СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Понятие и сущность стратегического управления 6
1.2 Ключевые этапы формирования стратегии 13
1.3 Роль стратегического управления в развитии организации 18
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 23
2.1 Факторы и источники конкурентных преимуществ предприятия 23
2.2 Управление конкурентными преимуществами предприятия: стратегический подход 34
2.3Анализ конкурентных позиций предприятия: методы 42
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ АО АЛЬФА-СТРАХОВАНИЕ 48
3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Альфа-Страхование» 48
3.2 Стратегический анализ и анализ конкурентных преимуществ АО Альфа-Страхование 51
3.3 Рекомендации по совершенствованию стратегического управления конкурентными преимуществами ООО «Альфа-Страхование» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Понятие и сущность стратегического управления 6
1.2 Ключевые этапы формирования стратегии 13
1.3 Роль стратегического управления в развитии организации 18
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 23
2.1 Факторы и источники конкурентных преимуществ предприятия 23
2.2 Управление конкурентными преимуществами предприятия: стратегический подход 34
2.3Анализ конкурентных позиций предприятия: методы 42
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ АО АЛЬФА-СТРАХОВАНИЕ 48
3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Альфа-Страхование» 48
3.2 Стратегический анализ и анализ конкурентных преимуществ АО Альфа-Страхование 51
3.3 Рекомендации по совершенствованию стратегического управления конкурентными преимуществами ООО «Альфа-Страхование» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
В текущих условиях все рыночные субъекты, независимо от отраслевой принадлежности и специфики хозяйствования, сталкиваются с трудной задачей управления – успех в борьбе с конкурентами и обеспечение конкурентных преимуществ долгосрочного характера в рамках высокой динамики рыночного развития. В такой сложной и изменчивой ситуации на рынке интуитивный менеджмент, опирающийся на накопленный опыт управления не даёт возможности обеспечить должного уровня эффективности хозяйствования. В связи с этим всё большее число управленцев понимает и признаёт значимость интеграции более обоснованного подхода к управлению.
Победа в конкурентной борьбе, являющаяся закономерным итогом постоянной, а не разовой работы по реализации взвешенных и обоснованных решений, относится к ключевым стратегическим целям любой компании. Эта победа достигается за счет обеспечения конкурентоспособности, как самой компании, так и ее товаров и услуг.
В Российской Федерации наших дней наблюдается существенное повышение уровня конкуренции, что обусловливает постоянное для менеджмента организаций состояние поиска новых оригинальных идей, отвечающих современным рыночным условиям, а также непрерывную разработку рычагов повышения конкурентоспособности компании и ее продукции и инструментария, сообразного условиям конкуренции на определенном рынке.
Конкурентная среда характеризуется естественным для нее соревновательным состоянием, при котором неизбежно сталкиваются интересы компаний-товаропроизводителей, желающих максимизировать свою прибыль. Являясь основополагающей рыночной характеристикой, конкурентоспособность значительным образом воздействует на хозяйственную деятельность организации, предопределяя ее стремление к превосходству над компаниями-конкурентами, которое обеспечит им конкурентоспособность.
Реалии современного рынка характеризуются ужесточением конкуренции во всех сферах экономической деятельности, что обуславливает актуальность научных исследований и практической разработки концепций и методологий, способствующих созданию конкурентных преимуществ компании. Эффективность хозяйственной деятельности и возможность осуществления контроля рыночной ситуации остается за организациями, планомерно работающими в направлении формирования своих конкурентных преимуществ и подготовки предложений по наиболее эффективным системам управления, отвечающих намеченным целям предприятия, при существенном использовании ресурсов компании. Вследствие чего можно сделать вывод об актуальности темы, выбранной для написания квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы – выявление особенностей и направлений стратегического управления конкурентными преимуществами в современных условиях.
Для достижения поставленной цели, был определен ряд задач:
1. Установить сущность современного этапа внутрифирменного управления – стратегического управления.
2. Определить роль стратегического управления в развитии современного предприятия.
3. Выявить факторы и источники конкурентных преимуществ современных предприятий.
