Введение 3
Глава 1. Теоретические основы природно-ориентированного туризма 5
1.1. Анализ определений понятия природно-ориентированного туризма 5
1.2. Уникальность природно-ориентированного туризма и перспективы его развития в Российской Федерации 8
1.3. Этапы формирования регионального туристского продукта природно-ориентированного типа 13
1.4. Методика оценки туристско-рекреационного потенциала территории для развития природно-ориентированного туризма 15
Глава 2. Условия развития природно-ориентированного туризма в Забайкальском крае 20
2.1. Роль природно-ориентированного туризма в диверсификации регионального туристского продукта Забайкальского края 20
2.2. Ландшафтная основа развития природно-ориентированного туризма в регионе 25
2.3. Анализ спроса и предложения на рынке природно-ориентированного туризма региона 30
2.4. Оценка туристско-рекреационного потенциала региона для развития природно-ориентированного туризма 33
Глава 3. Разработка регионального природно-ориентированного туристского продукта 49
3.1. Общая характеристика туристского продукта 49
3.2. Оценка экономической эффективности 61
3.3. Мероприятия по продвижению туристского продукта 67
Заключение 68
Список использованной литературы 69
Приложения 73
В настоящее время в России принимаются значительные меры по развитию туризма как отрасли экономики. Реализация намеченных планов создаст необходимые условия для лучшего сохранения и частичного возрождения объектов культурного и природного наследия, увеличения объёма внутреннего и въездного туризма, улучшения качества подготовки специалистов в сфере туризма, повышения уровня обслуживания, увеличения объёма и разнообразия рекреационных и туристических услуг.
Рассматриваемая мною тема очень актуальна в наши дни, так как в условиях растущей урбанизации потребность человека в контакте с природой становится всё более заметной. Природные ландшафты, ещё несколько десятков лет назад являвшиеся чем-то повседневным для большинства людей, в наше время представляют собой ценность для удовлетворения рекреационных потребностей общества. Согласно данным Всемирной туристской организации UNWTO, в XXI в. именно природно-ориентированный туризм приобрел устойчивую популярность и стал важным фактором создания рабочих мест и развития многих регионов мира
Природный потенциал Забайкальского края является, вероятно, подходящим для развития данного типа туризма на его территории – по количеству особо охраняемых природных территорий федерального значения Забайкальский край занимает третье место в Сибири, уступая лишь Красноярскому краю и Республике Бурятия. Даурский заповедник, находящийся на территории края, является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Ландшафты Даурии», который включает в себя российскую и монгольскую часть Даурской степи.
Объект исследования – природно-ориентированный турпродукт Забайкальского края.
Предмет исследования – условия и факторы, способствующие развитию природно-ориентированного туризма.
Цель исследования – создание уникального природно-ориентированного туристского продукта на основе исследования туристско-рекреационного пространства Забайкальского края.
Сформулированная цель предполагает необходимость постановки и решения следующих задач:
1. На основе анализа существующих научных представлений уточнить понятие «природно-ориентированный туризм», определить его уникальность.
2. Проанализировать особенности изучения и оценки потенциала развития природно-ориентированного туризма.
3. Разработать новую методологию оценки потенциала территории для развития природно-ориентированного туризма
4. Оценить ресурсный потенциал природно-ориентированного туризма на территории Забайкальского края.
5. Провести оценку действующего спроса и предложения на природно-ориентированные туры Забайкальского края.
6. Создать новый туристский продукт природно-ориентированного типа.
7. Провести экономическую оценку эффективности от внедрения природно-ориентированного туристского продукта.
Методологической основой исследования явились отечественные и зарубежные труды в области рекреационной географии и туризма, а также нормативно-правовые акты, данные конференции UNWTO, и данные официальной статистики.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в целях развития туризма, в частности природно-ориентированного, на территории Забайкальского края, а также внедрения разработанного туристского продукта для реализации туристскими предприятиями.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава включает в себя теоретические основы природно-ориентированного туризма. Во второй главе рассмотрены условия и перспективы развития природно-ориентированного туризма на территории Забайкальского края. Третья глава состоит из нового туристского продукта, его калькуляции, а также оценки мер дальнейшего продвижения.
Тематика данной выпускной квалификационной работы посвящена одному из наиболее динамично развивающихся направлений в туризме – природно-ориентированному туризму, а также перспективам его развития на территории Забайкальского края.
В теоретической части раскрыто понятие «природно-ориентированный туризм», обозначена его уникальность; дана характеристика современных тенденций развития данного вида туризма в России и мире; произведён анализ существующих методик исследования туристско-рекреационного потенциала территории для развития природно-ориентированного туризма с последующим предложением нового подхода. Также рассмотрены этапы формирования регионального туристского продукта.
В аналитической части была дана оценка состояния туристской отрасли в Забайкальском крае; исследована ландшафтная основа для развития природно-ориентированных видов туризма; проведён анализ спроса и предложения на природно-ориентированный туризм в регионе; произведена оценка туристско-рекреационного потенциала территории для развития природно-ориентированного туризма. Сделан вывод, что наиболее перспективные административные районы находятся на юге и юго-западе края.
В практической части работы был разработан новый региональный туристский продукт «Алиса в Забайкалье». За счёт своей мифологизации, данный туристской продукт может считаться уникальным. Его создание способствует формированию образа Забайкальского края как волшебной, неизведанной страны, которая готова открыть себя туристам.