Введение 3
Глава I. Проблема кризиса христианства в постмодернистской философии 14
1. Общая характеристика постмодернистской философии 14
2. Ключевые концепции постмодернистской философии 21
3. Критика христианской теологии в проекте деконструкции Жака Деррида 32
4. Проблема социально-политического статуса христианства в концепции номадологии Жиля Делеза. 44
Глава II. Проблема кризиса христианства в постмодернистской теологии 55
1. Общая характеристика постмодернистской теологии 55
2. Постмодернистская теология в контексте эволюции идей протестантского теологического модернизма 61
3. Проблема кризиса христианской теологии в деконструктивистском «а/теологическом» проекте 72
4. Постмодернистская теология о секуляризации и «постхристианской религиозности» 82
Список литературы 97
В настоящей работе рассматривается комплекс религиозно-философских идей постмодернизма, посвященных проблеме кризиса христианства и переосмыслению его места и роли в социокультурных условиях периода второй половины ХХ века. Актуальность данного исследования обусловлена востребованностью изучения современных религиозных процессов, динамики эволюции религиозных идей в современном мире, модернизации и обновления традиционной христианской теологии в связи с появлением новых философских концепций. Кроме того в данной работе затрагиваются злободневные проблемы кризиса классического идеализма и метафизики в философии конца XIX-XX века, а также возникновение и развитие феномена постметафизической теологии под влиянием континентальной философской традиции.
Научная новизна данного исследования заключается в изучении постмодернистской теологии как течения, малоизвестного в отечественной историографии. Кроме того в работе представлен систематический анализ общих концепций постмодернистской философии с выделением в них религиозно-философской проблематики.
Объектом настоящей работы является философское и теологическое направление в рамках постмодернизма как ведущего интеллектуального течения второй половины ХХ века, возникшего в 1970-е годы.
Предметом изучения является проблема кризиса христианства, осмысляемая в рамках постмодернистской философии и теологии. Отметим, что предмет настоящего исследования может быть определен как многоаспектная проблема, поэтому возникает необходимость артикулировать ее составные элементы.
К ключевым аспектам проблемы кризиса христианства относятся, во-первых, потеря теоретических оснований традиционной христианской теологии вследствие кризиса метафизики и возрастания роли научной картины мира, во-вторых, изменение социально-политического положения христианства в условиях секуляризации. Таким образом, настоящее исследование претендует на систематический подход, в рамках которого, на наш взгляд, возможно целостное рассмотрение поставленной проблемы с учетом ее многоаспектности.
Цель данного исследования заключается в анализе проблемы кризиса христианства, осмысляемой в рамках постмодернистской философии и теологии. Постановка цели предполагает выполнение следующих задач:
1. дать общую характеристику постмодернизма и краткий обзор ключевых концептов постмодернистской философии;
2. рассмотреть содержание критики оснований христианской теологии в рамках постмодернистского проекта деконструкции Жака Деррида;
3. изучить концепцию номадологии Жиля Делеза на предмет проблемы социально-политического статуса христианства;
4. дать общую характеристику постмодернистской теологии с приведением кратких сведений о ее представителях;
5. определить степень влияния некоторых протестантских теологов ХХ века на формирование взглядов представителей постмодернистской теологии («а/теологии»);
6. проанализировать применение стратегии деконструкции к решению проблемы кризиса христианской теологии в рамках деконструктивистского «а/теологического» проекта;
7. исследовать идеи постмодернистской теологии относительно «постхристианской религиозности» и проблемы кризиса социально-политического статуса христианства в условиях секуляризации.
Источниковая база определяется в соответствии с тематикой и структурой данной работы. Дифференцированный подход к анализу материалов позволяет сгруппировать источники следующим образом.
К первой группе материалов могут быть отнесены сочинения теоретиков постмодернистской философии, в том числе переведенные на русский язык труды французских мыслителей, относящихся к постмодернистскому направлению: Ролана Барта, Жана Бодрийяра, Жиля Делеза в соавторстве с психоаналитиком Феликсом Гваттари, Жака Деррида, Жана Франсуа Лиотара, Мишеля Фуко. Данная группа источников используется при написании первой главы настоящей диссертации.
Вторую группу материалов составляют англоязычные сочинения представителей постмодернистской теологической школы, в особенности современных американских теологов Карла Рашке и Марка Тейлора, а также Томаса Альтицера, Макса Майерса, Чарльза Уинквиста и Роберта Шарлеманна.
В связи с включением объекта исследования в контекст истории теологических и философских идей, непосредственно повлиявших на формирование рассматриваемой области, предлагается формирование двух групп дополнительных источников. Таким образом, третья группа материалов выделяется в связи с обращением постмодернистских авторов к некоторым их предшественникам в истории философии. Сюда входят русскоязычные переводы трудов известных мыслителей XVIII-XX века, таких, как Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Иммануил Кант, Серен Кьеркегор, Фридрих Ницше, Чарльз Пирс, Готлоб Фреге, Мартин Хайдеггер.
