Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диверсификация регионального туристского продукта как фактор конкурентоспособности регионов России (на примере Республики Коми)

Работа №127489

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

туризм

Объем работы87
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА КАК
СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 6
1.1 Диверсификация как процесс увеличения разнообразия 6
1.2 Основы диверсификации туристской деятельности 11
1.3 Пути практической реализации возможного расширения предложений
тур продуктов 17
ГЛАВА 2. РЕСПУБЛИКА КОМИ КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТУРИСТСКАЯ
ДЕСТИНАЦИЯ 24
2.1. Особенности туристской специализации Коми Республики 24
2.2. Туристские ресурсы Республики Коми и их современное
использование 30
2.3. Состояние инфраструктуры туризма в Республике Коми 38
ГЛАВА 3. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПРОДУКТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ 44
3.1. Современные турпродукты, реализуемые на территории Республики
Коми 44
3.2. Направления диверсификации турпродуктов в Республике Коми 50
3.3. Перспективы развития предложений по разнообразию туристского
регионального продукта Республики Коми 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 76


В последние десятилетия туризм в России становится всё более важной отраслью экономики. Развитие въездного и внутреннего туризма вошло в число задач Программ стратегического развития РФ до 2035 г. При этом определено, что основным направлением государственной поддержки должно стать развитие въездного и внутреннего туризма в регионах страны [3; 6]. Это вызывает необходимость развития современной туристской инфраструктуры, разнообразных форм и объектов размещения, питания и развлечения туристов. Возрастают и требования населения к уровню организации сферы отдыха, рекреации и внутреннего туризма.
Актуальность темы обусловлена современной потребностью в развитии внутреннего туризма на основе расширения географии туристских объектов и привлекательности предлагаемых турпродуктов. Развитие туристской сферы тесно связано с необходимостью совершенствовать инфраструктуру транспорта, размещения и питания туристов, в частности в ряде субъектов, отстающих в этом отношении от существующих стандартов. Повышение привлекательности сферы туризма в РФ может осуществляться посредством диверсификации размещения центров туристского развития и увеличения ассортимента предлагаемых туристских продуктов, т.е. повышения разнообразия и количества предлагаемых региональных турпродуктов. Именно диверсификация туристского регионального продукта - одна из перспективных стратегий развития туристской сферы в РФ. Особенно это касается слабо освоенного туристского пространства северных территорий России, например, территории Республики Коми.
Цель исследования - выявление роли диверсификации регионального туристского продукта как инструмента повышения эффективности развития туризма в регионах России.
Задачи исследования:
- изучение теоретических основ процесса диверсификации;
- выявление особенностей туристско-рекреационного потенциала Республики Коми;
- определение перспектив развития туризма Республики Коми путем разнообразия существующих туристских продуктов.
Объектом исследования является туризм в Республике Коми.
Предмет исследования - возможности диверсификации туристских продуктов как инструмента повышения конкурентоспособности туристской сферы на примере Республики Коми.
Методологической основой исследования являются разработки известных ученых в области стратегического менеджмента и туристского маркетинга (Ансофф И., Антонова И., Зигерн-Корн Н.В., Севастьянов Д.В., Benur A., Musyoki J., Weidenfeld А. и др.) и Постановления Правительства РФ и Республики Коми. Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы: описание, сравнение, анализ и синтез, индукция, метод декомпозиции, научной абстракции, сравнительный, социологический методы, картографический, качественный и количественный методы обработки данных, графический метод.
Научная новизна исследования заключается в определении структуры туристского регионального продукта и формировании предложений его диверсификации на примере Республики Коми как перспективного региона для развития туризма.
Практическая значимость состоит в определении направлений формирования турпродуктов, которые позволят разнообразить и развивать туризм в Республике Коми. Результаты исследования могут быть полезны для реализации туроператорам внутреннего и въездного туризма, представителям региональных и федеральных властей, общественным организациям, занимающихся развитием и популяризацией туризма в регионе.
Апробация и публикация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования апробированы на международных научно-практических конференциях, в том числе «Лицейские чтения. Шаг в будущее» и «Трансформация социально-культурной сферы в современных условиях: экономико-управленческие аспекты». По теме исследования подготовлены к публикации 3 статьи (общим объёмом 13 стр.):
1. Воробьёва, Е. В. Диверсификация туристского продукта как способ
развития туризма на региональном уровне / Е. В. Воробьёва // Лицейские чтения. Шаг в будущее: современное студенчество как творческий, научный и профессиональный потенциал России:
материалы XII Международной научн. студенческой конф. - 2020.
2. Воробьёва, Е. В. Соотношение стратегий диверсификации и
специализации туризма в управлении территорией / Е. В. Воробьёва // Трансформация социально-культурной сферы в современных условиях: материалы Международной студенческой науч.-практ.
конф. ОГИК. - 2020.