4. Установить методы анализа конкурентных позиций предприятий: проанализировать их преимущества и недостатки.
5. Дать организационно-экономическую характеристику ООО «Альфа-Страхование» и провести стратегический анализ компании.
6. Разработать рекомендации по совершенствованию стратегического управления конкурентными преимуществами ООО «Альфастрахование».
Объект исследования – стратегическое управление на современных предприятиях.
Предмет исследования – стратегическое управление конкурентными преимуществами современных предприятий.
Теоретической базой исследования выступают труды отечественных авторов, внесших вклад в развитие теории стратегического менеджмента: Маленков Ю.А., Фатхутдинов Р.А., Бунтовский С.Ю., Изварина Н.Ю., Миллер Н.А., а также зарубежных классиков Томпсона А.А., А.Дж. Стрикленда, М. Портера, И. Ансоффа и других. Кроме того, теоретической базой являются исследования, посвященные формированию и развитию конкурентоспособности предприятий, например, таких авторов как Агапова М.А., Аренков И.А., Егорова Л.С., Жукова М.А., Зенина Э.Е. Коршунова Г.В., Мансуров Р.Е., Спиридонова Г.В. и другие.
Методологической основой работы послужили положения экономической теории, теорий менеджмента, стратегического управления и конкуренции. Основными методологическими подходами исследования являются ситуационный, системный и аналитический подходы.
При обосновании и разработке положений ВКР автор применял следующие методы: экспертную оценку, наблюдение, сравнение, синтез, анализ отечественной и зарубежной литературы, измерение, индукция, классификация, систематизирование и некоторые другие.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, каждая из которых включает три параграфа. Кроме того, ВКР содержит введение, заключение и список использованных источников.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам стратегического управления и его актуальности в современных условиях.
Вторая глава носит аналитический характер – выявлены источники и факторы конкурентных преимуществ, методы оценки конкурентной позиции компании, а также способы повышения конкурентоспособности.
В третьей главе на основе стратегического анализа ООО «Альфа-Страхование» автор формирует рекомендации по совершенствованию стратегического управления конкурентными преимуществами компании, некоторые из которых могут быть использованы как рекомендации для страховой отрасли в целом.
Победа в конкурентной борьбе, являющаяся закономерным итогом постоянной, а не разовой работы по реализации взвешенных и обоснованных решений, относится к ключевым стратегическим целям любой компании. Эта победа достигается за счет обеспечения конкурентоспособности, как самой компании, так и ее товаров и услуг.
В Российской Федерации наших дней наблюдается существенное повышение уровня конкуренции, что обусловливает постоянное для менеджмента организаций состояние поиска новых оригинальных идей, отвечающих современным рыночным условиям, а также непрерывную разработку рычагов повышения конкурентоспособности компании и ее продукции и инструментария, сообразного условиям конкуренции на определенном рынке.
Конкурентная среда характеризуется естественным для нее соревновательным состоянием, при котором неизбежно сталкиваются интересы компаний-товаропроизводителей, желающих максимизировать свою прибыль. Являясь основополагающей рыночной характеристикой, конкурентоспособность значительным образом воздействует на хозяйственную деятельность организации, предопределяя ее стремление к превосходству над компаниями-конкурентами, которое обеспечит им конкурентоспособность.
Реалии современного рынка характеризуются ужесточением конкуренции во всех сферах экономической деятельности, что обуславливает актуальность научных исследований и практической разработки концепций и методологий, способствующих созданию конкурентных преимуществ компании. Эффективность хозяйственной деятельности и возможность осуществления контроля рыночной ситуации остается за организациями, планомерно работающими в направлении формирования своих конкурентных преимуществ и подготовки предложений по наиболее эффективным системам управления, отвечающих намеченным целям предприятия, при существенном использовании ресурсов компании. Вследствие чего можно сделать вывод об актуальности темы, выбранной для написания квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы – выявление особенностей и направлений стратегического управления конкурентными преимуществами в современных условиях.
Для достижения поставленной цели, был определен ряд задач:
1. Установить сущность современного этапа внутрифирменного управления – стратегического управления.
