ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Понятие и сущность стратегического управления 6
1.2 Ключевые этапы формирования стратегии 13
1.3 Роль стратегического управления в развитии организации 18
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 23
2.1 Факторы и источники конкурентных преимуществ предприятия 23
2.2 Управление конкурентными преимуществами предприятия: стратегический подход 34
2.3Анализ конкурентных позиций предприятия: методы 42
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ АО АЛЬФА-СТРАХОВАНИЕ 48
3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Альфа-Страхование» 48
3.2 Стратегический анализ и анализ конкурентных преимуществ АО Альфа-Страхование 51
3.3 Рекомендации по совершенствованию стратегического управления конкурентными преимуществами ООО «Альфа-Страхование» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
В текущих условиях все рыночные субъекты, независимо от отраслевой принадлежности и специфики хозяйствования, сталкиваются с трудной задачей управления – успех в борьбе с конкурентами и обеспечение конкурентных преимуществ долгосрочного характера в рамках высокой динамики рыночного развития. В такой сложной и изменчивой ситуации на рынке интуитивный менеджмент, опирающийся на накопленный опыт управления не даёт возможности обеспечить должного уровня эффективности хозяйствования. В связи с этим всё большее число управленцев понимает и признаёт значимость интеграции более обоснованного подхода к управлению.
Победа в конкурентной борьбе, являющаяся закономерным итогом постоянной, а не разовой работы по реализации взвешенных и обоснованных решений, относится к ключевым стратегическим целям любой компании. Эта победа достигается за счет обеспечения конкурентоспособности, как самой компании, так и ее товаров и услуг.
В Российской Федерации наших дней наблюдается существенное повышение уровня конкуренции, что обусловливает постоянное для менеджмента организаций состояние поиска новых оригинальных идей, отвечающих современным рыночным условиям, а также непрерывную разработку рычагов повышения конкурентоспособности компании и ее продукции и инструментария, сообразного условиям конкуренции на определенном рынке.
Конкурентная среда характеризуется естественным для нее соревновательным состоянием, при котором неизбежно сталкиваются интересы компаний-товаропроизводителей, желающих максимизировать свою прибыль. Являясь основополагающей рыночной характеристикой, конкурентоспособность значительным образом воздействует на хозяйственную деятельность организации, предопределяя ее стремление к превосходству над компаниями-конкурентами, которое обеспечит им конкурентоспособность.
Реалии современного рынка характеризуются ужесточением конкуренции во всех сферах экономической деятельности, что обуславливает актуальность научных исследований и практической разработки концепций и методологий, способствующих созданию конкурентных преимуществ компании. Эффективность хозяйственной деятельности и возможность осуществления контроля рыночной ситуации остается за организациями, планомерно работающими в направлении формирования своих конкурентных преимуществ и подготовки предложений по наиболее эффективным системам управления, отвечающих намеченным целям предприятия, при существенном использовании ресурсов компании. Вследствие чего можно сделать вывод об актуальности темы, выбранной для написания квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы – выявление особенностей и направлений стратегического управления конкурентными преимуществами в современных условиях.
Для достижения поставленной цели, был определен ряд задач:
1. Установить сущность современного этапа внутрифирменного управления – стратегического управления.
2. Определить роль стратегического управления в развитии современного предприятия.
3. Выявить факторы и источники конкурентных преимуществ современных предприятий.
4. Установить методы анализа конкурентных позиций предприятий: проанализировать их преимущества и недостатки.
5. Дать организационно-экономическую характеристику ООО «Альфа-Страхование» и провести стратегический анализ компании.
6. Разработать рекомендации по совершенствованию стратегического управления конкурентными преимуществами ООО «Альфастрахование».
Объект исследования – стратегическое управление на современных предприятиях.
Предмет исследования – стратегическое управление конкурентными преимуществами современных предприятий.