3. Воробьёва, Е. В. Диверсификация турпродуктов как фактор повышения конкурентоспособности туризма в Республике Коми / Е. В. Воробьёва // Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения. - 2020. - Т. 2. - С. 381-384.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе была рассмотрена темы диверсификации туристского регионального продукта Республики Коми.
В общем виде, диверсификация туристского продукта представляет собой инновационное разнообразие предложений субъектов туризма. Она предполагает создание и развитие новых видов турпродуктов и услуг, сочетания и изменение существующих предложений, формирование новой и / или расширение существующей структуры регионального туризма, переориентацию рынков и освоение новых технологий производства.
На уровне региона процесс диверсификации осуществляется в целях повышения эффективности, гибкости в планировании и проектировании, устойчивости и конкурентоспособности за счет создания большей взаимодополняемости, синергии и экономии масштаба.
На основе обобщения и синтеза современных исследований (Д.В. Севастьянов, Е.А. Джанджугазова, Л. Г. Кирьянова, И.М. Шарафутдинов и др.) в работе были определены основные этапы формирования конкурентного регионального продукта в контексте диверсификации [19, 20, 25, 28]. При ее реализации необходимо учитывать особенности региона, его условия, общую региональную политику, возможности по удовлетворению потребностей туристов, взаимодополняемость продуктов, угрозы, перспективы и мировую практику [75, с. 12-15].
Таким образом, применение стратегии диверсификации в условиях нестабильности, изменчивости рынка и конкуренции становится инструментом управления рисками, перераспределения ресурсов, рационального задействования туристского потенциала, позволяет регионам поддерживать свое состояние и развиваться.
Стратегические направления развития туризма в России реализуются с учетом региональных различий. Республика Коми, расположенная в северо - восточной части Европы, обладает значительным туристским потенциалом.
Регион характеризуется выгодным географическим положением, разнообразным ландшафтом и является местом проживания коми народа, обладает разнообразным природным и историко -культурным наследием.
Правительство Республики Коми утверждает туризм в качестве одной из наиболее важных для экономики отраслей [6]. В основе позиционируемой специализации туризма региона лежит экологический туризм, в то же время объем, состав и разнообразие этнических, историко -культурных, спортивных ресурсов определяют возможности развития этнического, событийного, историко-культурного, гастрономического и других видов туризма. Были рассмотрены основные позиционируемые направления и предложения соседних регионов, выявившие отсутствие дифференцированности образов регионов севера. В связи с чем в рамках проведенного нами исследования с целью диверсификации регионального турпродукта, мы пришли к выводу, что диверсифицировать можно только продуктовый набор в сегменте, в то время как видовое разнообразие туризма практически одинаково во всей северной и арктической зоне РФ.
Выявленные ресурсные возможности противопоставляются таким факторам, как доступность объектов показа и характеристики туристской инфраструктуры, которая достаточно развита лишь в ряде населенных пунктов: Сыктывкар, Усинск, Ухта, Воркута и Инта, Печора и Усть-Цильма. В рамках исследования определены основные центры притяжения туристов: Сыктывкар, села Ыб, Усть-Цильма, Усть-Вымь, Ижма, НП «Югыд ва» и Печоро-Илычский заповедник.
Для изучения основных аспектов актуального туристского предложения в Республике Коми в 2021 г. был проведен социологический опрос основных субъектов туристкой сферы, генерирующих турпоток региона, оказывающих информационную поддержку и регулирующих развитие туризма. Респонденты представляют и развивают в большей степени природно-ориентированные виды туризма (56%), остальные
направления представлены значительно меньше. Также были выделены 2 основных сегмента туристов региона.
На основе имеющегося туристского потенциала, выявленных туристских потребностей, способов их преобразования в
конкурентоспособные турпродукты была сформирована функциональная структура РТП Коми Республики и соответствующий ей ряд перспективных предложений по диверсификации с конкретными примерами программ (как новые для региона туры «Чудьный Коми край», «Коми - родина лыж», «По пути первопроходцев», разнообразие существующих направлений и др.).
Потенциал диверсификации РТП Республики Коми был изучен с помощью SWOT-анализа, на основе которого в соответствии с поставленной целью были сформулированы перспективы реализации данной стратегии:
1. Формирование конкурентоспособных турпродуктов, способных удовлетворить туристские потребности, и поддержка существующих.
2. Рост турпотока, повышение имиджа и продвижение Коми Республики на рынке туризма.
3. Развитие экономики региона (создание новых рабочих мест, развитие малого бизнеса, увеличение налоговых поступлений, повышение инвестиционной привлекательности и пр.) и смежных отраслей.
4. Поддержка традиционных форм природопользования, привлечение внимания к объектам требующим реконструкции и охраны, повышение уровня образованности, культурного самосознания, национальной идентичности, экологического просвещения и др.
Подводя итог, подчеркнем, что диверсификация регионального турпродукта Республики Коми - масштабная, долгосрочная и перспективная деятельность, в то же время существующие и разрабатываемые продукты необходимо трансформировать под меняющиеся нужды потребителей, позиционировать и дифференцировать, осуществлять комплекс маркетинговых работ в целях обеспечения устойчивости и конкурентоспособности туризма Коми края.