2. Определить роль стратегического управления в развитии современного предприятия.
3. Выявить факторы и источники конкурентных преимуществ современных предприятий.
4. Установить методы анализа конкурентных позиций предприятий: проанализировать их преимущества и недостатки.
5. Дать организационно-экономическую характеристику ООО «Альфа-Страхование» и провести стратегический анализ компании.
6. Разработать рекомендации по совершенствованию стратегического управления конкурентными преимуществами ООО «Альфастрахование».
Объект исследования – стратегическое управление на современных предприятиях.
Предмет исследования – стратегическое управление конкурентными преимуществами современных предприятий.
Теоретической базой исследования выступают труды отечественных авторов, внесших вклад в развитие теории стратегического менеджмента: Маленков Ю.А., Фатхутдинов Р.А., Бунтовский С.Ю., Изварина Н.Ю., Миллер Н.А., а также зарубежных классиков Томпсона А.А., А.Дж. Стрикленда, М. Портера, И. Ансоффа и других. Кроме того, теоретической базой являются исследования, посвященные формированию и развитию конкурентоспособности предприятий, например, таких авторов как Агапова М.А., Аренков И.А., Егорова Л.С., Жукова М.А., Зенина Э.Е. Коршунова Г.В., Мансуров Р.Е., Спиридонова Г.В. и другие.
Методологической основой работы послужили положения экономической теории, теорий менеджмента, стратегического управления и конкуренции. Основными методологическими подходами исследования являются ситуационный, системный и аналитический подходы.
При обосновании и разработке положений ВКР автор применял следующие методы: экспертную оценку, наблюдение, сравнение, синтез, анализ отечественной и зарубежной литературы, измерение, индукция, классификация, систематизирование и некоторые другие.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, каждая из которых включает три параграфа. Кроме того, ВКР содержит введение, заключение и список использованных источников.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам стратегического управления и его актуальности в современных условиях.
Вторая глава носит аналитический характер – выявлены источники и факторы конкурентных преимуществ, методы оценки конкурентной позиции компании, а также способы повышения конкурентоспособности.
В третьей главе на основе стратегического анализа ООО «Альфа-Страхование» автор формирует рекомендации по совершенствованию стратегического управления конкурентными преимуществами компании, некоторые из которых могут быть использованы как рекомендации для страховой отрасли в целом.
Необходимость фокусирования внимания менеджмента организации на внешнем окружении обеспечивает компании возможность быстрого реагирования и своевременной адаптации к рыночным изменениям, что является ключевым тезисом и отличительной особенностью стратегического управления в отличие от оперативного управления.
Стратегическое управление - это совокупность действий и решений, которые приводят к формулированию и реализации подходов, направленных на достижение целей организации. Это непрерывный процесс, который обычно связан с попыткой обеспечить соответствие организации меняющимся условиям таким образом, чтобы это было выгодно.
Сложность и многогранность такой категории, как конкурентоспособность, объясняет отсутствие единой трактовки этого понятия, поэтому во второй главе нашего исследования уделили особое внимание анализу разных определений конкурентоспособности. В основе различных авторских подходов лежат такие характеристики, на базе которых строится сущность определений, как конкурентоспособность товаров и услуг, конкурентный потенциал, доля рынка, потребительская привлекательность, отличительные свойства и признаки объектов, размер интеллектуального капитала, прибыль и прочие.
Конкурентоспособность компании это превосходство товаров и услуг компании над аналогами в конкретных сегментах рынка в определенный момент и потенциальное преимущество, достигнутое без вреда для финансового состояния компании, в разработке, производстве и продаже товаров и услуг, способных быть конкурентоспособными в дальнейшем.
К факторам конкурентоспособности организации относятся процессы и явления хозяйственной и производственной деятельности компании, а также социальной и экономической жизни общества, оказывающие влияние на изменение абсолютной и относительной величины производственных затрат, что в дальнейшем приведет к изменению уровня конкурентоспособности организации. При этом важно понимать, что это воздействие может оказывать влияние и в сторону возрастания уровня конкурентоспособности компании, и в сторону ее снижения. Благодаря анализу факторов влияния можно осуществить выбор методологии, способов и средств использования потенциала конкурентоспособности, а достижение конкурентного преимущества на базе рассмотренных факторов зависит напрямую от отрасли и эффективности их применения.