Теоретической базой исследования выступают труды отечественных авторов, внесших вклад в развитие теории стратегического менеджмента: Маленков Ю.А., Фатхутдинов Р.А., Бунтовский С.Ю., Изварина Н.Ю., Миллер Н.А., а также зарубежных классиков Томпсона А.А., А.Дж. Стрикленда, М. Портера, И. Ансоффа и других. Кроме того, теоретической базой являются исследования, посвященные формированию и развитию конкурентоспособности предприятий, например, таких авторов как Агапова М.А., Аренков И.А., Егорова Л.С., Жукова М.А., Зенина Э.Е. Коршунова Г.В., Мансуров Р.Е., Спиридонова Г.В. и другие.
Методологической основой работы послужили положения экономической теории, теорий менеджмента, стратегического управления и конкуренции. Основными методологическими подходами исследования являются ситуационный, системный и аналитический подходы.
При обосновании и разработке положений ВКР автор применял следующие методы: экспертную оценку, наблюдение, сравнение, синтез, анализ отечественной и зарубежной литературы, измерение, индукция, классификация, систематизирование и некоторые другие.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, каждая из которых включает три параграфа. Кроме того, ВКР содержит введение, заключение и список использованных источников.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам стратегического управления и его актуальности в современных условиях.
Вторая глава носит аналитический характер – выявлены источники и факторы конкурентных преимуществ, методы оценки конкурентной позиции компании, а также способы повышения конкурентоспособности.
В третьей главе на основе стратегического анализа ООО «Альфа-Страхование» автор формирует рекомендации по совершенствованию стратегического управления конкурентными преимуществами компании, некоторые из которых могут быть использованы как рекомендации для страховой отрасли в целом.
Необходимость фокусирования внимания менеджмента организации на внешнем окружении обеспечивает компании возможность быстрого реагирования и своевременной адаптации к рыночным изменениям, что является ключевым тезисом и отличительной особенностью стратегического управления в отличие от оперативного управления.
Стратегическое управление - это совокупность действий и решений, которые приводят к формулированию и реализации подходов, направленных на достижение целей организации. Это непрерывный процесс, который обычно связан с попыткой обеспечить соответствие организации меняющимся условиям таким образом, чтобы это было выгодно.
Сложность и многогранность такой категории, как конкурентоспособность, объясняет отсутствие единой трактовки этого понятия, поэтому во второй главе нашего исследования уделили особое внимание анализу разных определений конкурентоспособности. В основе различных авторских подходов лежат такие характеристики, на базе которых строится сущность определений, как конкурентоспособность товаров и услуг, конкурентный потенциал, доля рынка, потребительская привлекательность, отличительные свойства и признаки объектов, размер интеллектуального капитала, прибыль и прочие.
Конкурентоспособность компании это превосходство товаров и услуг компании над аналогами в конкретных сегментах рынка в определенный момент и потенциальное преимущество, достигнутое без вреда для финансового состояния компании, в разработке, производстве и продаже товаров и услуг, способных быть конкурентоспособными в дальнейшем.
К факторам конкурентоспособности организации относятся процессы и явления хозяйственной и производственной деятельности компании, а также социальной и экономической жизни общества, оказывающие влияние на изменение абсолютной и относительной величины производственных затрат, что в дальнейшем приведет к изменению уровня конкурентоспособности организации. При этом важно понимать, что это воздействие может оказывать влияние и в сторону возрастания уровня конкурентоспособности компании, и в сторону ее снижения. Благодаря анализу факторов влияния можно осуществить выбор методологии, способов и средств использования потенциала конкурентоспособности, а достижение конкурентного преимущества на базе рассмотренных факторов зависит напрямую от отрасли и эффективности их применения.
Управление конкурентоспособностью представляет собой целенаправленное воздействие на факторы, формирующие конкурентные преимущества различных объектов. В этой связи одной из важнейших задач становится выявление факторов, влияющих на конкурентные преимущества предприятия. Эти факторы частично являются одинаковыми для всех субъектов экономических отношений, а частично определены спецификой работы той или иной отрасли, сферы бизнеса и являются максимально возможными для абстрактной организации. Для конкретного предприятия количество конкурентных преимуществ может быть любым. Чем больше конкурентных преимуществ имеет организация перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность.
