степень негативной оценки может быть разной: слабая негативная оценка реализуется в коммуникативных сценариях просьбы, убеждения, уговора и др.; средняя негативная оценка – коммуникативных сценариях замечания, предложения, совета, инструкции и т. д.; сильная негативная оценка – в коммуникативных сценариях угрозы, приказа, требования, запрета и т.п.
5. Речевое выражение категории оценочности в современном медиатексте зависит от дискурсивной принадлежности произведения, речевой концепции издания, индивидуальности автора и авторских установок (интенций). Доминантное влияние зависит от гиперинтенциональности журналистского дискурса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В магистерской диссертации исследованы коммуникативные сценарии выражения отрицательной оценки в арт-журналистике, которые нашли наиболее яркое воплощение не только в петербургской, но и зарубежной прессе. Под коммуникативным сценарием мы, вслед за Л. Р. Дускаевой, понимаем речевую последовательность коммуникативных действий, создание которых определяется интенциональностью, которая представляет собой совокупность референтных, модальных и коммуникативных интенций. Так, в арт-журналистике нами были рассмотрены наиболее ярко проявляющиеся в этом типе дискурса оценочные коммуникативные действия – объяснение оценки или подтверждение истинности оценочного тезиса.
С помощью коммуникативного действия объяснения оценки журналист информирует о значимости или незначимости оцениваемого события. Посредством различных типов оценок автор устанавливает ценностное содержание описываемого события культурной жизни. Коммуникативное действие объяснения оценки включает в себя коммуникативные шаги, с помощью которых поэтапно описывается то или иное оцениваемое событие.
В коммуникативном действии подтверждения истинности оценки выявляются определенные свойства, которые характеризуют состояние общества. Отрицательно-оценочная рамка формируется с помощью различных языковых средств, представленных на всех уровнях языка – лексическом, морфологическом, синтаксическом, словообразовательном.
Было выявлено, что на лексическом уровне в арт-журналистике обнаруживается три класса единиц, реализующих оценочность в контексте (функциональном, коннотативном и прагматическом).
На морфологическом уровне представлено меньшее количество средств выражения экспрессивно-эмоциональных оценок.
На фонетическом уровне наибольшее воплощение оценочности проявляется в эмфатическом ударении и интонации.
На морфемном уровне оценочный компонент обнаруживается в семантической структуре корневой морфемы и эмоционально-оценочных суффиксах.
Оценочность присутствует и в словах, выполняющих указательные функции, т. е. у местоимений.
Так, оценочность является основным стилеобразующим фактором публицистических материалов.
Проанализировав около 50 текстов, мы проследили динамику развертывания отрицательной оценки и установили:
1. Оценочность является неизбежным элементом любого журналистского произведения и играет значительную роль в познании и осмыслении журналистом окружающей действительности. Культура выражения оценки автором публицистического текста – существенная часть профессиональной культуры журналиста.
2. Любое сообщение всегда неполно, даже если сообщение истинно. Коммуникант описывает не событие как таковое, а его психический образ. При этом нередко сообщение несет в себе элементы оценочности, которые вводятся уже самим подбором сообщаемых фактов.
3. Слово или сообщение обладает оценочным компонентом значения, если оно выражает положительное или отрицательное суждение о том, что оно называет, т.е. одобрение или неодобрение.
4. По современным представлениям массовая коммуникация является двусторонней, аудитория имеет возможности влиять на журналиста, и взаимодействие журналиста с аудиторией представляет собой своеобразный диалог.
5. Упрек как субчасть коммуникативного сценария оказался наиболее часто встречающимся при выражении отрицательной оценки в балетных спектаклях в современной петербургской прессе. Представленный в журналистских публикациях упрек представляет собой комплексный коммуникативный сценарий. Как правило, он включает в свой состав побудительный коммуникативный сценарий (просьбу или убеждение) и информативный (объяснение).
6. Упрек в газетных текстах почти всегда смягчен или отчасти замаскирован иронией.