Управление конкурентоспособностью представляет собой целенаправленное воздействие на факторы, формирующие конкурентные преимущества различных объектов. В этой связи одной из важнейших задач становится выявление факторов, влияющих на конкурентные преимущества предприятия. Эти факторы частично являются одинаковыми для всех субъектов экономических отношений, а частично определены спецификой работы той или иной отрасли, сферы бизнеса и являются максимально возможными для абстрактной организации. Для конкретного предприятия количество конкурентных преимуществ может быть любым. Чем больше конкурентных преимуществ имеет организация перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность.
Среди разнообразных методологий анализа текущего состояния и конкурентоспособности компании существуют и такие, которые дают возможность оценить ее на тактическом уровне, к ним относится ряд методов комплексной оценки финансового и хозяйственного аспекта деятельности организации. Тем не менее, пока преждевременно говорить о существовании единых унифицированных методик и стандартов оценки и анализа положения дел на предприятии, так как усилия многих ученым, организаций и консалтинговых компаний, как отечественных, так и зарубежных, сосредоточены на разработке и внедрении собственных подходов к подобной оценке.
Основными методами повышения конкурентоспособности компании являются: постоянный инновационный процесс, усовершенствование выпускаемой продукции, соответствие выпускаемой продукции государственным и мировым стандартам качества, применение материалов и сырья высочайшего качества, обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала, повышение условий труда и мотивации сотрудников, маркетинговые исследования рынка, анализ деятельности компаний-конкурентов, эффективные рекламные каналы, регистрация товарного знака.
Группа компаний «АльфаСтрахование» обладает прочными позициями на рынке и большими перспективами для позитивной динамики развития организации в будущем, что обусловлено, прежде всего, опытом успешного функционирования группы на страховом рынке Российской Федерации на протяжении многих лет, существованием у организации рычагов воздействия на отечественный рынок страхования, партнерством с надежными финансовыми организациями, наличием корпоративной базы профессиональной подготовки сотрудников компании и безупречной репутацией.
По итогам SWOT-анализа были выявлены следующие направления совершенствования деятельности компании: расширение многообразия страховых продуктов, рост продаж в регионах, диверсификация продуктовой линейки, освоение новых каналов и кросс-продажи, организация единой IT-платформы, стратегические действия, расширение филиальной сети, сохранение и увеличение клиентской базы, сохранение и привлечение высококвалифицированных кадров и др.
Автором разработаны рекомендации по совершенствованию стратегического управления конкурентными преимуществами компании: развитие компетенций персонала, повышение уровня клиентоориентированности, формирование УТП с добавленной ценностью и т.д.
Стратегическое управление - это совокупность действий и решений, которые приводят к формулированию и реализации подходов, направленных на достижение целей организации. Это непрерывный процесс, который обычно связан с попыткой обеспечить соответствие организации меняющимся условиям таким образом, чтобы это было выгодно.
Сложность и многогранность такой категории, как конкурентоспособность, объясняет отсутствие единой трактовки этого понятия, поэтому во второй главе нашего исследования уделили особое внимание анализу разных определений конкурентоспособности. В основе различных авторских подходов лежат такие характеристики, на базе которых строится сущность определений, как конкурентоспособность товаров и услуг, конкурентный потенциал, доля рынка, потребительская привлекательность, отличительные свойства и признаки объектов, размер интеллектуального капитала, прибыль и прочие.
Конкурентоспособность компании это превосходство товаров и услуг компании над аналогами в конкретных сегментах рынка в определенный момент и потенциальное преимущество, достигнутое без вреда для финансового состояния компании, в разработке, производстве и продаже товаров и услуг, способных быть конкурентоспособными в дальнейшем.