Среди разнообразных методологий анализа текущего состояния и конкурентоспособности компании существуют и такие, которые дают возможность оценить ее на тактическом уровне, к ним относится ряд методов комплексной оценки финансового и хозяйственного аспекта деятельности организации. Тем не менее, пока преждевременно говорить о существовании единых унифицированных методик и стандартов оценки и анализа положения дел на предприятии, так как усилия многих ученым, организаций и консалтинговых компаний, как отечественных, так и зарубежных, сосредоточены на разработке и внедрении собственных подходов к подобной оценке.
Основными методами повышения конкурентоспособности компании являются: постоянный инновационный процесс, усовершенствование выпускаемой продукции, соответствие выпускаемой продукции государственным и мировым стандартам качества, применение материалов и сырья высочайшего качества, обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала, повышение условий труда и мотивации сотрудников, маркетинговые исследования рынка, анализ деятельности компаний-конкурентов, эффективные рекламные каналы, регистрация товарного знака.
Группа компаний «АльфаСтрахование» обладает прочными позициями на рынке и большими перспективами для позитивной динамики развития организации в будущем, что обусловлено, прежде всего, опытом успешного функционирования группы на страховом рынке Российской Федерации на протяжении многих лет, существованием у организации рычагов воздействия на отечественный рынок страхования, партнерством с надежными финансовыми организациями, наличием корпоративной базы профессиональной подготовки сотрудников компании и безупречной репутацией.
По итогам SWOT-анализа были выявлены следующие направления совершенствования деятельности компании: расширение многообразия страховых продуктов, рост продаж в регионах, диверсификация продуктовой линейки, освоение новых каналов и кросс-продажи, организация единой IT-платформы, стратегические действия, расширение филиальной сети, сохранение и увеличение клиентской базы, сохранение и привлечение высококвалифицированных кадров и др.
Автором разработаны рекомендации по совершенствованию стратегического управления конкурентными преимуществами компании: развитие компетенций персонала, повышение уровня клиентоориентированности, формирование УТП с добавленной ценностью и т.д.
1. Ансофф И. Стратегический менеджмент //СПб.: Питер. – 2009. 344 с.
2. Маленков Ю.А. Современный менеджмент: учебник / Серия «Учебник экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета». – М.: ЗАО Изд. «ЭКОНОМИКА», 2010. – 439 с.
3. Перцовский Н. И., Спиридонов И. А., Барсукова С. В. Международный маркетинг. – М. : «Высш. шк.», 2001.- 248 c.
4. Томпсон А. А. и др. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. – Юнити-Дана, 2012. – 578 с.
5. Чернов В.А. Конкурентная стратегия компании или маркетинговые методы борьбы. В.А. Чернова- Москва: Дашков и Ко, Анлейс – 2009
6. Фатхутдинов Р.А. Организация производства. Гриф МО РФ. М.: Инфра-М, 2017. С.187
7. PorterMichaelE. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. [2nd ed.] New York: Free Press, 1998. – 162p.
Монографии и статьи в периодических изданиях
8. Barney J. B., Hesterly W. S. Strategic management and competitive advantage: Concepts and cases. – Upper Saddle River, NJ : Prentice Hall, 2010.
9. Cox T. H., Blake S. Managing cultural diversity: Implications for organizational competitiveness //Academy of Management Perspectives. – 1991. – Т. 5. – №. 3.
10. Drobyazko S. et al. Innovative entrepreneurship models in the management system of enterprise competitiveness //Journal of Entrepreneurship Education. – 2019.
11. Dunning J.H. Organizational competitiveness: Building performance and learning //Competitiveness Review: An International Business Journal. – 2012. – Т. 12. – №. 2.
12. Nikitina E. A. Modern trends in the management system formation of enterprise competitiveness //Life Science Journal. – 2014. – Т. 11. – №. 7.
13. Olivier A., Diana A. and Urse R. Competitiveness as an integral indicator of enterprise efficiency / А. Olivier, A. Diana and R. Urse // Problems of management theory and practice. - 2012. - №3.