В четвертую группу источников включены работы представителей разных теологических движений ХХ века, в том числе, во-первых, переведенные труды немецких протестантских богословов первой половины ХХ века Карла Барта, Дитриха Бонхеффера, Рудольфа Бультмана и Пауля Тиллиха. Во-вторых, к этой же группе относятся русскоязычные переводы сочинений некоторых представителей англо-американской теологии 1960-х годов: Томаса Альтицера, Джанни Ваттимо, Джона Капуто, Харви Кокса, Джона Робинсона.
Методология данного исследования базируется на контент-анализе указанных письменных источников, относимых к области постмодернистской философии и теологии. Относительно первых двух групп источников мы придерживаемся принципа «пристального» или «медленного» чтения, то есть последовательного изучения содержимого материала. Кроме того в некоторых случаях, особенно при использовании третьей и четвертой группы источников, используется набор методов цифровых гуманитарных наук, в частности поиск по ключевым словам, применение гиперссылок, использование разных областей навигации по страницам и т.д.
Структура настоящей работы представляет собой две главы, объединенные общей проблематикой рассматриваемых областей постмодернизма. Первая глава посвящена анализу проблемы кризиса христианства в постмодернистской философии. В первых двух параграфах дается общая характеристика постмодернизма и приводится краткий обзор основных концептов постмодернистской философии. В заключительных параграфах этой главы рассматривается религиозная проблематика постмодернистской философии, связанная с критикой оснований христианской теологии в проекте деконструкции Ж. Деррида и осмыслением социально-политического положения христианства в «обществе постмодерна» в рамках концепции номадологии Ж. Делеза. Во второй главе предлагается рассмотрение идей постмодернистской теологии, посвященных проблеме кризиса христианства. Первый параграф содержит общие сведения о постмодернистском теологическом движении и его основных представителях. Во втором параграфе постмодернистская теология рассматривается в контексте эволюции идей протестантских теологических движений ХХ века. В заключительных параграфах второй главы предлагается анализ применения постмодернистских концептуальных идей деконструкции и номадологии к решению проблемы кризиса христианства.
Обращаясь к вопросу о степени изученности рассматриваемой проблематики, можно обозначить исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященных постмодернизму, в частности философскому и теологическому направлению. Исследовательский арсенал, используемый нами в ходе работы, также можно разделить на две группы, соответствующие двум направлениям, рассматриваемым в качестве объекта данного исследования. В первую группу включены историко-философские исследования, посвященные неклассической философии в целом и постмодернизму в частности. Сюда включаются русскоязычные работы Н.С. Автономовой, В.А. Бачинина, Д.Э. Гаспарян, И.П. Ильина, В.Ю. Кузнецова, С.М. Малкиной, Н.Б. Маньковской, Л.А. Марковой, В.В. Миронова, С.В. Никоненко, М.Р. Торбург, Д.С. Хаустова. Кроме того мы опираемся на зарубежные исследования, в том числе русские переводы книг «Истоки постмодерна» П. Андерсона, «Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна» французских исследователей Ж. Брикмона и А. Сокала и «Современная французская философия» историка философии В. Декомба. Также мы уделяем внимание двум англоязычным исследовательским работам, посвященным религиозной проблематике постмодернизма, а именно книгам «Негативная теология и современная французская философия» А. Брэдли и «Деррида и негативная теология» Г. Коварда и Т. Фошэя, а также статье упомянутого А. Брэдли, посвященной философии религии Ж. Деррида. Помимо указанных научных работ в эту группу можно включить энциклопедию «Постмодернизм» белорусских исследователей А.А. Грицанова и М.А. Можейко, представляющий для нас главный интерес в связи со спецификой методологического подхода, используемого нами в данной работе.
Во вторую группу объединены исследования по западно-христианской теологии ХХ века. Сюда включены научные статьи отечественных исследователей Г.Е. Бокова, А.М. Гагинского, С.А. Коначевой, Л.А. Марковой, Е.А. Степановой, Т.А. Щипковой. Рассматриваемой теме также посвящены систематические исследования отечественных и зарубежных авторов Л.Н. Бровко, В.И. Гараджи, С. Гренца и Р. Олсона, Й. Громадки, В.В. Добренькова, Ф. Реати, Н.С. Юлиной. Отметим, что движение постмодернистской теологии рассматривается в качестве объекта исследования в статьях С.С. Пименова, Ю.Р. Селиванова, А.М. Сидорова. В некоторых исследованиях, указанных выше, приводится краткое упоминание о рассматриваемой теологической школе. Наиболее систематические исследования постмодернистской теологии представлены на английском языке и принадлежат перу современных зарубежных авторов, среди которых К. Ванхузер, Р. Григг, Д. Гриффин в соавторстве с У. Бердсли и Дж. Холландом, К. Крокет, Дж. Макуарри, Р. Миченер, А. Нуэн, Дж. Роббинс, Г. Уорд. Учитывая, что некоторые из приведенных фигур сами являются теоретиками современной теологии, мы используем только те работы, в которых данные авторы выступают с позиции более или менее беспристрастных исследователей.