К факторам конкурентоспособности организации относятся процессы и явления хозяйственной и производственной деятельности компании, а также социальной и экономической жизни общества, оказывающие влияние на изменение абсолютной и относительной величины производственных затрат, что в дальнейшем приведет к изменению уровня конкурентоспособности организации. При этом важно понимать, что это воздействие может оказывать влияние и в сторону возрастания уровня конкурентоспособности компании, и в сторону ее снижения. Благодаря анализу факторов влияния можно осуществить выбор методологии, способов и средств использования потенциала конкурентоспособности, а достижение конкурентного преимущества на базе рассмотренных факторов зависит напрямую от отрасли и эффективности их применения.
Управление конкурентоспособностью представляет собой целенаправленное воздействие на факторы, формирующие конкурентные преимущества различных объектов. В этой связи одной из важнейших задач становится выявление факторов, влияющих на конкурентные преимущества предприятия. Эти факторы частично являются одинаковыми для всех субъектов экономических отношений, а частично определены спецификой работы той или иной отрасли, сферы бизнеса и являются максимально возможными для абстрактной организации. Для конкретного предприятия количество конкурентных преимуществ может быть любым. Чем больше конкурентных преимуществ имеет организация перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность.
Среди разнообразных методологий анализа текущего состояния и конкурентоспособности компании существуют и такие, которые дают возможность оценить ее на тактическом уровне, к ним относится ряд методов комплексной оценки финансового и хозяйственного аспекта деятельности организации. Тем не менее, пока преждевременно говорить о существовании единых унифицированных методик и стандартов оценки и анализа положения дел на предприятии, так как усилия многих ученым, организаций и консалтинговых компаний, как отечественных, так и зарубежных, сосредоточены на разработке и внедрении собственных подходов к подобной оценке.
Основными методами повышения конкурентоспособности компании являются: постоянный инновационный процесс, усовершенствование выпускаемой продукции, соответствие выпускаемой продукции государственным и мировым стандартам качества, применение материалов и сырья высочайшего качества, обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала, повышение условий труда и мотивации сотрудников, маркетинговые исследования рынка, анализ деятельности компаний-конкурентов, эффективные рекламные каналы, регистрация товарного знака.
Группа компаний «АльфаСтрахование» обладает прочными позициями на рынке и большими перспективами для позитивной динамики развития организации в будущем, что обусловлено, прежде всего, опытом успешного функционирования группы на страховом рынке Российской Федерации на протяжении многих лет, существованием у организации рычагов воздействия на отечественный рынок страхования, партнерством с надежными финансовыми организациями, наличием корпоративной базы профессиональной подготовки сотрудников компании и безупречной репутацией.
По итогам SWOT-анализа были выявлены следующие направления совершенствования деятельности компании: расширение многообразия страховых продуктов, рост продаж в регионах, диверсификация продуктовой линейки, освоение новых каналов и кросс-продажи, организация единой IT-платформы, стратегические действия, расширение филиальной сети, сохранение и увеличение клиентской базы, сохранение и привлечение высококвалифицированных кадров и др.
Автором разработаны рекомендации по совершенствованию стратегического управления конкурентными преимуществами компании: развитие компетенций персонала, повышение уровня клиентоориентированности, формирование УТП с добавленной ценностью и т.д.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ ООО
«БЛЭК МЕДИА»
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - АНАЛИЗ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Стратегия формирования конкурентных преимуществ предприятия общественного питания сферы fast-food. На материалах ООО «Экопродукт» ресторан быстрого питания «Starks»
Главы к дипломным работам, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Разработка стратегии организации на основе развития ее конкурентных преимуществ (на примере компании «N1Sport», г. Пенза)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - УКРЕПЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Управление конкурентными преимуществами организации на отраслевом рынке (на примере ООО «Европласт»)
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2018 - Разработка мероприятий по формированию конкурентных преимуществ предприятия (на примере ООО «Современная электрика»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Повышение конкурентных преимуществ предприятия общественного питания на рынке г.Красноярска (на примере ООО «Нет проблем»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка стратегии формирования конкурентных преимуществ фирмы. На
материалах ИП Николенко И.П., магазин «Славяночка»
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