14. Perez J. R., Pablos P. O. Knowledge management and organizational competitiveness: a framework for human capital analysis //Journal of knowledge management. – 2003. – Т. 7. – №. 3.
15. Rothaermel F. T. Strategic management: concepts. – McGraw-Hill Education, 2016. – Т. 2.
16. Zelga K. The importance of competition and enterprise competitiveness //World Scientific News. – 2017. – Т. 72.
17. Абаева Н. П., Старостина Т. Г. Конкурентоспособность организации //Ульяновск: УлГТУ. – 2010. – Т. 91.
18. Агапова М.А.: Управление конкурентными преимуществами предприятия // КНЖ. 2017. №3 (20).
19. Адилова Д. А., Адилов А. Конкурентные преимущества компании как основа развития рынка //Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. – №. 45.
20. Алексеев А. Л. и др. Инновационные бизнес-модели в цифровой экономике и их конкурентные преимущества //Вопросы радиоэлектроники. – 2018. – №. 9.
21. Алексенко А. А., Лейсле Т. В. Управление конкурентоспособностью предприятия //Раздел. – 2017.
22. Аренков И. А., Салихова Я. Ю., Гаврилова М. А. Конкурентный потенциал предприятия: модель и стратегии развития //Проблемы современной экономики. – 2011. – №. 4.
23. Архипова Л.С. Конкуренция как основа экономики: концептуальные подходы к исследованию роли конку-ренции: Монография. М.: Инфра-М, 2015.
24. Белкин В.Н., Белкина Н.А., Владыкина Л.Б. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятий // Экономика региона. 2015. №1.
25. Белоусов В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы //Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – Т. 25.
26. Бунтовский С. Ю., Жилинко Е. О. Актуальные проблемы развития стратегического менеджмента в России //Научно-издательский центр «империя». – 2017.
27. Бунтовский С. Ю. Развитие стратегического менеджмента в современных условиях хозяйствования //Современная наука: опыт, проблема и перспективы развития. – 2015. №3.
28. Буторина А. А. Финансовый анализ и оценка рисков страховой компании //Отнаучных идей к стратегии бизнес-развития. – 2018.
29. Гасанбеков С. К., Зобанова М. А., Горохова А. Е. Формирование конкурентоспособности предприятия на основе ресурсного потенциала //Экономика и предпринимательство. – 2014. – №. 11-3.
30. Грибов, П.Г., Лозик, Н.Ф. Управление конкурентоспособностью организации // Интернет-журнал «Науко-ведение». 2016. Том 8. №3.
31. Депутатова Л. Н., Ворожцова К. А. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности предприятия //Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №. 3.
32. Евдокимова Н. А. Место стратегического анализа в системе управления предприятием //Наука и общество. – 2015. – №. 2.
33. Егорова Л. С., Макарычев А. А. Управление конкурентоспособностью предприятия //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. – 2008. – №. 6.
34. Егорова А. А., Васильева М. В. Оценка факторов среды страхового бизнеса в процессе разработки стратегических планов //Современные научные исследования и инновации. – 2017. – №. 2.
35. Жукова М. А., Шаламова М. М. Теоретические и методические аспекты управления конкурентными преимуществами организации //Вестник университета. – 2017. – №. 5.
36. Зенина Э.Е. Конкурентные преимущества высокого порядка и ключевые компетенции компании как основа качества продукции в современных условиях // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. №1 (13).
37. Изварина Н. Ю., Колыванова В. С. Методические аспекты применения инструментов стратегического анализа при осуществлении внешнеэкономической деятельности страховым обществом //Вестник евразийской науки. – 2017. – Т. 9. – №. 6 (43).
38. Кондратова Е. С., Крыжановская О. А. Роль стратегического менеджмента в повышении конкурентоспособности хозяйствующих субъектов //Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. – 2015.
39. Коршунова Г. В. Структурные основы конкурентоспособности //Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – №. 8.
40. Кропанева, А.С., Шкунова, А.А. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 12.
41. Магомедов Ш. Ш. Управление товарным ассортиментом и запасами: учебник для бакалавров //М.: Дашков и К. – 2016.