Аппробация работы. Выводы диссертации были озвучены в докладе на тему «Проблема кризиса христианства в постмодернистской теологии» на III студенческих Маторинских чтениях в Санкт-Петербургском государственном университете (20-21 апреля 2018 г.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие религиозно-философских идей постмодернистского интеллектуального течения происходило в русле философских и мировоззренческих установок постмодернизма, главным образом связанных с критикой западноевропейской культурной традиции и ее конститутивных элементов, в частности принципов рациональности, метафизических понятий, представлений об эпистемологической уверенности субъекта, линейном детерминизме в истории, вертикально-ориентированной иерархичной структуре бытия и т.д.
2. Критика христианской теологии в системе взглядов постмодернистского философа Жака Деррида осуществляется в русле феноменологии и семиотики, исходя из его представлений о бытии как текстуальной системе. Теологический язык христианства объявляется нерелевантным в связи с его акустическим указанием на внетекстуальные, внеязыковые трансцендентные феномены.
3. Представителями постмодернистского теологического движения предпринимается попытка применить интерпретативную стратегию деконструкции (то есть «разборки» и «сборки» теологических понятий) для поиска «постхристианского языка». В ходе этой программы происходит переосмысление христианских символов в русле постмодернистской семиотики, осуществляется перенос метафизического понятия «Бог» в область текстуальной реальности, в связи с чем, пантекстуализм интерпретируется как пантеизм. В результате этой программы провозглашается «смерть» традиционной христианской теологии и предлагается актуализация альтернативного проекта «а/теологии», в рамках которого теологический дискурс осмысляется в качестве «языковой игры» с учетом отказа от бинарной оппозиции «религия – атеизм».
4. В рамках концепции номадологии постмодернистского философа Жиля Делеза осуществляется критика общественно-политического статуса христианства как социального института, включенного в систему государственных структур. Решение проблемы кризиса христианства, с этой точки зрения, заключается в актуализации «подлинной» «номадической» природы христианской религии, то есть ее осмыслении в качестве «ризоморфной» деструктурированной семиотической системы, трансформации христианского учения в сторону атеистического мировоззрения и разделения религии и государства.
5. В контексте постмодернистской теологии секуляризация понимается как трансгрессивный процесс эволюции религии, переходный этап от институциональной формы христианства к открытию его «номадического» семиотического потенциала, установлению «эпохи» «постхристианской религиозности», ориентированной на саморегуляцию религиозных знаков в пространстве «сетевой культурной системы».
В представленном диссертационном исследовании была предпринята попытка проанализировать идеи постмодернистского интеллектуального течения по проблеме кризиса христианства (глава I) и вариантов ее решения, предлагаемые постмодернистской «а/теологией» (глава II). С этой целью, во-первых, представлена общая характеристика постмодернизма как одного из ведущих интеллектуальных течений второй половины ХХ века, выступившего с критикой западноевропейской культурной традиции. Во-вторых, был выделен вопрос о критике западно-христианской теологии в контексте кризиса классического идеализма и метафизики в новоевропейской философии. В-третьих, была артикулирована проблема социально-политической роли христианства в условиях набирающего динамику процесса секуляризации в этот исторический период. В-четвертых, была показана эволюция протестантской мысли XX века. В-пятых, были выявлены особенности постмодернистской теологии, появление которой было определено в значительной степени проектом деконструкции Ж. Деррида, а также радикальным теологическим модернизмом (теология «смерти Бога»). Наконец, в-шестых, было проанализировано понимание секуляризации и «постхристианской религиозности» в «а/теологическом» проекте.
В результате изучения источников удалось сконструировать следующую теоретическую картину. Проблема кризиса христианства в постмодернистской философии и теологии осмысляется в общем русле постмодернистской мысли, исходными установками которого являются: во-первых, недоверие к принципам рационализма, во-вторых, констатация лингвистической замкнутости культуры и ее семиотической нагрузки; в-третьих, отказ от топологических и регулятивных принципов структуры, иерархии, центра, периферии, верха и низа в пользу неопределенности.