Нормативные правовые акты
1. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" (в ред. от 05.03.20) // Собрание законодательства РФ. - 05.05.2014. - № 18 (ч.1). - Ст. 2136.
2. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // Собрание законодательства РФ.- 2020. - №44 - Ст. 6970.
3. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» // Собрание законодательства РФ.- 2019. - №39. - Ст. 5460.
4. Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2019 года N 3120-р «Об утверждении плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года» // Собрание законодательства РФ.- 2020. - №1 (ч.11). - Ст. 112.
5. Постановление Правительства Республики Коми от 24.12.2010 N 469 "Об утверждении схемы территориального планирования Республики Коми" (в ред. от 15.01.2021) | ГАРАНТ // "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми". - 31.12.2010. - N 51(2) . - Ст. 1499.
6. Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 года N 185 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года» // Сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru. - 11.04.2019.
7. Постановление Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 года N 524 «Об утверждении Государственной программы Республики Коми «Развитие культуры и туризма»» (в ред. От 29.01.21) // Сетевое издание "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" http://www.law.rkomi.ru. - 31.10.2019.
Статистические источники
8. Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Республики Коми по итогам 2019 г.». - Сыктывкар: Мин-во экономического развития Республики Коми, 2019. - 106 с.
9. Статистический ежегодник Республики Коми. 2020: стат.сб. / Сыктывкар: Комистат, 2019. - 324 с.
Картографические издания
10. Атлас мира. - Москва: ПКО "Картография": Оникс, 2006. - 448 с.
Книги
11. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - Москва: Экономика, 1989. - 519 с.
12. Жеребцов, И.Л. Коми край: Очерки о десяти веках истории / И.Л. Жеребцов, А.Ф. Сметанин. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2003. - 365 с.
13. Лучшие практики центров коми и национальных культур Республики Ком: инф. сборник. / Сост. Низовцева М.В. - Сыктывкар: ГАУ РК «Дом дружбы народов Республики Коми», 2019. - 72 с.
14. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, В. Вонг, Д. Сондерс. - Санкт-Петербург: Диалектика, 2019. - 751 с.
15. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. - Москва: Альпина Паблишер, 2016. - 453 с.
16. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент. Создание конкурентного преимущества / А. А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд
III. - Москва: Вильямс, 2015. - 928 с.
17. Удивительная Республика Коми / Ред.-сост. Н. В. Мельникова. - Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2016. - 144с.
... Всего источников –85.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