7. Языковое воплощение упрека включает в свой состав, во-первых, конструкции, выражающие прямо или косвенно побудительные интенции; во-вторых, аргументированное сообщение, обосновывающее побуждение.
8. Понятие коммуникативного сценария применяется прежде всего к диалогическому взаимодействию. Коммуникативные сценарии могут рассматриваться в отношении газетного текста только в том случае, если считать массовую коммуникацию диалогом, в котором оба коммуниканта (автор и читатель) взаимодействуют друг с другом.
8. Отрицательная оценка балетных спектаклей в рассмотренной прессе Санкт-Петербурга представлена реже, чем положительная. Все тексты, которые содержат отрицательную оценку балетных спектаклей, опубликованы в газете «Деловой Петербург». Это оказалось наиболее критично настроенное по отношению к балету городское издание. «Санкт-Петербургские ведомости» размещают тексты про балетные спектакли либо с положительной оценкой, либо чисто информационные, нейтральные.
Выделенное положение, свидетельствующее о том, что речевое выражение категории оценочности в современном медиатексте зависит от дискурсивной принадлежности произведения, речевой концепции издания, индивидуальности автора и авторских установок (интенций), находит свое отражение в рассмотренной отечественной и зарубежной прессе. Так, в специализированном журнале «Pro Танец» мы обнаруживается наиболее богатая палитра языковых средств выражения оценки, а в политологическом журнале Foreign Policy наблюдается переформатирование арт-дискурса под влиянием эпохальных пропагандистских задач, ключевой из которых является установка на создание негативного образа современной России.
Полагаем, что все сделанные наблюдения могут быть полезны как опыт для поиска и воплощения в журналистском творчестве таких коммуникативных сценариев, которые приводят к гармонизации, солидаризации и взаимопониманию.



1. Антонова Л. Г. Медиатексты в современной массовой коммуникации // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 – Том I (Гуманитарные науки).
2. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика : Синоним. средства яз / АН СССР. Науч. совет по комплексной проблеме «Кибернетика». – Москва : Наука, 1974.
3. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сборник статей / Науч. Редактор П. Е. Бухаркин. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.
4. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.
5. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов : [Около 7000 терминов]. – Москва : Сов. энциклопедия, 1966.
6. Бабенко Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. – Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1989.
7. Блох М. Я. Теоретические основы грамматики : Учеб. для студентов ин-тов и фак. иностр. яз / М.Я. Блох. – 2-е изд., испр. – М : Высш. шк., 2000.
8. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М. ; СПб : Сов. энцикл. Фонд "Ленингр. галерея", 1993.
9. Бочкарев А. Е. Семантический словарь / А.Е. Бочкарев. – Н.Новгород : ДЕКОМ, 2003.
10. Брандес М. П. Стилистический анализ : (На материале нем. яз.). – Москва : Высш. школа, 1971.
11. Вежбицкая А., Язык. Культура. Познание : [Пер. с англ.] / Анна Вежбицкая; Отв. ред. и сост. М.А. Кронгауз Вступ. ст. Е.В. Падучевой. – М : Рус. слов., 1996. – 411 с.
12. Виноградов В. В. О теории художественной речи. – М., 1971.
13. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. Издание 2-е. – М., 1972; Издание 3-е, исправ. – М., 1986.
14. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки / Вступ. ст. Н. Д. Арутюновой, И. И. Челышевой. Изд. 4-ое. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
15. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин; отв. ред. чл.-кор. АН СССР Г.В. Степанов. – Изд. 7-е. - Москва : URSS Книжный дом "Либроком", 2009.
16. Головня М. В. Средства выражения оценки в поэтическом языке А. Т. Твардовского : дис. … канд. филол. наук. М., 2010.
17. Голотвина Н. В. Средства выражения оценки в старофранцузском эпосе : дис. … канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 1999.
... Всего источников – 115.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