Первый аспект рассматриваемой проблематики, а именно критика традиционной христианской теологии в постмодернистской философской мысли, связан с негативным настроем постмодернизма в отношении западноевропейской культурной традиции и ее конститутивных элементов, в особенности христианской теологии. Исходя из лингвистической и семиотической замкнутости критической программы Жака Деррида, христианская теология в его концептуальной системе помещается в контекст пантекстуалистской или панъязыковой установки и объявляется нерелевантным акустическим актом, стремящимся к указанию на Бога как внеязыковое метафизическое «трансцендентальное означаемое».
Претендуя на решение проблемы кризиса христианской теологии, представители деконструктивистского теологического проекта («a/теологии»), с одной стороны, применяют интерпретативную стратегию деконструкции к переосмыслению христианских символов, вследствие чего понятие Бога отождествляется с постмодернистским концептом текста, тем самым лишаясь метафизического статуса. С другой стороны, в рамках постмодернистской теологии объявляется о «смерти» традиционной христианской теологической системы в связи с утратой метафизической легитимности догматического языка. В качестве альтернативной теологической программы, более подходящей в условиях «общества постмодерна», предлагается использование «постхристианского языка», то есть вынесение предмета теологии за рамки церковной догматики и актуализация «приватизированного» теологического мышления в форме «языковой игры» в дискурсивном пространстве при условии отказа от бинарной оппозиции понятий «религия» и «атеизм».
Что касается второго аспекта рассматриваемой проблематики, а именно вопроса о роли и месте христианства в современном обществе, то в данном случае постмодернистская философия критикует его социально-политический статус как общественного института, встроенного в систему государственных структур. Исходя из программы философской концепции номадологии Жиля Делеза, соединенной с его леворадикальными политическими взглядами, предлагается, с одной стороны, трансформация традиционного статуса христианства в соответствии с «номадической» моделью, ориентированной на децентрализацию любых структур. С другой стороны, христианство интерпретируется как «ризоморфная» неупорядоченная семиотическая система и противопоставляется принципу государственной структуризации, при этом подразумевается разделение государства и религии, что в классической социологической теории обозначается термином «секуляризация». В рамках постмодернистской теологии секуляризация понимается как необходимый переходный этап от «устаревшей» институциональной формы христианства к семиотической его репрезентации, которая именуется «постхристианской религиозностью». Теоретики постмодернистской теологии предлагают избегать дихотомии «религиозного» и «секулярного», обозначая секуляризацию как трансгрессивный религиозный процесс.
Итогом настоящего диссертационного исследования является демонстрация трансформации религиозных учений в современном мире, свидетельствующей о непрекращающемся влиянии процессов секуляризации, на примере постмодернистской теологии. В работе было показано, что деконструктивистский «a/теологический» проект является, с одной стороны, следствием развития идей протестантского теологического модернизма второй половины ХХ века. С другой стороны, он возник под влиянием отдельных критических концепций континентальной философии ХХ века, в особенности – проекта деконструкции Жака Деррида, как программы радикального переосмысления как христианской теологии и метафизики, так и социально-политической роли христианства в современном мире. Ключевым выводом в работе стало обнаружение особенностей постмодернистской теологии как аутентичного религиозно-философского течения, ориентированного на отказ от традиционного христианского вероучения («смерть теологии»), символическую интерпретацию последнего и провозглашение «приватизации» религиозного мышления.
Постмодернистское движение возникло не так давно и продолжает существовать в ХХI веке, и в последнее десятилетие наметилась тенденция к решительному пересмотру постмодернистских концепций. В свежих публикациях представителей «а/теологического» проекта обозначился поворот в сторону интереса к политической теологии, к проблемам глобализма, религиозного и культурного плюрализма. Для теоретиков современной теологии остаются актуальными вопросы о судьбе христианского вероучения в условиях стремительных социально-политических изменений в современном мире.
Источники
1. Альтицер Т. Смерть Бога. Евангелие христианского атеизма. М.: Канон + «РООИ Реабилитация», 2010.
2. Аристотель. Метафизика. М.: Эксмо, 2015.
3. Барт К. Очерк догматики. СПб.: Алетейя, 1997.
4. Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2014.
5. Барт Р. Нулевая степень письма. М.: Академический проект, 2008.
6. Барт Р. Смерть автора // Ролан Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 384-391.
7. Барт Р. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По // Ролан Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 424-462.
8. Барт Р. S/Z. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
9. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000.
10. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Академический проект, 2007.
11. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Республика, Культурная революция, 2006.
12. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: РИПОЛ классик, 2017.
13. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001.
14. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000.
15. Бодрийяр Ж. Фатальные стратегии. М.: РИПОЛ классик, 2017.
16. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994.
17. Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия // Рудольф Бультман. Избранное: Вера и понимание. М.: РОССПЭН, 2004. С. 7-42.
18. Бультман Р. Современная интерпретация Библии и экзистенциалистская философия // Рудольф Бультман. Избранное: Вера и понимание. М.: РОССПЭН, 2004. С.228-235.
... Всего источников – 140.