42. Макдоналд М., Данбар Я. Фрагмент из книги" Сегментирование рынка" //Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. – №. 4.
43. Маракулина И. В., Анфертьева Н. И. Применение методов стратегического анализа при обосновании конкурентной стратегии организации //Концепт. – 2013. – №. 8 (24).
44. Машьянова Е. Е. Анализ финансовой устойчивости в системе экономической безопасности страховых компаний //Проблемы информационной безопасности. – 2019.
45. Мансуров Р. Е. Об экономической сущности понятия «Конкурентоспособность агропромышленного предприятия» // Вестник ОрелГАУ. 2011. №3.
46. Клименко О. И., Оберемко В. В. Критерии и методы проведения комплексной оценки конкурентоспособности организации и их совершенствование //Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2013. – №. 4.
47. Миллер Н. А. Современные методы стратегического развития фирмы //Проблемы экономики и менеджмента. – 2015. – №. 3 (43).
48. Налчаджи Т. А., Маломатова Л. А. Стратегический подход к управлению промышленными предприятиями //Научный альманах. – 2015. – №. 10-1.
49. Полякова А. А. Современные методы оценки уровня конкурентоспособности //научные революции: сущность и роль в развитии. – 2017.
50. Резникова О. С. Проблемы стратегического управления //Взаимодействие науки и общества: проблемы – 2015.
51. Семко И. А., Алтухова Л. А. Направления формирования механизма обеспечения конкурентоспособности организаций //EuropeanSocialScienceJournal. – 2013. – №. 11-2.
52. Сидорова В. Н., Жукова Д. С. Инновации и эффективность: внедрение инновационного проекта в организации на примере компании" Альфастрахование" //Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2019. – №. 2.
53. Соклакова И. В. Основные подходы к управлению конкурентоспособностью организации //В сборнике: Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации Сборник докладов и материалов Национальной научно-практической конференции. – 2017.
54. Спиридонова Г. В. Международная конкурентоспособность: понятие, сущность и модели основных международных конкурентных стратегий // Всероссийский журнал научных публикаций. 2013. №1 (16).
55. Сысолятин А. В. Логистические аспекты формирования конкурентных преимуществ //Наука, техника и образование. – 2015. – №. 4 (10).
56. Таланов А. Я., Тимиргалеева Р. Р. Использование системного подхода при разработке стратегии предприятия //Актуальные проблемы экономики современной России. – 2015. – Т. 2. – №. 2.
57. Терещенко Л. В. Современные требования к внутренним и внешним коммуникациям в сфере страхования //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2019. – №. 4.
58. Фасхиев Х. А. Определение конкурентоспособности предприятия //Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – №. 4.
59. Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. – Юнити-Дана, 2012.
60. Хотинская Г.И., Беликов Д.М. Конкурентоспособность компании в ракурсе финансов: Постановка про-блемы. – М.: Электронная библиотека Гребенников. 2016.
61. Шамсиева Р. Ф. Банкротство предприятия: основные причины возникновения и пути выхода //Интерактивная наука. – 2016. – №. 10.
62. Шелудько Е.Б. Конкурентоспособность предприятия: сущность, факторы и принципы // Концепт. 2016. №6.
63. Шталь Т. В., Змеева А. А. Систематизация методов оценки международной конкурентоспособности предприятия //Бизнес Информ. – 2016. – №. 1.
Электронные ресурсы
64. URL:https://economy-ru.com/upravlenie-konkurentosposobnostyu/vspomogatelnyie-metodyi-analiza-konkurentnyih-21900.html (Дата обращения 05.12.19)
65. URL: https://www.alfastrah.ru/ - Официальный сайт ОАО «АльфаСтрахование»
66. URL: https://sbis.ru/contragents/7713056834/772501001 - СБИС
67. URL: https://www.alfastrah.ru/news/9970264/- Годовой отчет «АльфаГрупп»
68. URL:https://p-reliz.ru/companies/alfastrahovanie-oms/?page=9 - Платформа-агрегатор пресс- и пост-релизов нового поколения